• ноц59
  • инфоурок
  • перм край
  • россия

Диалог

ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


  •  

Обострение проблемы отношений педагога и обучающегося состоит в том, что доминирующей фигурой в образовании остается педагог императивного склада, несоответствующий духу времени и современной культуре. И соответственно, необходимо найти выход из сложившейся ситуации.

Основой новой парадигмы в образовании может стать воспитание толерантности, которое невозможно без организации эффективного диалога между взаимодействующими сторонами.

В связи с этим, принцип диалога начинает приобретать все проникающий характер. Так что же такое «диалог»?

Если обратиться к первоисточникам, то «диалог» (с точки зрения философии)- (греч. dialogos - беседа) - информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание.

Следовательно:

Диалог должен рассматриваться не только в качестве эвристического приема усвоения монологического знания и умения, но и определять саму суть и смысл передаваемых и творчески формируемых понятий.

Диалог должен получить реальный образовательный действенный смысл в качестве диалога культур, общающихся между собой - в контексте современной культуры, - в средоточии основных вопросов бытия, основных точек удивления нашего разума.

Диалог должен стать постоянно действующим аспектом в сознании обучающийся (и преподавателя), голосом поэта (художника) и теоретика и выступать основой реального развития творческого (гуманитарного) мышления.

Так как же организовать активный диалог на уроке? Дейл Карнеги советует: «Если вы намерены что-то доказать, пусть об этом никто не знает».

Значит, нужно учить детей так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые. Проявлять уважение к мнению обучающегося. Признавать за обучающимся право на ошибку. Никогда не говорить ему, что он не прав. Если ошиблись сами, признавать это быстро и решительно.

Если необходимо склонить обучающегося к вашей точке зрения, необходимо задеть его за живое, т.е. бросить вызов.

Главный диалог - это диалог с самим собой, т.е. тот диалог, который позволяет провести самооценку своих возможностей и выявить недостающие звенья в знаниях, умениях, навыках, необходимых на данный момент времени.

Следующий вид диалога - это диалог с окружающими. Этот вид диалога - необходимое средство в достижении поставленной цели. Только обладая умением договариваться, можно получить от человека все то, что необходимо: высокую оценку, дельный совет, престижную работу, благополучие в личной жизни и т.п.

Еще один вид диалога - это диалог с машиной (или диалог при помощи машины). В век всеобщей компьютеризации необходимо обладать информационной компетентностью. Т.е. компетентностью, основанной на владении компьютерными технологиями и технологиями обработки информации. При этом необходимо владеть культурой мультимедийного диалога.

 

Принципы организации учебного диалога

Педагогу требуется большое педагогическое мастерство, чтобы руководить диалогом, направлять его, допускать плюрализм мнений и свободу суждений. Сохраняя право на последнее (авторитетное) слово, педагог должен учить обучающихся «парадоксальному разуму культуры»: грамотному изложению своей точки зрения, терпимому отношению к возражениям и критике, монологическому развертыванию положений, умению четко и последовательно выстраивать аргументацию.

Существует ряд условий, без учета которых диалог не может быть эффективен.

Предмет обсуждения должен содержать внутренний потенциал для разворачивания диалога, то есть давать принципиальную возможность рассмотрения его с альтернативных точек зрения.

Важно направлять диалог в конструктивное русло. Нужно избегать псевдообсуждений (переключения внимания на другие темы), а также обучать аудиторию многостороннему видению проблемы

Обязательно соблюдение правил ведения диалога всеми его участниками. Необходимо выработать цивилизационные нормы сотрудничества и стремиться к их выполнению, избегая некорректного, оскорбительного поведения.

Ключевая роль должна принадлежать инициатору обсуждения. Когда тот не справляется с ролью ведущего, диалог перестает быть управляемым. Задача педагога — найти способ так организовать процесс обсуждения, чтобы не только выполнить учебные цели, реализовать сверхзамысел урока, но и сохранить свой авторитет, статус в глазах окружающих. Если педагог не ощущает в себе достаточных лидерских качеств, предпочтительнее перепоручить ведение разговора другому лицу.

Педагогический диалог требует заинтересованного отношения ко всем обучающимся, уважительного отношения к «я» ребенка. Не следует оставлять без внимания явные противоречия в высказываниях обучающихся, нелогичность их рассуждений, а также неаргументированные или необоснованные мнения. С помощью наводящих вопросов или тактичных реплик педагог может прояснить содержание высказывания сам, а также переадресовать возникшую проблему аудитории.

Для того чтобы учебный диалог состоялся, необходимо предварительно подготовить его участников. Во-первых, требуется эмоционально-психологическая настройка. Педагог должен объяснить специфику такой формы работы, снять поведенческие барьеры и др. Во-вторых, надо обсудить организационные вопросы (регламент диалогического урока, время и очередность выступлений и т. п.). В-третьих, важно провести предметную (содержательную) подготовку, чтобы обучающиеся владели учебным знанием, имели материал для дискуссии.

 

«Точки затруднения» в ходе диалога

Наибольшие затруднения обычно связаны с вхождением в диалог. Необходимым элементом структуры занятия является предварительное пояснение вопроса, проблемы, ситуации. Вводную часть надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у аудитории сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету.

При вхождении в диалог применяют несколько приемов. Например, предварительное обсуждение вопроса в малых группах. Иногда целесообразнее инициировать выступление обучающийся перед классом с докладом (сообщением), раскрывающим суть проблемы. Педагог может прибегнуть к краткому предварительному опросу. В качестве вводных приемов используют также ролевые игры, инсценировки, иллюстративный материал (диафильмы, фото- и кинофрагменты, аудиозаписи и пр.).

Все приемы по-своему эффективны, но не следует забывать о времени: организатору разговора нельзя зависать на каком-либо из вводных моментов, уходить от сути проблемы.

Основная часть учебного диалога является ключевой в решении поставленных задач (обсуждении проблем, вопросов, ситуаций). Педагогу необходимо знать о том, что обмен идеями, мнениями требует постоянного напряжения и внимания. Диалог редко протекает ровно, без эмоциональных всплесков или спадов. Наивысшего напряжения он достигает в критических (кульминационных) моментах — «точках удивления», мгновениях прозрения, откровения. Их важно суметь распознать по блеску в глазах детей. И надо постараться не дать ему погаснуть в «промежутке» разных логик и способов понимания.

Организатору стоит иметь в виду как продуктивные, так и непродуктивные приемы руководства ходом дискуссии. Генерация идей возрастает, когда педагог избегает психолого-педагогических ошибок:

  • дает достаточно времени, чтобы сосредоточиться и обдумать ответы (это может быть пять-семь секунд);
  • уходит от некорректных формулировок, вопросов, содержащих двусмысленность, неопределенность;
  • не обходит вниманием ни одного обучающийся и не игнорирует ошибочные ответы;
  • оперативно помогает в формулировании высказывания (обобщает факты, расширяет контекст, меняет направление размышлений, задает наводящие вопросы, проясняет реплики и т. д.);
  • разрешает возникающие межличностные разногласия, снимает трения, побуждает к углублению мысли, соотнося создаваемый диалог с виртуальным эталоном.

 

Средства удержания внимания и развития диалога

Основное средство удержания внимания и развития диалога — это вопросы, их вправе задавать не только организатор, но и другие участники обсуждения. Однако именно ведущий способен создать интерактивную ситуацию, вызвать ответную реакцию.

Также педагог может использовать такие приемы активизации мыслительной деятельности обучающихся, как: а) резюме сказанного по основной теме дискуссии; б) панорамный обзор представленных данных, фактических сведений; в) суммирование того, что уже обсудили, и определение вопросов, подлежащих дальнейшему рассмотрению; г) повторение, переложение сложных высказываний; д) анализ хода обсуждения материала.

Значительно помогают краткая фиксация опорных моментов на доске для детей с развитой визуальной памятью и запись опорных схем в тетрадях для обучающихся с ведущей моторной памятью.

Диалог нельзя просто оборвать со звонком на перемену. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного. Выводы фиксируют как по ходу, так и по окончании разговора. Желательно, чтобы они были краткие, но емкие, охватывали весь спектр идей-мнений.

Для проведения итоговой рефлексии можно использовать такие вопросы:

  • Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога?
  • В чем мы не достигли успеха и почему?
  • Отклонялись ли мы от темы?
  • Все ли принимали участие в обсуждении?
  • Были ли факты нарушения порядка во время ведения диалога? Кем и когда?

В системе уроков - дискуссий выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа.

 

 

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно