«Пермский научно-образовательный центр», ООО
Встречаться с людьми там, где они есть: это такая простая идея, но ее легко упустить из виду. Неспособность к обучению или другой тип диагноза не освобождает остальных из нас от необходимости обращаться к детям, чтобы встретиться с ними там, где они есть. Если бы мы проявили чуть больше терпения и понимания, подумайте о том, чего мы могли бы добиться. Если бы мы помнили, что у разных учеников разные потребности, когда мы формируем политику для наших школ, мы могли бы действительно повлиять на изменения. [www.scarymommy.com]
Детям с формальными диагнозами, такими как аутизм, синдром Аспергера, СДВГ, неспособность к обучению, расстройство сенсорной обработки и расстройство центральной слуховой обработки - наряду с теми, кому просто нужно двигаться во время обучения, - часто бывает сложно блистать в традиционном классе. Дети, которые совместно написали сценарий и снялись в этом видеоролике "Дорогой учитель", представляют таких учеников. Итак, они хотели поделиться с педагогами тем, как работает их мозг, и предложить простые способы, которыми учителя могут помочь.
Дифференцированное обучение – процесс организации учебно-познавательной деятельности учащихся, в которой методы и формы учебно-воспитательной работы, отбор содержания образования основаны на учете индивидуальных особенностей обучаемых (возможностей, способностей, потребностей, интересов и т.д.).
Процесс обучения представляет собой организацию и стимулирование учителем учебно-познавательной деятельности учащихся, преподавание и учение в их единстве и взаимосвязи. Обучение учащихся протекает под руководством учителя, по своей сути преподавание и является управлением учебно-познавательной деятельностью школьников. Эффективное осуществление учителем руководства учением во многом определяет результативность обучения в целом. Основное назначение преподавательской деятельности педагога состоит в управлении сознательной и активной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися познавательные задачи и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание образования в соответствии с поставленными задачами и целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения, использует многообразие обучающих методов и приемов, средств обучения, при помощи которых содержание образования становится достоянием школьников. Управляя процессом обучения, педагог проходит определенные этапы в соответствии со структурой учебного процесса и самой педагогической деятельности: планирование своей профессиональной деятельности и учебной работы учащихся, организация учебно-воспитательного процесса, регулирование, контроль, оценка и анализ результатов учебно-познавательной деятельности своих учеников, следовательно, и результатов своей работы.
Эффективность управления процессом обучения обеспечивается профессиональным использованием педагогических технологий, в частности, технологий дифференцированного обучения. Дифференцированное обучение позволяет полноценно осуществить личностно-ориентированный подход к обучению и воспитания, реализация которого обусловливает интенсивность, разносторонность и гармоничность личностного развития учащегося. Идеи дифференцированного обучения реализуются в разных педагогических системах и технологиях. В рамках дифференцированного обучения существуют технология уровневой дифференциации (разноуровневого обучения) и технология индивидуализации обучения.
Использование технологии уровневой дифференциации обеспечивает каждому ученику усвоение хотя бы базового уровня учебной программы. Для разноуровневого обучения характерна такая организация учебно-воспитательного процесса в школе, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его возможностей и способностей, образовательных потребностей.
До 2008 года, по сути, в каждой школе Республики Беларусь использовалась технология разноуровневого обучения. Учащиеся делились на подвижные и относительно устойчивые по составу группы, каждая из которых овладевала учебным материалом на определенном уровне: базовом (соответствует образовательным стандартам), повышенном, углубленном (профильное обучение в основной школе и старших классах, организуется на основе психолого-педагогической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей, родителей учащихся, а также самоопределения школьников). В настоящее время технология разноуровневого обучения сохранена только в отдельных школах, в основном дифференциация обучения с целью углубленного изучения предметов осуществляется через систему факультативов. Ведь для значительного большинства общеобразовательных школ характерно отсутствие организационных условий для реализации данной технологии (она достаточно затратная по использованию материальных средств, времени, при подготовке профессионально-педагогических кадров).
Технология индивидуализации обучения
Примером технологии индивидуализации обучения является адаптивная технология обучения, разработанная А.С. Границкой. Чтобы уяснить суть и содержание этой технологии, необходимо разграничить понятия:
Индивидуальное обучение – форма, модель учебного процесса, при которой учитель взаимодействует лишь с одним учеником. В массовой школе применяется очень ограниченно (обучение на дому, обучение девиантных детей).
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому учитель взаимодействует с отдельными учащимися (в ходе работы со всеми) по индивидуальной модели; создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учеников, но и для каждого ребенка в отдельности.
Индивидуализация обучения – организация учебного процесса, в котором выбор способов, приемов, темпов обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся.
Технология индивидуализированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
В технологии индивидуального обучения А.С. Границкой мы имеем дело с индивидуальным обучением, индивидуальным подходом к учащимся в обучении, индивидуализацией обучения. В то время как, например, в традиционной технологии обучения мы используем только индивидуальный подход как общепедагогический принцип.
Цели технологии:
· максимальная адаптация учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся;
· обучение учеников способам самостоятельной учебной работы, самоконтролю, самооценке, приемам исследовательской деятельности; улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
· сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его способностей (потенциальных возможностей).
В основу технологии индивидуального обучения А.С. Границкая поместила предположение, что в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60 – 80 % времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками. Гипотеза была проверена на экспериментальной площадке, подтверждена, в настоящее время технология используется как в общеобразовательной школе, так и в вузе (УСРС – управляемая самостоятельная работа студентов).
Сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по управлению самостоятельной работой всех учеников на основании учета индивидуальных возможностей, наклонностей и способностей школьников.
Этапы технологии:
- Изменение структуры урока – на объяснение нового материала отводится незначительная часть времени, чтобы объяснить материал в целом, тут же дается дифференцированное домашнее задание с комментарием и выполняется в классе, учитель в это время проверяет домашнее задание, выполненное к данному уроку. Учитель работает индивидуально с каждым учеником и одновременно наблюдает за работой всего класса. На таком уроке ученики могут работать в трех режимах: совместно с педагогом; самостоятельно, индивидуально; самостоятельно под руководством педагога.
- Взаимоконтроль учащихся. На этом этапе дети работают в группах, каждый ученик выполняет разные роли – участник, консультант, помощник, арбитр и т.д.
- Абсолютно самостоятельная учебная работа, самоконтроль (по специально составленному сетевому плану).
По-иному технологию А.С. Границкой называют адаптивной системой обучения (АСО), так как она позволяет максимально адаптировать учебный процесс к индивидуальности школьника.
В целом все вышеназванные технологии, используемые в рамках дифференцированного обучения, направлены на то, чтобы успешно учиться могли самые разные дети, чтобы обучение не было направлено на усредненного ученика. Позитивность данных технологий определяется также тем, что учитель, владеющий хотя бы одной из них, получает инструментарий эффективного управления процессом обучения не классом в целом, а каждого ученика в отдельности. [>>>]