«Пермский научно-образовательный центр», ООО
Впервые земельные эмблемы российских провинций появились на большой государственной печати Ивана IV Грозного (1530-1584), которая относится к последней трети XVI века. Появление этой печати было вызвано исторической необходимостью, где государственная печать (двуглавый орел), окруженная гербами земель, княжеств и городов русских, утверждает власть Московского царя. К сожалению, сама Большая Государственная печать XVI в. не сохранилась, и исследователи пользуются изображениями ее на сургучных оттисках, прикрепленных к грамотам мирных договоров между Россией и Швецией, хранящихся в Стокгольме. Имеется также оттиск Печати на письме Лжедмитрия I польскому шляхтичу Мнишеку.
Большая Государственная печать имела в центре изображение двуглавого орла с "ездецом" на груди; вокруг орла помещались печати царств и княжеств, входивших в состав Московского царства. Изображение печати было опубликовано в 1880 г. в книге "Снимки древних русских печатей".
Печать пермской земли изображала стоящего зверя, окруженного надписью "Печать Пермская". Изображения неотчетливые, и определить точно, что это за зверь, нет возможности. Большинство исследователей считает, что это не медведь, а зверь с длинным хвостом - лиса. Однако пермский гербовед Ю.К. Николаев уверен, что это молодой медведь, так как у фигурки массивное, мощное тело, в отличие от легкой грациозной лисы. [>>>]
Эмблема пермских территорий имеется и на саадачном покровце (покрывале) для парадного набора лука и стрел 1626 года. Здесь без сомнения изображен медведь, идущий вправо от зрителя, и надпись “Печать пермская”.
Саадачный покровец был изготовлен в 1626 году для царя Михаила Фёдоровича (1596-1645), на котором эмблема пермской земли - идущий вправо медведь.
Аналогичные эмблемы и надписи имеются на знамени 1666 г. и парадной тарелке 1675 года. Эти вещи имели парадный представительский характер. Таким образом, в конце XVI-XVII вв. за Пермской землей закрепляется эмблема в виде шагающего медведя.
Российские земельные эмблемы не сразу приобрели гербовую форму (в европейском варианте), были лишены геральдической раскраски. Но царь Алексей Михайлович (1629-1676) уделял им особое внимание как символам государственной принадлежности к Московскому государству. [>>>]
При царе Алексее Михайловиче, двор которого являлся проводником многих западных новшеств, русское общество начали приобщать к «геральдическому вкусу»: так, к примеру, было законодательно закреплено описание государственного герба России.
В 1666 году, или по другим данным в 1669 году, по именному царскому указу изготовлено необычное парадное знамя, отличавшееся от прежних государевых знамён тем, что соединяло церковную символику со светской.
Это так называемое «гербовное знамя» было «построено» из белой тафты, кайма знамени — малиновая. В середине в кругу изображён золотой двуглавый орёл под тремя коронами со скипетром и державой, на груди орла в щитке — «царь на коне колет копием змия». Ниже орла — вид Московского Кремля и надпись «Москва». На верхней кайме изображены Иисус Христос и два православных креста с подножием. Кроме того, на знамени нарисованы эмблемы земель, упомянутых в царском титуле, а также написан сам полный царский титул. Автором рисунка знамени являлся польский живописец Станислав Лопуцкий, в работе ему помогали его русские ученики Иван Безминов и Дорофей Ермолаев [>>>]
Саадак - набор вооружения конного лучника. Состоял из лука в налуче и стрел в колчане (иначе в туле), а также чехла для колчана (тохтуи или тахтуи). Был распространён у тюркских народов, монголов, а также на Руси до XVII века. Саадак представленный на фотографии, изготовлен в 1673 году мастером Прокофием Андреевым из кожи домашней козы и позолоченной ткани.
Пермский медведь на саадаке царя |
В Оружейной палате можно увидеть золотую тарелку, принадлежавшую царю Алексею Михайловичу (1629-1676). |
"Русские эмали 11-19 веков из собраний Государственных музеев Московского Кремля, ГИМа, Государственного Эрмитажа". М., 1974 г. |
До нас дошло имя кремлевского мастера, выполнившего эту искусную работу. Юрий Вилимов Фробос украсил тарелку восемью гербами земель России. На четырех из них – эмалевые изображения на золотых щитках, на остальных, наоборот, - золотые изображения на эмалевых щитках. Между гербами – подвешенные на лентах связки плодов и цветов с сидящими на них птицами и гербы малых земель России. [>>>]
В 1672 г. по повелению царя Алексея Михайловича при царском дворе появился т.н. «Титулярник» - книга, где был записан полный титул русского царя, сопровожденный миниатюрами, оформленными в виде гербов 33 территорий (княжеств, царств и земель, названия которых входили в царский титул).
Это были еще не гербы в полном смысле слова, скорее, эмблемы (в них нет гербовой стилизации, нарушается традиционная геральдическая ориентация фигур, геральдическая цветовая гамма). Эти “гербы” не имели и самого главного - они не отражали автономию и самоуправление этих областей. Тем не менее, геральдисты считают их древнейшими территориальными гербами. [>>>]
Герб Перми Великой, в отличие от более ранних изображений, усложнился. Впервые на спину идущего медведя было поставлено Евангелие с крестом над ним. Евангелие надвое разбивает надпись "Пермский". Т.е., отсутствует слово "печать", присутствовавшее на более ранних памятниках, да и само слово "Пермский" подразумевает естественное дополнение "герб". Медведь помещен между елок, а весь герб окружен изящным картушем. С тех пор сочетание идущего медведя со стоящим на его спине Евангелием стало постоянной эмблемой Пермской земли. [>>>]
Подлинные территориальные и городские гербы появляются в России лишь в XVIII в., когда в русской геральдике утверждаются общемировые принципы и правила. Русские геральдисты, разрабатывая территориальные гербы, принимали во внимание так называемые старые эмблемы из того же Титулярника. Пермская эмблема в нем была представлена в виде медведя, идущего влево от зрителя, с Евангелием на спине и надписью “Пермский”. [>>>]
Пермский герб на печати |
Так, на печати образованной в 1708 г. Сибирской губернии печать Пермской провинции была представлена в виде медведя с Евангелием на спине. В круг печати Сибирской губернии были вписаны три герба в овальных щитах: сибирский, вятский и пермский. Заметно, что разработчик печати хорошо знал эмблемы из "Титулярника". На Пермской эмблеме аналогична постановка фигуры медведя, изображение книги с овальной накладкой на обложке и крест по своей форме с деталями. Лишь медведь в отличие от изображения в "Титулярнике" идет геральдически вправо.
Но самой политически важной деталью, появившейся на пермском гербе, стала княжеская корона, увенчивающая овальный щит. Таким образом, подчеркивалась значимость бывшего княжества в административном устройстве новой губернии, несмотря на то, что Великопермское княжество еще в 1505 г. прекратило свое существование. [>>>]
Герб Пермских земель - фрагмент грамоты Петра Великого, 1711 год. |
Жалованная грамота Петра Первого канцлеру Г.И. Головкину на вотчину. Титульный лист. Оригинал. 1711 год. |
В 1730 г. в решении Военной коллегии о гербах, которые должны были быть нанесены на полотнища знамен пехотных полков, было записано: "Пермский – по-старому: белый медведь, над ним Евангелие золотое, а над ним крест серебряный, поле красное". Именно такое изображение украсило знамя Пермского пехотного полка.
Из книги «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск, с рисунками» под редакцией Александра Висковатова | Приложение 1. «Гербовник старый, по которым имеются знамена». Из книги Кирилла Татарникова «Знамена и гербы полков Российской армии (1725–1730)» |
Приложение 2. «Гербовник старый, малеванный без красок, по титулу». Из книги Кирилла Татарникова «Знамена и гербы полков Российской армии (1725–1730)» | Приложение 3. «Гербовник, который рисовал Сантий». Из книги Кирилла Татарникова «Знамена и гербы полков Российской армии (1725–1730)» |
В середине XVIII века Пермское наместническое правление выслало в Герольдию Сената проект герба город Перми: в щите изображен идущий медведь, на нем поставлено Евангелие, выше крест. Герб "изъявлял дикость нравов здешних обитателей коим возсияло христианское просвещение". Щит венчала княжеская корона. [15]
7 ноября 1775 г. правительственный указ под названием "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" ввел новое административное деление России и создал губернские, уездные и городские органы управления. Скоро среди правительственных указов и распоряжений появились постановления о гербах городов того или иного наместничества, губернии, области. Обычно вслед за указом об образовании наместничества следовал специальный указ о гербах, присваивающихся городам этого наместничества. За десятилетие 1775-1785 гг. в России было составлено и утверждено несколько сотен городских гербов. Этот процесс коснулся и Пермского наместничества.
После учреждения в 1780-1781 гг. губернского города Перми - центра Пермской губернии в 1783 году был принят герб города. Уже 13 октября 1781 года герольдмейстер Сената статский советник А.А. Волков направил Пермскому и Тобольскому генерал-губернатору Е.П. Кашкину письмо с просьбой дать сведения о наличие старых гербов в городах наместничества, или, при их отсутствии, об особенностях каждого места для сочинения новых гербов. В письме Волков утверждал о существовании старого герба Перми, он был хорошо ознакомлен с состоянием герботворческого вопроса в земле Пермской, и указал на старинный земельный герб, известный с 1672 г, когда он был помещен в "Титулярнике", как вариант герба для города Перми.
Чиновники Пермского наместничества учли историческую преемственность земельного герба Перми Великой, и написали в справке герольдмейстеру Волкову: "…бывшая Пермская провинция в древности составляла княжества, и герб бывшей провинциальной канцелярии изображен медведь, носящий Святое Евангелие с крестом. Когда учрежден и по какому повелению не отыскано, а уповательно изволяет дикость нравов здешних обитателей коим возсияло христианское просвещение". Далее излагалось географическое и геологическое описание края: "…много заключает в себе металлов, соляных промыслов … немалое количество и разного рода диких зверей … и принять сей щит и во оном вышеописанное изображение медведя, носящего Евангелие с крестом, и щит покрыт княжескою короною…".
Пермский городской герб был утвержден 17 июля 1783 г., но в указе княжеская корона была убрана. Вот его описание: “В красном поле серебряный медведь, на котором поставлено в золотом окладе Евангелие, над ним серебряный крест...”.
|
Одновременно были введены и гербы уездных городов Пермского наместничества, у которых пермский герб был внесен в верхнюю часть щита "в означении того, что те города принадлежат Пермскому наместничеству…". Т.о., земельный герб Перми Великой был узаконен как герб губернского города Перми.
21 апреля 1785 г. была опубликована Жалованная грамота городам. Им было дано самоуправление, и среди городских привилегий, жалованных императрицей Екатериной II, было право обладать гербом. После опубликования Городового положения 1785 г. гербы быстро включились в делопроизводство. Городские печати с конца XVIII в. до 1917 г. обычно несли изображение герба города.
После начала губернской реформы Екатерины II было налажено целенаправленное составление вновь образуемых гербов. К городским гербам подходили очень внимательно: тщательно проверяли, имел ли город герб ранее, кем пожалован. Если герба не было, обязательно запрашивали сведения о городе, на основании которых составляли новый герб.
Одновременно с гербом города Перми Высочайшим указом от 17 июля 1783 г. были учреждены гербы уездных городов Чердыни, Соликамска, Кунгура, Осы, Оханска, Обвинска как административных центров, входивших в состав Пермской области Пермского наместничества; и гербы городов Екатеринбург, Верхотурье, Алапаевск, Красноуфимск, Далматов, Камышлов Екатеринбургской области.
Герольдмейстер А.А. Волков знал о земельном гербе Пермском и гербах Екатеринбурга и Ирбита, как о гербах "старых". Для остальных городов гербы нужно было сочинять вновь. В двух письмах Волков просил генерал-губернатора Е.П. Кашкина о помощи в сочинении гербов городам Пермского наместничества, просил сообщить, какие особенности имеет каждое место: "порт или какии промысел, либо что из натуральных вещей реткое, или какой отменной исторический случай…". Кашкин ответил: "…предложено от меня Пермскому наместническому правлению" собирать "…надлежащие сведения к сочинению гербов городам Пермского наместничества…". Пермский генерал-губернатор Иван Ламб в "Рапорте" сообщил генерал-губернатору Кашкину о "собрании имеющихся в городах гербов", и что городничим разосланы указы: "…ежели имеют гербы, то представить оныя с описанием".
В результате активной деятельности Волкова, которая выразилась в почти двухлетней переписке, Пермское наместничество подготовило сообщение герольдмейстеру, содержащее "…надлежащие сведения к сочинению гербов городам Пермского наместничества…". Эти сведения хранятся в Государственном архиве Пермской области, в рукописи XVIII века. Там нет уточнения цвета, - это были лишь предложения Герольдии Сената без геральдического раскрашивания, выполненные чиновниками Губернского правления.
8 декабря 1856 г. был утвержден герб Пермской губернии, который, как и все губернские гербы, отличался от герба губернского города своим обрамлением-наметом и наличием над гербовым щитом императорской короны.
Текст указа гласит: "Герб Пермской губернии. В червленом (красном) поле серебряный идущий медведь, на спине его золотое Евангелие, на коем серебряный крест с четырьмя лучами. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентою". Т.о., исторический герб Пермской земли получил наконец-то официальный статус.
Кроме внешнего оформления существует еще одна существенная деталь, которая отличает и поныне гербы Пермского края и города Перми – в гербе города серебряный крест над Евангелием приподнят (парит), а в губернском (краевом) стоит на книге.
Медведь на пермском гербе шел влево от зрителя, в правую геральдическую сторону. Его серебряный цвет символизировал чистоту, невинность, мудрость и радость; золотой цвет Евангелия подчеркивал верховенство, величие, уважение и богатство; серебро креста символизировало непорочность и мудрость помыслов и целей; красный цвет геральдического поля утверждал право, мужество, любовь и храбрость. Весь герб целиком символизировал христианское просвещение диких пермских лесов, величие и мудрость их обитателей, их стремление к спокойствию и благосостоянию.
Во второй половине XIX века Пермской губернии использовался такой же герб с губернским обрамлением: императорской короной, дубовым венком и Андреевской лентой (формально именно такой герб не утверждался, хотя и был опубликован в ряде геральдических справочников; 8.12.1856 года утвержден был только титульный герб Пермского княжества).
Рисунок из т.н. "гербовника Бенке" - издания "Гербы губерний и областей Российской Империи", отпеч. по расп. министра внутренних дел в типографии А. Бенке, 1880
При советской власти все территориальные гербы вышли из употребления и только в 60-х годов ХХ века начинаются попытки создать новые городские гербы. Для их утверждения во многих городах создавались на общественных началах особые комиссии, в печати появлялось множество статей и заметок о городских гербах, публиковались рисунки, присылаемые на конкурсы.
Широкое распространение получило коллекционирование значков с дореволюционными и современными гербами городов.
Сама идея городского герба оказалась необыкновенно привлекательной. Не случайно к созданию городских символов подключились даже городские Советы, подчеркивая роль герба в "деле возбуждения гражданского чувства", рассматривая герб города как своеобразное наглядное пособие для патриотического воспитания граждан. В решениях городских Советов говорилось, что герб поможет развить у жителей чувство гордости за свой родной город, поможет им крепче полюбить его. Поэтому многие исполкомы городских Советов даже в те годы, когда существовало негласное отрицание идеи создания городских гербов, принимали решения о создании гербов, а Сессии депутатов городских Советов узаконивали их.
Городской герб становился визитной карточкой города, отражая перемены, произошедшие в его экономической и культурной жизни. Нередко новые гербы создавались и тем городам, которые имели их до 1917 г. - Коломне, Загорску, Москве, и, в частности, Перми.
Городское герботворчество "на местах" часто руководствовалось рекомендациями псевдоспециалистов по геральдике, считавших, что в рисунке герба непременно должно было отражаться прошлое, настоящее и будущее города. В результате конструкции новых гербов неимоверно усложнялись, перенасыщались деталями. Не соблюдалась геральдическая композиция (иногда даже отсутствовал гербовый щит), цветовая гамма не соответствовала геральдическим канонам. То же наблюдалось и при создании пермского герба. [>>>]
Конкурс гербов продолжался в течение нескольких лет, но проекты, выдвигавшиеся на него, не устраивали комиссию. В конкурсе участвовали художники, архитекторы, искусствоведы Прикамья, но не было ни одного историка, а уж тем более - специалиста по геральдике.
В 1969 году жюри остановило свой выбор на проекте членов Союза Художников СССР, главного художника Пермского книжного издательства Маргариты Вениаминовны Тарасовой и художника-иллюстратора, графика, члена Союза художников СССР Евгения Ивановича Нестерова.
Сессия Пермского городского Совета депутатов трудящихся утвердила этот герб Перми 25 сентября 1969 г.:
"Основой герба является геральдический щит, разделенный по вертикали на три полосы: синюю, красную, зеленую. Сочетание синего и красного означает принадлежность города к Российской Федерации, а синего и зеленого – природные богатства Прикамья, его речные просторы, бескрайние леса. В центре щита изображен памятник борцам за дело революции на Вышке в Мотовилихе. В основании центрального символа – торжественно-декоративная лента, несущая на себе щит с элементами герба губернского города Перми – идущим медведем си раскрытой над ним книгой. Вокруг центрального символа герба – золотое сияние, которое характеризует Пермь как центр высокоразвитой энергетической промышленности и машиностроения". Журналист Борис Назаровский с пафосом писал о новом гербе: "На старом Пермском гербе на медведе было водружено окованное золотом закрытое евангелие, призванное внушать покорность неграмотному в массе своей народу. На новом гербе Перми над медведем открытая книга – символ действительного просвещения. Сила трудового народа, соединенная с наукой, дала человеку могучую технику. И паровой молот – этот элемент памятника на Вышке – естественно возвышается над медведем и книгой. Но памятник на Вышке несет большую, чем могущество техники, смысловую нагрузку. У этого памятника покоятся борцы за дело рабочего класса, дело коммунизма. Их деятельность дала рабочему классу великую силу организованности. Наш герб в целом – символ все возрастающего могущества человека, который не забывает прошлого и уверенно идет в будущее. В то же время это наш, Пермский герб, своеобразный и неповторимый".
Да, действительно, пермский герб в отличие от многих других городских гербов того времени, достаточно выразителен, неповторим, и даже геральдичен (хотя наш главный гербовед Ю.К. Николаев считает, что советские гербы в лучшем случае можно считать индустриальными эмблемами, но не гербами). Единственное, что не учли авторы, это то, что на языке геральдики использование в гербе города памятника означает, что это вымерший или умирающий город.
Как ни странно, неодобрение общественности вызвало использование в индустриальном гербе медведя. Один журналист-краевед даже написал, что, даровав городу Перми эмблему в виде медведя, Екатерина II оскорбила пермяков, так как медведь – символ первозданной дикости, пригодной только для глубокого захолустья. Другой журналист-краевед Б. Назаровский в защиту этой эмблемы написал целую большую статью "Медведь на гербе Перми", где говорилось следующее: "Титул самодержцев… был таким пространным, что едва умещался на печатной странице. И всегда в нем были слова: великий князь Пермский. Если считать, что Екатерина II оскорбила пермяков, даровав им в качестве герба изображение медведя, то надо признать, что она оскорбила и себя: ведь она была великой княгиней пермской. Но в действительности не самодержцы всероссийские даровали пермякам медведя, а, наоборот, они взяли у пермяков медведя в свой герб".
В 1967 году был объявлен конкурс на разработку герба города Перми, который был продолжен в 1968 году и 25 сентября 1969 года III сессией XII созыва Пермского городского Совета депутатов трудящихся был утверждён советский герб Перми.
«Главным и неизменным элементом советского герба является эмблема нерушимого союза пролетариата и крестьянства — серп и молот. В гербе Перми эту идею несет центральное изображение — памятник борцам за дело революции на Вышке в Мотовилихе. Это уникальный памятник, характерный только для Перми. Он сооружен в 1920 году рабочими Мотовилихи по проекту участника революции Василия Гомзикова и символизирует единство и солидарность людей труда (паровой молот, серп, колосья) и возвещает о торжестве революционных принципов (флаг, венчающий композицию). Основой герба является геральдический щит, разделенный по вертикали на 3 полосы — синюю, красную, зелёную. Сочетание красного и синего означает принадлежность города к Российской Федерации, а синего и зелёного — природные богатства Прикамья, его речные просторы, бескрайние леса. В основании центрального символа — торжественно-декоративная лента, несущая на себе щит с элементами герба губернского города Перми — идущим медведем и раскрытой над ним книгой. Использование старого герба символизирует преемственность поколений, уважение к историческому прошлому города. Пермяки издавна утверждали культ медведя. Это ярко выражено в древнем искусстве городов Прикамья. По геральдической символике медведь — это сила, добродушие, предусмотрительность, а книга, раскрытая над ним, отражает культурные традиции края. Вокруг центрального символа герба — золотое сияние, которое характеризует Пермь как центр высокоразвитой энергетической промышленности и машиностроения. Герб содержит в основном пермские мотивы и может принадлежать только городу Перми». (из книги Меликаева В. И. и Сержана В. В. «Каталог современных гербов городов, поселков и сел СССР» части 1-6, Минск, 1989—1991 гг.)
Авторы герба: М. В. Тарасова и Е. И. Нестеров.
В к. ХХ – н. XXI в. в России возрождаются исторические земельные и городские гербы. Это естественный процесс, вызванный желанием восстановить историческую справедливость, не имеющий отношения к капризам той или иной политической власти.
23 декабря 1995 г. Законодательным собранием Пермской области был принят закон "О Гербе Пермской области", где записано: "Настоящий закон возрождает историческую символику Пермской области в качестве государственной…". Геральдическое описание герба Пермской области гласит: "Герб Пермской области представляет собой изображение серебряного медведя, идущего вправо, помещенного на червленом (красном) геральдическом щите; на его спине Евангелие в золотом окладе с изображением восьмиконечного креста, непосредственно венчающего Евангелие. Щит увенчан княжеской короной, обрамлен венком из золотых дубовых листьев, перевитых Андреевской лентой". Пермский герб стал важным институтом правового статуса области, как один из основных факторов исторической культуры пермяков.
***
В соответствии с Законом Пермской области "О Гербе Пермской области", решением Законодательного Собрания Пермской области от 21 ноября 1996 г. была образована Геральдическая комиссия Пермской области, призванная обеспечить единую политику в области геральдики, установить контроль за правильным использованием Герба Пермской области, оказывать методическую и практическую помощь муниципальным образованиям области в создании своей символики.
Совместно с администрациями городов и районов области членами геральдической комиссии, согласно правил геральдики, разработаны и утверждены гербы городов Перми, Чусового, Лысьвы, Красновишерска, Горнозаводска, Усолья, Чайковского, Чернушки, Добрянки, поселков Октябрьского, Березовки, Куеды, сел Орды, Елово, Частые и др.
Для органов местного самоуправления членами комиссии разработаны методические рекомендации по вопросам герботворчества. Проводятся регулярные консультации по вопросам гербовой и флаговой символики.
23 декабря 1993 года глава Администрации города Перми В. Е. Филь постановлением № 1840 восстановил исторический герб Перми, а 9 июня 1998 года Решением № 113 Пермской городской Думы было принято «Положение о гербе города Перми».
После проведенных в ноябре 2003 года референдумов, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 года N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" 1 декабря 2005 года был создан Пермский край, в состав которого вошли Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, преобразованный в Коми-Пермяцкий округ - административно- территориальную единицу с особым статусом.
20 сентября 2007 г. в связи с тем, что территория бывшей Пермской области вошла в состав нового субъекта РФ "Пермский край", Законодательным собранием Пермского края был принят Закон "О гербе Пермского края", по которому сохранен герб прежнего рисунка. [>>>]
В 1796 году Пермское наместничество было переименовано в Пермскую губернию.
В описании Российской империи Е. Зябловского (1815) герб губернии описан так: "Герб Пермской губернии представляет в красном поле серебрянаго медведя, на котором поставлено в золотом окладе Евангелие, а над ним серебряный крест».
Источник: "Статистическое описание Российской империи в нынешнем ея состоянии с предварительными понятиями о статистике и с общим обозрением Европы в статистическом виде" колл. советника и кавалера Е. Зябловскаго, 1815 г.
В итоге по указу 17 июля 1783 г. были приняты гербы городов Пермской губернии, составленные по предложениям чиновников правления Пермского наместничества. Императрица Екатерина II "высочайше" утвердила доклад Сената "О гербах городам Пермского наместничества" резолюцией "Быть по сему".
Гербы уездных городов Пермского наместничества в соответствии с правилом русской городской геральдики должны были иметь поле, поделенное пополам, и в верхней части иметь пермский губернский герб. Такую композицию изобрел товарищ герольдмейстера фон Энден в 1778 г., когда составлял гербы Ярославского наместничества, а новый герольдмейстер Волков окончательно закрепил его. Т.о., российские городские гербы приобрели форму, по мнению знатоков геральдики, невозможную для городского герба, т.к. при подобной композиции главной оказывалась эмблема наместнического города, а символ самого города играл второстепенную роль, когда должно было быть наоборот. [>>>]
Чердынь, бывшая столица Перми Великой известна с XV в., в XVI в. стала центром Чердынского уезда, и оставалась им до 1783 года. В сведениях о городе, поданных в герольдию Сената, говорилось, что жители "…имеют пропитания от постройки великого количества водоходных судов доставляющиеся на соляные промысла", но "…звериная ловля …главная в тамошних местах промысел …округа гориста и лесиста в коих зверей лось, олени, лисицы, соболи, куницы, горностаи, белки, бобры, росомахи и рыси …но платят государству ясак …соболями и лосиными кожами…". Чиновники правления предложили: "…в щите разделенныя на двое в верхней части гора каменистая зарослая лесом а в нижней части лось уязвленный в грудь стрелою". Герольдисты Сената в окончательном варианте герба оставили: "…В серебряном поле лось, означающая, что жители округа оного города промысел имеют звериною ловлею, и что платят ясак лосиными шкурами…". |
Соликамск был основан в 1430 г., с XVII в. стал центром Соликамского уезда, а с 1719 г. – центром Соликамской провинции Сибирской губернии. В конце XVII в. в Соликамске находился таможенный двор, где собиралась государственная пошлина со всех товаров, провозимых по Бабиновской дороге. Фасад таможенной избы украшал герб России - двуглавый орел "отбитый белым железом". На печати соликамского воеводы была "…изображена из облак рука держащая напряженный лук стрелою … и крестоподобная звезда". Пермские чиновники по поводу этого изображения отписали "…а по какому повелению оные знаки употреблялись известий не отыскалось в оном городе". Эта композиция известна по Титулярнику как герб Вятский, как вятская печать попала в воеводскую канцелярию Соликамска неясно, так как в состав Вятской провинции Соликамск не входил. Учитывая, что в городе имелись "…пространные известные соляные промыслы", пермские чиновники предложили "…в щите разделению на двое в верхней части изображены вышеописпнное прежний герб (вытский), а в нижних частях цирен или сковорода в которой вываривается из вынятого рассолу соль и колодез соляной показующий из быточество в той округе сей необходимый роду человеческому вещи". Герольдия Сената использовала в качестве геральдической эмблемы только соляной колодец. Описание утвержденного герба гласит: "В золотом поле соляной колодезь, с опущенным в него ведром для вынутия соли и означенными на оном соляными потоками". |
Кунгур в 1737-1781 г. Кунгур был центром Пермской провинции Сибирской губернии. О нем в Герольдию Сената отписали: "…Во оном городе Кунгуре до открытия Пермского наместничества состояло Пермской провинции воеводская канцелярия при которой имелось в печати вышеописанного изображения медведя носящего Евангелие с крестом…". Т.о., говорится конкретно о печати Пермской провинции, а не города Кунгура. О том, чем славен Кунгур, чиновники написали: "…при оном городе ничего примечания достойного неймеется, а округа оного места положения и плодоносна чего для герба оного города признается замечательно… рог изобилия с сыплющимися из него плодами… В верхней части помянутый изображения медведя…". В результате по указу 1783 г. герб Кунгура представлял собой "…Во второй части щита в голубом поле рог изобилия с сыплющимися из него колосьями разного хлеба, означающие плодоносие вокруг оного города". В отличие от предложенных неконкретных плодов были введены колосья хлеба, правда, в описании не указан цвет рога изобилия, но история сделала его золотым. |
Оса в XVIII в. входила то в Казанскую, то в Оренбургскую губернию, герба своего на печати воеводской канцелярии не имела, и обычно "употреблялся герб Российский". Само название города "Оса" и то, что "…вокруг города живут башкиры, которые имеют довольно пчел…" подало чиновникам идею изобразить на гербе "…в нижней части улей и около его летающие пчелы". Герольдия доработала эту идею, поставили улей на дерево: "…В серебряном поле стоящий на дереве улей, с летающими около оного пчелами, означающий, что жители сего города имеют довольно меда". |
Село Оханск при проведении губернской реформы Екатерины II стало центром Оханского уезда, и было преобразовано в город. Для гербовой темы был предложен "…промысел рыбной ловли большими сетями называемыми оханными". Именно от этого местного названия сетей "оханы" произошло название села. Герольдия приняла предложение без изменений и так описала герб Оханска: "В голубом поле рыболовные сети, мережи и саки, означающие, что жители сего города имели рыбный промысел". |
По губернской реформе Екатерины II, территории уездов делились по количеству жителей – в уезде должно было проживать 20-30 тыс. ревизских душ. Возникла необходимость создать уезд на территории между Соликамским и Пермским уездами. но здесь не было ни города, ни даже крупного населенного пункта, и решено было построить новый город. В ответе правления Пермского наместничества герольдии Сената было написано: "Город под сим названием (Обвинск) назначен быть на берегу реки Камы по которой проплывают все нагруженные солью суда из пермских соляных промыслов". Будущему городу предлагается герб "…в щите река по которой плывет оснащенное соляное судно". Герольдия Сената утвердила этот вариант, обозначив поле щита голубым. В XIX в. город Обвинск утратил свое административное значение и стал селом, но память о том, что он был уездным городом, сохранилась в виде герба. [>>>] |
Гербы городов Екатеринбургской области Пермской губернии |
|
Алапаевск – "В зеленом поле желтый молот, которым выделывается железо, означающий, что в сем городе находится железоделательный завод". |
Верхотурье – "В серебряном поле соболь со стрелою и буквой "В", означающею имя сего города. |
Далматово – "В голубом поле три золотых колокола, поставленных пирамидою, с надписью на них: "7 122 года", означающия, что сие место славно было по построенному в оном году Далматовскому Успенскому монастырю. |
Екатеринбург – "В зеленом поле серебряная плавильная печь и рудокопная шахта, означающие, что округа сего города изобильна разными рудами". |
Ирбит – "В верхней части в серебряном поле голубой Андреевский крест; в нижней части в красном поле положенные накрест сабля и меркуриев жезл золотые, означающие, первое, поражение сим орудием злодеев, а второе, упражнение в торговле жителей сего места". |
Камышлов – "В зеленом поле золотой стог хлеба с серебряным серпом и цепом, означающие хлебородие в округе оного города". |
Красноуфимск – "В зеленом поле сидящий на золотом суке серебряный сокол, означающий великое изобилие вокруг того города оных птиц". |
Шадринск "В серебряном поле куница, означающая изобилие промысла оными". |
Раздел подготовлен по материалам краеведческих изданий и ресурсов в сети Интернет: