• ноц59
  • перм край
  • skillspace.ru 1
  • россия

Развитие беспилотной авиации в РФ

Развитие беспилотной авиации в РФ: вчера, сегодня, завтра

Дайджест публикаций из интернет-СМИ в хронологическом порядке (по убыванию) за 2024 ● 2023 ● 2022 ● 2021 ● 2020 ● 2019 ● 2018 ● 2017 ● ...

Дайджест (англ. digest «краткое изложение, резюме» от лат. digerere «разделять») в СМИ — информационный продукт (издание, статья, подборка), который содержит краткие обзоры, аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передаётся содержание самых интересных публикаций за какой-то период. Формат удобен для ознакомления с основными новостями какой-то тематики, содержанием исследования. В более широком значении дайджест — это подборка выдержек из различных источников на определённую тематику. Слово дайджест входит в название ряда изданий, которые специализируются на перепечатке чужих материалов (как правило, в сокращённом и систематизированном виде). 

 

Нацпроект «БАС»

С 1 января 2024 г. в России запустился национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Проект определяет стратегию развития беспилотной авиации на период до 2030-2035 гг. На его реализацию предусмотрено федеральное финансирование в размере 696 млрд рублей (до 2030 г). 

В структуру нацпроекта входят пять федеральных проектов:

  • «Стимулирование спроса на отечественные БАС»
  • «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих»
  • «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС»
  • «Кадры для беспилотных авиационных систем»
  • «Фундаментальные и перспективные исследования в сфере БАС.

К концу 2030 года в школах России будет оборудовано 4872 специализированных класса и 380 центров практической подготовки. Организовать в учебных заведениях большие и малые полетные зоны для испытаний БПЛА, ремонтные станции, зоны 3D-печати и создать не менее 12 рабочих мест в классе, оснащенных компьютерами, — такие методические рекомендации опубликовало Министерство просвещения Российской Федерации:  https://edu.gov.ru.

 


2024


 

Минпромторг впервые распределил гранты на сертификацию гражданских дронов

Минпромторг подвел итоги конкурса на гранты, компенсирующие расходы на сертификацию гражданских беспилотников. Всего было подано 20 заявок от 12 организаций. Гранты в общем объеме 950 млн руб. получат четыре компании 

Сертификация БАС

Согласно поручению президента от декабря 2022 года, Росавиация должна сертифицировать не менее десяти типов БАС. Сначала сроки предполагали такую сертификацию до сентября 2023 года, затем были сдвинуты до конца года, а в декабре Росавиация и вовсе перенесла сертификацию на этот год. Как рассказывал в конце 2023 года глава Росавиации Дмитрий Ядров, основным барьером являются высокая стоимость и сроки реализации сертификации.

При этом ведомство совместно с госкорпорацией «Росатом» решили пересмотреть сам подход к сертификации, чтобы исключить «задвоение процедур». «Это позволит сократить сроки до шести месяцев, тогда как [первый сертифицированный в России в конце 2022 года беспилотник] БАС-200 сертифицировался полтора года», отмечал Ядров. Этот процесс, обошелся разработчику как минимум в 280 млн руб. (без учета собственных расходов разработчика). [https://www.rbc.ru/]

 

 

Минпромторг РФ опубликовал Паспорт национального проекта «Беспилотные авиационные системы»

  • См. Документы - https://minpromtorg.gov.ru/docs/docs/?amp%3BfileModalID=b1db9142-7173-4254-91b4-8f3d6b0702ab

pasport_nacionalnogo_proekta_bespilotnye_aviacionnye_sistemy.png

 

Как  проверить возможность и условия запуска БВС в определённой точке пространства?

В соответствии с требованиями пункта 108 Федеральных правил использования воздушного пространства, пользователь воздушного пространства (ВП) или его представитель может направить план полёта в органы обслуживания воздушного движения, в том числе и с использованием телефонной сети связи общего пользования или сети Интернет.

2024-07-08_16-48-34.png

С целью обеспечения этой возможности государственным провайдером аэронавигационного обслуживания – ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» внедрена Система представления планов полётов по сети Интернет и телефонной сети (СППИ) (интернет-ресурс: https://new.ivprf.ru).

Нормативная база с сайта sppi.ivprf.ru (Дата обращения 08.07.2024)

 

 

О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации, 13.02.24

Информируем пользователей воздушного пространства о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации. С 1 апреля 2024 г. для воздушной съемки нужно будет получить разрешение уполномоченного органа с последующим контрольным просмотром. Подробно для ознакомления: Федеральный закон от 30 января 2024 г. № 2-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". [rostransnadzor.gov.ru, 13 фев 2024 ]

 

popravki-vk-rf.jpg

  • ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС с изменениями на 30 января 2024 года.  Редакция, действующая с 1 апреля 2024 года - https://docs.cntd.ru/document/9040995

Статья 75_1. Получение разрешений на воздушную съемку и (или) другие способы дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна и использование полученных материалов  

1. Воздушная съемка и (или) другие способы дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна выполняются на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, которые установлены Правительством Российской Федерации и в которых получение таких разрешений не требуется.

2. Фото-, видеоматериалы и другие материалы, получаемые в результате выполнения воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна на основании разрешений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, подлежат контрольному просмотру, проводимому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

3. Правительством Российской Федерации устанавливаются:

1) случаи, в которых для выполнения воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна не требуется получения разрешений, указанных в пункте 1 настоящей статьи;

2) порядок получения разрешения на выполнение воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна;

3) порядок проведения контрольного просмотра фото-, видеоматериалов и других материалов, получаемых в результате выполнения воздушной съемки и (или) других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна.

(Статья дополнительно включена с 1 апреля 2024 года Федеральным законом от 30 января 2024 года N 2-ФЗ)

 

С 1 марта 2024 года вносятся изменения в Федеральные Правила использования воздушного пространства РФ, 29.01.24

С 1 марта 2024 года вносятся изменения в Федеральные Правила использования воздушного пространства РФ (http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102136..), упрощающие процедуры организации полётов для гражданских БВС:

Не будет требоваться подача представления и плана полёта в сельском хозяйстве при выполнении авиационно-химических работ на высотах до 30 метров от земной или водной поверхности и на удалении более 5 километров от контрольных точек аэродромов и 2 километров от посадочных площадок.

Минтрансом России по представлению субъектов РФ и органов местного самоуправления будут определяться специальные зоны полётов БВС на высотах менее 150 метров. Для визуальных полётов БВС массой менее 30 кг в этих зонах не будут требоваться разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Не будет требоваться подача представления и плана полёта при выполнении визуальных полетов БВС массой менее 30 кг на высотах до 100 метров и на удалении более 10 км от контрольных точек аэродромов и 2 км от посадочных площадок.

Не будет требоваться подача представления и плана полёта при выполнении визуальных полетов БВС массой менее 30 кг на высотах до 150 метров и вне:

  • запретных зон,
  • зон ограничения полетов,
  • специальных зон,
  • воздушного пространства над местами проведения в соответствии с ФЗ «О государственной охране» охранных мероприятий,
  • воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований.

Также у пользователей воздушного пространства появится возможность оперативно получать всю необходимую информацию для выполнения полета, включая разрешения органов местного самоуправления, с помощью цифровой платформы обеспечения деятельности по использованию воздушного пространства России.

Специалисты Росавиации и Госкорпорации по ОрВД принимали активное участие в подготовке данного документа. Изменения утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2023 № 1016 (http://publication.pravo.gov.ru/document/000120230628..). 

 

 

Нацпроект «Беспилотные авиасистемы» утвержден, на него выделят 696 млрд руб. до 2030 года

Нацпроект «Беспилотные авиасистемы» утвержден

Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» был утвержден 26 декабря, сообщил секретариат первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова ТАСС. Объем финансирования из федерального бюджета до 2030 года составит 696 млрд руб. К концу этого срока ожидается производство 32,5 тыс. гражданских авиабеспилотников в год.

Нацпроект и входящие в него пять федеральных проектов будут опубликованы в январе. «Нацпроект был окончательно утвержден и приведен к параметрам принятого федерального бюджета 2024–2026 годов на заседании проектного комитета 26 декабря 2023 года. Помимо этого, были устранены сутевые и методологические замечания ведомств и общественно-экспертного совета»,— сказали в секретариате.

Ожидается, что в 2024 году на нацпроект выделят 46,4 млрд руб., в 2025-м — 117 млрд руб., в 2026-м — 149 млрд руб. В бюджете на этот период предварительно предусмотрены суммы по 10 млрд руб. ежегодно. В секретариате господина Белоусова отмечают, что бюджет приведут к паспортным параметрам нацпроекта «в очередном бюджетном цикле 2025–2027 годов в течение лета—осени 2024 года».

Ожидаемый объем производства в 32,5 тыс. штук к концу реализации нацпроекта почти в три раза больше текущего объема. Планируется, что доля российских беспилотников составит 70% рынка. [>>>]

 

Нацпроект «Беспилотные авиационные системы»

  • Челябинский институт развития образования, chiro74.ru

С 1 января 2024 г. в России запустился национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Проект определяет стратегию развития беспилотной авиации на период до 2030-2035 гг. На его реализацию предусмотрено федеральное финансирование в размере 696 млрд рублей (до 2030 г). В следующие шесть лет в стране должна появиться перспективная самостоятельная отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников.

В структуру нацпроекта входят пять федеральных проектов:

  • «Стимулирование спроса на отечественные БАС»;
  • «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих»;
  • «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС»;
  • «Кадры для беспилотных авиационных систем»;
  • «Фундаментальные и перспективные исследования в сфере БАС».

Федеральные проекты предусматривают разработку и серийное производство отечественных БАС, создание крупных производственных центров, развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и дронопортов, а также подготовку кадров для беспилотной авиации. Каждый регион при этом разрабатывает свою программу применения БАС.

Методические материалы (Челябинский институт развития образования)

 

 


2023


 

Полный список запретов по регионам на полёты дронов/квадрокоптеров/БПЛА в России в 2022/2023

В данной статье мы собрали все действующие на текущий момент ограничения.

Полагаем, что грядёт ещё череда запретов. Ниже представлен список всех регионов, в котором вы можете найти свой и узнать, введён ли сейчас там запрет и какая ответственность лежит на нарушителях.

 

faxvs2g3uh3y1pvu2xost1ylw72236up.jpg

Список регионов РФ с запретами на полёты БВС (ред. от 05.04.2024)

- Амурская область с 21 декабря 2023 года
- Архангельская область со 2 мая 2023 года
- Астраханская область с 22 мая 2023 года
- Брянская область с 30 марта 2023 года
- Владимирская область с 27 апреля 2023 года
- Волгоградская область с 28 декабря 2022 года
- Вологодская область с 10 января 2024 года
- Воронежская область со 2 марта 2023 года
- Забайкальский край со 2 июня 2023 года
- Ивановская область с 13 июня 2023 года
- Иркутская область с 6 мая 2023 года
- Кабардино-Балкарская республика с 24 мая 2023 года
- Калужская область с 20 декабря 2022 года
- Камчатский край с 1 марта 2023 года
- Кемеровская область - Кузбасс с 26 мая 2023 года
- Кировская область с 29 декабря 2022 года
- Костромская область с 18 апреля 2023 года
- Краснодарский край с 7 декабря 2022 года
- Крым с 31 августа 2022 года
- Курганская область с 3 ноября 2022 года
- Курская область с 22 мая 2023 года
- Ленинградская область с 5 мая 2023 года
- Липецкая область с 31 мая 2023 года
- Магаданская область с 19 декабря 2022 года
- Москва и Московская область с 3 мая 2023 года
- Мурманская область с 10 апреля 2023 года
- Ненецкий автономный округ с 9 июня 2023 года
- Нижегородская область с 14 ноября 2023 года
- Новгородская область с 22 ноября 2022 года
- Омская область - решение оперативного штаба от 26 мая 2023 года.
- Оренбургская область с 31 декабря 2022 года
- Орловская область - решение оперативного штаба от 18 октября 2023 года
- Пензенская область с 7 марта 2023 года
- Пермский край с 19 июня 2023 года
- Приморский край с 28 ноября 2023 года
- Псковская область с 21 июля 2023 года
- Республика Адыгея с 9 марта 2023 года
- Республика Башкортостан с 4 мая 2023 года
- Республика Бурятия с 10 марта 2023 года
- Республика Дагестан с 27 сентября 2023 года
- Республика Карелия с 5 мая 2023 года
- Республика Марий Эл с 6 декабря 2022 года
- Республика Мордовия с 10 ноября 2022 года
- Республика Северная Осетия — Алания с 29 декабря 2022 года
- Республика Татарстан с 25 ноября 2022 года
- Республика Хакасия с 28 августа 2023 года
- Ростовская область с 22 декабря 2022 года
- Рязанская область с 7 ноября 2022 года
- Самарская область с 30 января 2023 года
- Саратовская область с 29 мая 2023 года
- Сахалинская область с 25 апреля 2023
- Свердловская область с 30 ноября 2023 года
- Смоленская область - использование беспилотных воздушных судов на территории Смоленской области органами и организациями, не указанными в пункте 1 настоящего Указа, допускается только на основании решения оперативного штаба
- Ставропольские край с 27 марта 2023 года
- Тамбовская область с 10 января 2023 года
- Тульская область с 2 ноября 2022 года
- Тюменская область с 29 сентября 2023 года
- Удмуртская республика с 7 марта 2023 года
- Ульяновская область - использование на территории Ульяновской области беспилотных воздушных судов допускается только при наличии согласования органами местного самоуправления и оперативного штаба
- Хабаровский край с 3 мая 2023 года
- Челябинская область - решение оперативного штаба от 11 апреля 2023 года
- Чеченская республика с 7 июля 2023 года
- Чувашская республика с 6 декабря 2022 года
- Чукотский автономный округ с 12 декабря 2023 года
- Ярославская область с 29 декабря 2022 года

 

Какие регионы запретили использовать дроны и что грозит нарушителям

Запреты на беспилотники в целях безопасности регионы стали вводить еще в 2022 году. РБК разбирался, где действуют ограничения и что грозит их нарушителям

347023697805679.png

  • К середине декабря 2023 года запрет на использование беспилотников ввели 68 регионов, www.rbc.ru

 

Что грозит за нарушение запрета на использование беспилотников

Административные санкции за нарушение использования воздушного пространства описаны в ст. 11.4 КоАП (с оговоркой — если действие не содержит уголовно наказуемого деяния):

  • штраф за нарушение пользователем федеральных правил использования воздушного пространства предусмотрен для граждан в размере 20–50 тыс. руб., для должностных лиц — 100–150 тыс. руб., для юрлиц — 250–300 тыс. руб. (либо им могут назначить приостановку деятельности на срок до трех месяцев).
  • штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление подобной деятельности, предусмотрены для граждан в размере 30–50 тыс. руб., для должностных лиц — 50–100 тыс. руб., для юрлиц — 300–500 тыс. руб. (либо приостановка деятельности на срок до трех месяцев).

Уголовная ответственность за использование воздушного пространства без разрешения (когда такое разрешение требуется по закону), описана в ст. 271.1 УК РФ. Если такие действия повлекли по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, предусмотрен тюремный срок до пяти лет, если повлекли по неосторожности смерть двух и более лиц — срок до семи лет. [www.rbc.ru]

 

Дрон самый

Реестр производителей беспилотников потребует сертификатов и денег

Минпромторг определил для разработчиков и производителей беспилотников критерии попадания в единый реестр, открывающий доступ к субсидиям и госзаказу. Министерство предлагает включать в реестр только тех, кто получает от продажи беспилотников не менее 40% выручки, и тех, кто смог оформить сертификат на свои дроны. Участники рынка считают, что критерии могут отсечь крупные компании с диверсифицированным бизнесом. Требование о сертификации, считают в отрасли, приведет к «засилью опытных образцов из китайских запчастей», что минимизирует дальнейшие попытки импортозамещения.

Минпромторг подготовил правила формирования единого реестра производителей и разработчиков беспилотных авиационных систем (БАС), который должен вступить в силу с января 2024 года.

Попадание в реестр важно, поскольку участники реестра смогут претендовать на субсидии, налоговые льготы и участие в госзаказе (см. “Ъ” от 7 июня). Так, нацпроект до 2030 года предполагает, что инвестиции в развитие гражданских беспилотников в этот период составят свыше 800 млрд руб., в том числе около 700 млрд руб. из бюджета.

Минпромторг предлагает три критерия — компания должна быть российской, иметь сертификат типа на БАС (для разработчиков) и получать не менее 40% выручки от их выпуска (для производителей).

Пока единственным сертифицированным беспилотником в РФ остается БАС-200 «Вертолетов России». Избирательное требование сертификата типа необоснованно и избыточно, считает глава профильной ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев. По его мнению, достаточно допускать БАС к эксплуатации на основании акта оценки единичного экземпляра или декларации соответствия для агродронов. Речь идет о проверках только по ключевым критериям, характеризующим данную категорию беспилотников с учетом специфики их применения, говорит гендиректор «Консорциума БАС» (СП «Почты России» и «Сколково Капитал») Денис Барышников.

Сейчас российские беспилотники в большинстве своем собираются из китайских комплектующих. Любое изменение конструкции — это дорогая и долгая повторная сертификация, добавляет Глеб Бабинцев. То есть сертификация типовых БАС «лишь снизит стимулы и возможности для реального импортозамещения». К тому же сейчас при быстрой смене технологий почти невозможно определить и зафиксировать типовую конструкцию, поскольку заказчики не готовы полностью сформулировать требования к сценариям применения.

Второе требование по доле выручки может оставить вне реестра крупные холдинги, в которых именно производство беспилотников не занимает основную долю выручки.

Это, например, АО «НПП Радар ммс», «Геоскан», «Финко», «Транспорт Будущего» (ЭФКО) или «Аэромакс» (АФК «Система»). В таких крупных компаниях с миллиардными оборотами доля выручки от БАС может составлять единицы процентов. Причем многие предприятия производят технику для себя и зарабатывают в основном на предоставлении услуг, добавляет Глеб Бабинцев.

Еще одним слабым местом проекта реестра эксперты считают слишком узкий перечень того, что именно признается БАС и комплектующими к ним. В перечень не попали, в частности, станции заправки агродронов, спецсредства транспортировки, грузовая тара и другие элементы.

«Аэронекст» планирует обсудить документ на заседании общественно-экспертного совета нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» и передать предложения по его доработке авторам постановления и в правкомиссию по беспилотникам. В Минпромторге “Ъ” сообщили, что обсуждение проекта с отраслевым сообществом продолжается и «предприятия отрасли БАС могут направить свою позицию в Минпромторг».

Без доработки создание подобного реестра может привести к риску значительного укрупнения имеющихся сильных игроков БАС и ослабление возможностей для развития молодых компаний и стартапов, отмечает гендиректор «Центра беспилотных технологий» Александр Тараканов: «Мелкие игроки будут либо поглощаться большими, либо не получат развития вовсе».

Коммерческий директор «Лаборатория будущего» из «НТИ Аэронет» Павел Камнев добавляет, что для развития поставщиков второго и третьего уровня можно ввести для попадания в реестр необходимость соответствовать минимальным требованиям по локализации (см. “Ъ” от 13 июня), но для этого необходимо сперва определить критерии. Риски закрытия некоторых пунктов «для галочки» и недобросовестной конкуренции есть всегда, говорит он, но «это вопрос к тем, кто будет контролировать соблюдение правил». В целом, каждый пункт, кроме требования российского происхождения компании, может обернуться проблемами, соглашается глава «Курсира» Виталий Муниров.

С другой стороны, участники рынка согласны, что реестр должен существовать, чтобы защитить инвестиции государства в отрасль. Если в реестр будут включать отдельные структуры крупных корпораций, выделенные под производство БАС, глобальных сложностей со вступлением в реестр не будет, считает глава «Флай Дрона» Никита Данилов.

Формирование реестра необходимо для реализации целевых мер поддержки от государства для производителей, заключает гендиректор «Геоскана» Алексей Юрецкий. Чтобы меры заработали, нужно выделять компании по набору критериев, добавляет он. Важно найти те показатели, которые не оставят «за бортом» действующих российских разработчиков и производителей, но отсеют «интеграторов» с готовыми иностранными решениями. С этой точки зрения он поддерживает критерий по доле выручки, так как он подтверждает, что деятельность в сфере БАС — одна из основных для организации. Для крупных многопрофильных компаний этот показатель может быть недостижим, и нужно предложить другой.

Государство в первую очередь сосредоточилось на том, чтобы в реестр попали производители БАС, чьи системы предназначены для использования в интересах госпотребителей, отмечает гендиректор «Аэромониторинг Мастер» Олег Шилов.

Производители комплектующих и ПО рассматриваются как второстепенные, а реестр для компаний, которые предлагают услуги с помощью БАС, пока не предусмотрен, хотя именно услуги сейчас формируют основной доход отрасли, добавляет он. Но пока такой подход Олег Шилов считает объяснимым и рассчитывает, что условия будут «корректироваться по мере развития рынка». [www.kommersant.ru,  22.11.2023]

 

В Москве открыли образовательный центр по обучению пилотированию БПЛА

  • © Андрей Карташов, ТАСС, 2 октября 2023

Обучение будет проходить более 240 часов

МОСКВА, 2 октября. /ТАСС/. Федерация гонок дронов России и "Ростелеком" открыли образовательный центр по обучению пилотированию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом сообщает корреспондент ТАСС с места событий.

"Гонками дронов мы занимаемся пятый год и только сейчас сможем профессионально готовить пилотов. Обучение проходит более 240 часов. Ребята приезжают со всех уголков страны, и это будет поставлено на поток, скоро мы увидим большое количество профессионалов", - сказал президент Федерации гонок дронов России Илья Галаев журналистам.

Объект находится в индустриальном парке "Руднево" в Москве.

Гонки дронов войдут в перечень дисциплин "Игр будущего", которые пройдут с 23 февраля по 3 марта 2024 года. Соревнования примет Казань, они будут проводиться по новым дисциплинам с использованием современных технологий, цифровой среды и физической активности. Формат соревнований подразумевает использование последних разработок в области киберспорта, робототехники, дополненной и виртуальной реальности, информационных технологий и искусственного интеллекта. [>>>]

 

РИА НОВОСТИ:

 

 

Регионам дали три месяца на разработку программы развития беспилотных авиасистем

66 регионов включились в работу по формированию гражданского госзаказа

Субъектам РФ во взаимодействии с Минпромторгом России необходимо разработать и утвердить региональные программы развития беспилотных авиасистем в срок до 1 октября. Такое поручение дал первый зампредседателя правительства Андрей Белоусов на проведенном заседании президиума правительственной комиссии по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) в субъектах РФ.

"Сейчас субъекты РФ с разной скоростью включаются в эту работу. Очевидно, что многие направления, связанные с созданием рынков, наземной инфраструктуры, научно-производственных центров, находятся в руках регионов", — отметил на совещании Андрей Белоусов. [www.ato.ru, 3.07.2023]

 

Гонки дронов - новый вид спорта? Да!

20 июня 2023 года дрон-рейсинг был признан видом спорта и стал самостоятельной спортивной дисциплиной в России, соответствующий Приказ от 20.06.2023 № 437 опубликован на официальном портале правовой информации. Ранее – 11 ноября 2022 года заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко поручил расширить список обязательных дисциплин комплекса ГТО, включив туда управление беспилотником. [>>>]

000001_4_1.png

 

Минспорт России, «Синергия» и Федерация гонок дронов России займутся развитием в стране инновационного вида спорта

img_2395_1.jpg

Министерство спорта Российской Федерации, Корпорация «Синергия» и Федерация Гонок Дронов России договорились о развитии индустрии гонок на дронах и реализации спортивных проектов.

«Вовлечение людей в занятия спортом и физической культурой, – приоритет деятельности министерства. Беспилотные технологии становятся важной частью жизни современного человека, поэтому важно обеспечить соответствующую государственную поддержку этого направления спортивной сферы. Реализация мероприятий подписанного соглашения будет способствовать раскрытию новых талантов и повысит интерес широкой аудитории к гонкам на дронах в России.» – сказал заместитель министра спорта России Одес Байсултанов. [www.corporation.synergy.ru, 15.06.2023]

 

Гонки-дронов включены в "Игры Будущего" 2024

 

Совещание по развитию беспилотной авиации, 27.04.2023

27 апреля 2023 года Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совещание по развитию беспилотной авиации. "Задача нового национального проекта – использовать весь технологический потенциал перспективной индустрии для укрепления безопасности страны, для роста эффективности отечественной экономики, для повышения качества жизни людей." – подчеркнул Президент.

 

 

Участники рынка БАС в России

  • Сайты ведущих российских разработчиков и производителей БАС, а также тематические интернет-ресурсы по теме БПЛА

nti-aeronetru.jpg

aeronet_1.jpg

y6zcmfzpvce.jpg

Официальный сайт рабочей группы Аэронет
Национальной технологической инициативы - https://nti-aeronet.ru/

Информационно-аналитический портал развития БАС - https://аэронет2035.рф/

ГК «Геоскан» - - www.geoscan.aero

aerohepl_vk.jpg

aeronest.jpg

sajt_aerokon.jpg

Институт воздушного и космического права AEROHELP - https://russiandrone.ru 

в ВК - https://vk.com/aerohelp_institute

Ассоциация работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем "АЭРОНЕКСТ"
 - https://aeronext.aero/

Компания АО «АЭРОКОН» на базе Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н.Е. Жуковского - http://aerocon.ru/

2024-03-01_16-32-03.png

2024-03-01_16-32-42.png

 

ПАО "Яковлев" - https://yakovlev.ru/

ПАО "ИЛ" - https://www.uacrussia.ru/ru/

 

 

Сайты по теме БАС в РФ


https://аэронет2035.рф/ - информационно-аналитический портал развития БАС

Актуальная информация о российских беспилотниках и их производителях, успешные кейсы и сценарии использования, поиск по сферам применения и отраслям, аналитика рынка беспилотных авиационных систем.

 

 

 

Презентация организаций в сфере беспилотных авиасистем

На территории индустриального парка «Руднёво» состоялась встреча Владимира Путина с представителями организаций в сфере беспилотных авиационных систем.

 

Владимир Путин обсудил с предпринимателями развитие беспилотной авиации России

kmv18644.jpg

 
В индустриальном парке «Руднево» в Москве, где расположен федеральный центр беспилотных авиасистем (БАС), прошло совещание «Аэронет 2035» во главе с президентом Владимиром Путиным.
На нем обсуждались вопросы развития в стране беспилотной авиации. В нем приняли участие первый вице-премьер Андрей Белоусов, помощник президента России Максим Орешкин, спецпредставитель президента России по вопросам цифрового развития, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков, а также российские предприниматели и инвесторы. В их числе - председатель правления группы компаний «Геоскан» Алексей Семенов, глава «Аэромакс» Андрей Шевченко, замдиректора НИЦ «Аэроскрипт» Андрей Яблоков, гендиректор группы компаний «ИнЭнерджи» Алексей Кашин, глава ГТЛК Евгений Дитрих, гендиректор «Газпромнефть-Снабжение» Дмитрий Потапов. [asi.ru, 28.04.2023]
 

Пять федеральных проектов составят нацпроект по развитию БАС в России

Минтранс, Минпромторг и Миноборнауки разрабатывают федеральные проекты, которые составят национальный проект развития беспилотных авиационных систем в России, рассказал журналу «Вестник ГЛОНАСС» директор АНО «Аналитических центр» «Аэронет» (Инфраструктурный центр), президент «Московского Космического Клуба» Сергей Жуков.

«В сумме должно быть пять федеральных проектов, которые составляют национальный проект развития отрасли беспилотных авиационных систем. Пока мы получили проект только от Минпромторга», — сказал он.

Как уточнил Жуков, два федеральных проекта должны быть разработаны Минпромторгом России — «Стимулирование спроса на отечественные БАС» и «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих». Два Минтрансом — «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС» и проект по аэронавигации. И один Минобрнауки — «Кадры для беспилотных авиационных систем».

Национальный проект по развитию беспилотной авиации в России должны утвердить до 1 сентября 2023 года.

Ранее «Известия» сообщили, что также Минтранс подготовил паспорт федерального проекта по развитию инфраструктуры для полетов беспилотных авиационных систем. Уже выбраны первые девять аэродромов, с которых начнется внедрение систем, которые затем будут распространены на аэродромы по всей России. [vestnik-glonass.ru, 25.04.2023]

 

В Новосибирской области прошел проектно-образовательный интенсив «Архипелаг»

С 28 июля по 7 августа 2023 года в Новосибирской области прошел проектно-образовательный интенсив «Архипелаг» по теме создания и развития новой масштабной индустрии беспилотных авиационных систем (БАС). 

arhipelag_2023_sajt.jpg

 

К 2030 году более 20 тысяч педагогов в сфере беспилотных авиационных систем появятся в колледжах и школах

2023-09-18_13-47-50.png

 


2022


 

В России создали свыше 100 видов беспилотников

Задачей следующего года станет их совершенствование, заявил спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков

МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Количество отечественных образцов беспилотников, созданных в стране, сегодня достигло 110, задачей следующего года станет их совершенствование. Об этом в четверг на церемонии объявления победителей премии "Технологический прорыв" ("Технопрорыв 2022") сказал специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, генеральный директор Платформы Национальной технологической инициативы Дмитрий Песков.

"У нас [в РФ] сегодня порядка 110 разных [беспилотных] машин. <…> На следующий год задача - это чтобы они стали летать дешевле, дальше и быстрее", - сказал Песков.

Платформа НТИ, Фонд поддержки проектов НТИ, Агентство стратегических инициатив и правительство Москвы с 20 по 27 ноября провели на ВДНХ выставку "Аэронет 2035", посвященную передовым отечественным разработкам в сфере беспилотных авиационных систем (БАС) для логистики, лесного и сельского хозяйства, сбора геоданных и других задач. В ней приняли участие 130 компаний.

Разработчики БАС также вошли в число лауреатов ежегодной российской премии "Технологический прорыв", церемония награждения которых проходит в четверг в Москве. В числе отмеченных проектов - первый российский тяжелый беспилотный вертолет. [>>>]

 

«Аэронет 2035» с 22 ноября по 27 ноября 2022

Выставка «Аэронет 2035» — первая выставка-презентация технологических продуктов и решений в сфере беспилотных авиационных систем. Дни посещений: 22 ноября по 27 ноября 2022. Часы работы: 11:00–22:00 ежедневно, кроме понедельника. Место проведения выставки: Москва, проспект Мира, 119, ВДНХ, павильон №34 «Космос».

Выставка «Аэронет 2035» 22-27 ноября в центре «Космонавтика и авиация» на ВДНХ. Посетители познакомятся с передовыми отечественными разработками в сфере беспилотных авиационных систем (БАС) для логистики, лесного и сельского хозяйства, специального назначения и сбора геопространственных данных. Участие в выставке принимают 130 компаний, которые продемонстрируют порядка 200 разработок в области беспилотных авиационных систем. Организаторами мероприятия выступают АНО «Агентство стратегических инициатив» (АСИ), АНО «Платформа НТИ», АНО «Фонд НТИ» и Правительство Москвы. [>>>]

 

Тестирование городских дронов в Сколкове – результаты

На территории, отведённой под тестирование беспилотных авиационных систем (БАС), развёрнут прототип будущей цифровой диспетчерской и опробованы различные цифровые сервисы обеспечения безопасности полетов беспилотников в условиях городской среды, сообщает пресс-служба «Сколково» в среду.

Напомним, в мае Московский инновационный кластер заявил о создании при участии правительства Москвы и фонда «Сколково» зоны тестирования дронов, где московские разработчики смогут опробовать свои решения и масштабировать бизнес в приоритетной для столицы сфере авиатехнологий.

Как говорится в сообщении «Сколково», мониторинг движения беспилотников в воздушном пространстве тестовой зоны осуществляется из единого диспетчерского центра. На серверах инновационного центра установлены функциональные модули IT-системы, а на беспилотниках — транспондеры и трекеры 4G и 5G.

Отмечается, что в 2022 году были сформированы «основные подходы, которые могут быть реализованы при создании среды городской аэромобильности», и сейчас начинается «тестирование перспективных технологических решений для создания инфраструктуры будущих пилотных зон городской аэромобильности в рамках действующего законодательства». Цель — оценка безопасности полётов дронов в городских условиях.

В ходе тестовых полётов отработаны задачи по доставке, мониторингу и аэрофотосъёмке. Процесс подготовки и согласования планов полетов обеспечивается с помощью программы, разработанной одним из резидентов «Сколково». Тестовые полёты для отработки сценариев использования беспилотных технологий в тестовой зоне планируется проводить ежемесячно, говорится в сообщении. [d-russia.ru, 9.11.2022]

 

Беспилотная авиация: технологический прорыв в России

Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития в рамках Просветительского марафона «Знание» прочёл лекцию на тему «Беспилотная авиация: технологический прорыв в России». [znanierussia.ru, 5.09.2022]

Источник фото: Дмитрий Песков: российский рынок беспилотников за 10 лет может вырасти в 35 раз, 2.09.2022

 

Беспилотники и дроны захватят мир? Беспилотные системы и их будущее

Перспективы развития беспилотных систем в авиации, логистике, сельском хозяйстве и других отраслях. Что такое БАС и БВС, в чем их различие. Классификация беспилотников по типу конструкции и назначению. Рыночный потенциал беспилотных систем. Регламентация по использованию беспилотных устройств, вопросы безопасности. Прогнозы по развитию рынка БАС Ответы на вопросы. Спикеры: Косой Владимир Вульфович Президент Центра экономики инфраструктуры Терентьев Александр Петрович Директор по развитию авиационных проектов Центра экономики инфраструктуры Российское общество «Знание». Открытые уроки, лекции, мастер-классы, дебаты, свободные обсуждения самых актуальных и важных тем современности. 

 

Национальная технологическая инициатива Дорожная карта по направлению AeroNet, 2017

 

АЭРОНЕТ 2017. Сергей Жуков. АЭРОНЕТ: Только вперед!, 11.07.2017

  • Сергей Жуков, Президент Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, лидер рабочей группы Аэронет НТИ, подводит итоги конференции "АЭРОНЕТ 2017".

Конференция "АЭРОНЕТ" проводится в четвертый раз и неизменно остается ключевой площадкой, где представители власти, бизнеса и общества не просто обсуждают общие вопросы, а организуется прямой диалог бизнеса и власти, совместное обсуждение концептуальных подходов к регулированию и мерам государственной поддержки. Организаторами АЭРОНЕТ 2017 выступила Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем. Событие проходило 8-10 июня 2017 года.

 


Беспилотные летательные аппараты на Госуслугах


 

bpla_ga_gosuslugah-1.jpg

На портале Госуслуг размещена информация:

  1. Что такое БПЛА
  2. Как зарегистрировать БПЛА
  3. Номер на корпусе БПЛА
  4. Как подготовиться к полёту
  5. Разрешение на полёты
  6. Когда не нужно разрешение
  7. Право управления
  8. Разрешение на фото- или видеосъёмку
  9. Ответственность владельца БПЛА
  10. Как зарегистрировать изменения
  11. Как снять БПЛА с учёта
  12. Местный и временный режим полёта

 

1. Что такое БПЛА

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) — это устройство, которое выполняет полёт без пилота на борту. Человек управляет им с земли при помощи заранее заданной программы или ручного механизма. Такие аппараты также называют дронами, квадрокоптерами или беспилотными воздушными судами (БВС)

БПЛА можно классифицировать по максимальной взлётной массе и назначению

Классификация по максимальной взлётной массе

  • БПЛА весом до 150 г — не требуют регистрации
  • БПЛА весом от 150 г до 30 кг — нужно поставить на учёт в течение 10 дней после покупки, в некоторых случаях требуется получать разрешение на полёты
  • БПЛА от 30 кг — нужно поставить на учёт, получить сертификат лётной годности и свидетельство внешнего пилота

 

2. Как зарегистрировать БПЛА

Зарегистрировать нужно все беспилотные летательные аппараты (БПЛА) со взлётной массой от 150 г — вне зависимости от того, произведены они в России или привезены из-за границы

Способы подать заявление

  • Онлайн на Госуслугах
  • Онлайн на сайте учёта БПЛА
  • Отправить документы письмом на адрес Росавиации: 125167, г. Москва, Ленинградский пр., д. 37, корп. 2. На конверте нужно сделать пометку «учёт БВС»

Росавиация рассмотрит заявление в течение 10 рабочих дней. Вы получите уведомление в личном кабинете

Когда БПЛА будет зарегистрирован, в реестре регистрации будет создана отдельная запись. БПЛА будет присвоен учётный номер — его надо будет разместить на корпусе изделия до начала полётов

Если в заявлении будет недостоверная информация или оно не будет соответствовать правилам учёта, владелец получит уведомление об отказе. В этом уведомлении будет указана причина

Заявление на регистрацию можно подать с 14 лет. Это бесплатно, госпошлина за регистрацию не взимается

 

4. Как подготовиться к полёту

  • Выберите место полёта с помощью любых доступных карт с отмеченными зонами ограничений для полётов
  • Проверьте, нужны ли вам дополнительные разрешения на полёт
  • Получите разрешение на фото- и видеосъёмку — при необходимости
  • Подайте документы на установление режима полёта в зональный центр Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Отправьте все полученные разрешения, а также запросите представление режима полёта
  • Дождитесь решения. Если зона полёта не пересекается с зонами международных аэропортов, вам придёт разрешение. Если пересекается — вам согласуют заявление для подачи в главный центр ЕС ОрВД
  • Подайте документы в главный центр ЕС ОрВД. Приложите все разрешения и документы из зонального центра ЕС ОрВД
  • Получите разрешение
  • Подайте план полёта в зональный центр ЕС ОрВД не ранее чем за 5 суток и не позднее чем за 1 час до начала полёта. В плане укажите присвоенный номер режима полёта. Это можно сделать на сайте Системы представления планов полётов
  • Дождитесь решения. После рассмотрения придёт уведомление о принятии документов или отказ в вылете. Уведомление означает разрешение на вылет

 

5. Когда нужно получать разрешение на полёты

Для полётов над Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем и некоторыми другими регионами понадобится разрешение региональных органов исполнительной власти независимо от массы беспилотного летательного аппарата (БПЛА)

В остальных регионах для БПЛА массой до 30 кг получать разрешение на полёты не нужно при соблюдении условий полёта

Иногда нужны дополнительные разрешения:

  • органов местного самоуправления или региональных органов исполнительной власти — если полёт будет проходить над землями населённых пунктов
  • владельца зоны ограничения — если область полёта попадает в зону ограничений
  • аэродромов, вертодромов, международных аэропортов — если полёт будет на расстоянии менее 5 км от них

 

6. Когда не нужно получать разрешение на полёты БПЛА

Разрешение не нужно для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) массой до 30 кг, если соблюдаются все условия. Полёт должен проходить:

  • на высоте до 150 м от земли или от воды
  • в светлое время суток и в пределах прямой видимости
  • за пределами диспетчерских зон аэропортов, вертодромов государственной и экспериментальной авиации, запретных и специальных зон, зон ограничения полётов
  • за пределами городов и населённых пунктов
  • вне воздушных зон проведения публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований
  • вне объектов государственной охраны

 

7. Кто может управлять БПЛА

Управлять беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) весом до 150 г может любой человек, от 150 г до 30 кг — люди старше 14 лет

На управление БПЛА весом от 150 г до 30 кг не понадобится получать свидетельство пилота. Зато на такие полёты нужно назначать командира воздушного судна

 

 

8. Как оформить разрешение на фото- или видеосъёмку

Для этого сначала оформите лицензию в ФСБ своего региона, затем получите несколько разрешений:

  • Генштаба ВС РФ. Действует 2 года с момента выдачи. Адрес для отправки запроса письмом с уведомлением: 119146, г. Москва, Фрунзенская наб., д. 22/2. Приложите запрос и лицензию ФСБ
  • территориальных органов безопасности ФСБ. К письму приложите копию разрешения Генштаба ВС РФ, копию лицензии ФСБ, схему планируемых работ, копию договора с тем, в чьих целях будут выполняться работы
  • оперативного управления штаба военного округа, в зоне ответственности которого находится снимаемый объект. К письму приложите копию разрешения Генштаба ВС РФ, копию лицензии ФСБ, схему планируемых работ

Во всех запросах дополнительно укажите цель работ и задействованные в полёте беспилотные летательные аппараты (БПЛА)

 

9. Ответственность владельца БПЛА

За управление беспилотным летательным аппаратом (БПЛА), который не поставлен на учёт или не имеет бортового номера, взимают штраф от 2 000 до 2 500 ₽ или лишают права управления на 1 год

За нарушение правил использования воздушного пространства накладывают более крупные штрафы:

  • на граждан — от 20 000 до 50 000 ₽
  • на должностных лиц — от 100 000 до 150 000 ₽
  • на организации — от 250 000 до 300 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток

 

10. Как зарегистрировать изменения БПЛА

Если в характеристики и внешний вид беспилотного летательного аппарата (БПЛА) вносятся изменения, о них нужно сообщить в Росавиацию. Все изменения будут внесены в учётную запись БПЛА, учётный номер при этом останется тем же

Заявление можно подать на Госуслугах. Его рассмотрят в течение 10 рабочих дней. Исправить или дополнить уже поданное заявление нельзя: если нужно отредактировать данные, отмените его и подайте новое

Если будет принято положительное решение, в учётную запись БПЛА внесут изменения. В течение 3 рабочих дней после этого владелец получит уведомление в личный кабинет

Если в заявлении будет недостоверная информация или оно не будет соответствовать правилам учёта, владелец получит уведомление об отказе. В этом уведомлении будет указана причина

Регистрация изменений проводится бесплатно, госпошлина за эту услугу не взимается

 

11. Как снять БПЛА с учёта

Если беспилотный летательный аппарат (БПЛА) сломался или разбился, его нужно снять с учёта

Способы подать заявление

  • Онлайн на Госуслугах
  • Онлайн на сайте учёта БПЛА
  • Отправить документы письмом на адрес Росавиации: 125167, г. Москва, Ленинградский пр., д. 37, корп. 2. На конверте нужно сделать пометку «учёт БВС»

Росавиация рассмотрит заявление в течение 10 рабочих дней. Вы получите уведомление в личном кабинете

Если продаёте БПЛА, его можно снять с учёта, потом новый владелец оформит его на себя. Либо можно сразу переоформить БПЛА на другого человека

Если БПЛА украден, заявите о хищении

За управление БПЛА, который не поставлен на учёт, взимают штраф от 2 000 до 2 500 ₽ или лишают права управления на 1 год

 

12. Что такое местный и временный режим полёта

Для использования беспилотного летательного аппарата (БПЛА) устанавливают местный или временный режим полёта. Например, более строгий временный режим устанавливают, когда полёт планируется на воздушных трассах, воздушных линиях или в районе аэродрома, открытого для международных полётов

Запрос на установление временного режима нужно подавать минимум за 5 суток до предполагаемого полёта в главный центр Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Запрос на местный режим — за 3 суток в зональный центр ЕС ОрВД

 

Как зарегистрировать БПЛА через сайт Госуслуг? 

 

Ссылки


1.  Совещание по развитию беспилотной авиации Источник: сайт Президента РФ http://www.kremlin.ru, 28.04.2023

2. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 20.06.2023 № 437 "О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта" (Зарегистрирован 24.07.2023 № 74388)

3. Федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем» 

4. Информационно-справочный материал о порядке учета, эксплуатации и выполнения полетов с использованием беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее - https://favt.gov.ru/dejatelnost-letnaya-ekspluataciya-o-poryadke-bvs/

7. Сайт «Госуслуг» предложил новый сервис для учета беспилотников - https://rb.ru/news/gosuslugi-drones, 8.02.2021

8. Национальная технологическая инициатива Дорожная карта по направлению AeroNet -  https://zelao.mos.ru/upload/iblock/862/kushner_aeronet.pdf

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно