Метод конкретных ситуаций (англ. Case method, кейс-метод, метод кейсов, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий... Он позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации
Выделяют следующие основные этапы создания CASEов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию.
Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:
индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
1 До занятия
Действия преподавателя: Подбирает кейс. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов. Разрабатывает сценарий занятия.
Действия обучающегося: Получает кейс и список рекомендуемой литературы. Индивидуально готовится к занятию
2. Во время занятия
Действия преподавателя: Организует предварительное обсуждение кейса. Делит группу на подгруппы. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.
Действия обучающегося: Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. Принимает или участвует в принятии решений.
3. После занятия
Действия преподавателя: Оценивает работу студентов. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.
Действия обучающегося: Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.