Само слово «фиджитал» (phygital) – микс двух слов, physical и digital. Переводя на русский, это функционально-цифровой спорт, в рамках которого спортсмены соревнуются и в физических способностях, и в виртуальных. Например, есть соревнования, где участники сначала на консоли играют в NBA 2K, а затем выходят на стритбольную площадку и продолжают игру с сохранением счета.
При этом не стоит думать, что фиджитал-игры – только для спортсменов-профессионалов. Тут есть дисциплины, где нужно в прямом смысле использовать свои физические способности в виртуальной реальности. Например, в гонках на дронах участники надевают на себя VR-очки и соревнуются в скорости реакции и полета (с одной стороны, в цифровом мире, но ведь сами дроны есть и в реальности). А в дисциплине beat saber нужно в очках виртуальной реальности разбивать световыми мечами летящие в тебя блоки – кто больше разбил, тот и выиграл. [>>>]
С 5 по 11 февраля в Казани состоится очередная серия фиджитал-игр. Это часть подготовки к «Играм Будущего» – крупному турниру, который пройдет в столице Татарстана в 2024 году. Соревнование будет включать 16 гибридных дисциплин, победители которых разделят внушительный призовой фонд.
Все дисциплины разделены на пять челленджей: sport challenge (футбол, баскетбол, хоккей, гонки и единоборства), tactical challenge (тактические бои в CS:GO и Valorant, а также королевская битва в PUBG Mobile и Fortnite), battle challenge (Dota 2, Mobile Legends: Bang Bang, Arena of Valor, League of Legends), speedrun challenge (прохождение на скорость ретроконсольных, ретро-игр и других игр на ПК) и technical challenge (гонки дронов и beat saber).
Две первых серии фиджитал-игр прошли осенью 2022 года. В сентябре участники соревновались в четырех категориях: фиджитал-футбол (FIFA+футзал), фиджитал-баскетбол (NBA+стритбол), beat saber и гонки на дронах.
В ноябре и декабре прошли фиджитал-турниры по гонкам (Assetto Corsa+картинг), единоборствам (Mortal Kombat 11+MMA) и хоккею (NHL 22+хоккей 3 на 3).
А в ближайшее время в Казани – с 5 по 11 февраля – можно будет следить за турнирами по Dota 2, MLBB, CS:GO, Warface и спидрану (скоростному прохождению игр). Спидранеры будут соревноваться в быстроте прохождения «Super Mario Bros.», «Chip ’n Dale», «Resident Evil 2 Remake», «Hitman: Codename 47».
Напомним, что трансляции покажут на площадках VK Play и VK (а также на всех каналах проекта «Игры Будущего»); подключиться к ним можно по этой ссылке.
25 июля 2001 Россия стала первой в мире страной признавшей кибер-спорт официальным видом спорта.
В 2017 году дисциплины «боевая арена», «соревновательные головоломки», «стратегия в реальном времени» и «технический симулятор» вошли в перечень спортивных дисциплин, развиваемых на общероссийском уровне, а Федерация компьютерного спорта России стала аккредитованной спортивной федерацией.
С 2018 года Национальный исследовательский Университет ИТМО (СПб) ввёл стипендию для талантливых киберспортсменов, которые преуспели в дисциплинах: CS:GO, Dota 2, Hearthstone, FIFA, Overwatch, League of Legends, Tekken 7, Eternal, World of Tanks, World of Warships и World of Warplanes.
<...>
В киберспорте нельзя использовать любые игры. Например, для соревнований не подойдут игры, которые содержат в себе элемент случайности, преобладающий над фактором умения игры. Таким образом в категорию киберспортивных дисциплин часто попадают игры жанров MOBA, Шутеры или RTS. Во Всероссийский реестр видов спорта (второй раздел — виды спорта, развитие которых осуществляется на общероссийском уровне, и их специальные дисциплины) внесены следующие дисциплины компьютерного спорта.
Наименование дисциплины |
Описание |
Игры |
---|---|---|
Боевая арена — многопользовательская онлайновая боевая арена — дисциплина компьютерного спорта, в которой 2 команды игроков сражаются друг с другом на карте особого вида с целью уничтожения главного здания команды соперника. Каждый игрок управляет одним из списка доступных героев, отличающихся характеристиками и способностями. В течение матча герои могут становиться сильнее, получать новые способности и снаряжение |
||
Тактический трехмерный бой (шутер) (Tactical shooters, Shooter) |
Тактический трехмерный бой — киберспортивная дисциплина, для соревнований используется командная видеоигра, выступающая симулятором тактического боя, где каждый участник команды, осуществляя управление своим объектом управления, взаимодействует с участниками своей команды с целью уничтожения объектов управления команды соперника или достижения поставленной задачи |
|
Cтратегия в реальном времени — спортивная дисциплина компьютерного спорта, в которой противоборствующие стороны участников соревнований на арене в реальном времени позиционируют и маневрируют игровыми персонажами, для защиты районов карты и/или уничтожения активов своих соперников. В ходе игры могут создаваться дополнительные игровые персонажи и улучшаться свойства уже имеющихся |
||
Файтинг (Fighting) |
Файтинг — дисциплина компьютерного спорта, имитирующая процесс единоборства на арене с помощью видеоигры, в которой участнику соревнований необходимо снизить до нуля параметр энергии (здоровья) объекта управления соперника за отведенное время |
|
Спортивный симулятор (Sports simulators) |
Cпортивный симулятор (симулятор спортивной игры) — спортивная дисциплина компьютерного спорта, воссоздающая с помощью видеоигры спортивную игру на арене по правилам вида спорта, признанного в установленном порядке |
|
Соревновательные головоломки (Competitive puzzles) |
Соревновательные головоломки — спортивная дисциплина компьютерного спорта, представляющая собой решение логических задач участниками соревнований, результат которого зависит от скорости логического мышления и сообразительности, предопределяющих выбор той или иной стратегии игры для достижения победы |
|
Технический симулятор (Technical simulators) |
Технический симулятор — спортивная дисциплина компьютерного спорта, в которой участники соревнований, имитируя физическое поведение и управление техническими средствами, достигают победы в соответствии с Техническими правилами дисциплины. В результате соревновательной деятельности участник соревнований получает навыки управления реальными техническими средствами (например: танковый симулятор, авиационный симулятор, автомобильный симулятор) |
13 января 2022 года Министерство спорта РФ опубликовало приказ № 938 от 01.12.2021 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт».
Киберспортсмены должны сдавать нормативы общей и специальной подготовки, включая бег, наклоны и приседания, уделяя физической подготовке от 25 до 40 процентов тренировочного времени.