• ноц59
  • инфоурок
  • перм край
  • россия

Проход по ссылкам навигацииГосударственная поддержка развития кружков технического творчества молодежи в области развития беспилотных летальных систем

Круглый стол Комитета СФ по социальной политике «Государственная поддержка развития кружков технического творчества молодежи в области развития беспилотных летательных систем», 

 

af_1.jpg

 

Д. Лантратова: Обучение и мотивацию будущих специалистов по беспилотникам нужно начинать ещё в школе, синхронизировать работу кружков с предприятиями

 

Сенатор провела круглый стол по вопросу государственной поддержки развития кружков технического творчества молодежи.

В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание круглого стола на тему «Государственная поддержка развития кружков технического творчества молодежи в области развития беспилотных летальных систем». Мероприятие провела заместитель председателя Комитета СФ Дарья Лантратова.

«Беспилотные технологии занимают все больше места в жизни. Отрасль беспилотных летательных аппаратов находится на стыке профессий оператора, инженера и программиста, является одной из самых перспективных и востребованных. В ближайшие годы потребность в таких специалистах будет возрастать. Наша главная задача сегодня — системно вовлечь, заинтересовать школьников кружками с таким направлением, формировать у них мотивацию. Для этого необходимо создать «бесшовную» систему сопровождения детей: от старшей школы до конструкторского бюро, помогать им преодолевать все барьеры на пути, синхронизировать работу школьных кружков с предприятиями. Так мы сможем сформировать инженерную элиту нашей страны», — сказала Дарья Лантратова.

«При подготовке специалистов важно понимать, что это должна быть комплексная работа: это не только операторы по управлению, но и конструкторы, программисты. Технологии меняются очень быстро, буквально каждые полгода, поэтому тут нужен гибкий подход»,- подчеркнула сенатор.

По словам Дарьи Лантратовой, в верхней палате парламента тема государственной поддержки развития кружков технического творчества молодежи остается на контроле.

 

 

Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития, генеральный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы Дмитрий Песков подчеркнул, что сфера БПЛА — это шанс на быстрое технологическое развитие страны. «Появление дронов — радикальный сдвиг в истории человеческой цивилизации. И беспилотные системы — это не просто новый проект. Те шаги, которые мы сейчас делаем, кардинально меняют понятие суверенитета», — сказал он.

Дмитрий Песков также добавил, что в молодежных кружках по БПЛА важно развивать понимание важности этой отрасли для государства, сопричастность к выполнению задачи, навыки работы в команде. «Ставка на молодежь носит сущностный характер, и нам нужно не только давать им навыки, это должно быть ключевой составляющей гражданского воспитания. Для этого необходима координация всех ведомств и регионов по налаживанию этой работы и массового появления кружков с такой тематикой, вплоть до сельских школ».

В ходе мероприятия высказывалось мнение о выделении в отдельные категории грантовой поддержки кружков БПЛА для детей. Речь также шла об обеспечении прохождения курсов повышения квалификации педагогов «Технологии» и «Информатики», необходимости разработки методических материалов по изучению устройства и управления беспилотниками.

Кроме того, участники встречи предложили рассмотреть идею учитывать индивидуальные достижения в области БПЛА при поступлении в университеты на технические специальности, а также упростить порядок подтверждения квалификации в области БПЛА.

В мероприятии приняли участие руководитель Департамента проектов в сфере патриотической направленности Движения Первых Дарья Козырева, проректор Высшей школы экономики, лидер рабочей группы НТИ по направлению «Кружковое движение» Дмитрий Земцов, другие представители профессионального и экспертного сообщества.

Ист. http://council.gov.ru/events/news/150390/

 

 

Фотоподборка к материалу

fa.jpg

  • Евгений Александрович Примаков. Российский журналист, государственный, политический и общественный деятель. 

 

 

Государственная поддержка развития кружков технического творчества молодежи в области развития беспилотных летальных систем

В Cовете Федерации прошел Круглый стол «Государственная поддержка развития кружков технического творчества молодежи в области развития беспилотных летальных систем» 

 

Беспилотные технологии занимают все больше места в жизни. Сейчас отрасль БПЛА находится на стыке профессий оператора, инженера и программиста, является одной из самых перспективных и востребованных. Специалисты, которые владеют такими навыками, могут решать самые разные задачи. Для опережающего развития российской экономики очень важно формировать навыки и знания использования БПЛА систем уже начиная с подросткового возраста, применять технологии обучения в школе и активно развивать дополнительные форматы обучения. 

В мае этого года по поручению Президента Правительство приняло соответствующую стратегию развития этой важной новой отрасли. Разработан и утверждён соответствующий национальный проект. Такой высокий статус документа говорит о большом значении, которое придаётся этому направлению. Особенно сегодня, во время стремительного развития технологий, в том числе искусственного интеллекта, цифровизации, роботизации и многих других важных направлений технологического развития. 

Как сделать так, чтобы обучение БПЛА стало доступно в каждой школе? 
Еще этой весной Президент России Владимир Путин предложил включить курсы по управлению беспилотными летательными аппаратами в расписание обучения в образовательных организациях, в том числе в школах. 

Этим летом в Совете по развитию цифровой экономики, созданный при СовФеде предложение президента не осталось не замеченным, и участники Совета уже предложили изучать основы управления БПЛА непосредственно в школах. Предложение было поддержано Минпросвещением. 
Кружки беспилотных авиационных систем позволяют развивать и совершенствовать навыки детей в области программирования на различных языках, конструирования летательных аппаратов, решения задач по управлению робототехникой, задач по микроэлектронике и так далее. 

Новые знания могут быть востребованы школьниками при выборе будущей профессии. В ближайшие годы потребность в специалистах в отрасли беспилотной авиации будет возрастать. Сельское хозяйство, мониторинг полезных ископаемых, геодезия и картография, логистика — это отрасли, в которых в ближайшие годы будет наблюдаться наиболее высокий спрос на специалистов по управлению беспилотниками. 

Включение занятий по беспилотникам в программу основного общего образования должно помочь обеспечить кадровый суверенитет России в авиационной сфере. 

Тема БПЛА в школах и кружках, нашла бурный отклик. Есть предложение изучать его в рамках предмета «Технология» или в рамках отдельного урока. 

В этом году Минспорт России признал программирование БПЛА спортивной дисциплиной. Ранее заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко поручил расширить список обязательных дисциплин комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), включив туда управление беспилотником. 

Многие подростки уже сейчас увлекаются в технических кружках спортивными дисциплинами, связанными с БПЛА. Например занимаются дрон-рейсингом. Это не просто управление БПЛА. Спортсмены используют специальные FPV-модели, то есть изображение передается в очки, которые надеваются на пилота, стоящего с пультом на земле. 

С началом СВО многие подростки спортсмены столкнулись с большими сложностями в связи с запретом полетов БПЛА. Внесение беспилотников в список спортивного инвентаря значительно упростит тренировочный процесс для спортсменов и подачу заявок на полет. 

В этих условиях, особенно остро стоит возможность организации обучения педагогов школ знаниями в области БПЛА. Я знаю, такой позитивный опыт уже имеется у Московской области. По поручению губернатора Московской области Андрея Воробьева, в 2021 году патриотический "Авангард" разработал курс, который позволит обучить педагогов школ, работающих по предметам "Технология", "Информатика" и "Основы безопасности жизнедеятельности", модулю по беспилотным аппаратам. 
В рамках каждого предмета изучают и технологию создания физического беспилотника, его ремонт, программирование, правила пилотирования, переноски грузов, работа с беспилотником в рое, когда их много. 

Есть и сложности – беспилотниками подростки увлекаются в 5-8 классе, но в выпускных классах они сконцентрированы на экзаменах. Навыки утрачиваются, пропадает интерес. Наша задача продумать возможность самореализации вчерашних школьников. 

В кружках школьники с интересом изучают БПЛА, но в 9, 10 и 11 классе они главным образом сосредоточены на экзаменах, поэтому важно поддерживать их интерес в старших классах. Как вариант – составлять задачи на экзаменах при поступлении в технические ВУЗы с учетом темы БПЛА. 
В рамках национальной технологической олимпиады для школьников с 8 по 11 класс существует профиль «Беспилотные авиационные системы», который посвящен решению современных задач с помощью беспилотных летательных аппаратов самолетного типа (БЛА). 

Для решения поставленных задач участники разрабатывают систему автоматического управления для БЛА (ориентация, навигация, управление); анализируют и обрабатывают информацию с различных датчиков; применяют искусственный интеллект (техническое зрение) для анализа снимков; автоматизируют процесс обработки полученных данных об исследуемом объекте. Это отличный шанс в случае победы получить возможность поступить в университет без вступительных испытаний. 
Разработка беспилотных воздушных судов и оптических систем станут направлениями нового, седьмого сезона студенческой олимпиады «Я – профессионал». 

По оценкам экспертов, только в сельском хозяйстве уже в 2024 г. потребуется 60 тыс. таких специалистов. Отрасль будет ежегодно нуждаться в подготовке «нескольких сотен тысяч» операторов беспилотных летательных аппаратов, а также инженеров и инженеров-конструкторов, программистов. 
Правительство России утвердило «Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 г.» распоряжением от 21 июня 2023 г. Ее реализация призвана обеспечить для гражданских отраслей продуктового и технологического суверенитета в области беспилотных авиационных систем. В России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. 

Реализуются программы обучения БПЛА и на уровне регионов. В Москве на базе инновационно-образовательного комплекса «Техноград» открылась программа дополнительного профессионального образования в области авиационной робототехники «Оператор БПЛА». Слушатели курса смогут освоить профессии, востребованные на рынке, а также повысить уровень компетенций в управлении беспилотным транспортом. По окончании курсов участники получат сертификаты или удостоверения о повышении квалификации государственного образца.

 

 

Cформулированы рекомендации Совета Федерации по развитию кружков по изучению беспилотников


 

<...> По итогам «круглого стола» участники рекомендовали:

  1. Принять к сведения информацию о развитии отрасли БАС в Российской Федерации.

  2. Министерству просвещения Российской Федерации:
    2.1. Учесть при обеспечении образовательных организаций учебным оборудованием по направлению БАС важности использования оборудования российского производства, включая цифровые симуляторы конструирования, программирования и управления БАС;
    2.2. Рассмотреть возможность выделения в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» направления БАС;
    2.3. Рассмотреть возможность разработки новой специальности среднего профессионального образования по разработке автономных (программируемых) беспилотных авиационных систем;
    2.4. Рассмотреть возможность внедрения модуля по направлению БАС в урок «Технология» с 2024/2025 учебного года;
    2.5. Рассмотреть возможность на базе профильных площадок обеспечить обучение педагогических работников по направлениям БАС, а также руководителей организаций общего и дополнительного образования, с учетом лучших региональных практик подготовки педагогов;
    2.6. Рассмотреть возможность предоставления школам, имеющим подтвержденные компетенции в сфере БАС, возможности гибкой организации образовательных программ в профильных классах (возможно наделив их специальным статусом федеральных инновационных площадок);
    2.7. Рекомендовать региональным органам исполнительной власти в сфере общего образования рассмотреть возможность организации подготовки команд для участия в соревнованиях БАС, в том числе по сценариям экономического применения в соответствующих отраслях и направить делегации для участия в Национальных соревнованиях БАС «Архипелаг 2024» в июле 2024 г., на о. Сахалин;
    2.8. Рассмотреть возможность использовать организациями общего и дополнительного образования материалы онлайн-курсов, размещённых на платформе АНО «Университет 20.35» в процессе подготовки школьников к инженерным соревнованиям по БАС и к участию в Национальной технологической олимпиаде;
    2.9. Рассмотреть возможность включения в показатели эффективности ССУЗов наличие секций БПЛА (в зависимости от показателя количества занимающихся).

  3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
    3.1. Проработать меры поддержки для молодежных (студенческих) конструкторских бюро в сфере БАС на базе университетов, определив в качестве показателя эффективности этих мер увеличение количества студентов, трудоустроенных в эти бюро для выполнения заказа рыночных компаний;
    3.2. Рассмотреть возможность создания экспериментальной модели поступления на профильные образовательные программы университетов для школьников, проявивших талант к БАС (возможно, в формате совершенствования модели целевого набора) без учета результатов ЕГЭ;
    3.3. Рассмотреть возможность разработки стандарта стимулирования создания вузами лабораторий и центров коллективного пользования по летающей робототехнике, проведения научных исследований по тематике беспилотных авиационных систем;
    3.4. Совместно с Российскими вузами рассмотреть возможность организации подготовки команд для участия в соревнованиях БАС, в том числе по сценариям экономического применения в соответствующих отраслях и направить делегации для участия в Национальных соревнованиях БАС «Архипелаг 2024» в июле 2024 г., на о. Сахалин;
    3.5. Предусмотреть при поступлении абитуриентов в вузы в качестве индивидуального достижения учет наличия компетенций в сфере беспилотных авиационных систем;
    3.6. Рассмотреть возможность включения в показатели эффективности ВУЗов наличие секций БПЛА (в зависимости от показателя количества занимающихся).

  4. Федеральному агентству по делам молодёжи (Росмолодёжь):
    4.1. Рассмотреть возможность выделения отдельных категорий (трэков) грантовой поддержки молодежных проектов в сфере БАС;
    4.2. Рассмотреть возможность организации программы подготовки наставников кружков по БАС и молодежных инженерных команд в области БАС в подведомственных образовательных центрах, включая «Машук»;

  5. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть возможность предоставления в рамках грантовой программы по проектам разработки и внедрению цифровых решений, поддержки разработчиков аппаратного и программного обеспечения для обучения в области БАС с акцентом на обучение программированию, роевому взаимодействию, использованию технического зрения и машинного обучения («искусственного интеллекта»).

  6. Министерству транспорта Российской Федерации:
    6.1. Рассмотреть возможность совершенствования региональных правил испытаний беспилотных аппаратов («открытое небо»), увязать поддержку региона в рамках нацпроекта по БАС с качеством этих правил, совместно с Платформой НТИ проработать вопрос о «рейтинге открытости неба»;
    6.2. Рассмотреть вопрос о возможности в рамках усовершенствования нормативно-правовой базы (экспериментальный правовой режим) создания в каждом регионе РФ площадки, где в научно-образовательных целях будет разрешен запуск беспилотников и дронов с упрощенным (в порядке уведомления) согласованием с властями.

 

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно