• ноц59
  • инфоурок
  • перм край
  • россия

Распоряжение Министерства просвещения РФ от 1 марта 2019 года N Р-23

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 1 марта 2019 года N Р-23

Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия

Утратило силу с 1 января 2020 года на основании
распоряжения Минпросвещения России от 17 декабря 2019 года N Р-133

В соответствии с контрольной точкой 3.1.4 плана мероприятий по реализации федерального проекта "Современная школа", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации от 7 декабря 2018 г. N 3 (далее - федеральный проект "Современная школа"):

 

1. Утвердить Методические рекомендации по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия.

 

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

 

 

Заместитель министра

М.Н.Ракова

 

 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением

Министерства просвещения

Российской Федерации

от 1 марта 2019 года N Р-23

 

 

Методические рекомендации по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия

 

 

Настоящие методические рекомендации по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия (далее - методические рекомендации) разработаны во исполнение контрольной точки 3.1.4 Плана мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) и включают следующие позиции:

 

цели, задачи и требования для реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах;

 

особенности реализации мероприятий в зависимости от территориальных особенностей;

 

примерный перечень оборудования;

 

описание принципов создания условий для реализации дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого партнерства;

 

примерные методические комплексы для реализации образовательных программ на обновленной материально-технической базе;

 

организационно-финансовые и управленческие принципы функционирования;

 

базовый перечень показателей результативности;

 

типовые локальные акты, в том числе проект плана ("дорожной карты").

 

С учетом необходимости формирования единых организационных и методических условий реализации мероприятий, настоящими Методическими рекомендациями определяют, что создание новых мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, проводятся в форме создания и функционирования Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".

 

Применение настоящих методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).

 

 

I. Общие положения

 

Определение

 

Центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и расположенных в сельской местности и малых городах, и направлены на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности".

 

Совокупность образовательных организаций, на базе которых создаются Центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", составит федеральную сеть Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (далее - Центр, Центры).

 

 

1.2.* Цели и задачи Центров

_________________
 

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

 

 

Целями деятельности Центров являются:

 

создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей,

 

обновление содержания и совершенствование методов обучения предметных областей "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности".

 

Задачами Центров являются охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базу не менее 100% обучающихся образовательной организации, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", а также обеспечение не менее 70% охвата от общего контингента обучающихся в образовательной организации дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства.

 

Рекомендуется также использование инфраструктуры Центра во внеурочное время как общественного пространства для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.

 

 

II. Правовое обеспечение создания и функционирования Центров

 

2.1. В целях реализации мероприятий по созданию Центра (Центров) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивается утверждение распорядительного акта органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования субъекта Российской Федерации, о создании Центров на базе общеобразовательных организаций, включающий в том числе:

 

- перечень образовательных организаций, на базе которых будут созданы Центры;

 

- план первоочередных мероприятий (дорожную карту) по созданию и функционированию Центров на основании формы согласно Приложения N 1* к настоящим методическим рекомендациям;
 

________________
 

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

 

 

- медиаплан по информационному сопровождению создания Центров на основании формы согласно Приложения N 3* к настоящим методическим рекомендациям;
 

________________
 

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

 

 

- индикативные показатели на основании базового перечня показателей результативности согласно Приложения N 4* к настоящим методическим рекомендациям;
 

________________
 

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

 

 

- должностное лицо органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования субъекта Российской Федерации, на которое возложена функция регионального координатора создания и функционирования Центров в субъекте Российской Федерации;

 

- типовое Положение о Центре на основании формы согласно Приложения N 5* к настоящим методическим рекомендациям, отражающее:
 

________________
 

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

 

 

а) цели и задачи Центра в субъекте Российской Федерации;

 

б) организационную структуру Центра;

 

в) основные направления деятельности Центра;

 

г) показатели эффективности деятельности Центра.

 

2.2. Создание Центра производится локальным актом образовательной организации, расположенной в сельской местности или малых городах.

 

2.3. На основании акта, указанного в п.2.1 настоящего раздела, образовательная организация издает локальный акт о создании Центра, который утверждает:

 

- положение о деятельности Центра;

 

- руководителя Центра;

 

- порядок решения вопросов материально-технического и имущественного характера Центра;

 

- функции Центра по обеспечению реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей на территории муниципального района субъекта Российской Федерации в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";

 

- план мероприятий по созданию и функционированию Центра;

 

- план учебно-воспитательных, внеурочных и социокультурных мероприятий в Центре.

 

2.4. Учредитель образовательной организации, на базе которой создается Центр, обеспечивает принятие (внесение изменений) в соответствующие нормативные и распорядительные акты, в том числе (при необходимости) устав организаций, государственное (муниципальное) задание на финансовый год и плановый период, и другие.

 

 

III. Функции Центров

 

3.1. Участие в реализации основных общеобразовательных программ в части предметных областей "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", в том числе обеспечение внедрения обновленного содержания преподавания основных общеобразовательных программ в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".

 

3.2. Реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, а также иных программ в рамках внеурочной деятельности обучающихся.

 

3.3. Обеспечение создания, апробации и внедрения модели равного доступа к современным общеобразовательным программам цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей детям иных населенных пунктов сельских территорий.

 

3.4. Внедрение сетевых форм реализации программ дополнительного образования.

 

3.5. Организация внеурочной деятельности в каникулярный период, разработка соответствующих образовательных программ, в том числе для пришкольных лагерей.

 

3.6. Содействие развитию шахматного образования.

 

3.7. Вовлечение обучающихся и педагогов в проектную деятельность.

 

3.8. Обеспечение реализации мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров, включая повышение квалификации руководителей и педагогов Центра, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественно-научного, технического, гуманитарного и социокультурного профилей.

 

3.9. Реализация мероприятий по информированию и просвещению населения в области цифровых и гуманитарных компетенций.

 

3.10. Информационное сопровождение учебно-воспитательной деятельности Центра, системы внеурочных мероприятий с совместным участием детей, педагогов, родительской общественности, в том числе на сайте образовательной организации и иных информационных ресурсах.

 

3.11. Содействие созданию и развитию общественного движения школьников, направленного на личностное развитие, социальную активность через проектную деятельность, различные программы дополнительного образования детей.

 

 

IV. Требования к инфраструктуре Центра

 

4.1. Требования к помещениям и брендированию Центра.

 

Зонирование помещений в Центре осуществляется с учетом действующих нормативных документов в части требований, предъявляемых к помещениям, в которых осуществляется образовательная деятельность. Рекомендуется зонирование помещений согласно современным и актуальным стандартам зонирования общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии, использование возможностей для написания на стенах и др.).

 

Центр должен быть расположен не менее чем в двух помещениях общеобразовательной организации площадью не менее 40 квадратных метров каждое и включать следующие функциональные зоны:

 

 

- учебные кабинеты по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности";

 

- помещение для проектной деятельности - открытое пространство, выполняющее роль центра общественной жизни образовательной организации. Помещение для проектной деятельности зонируется по принципу коворкинга, включающего шахматную гостиную, медиазону/медиатеку.

 

4.2. Оформление Центров должно выполняться с использованием фирменного стиля Центра "Точка роста" (брендбука), являющегося Приложением N 7* к настоящим методическим рекомендациям. Требование к площадке, дизайн-проекту и зонированию содержится в Приложении N 8* к методическим рекомендациям.
 

________________

* Приложения не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.     

 

4.3. Требования к учебному оборудованию и средствам обучения.

 

Примерный перечень учебного оборудования и средств обучения для оснащения Центров в рамках мероприятия "Обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков паспорта федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" определяется примерным перечнем оборудования, указанного в Приложения N 2* к настоящим методическим рекомендациям. Примерный перечень подлежит ежегодному уточнению.
 

________________
 

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

 

 

Субъект Российской Федерации согласовывает перечень, количество и технические характеристики оборудования для оснащения Центров с ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование".

 

При проведении закупок учебного оборудования и средств обучения для оснащения Центра необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе в части предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемых, оказываемых российскими юридическими лицами.

 

 

V. Требования к кадровому составу и штатной численности Центра

 

5.1. Требования к определению штатной численности Центра.

 

Определение штатной численности и формирование штатного расписания для обеспечения функционирования Центра осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, касающимися нормирования и оплаты труда в образовательных организациях, а также в соответствии с нормативными актами субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность Центра:

 

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;

 

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

 

приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре";

 

постановление Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 "Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих";

 

постановление Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры";

 

приказ Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 г. N 678 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи";

 

приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

 

Должности, введенные в штатное расписание образовательной организации как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц должны обеспечивать реализацию целей и задач Центра.

 

Примерный перечень должностей, необходимых для реализации целей и задач, приведен в Приложении N 6* к настоящим методическим рекомендациям. Численность штатных единиц для обеспечения функционирования Центра должна быть не менее четырех. На должность руководителя Центра может быть назначен работник из числа как управленческого, так и педагогического состава образовательной организации по усмотрению учредителя организация.
 

________________
 

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

 

 

В случае заключения трудовых договоров с основным персоналом образовательной организации допускается совмещение.

 

К каждой должности из числа работников Центра разрабатывается и утверждается должностная инструкция. Должностные инструкции разрабатываются в соответствии с профессиональными стандартами из национального реестра профессиональных стандартов, в соответствии со статьей 195.3 Трудового кодекса Российской Федерациистатьями 1146 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и другими действующими законодательными актами.

 

 

VI. Финансовое обеспечение деятельности Центра

 

Финансовое обеспечение деятельности Центра осуществляется в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 235.

 

К числу основных расходов следует относить: оплату труда работников Центра, аренду помещения (при необходимости), коммунальные расходы, расходы на услуги предоставления доступа в сеть интернет, расходные материалы, командировочные расходы, услуги по организации мероприятий, дополнительное профессиональное образование сотрудников Центра, участие детей в соревнованиях и федеральных мероприятиях.

 

 

VII. Требования к образовательным программам Центров

 

Примерные методические комплексы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" на материально-технической базе Центров доводятся до субъектов Российской Федерации отдельным письмом ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование".

 

 

VIII. Реализация методических рекомендаций в зависимости от территориальных особенностей

 

Центр создается в общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности или малом городе, и призван обеспечить доступность для освоения обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей. Использование современных информационных технологий, средств обучения, учебного образования, высокоскоростного интернета и других ресурсов Центра послужит повышению качества и доступности образования вне зависимости от местонахождения образовательной организации.

 

С учетом территориальных, экономических, культурных и других особенностей конкретной территории, на которой располагается образовательная организация, на базе которой планируется создание Центра, организации и (или) ее учредителем обеспечиваться учет соответствующих особенностей, в том числе в части содержания и направленностей образовательных программ (проектов), зонирования, перечня мероприятий, проводимых Центром, графика работы Центра, режима образовательной организации и других аспектов деятельности Центра, с учетом необходимости обеспечения максимального вовлечения обучающихся, педагогических и иных работников системы образования, родительской общественности в обучение по цифровым, естественно-научным, техническим и гуманитарным направлениям, а также общее просвещение населения соответствующей территории.

 

 

 

Электронный текст документа
 

подготовлен АО "Кодекс" 

 

 

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно