«Пермский научно-образовательный центр», ООО
ЛОГИНОВА Л.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогических технологий непрерывного образования института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
В наследство от двадцатого века нам досталось многословие. В нашей повседневной и литературно-научной лексике много привычных слов, но ещё больше слов, которые появляются под влиянием всё усиливающегося информационного потока. Одни слова переходят в категорию научных терминов, по поводу которых разворачиваются бурные дискуссии. Другие слова «вживляются» в практику и, не задумываясь о смыслах, которые в них заложены, мы начинаем ими пользоваться, доверяя или не возражая тем, кто их декларирует.
Одной из самых многословных и при этом сумбурной и казусной стала тема о результатах в дополнительном образовании детей, изложение которой представлено сложным переплетением понятий «компетенции», «компетентности», «компетентность», «грамотность» с её разными модификациями, «навыки», «достижения» и пр.
С учётом того, что сегодня на дополнительное образование детей возлагаются большие надежды в развитии отечественного образования, настало время разобраться и попробовать договориться «ради пользы дела».
Попробуем составить словарь, но не по принципу распределения слов по сходству начальных букв, а как опыт упорядочения информации при помощи разбивки на небольшие статьи.
Прежде всего - о компетенции, компетентностях и компетентности.
Не останавливаясь на всех предложениях, а руководствуясь только субъективным выбором и опытом работы с педагогическими работниками организаций дополнительного образования детей, предлагаем по степени значимости:
На первое место поставить понятие «компетенции», выражающее готовность личности мобилизовать свои знания, умения и внешние ресурсы, чтобы эффективно действовать в определённой деятельности или жизненной ситуации для достижения результата. Эта готовность формируется, приобретается благодаря и на основе обучения и всегда опирается на приобретаемые знания и навыки.
Иначе ещё можно сказать, что компетенции «связывают» освоенные в процессе обучения способы действия и способности человека, обеспечивающие быстроту, глубину и прочность освоения этих способов действия. Способность в данном случае выступает не как «предрасположенность», а как «умение». Если мы говорим, что человек «способен», то имеем в виду то, что он «умеет делать» что-то.
Вместе с ним и в качестве синонима назвать понятие «компетентность». Почему синоним? Потому, что компетентность - это та же способность личности собраться и использовать имеющиеся знания (умение использовать и организовывать свои интеллектуальные и/или профессиональные знания) и навыки, действовать, опираясь на них в решении проблем и типичных задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях. Это та же психологическая готовность сотрудничать, выстраивать эмоционально-нравственные отношения с миром и взаимодействовать для решения различного спектра проблем и достижения определённого результата.
Компетентность также базируется на готовности личности, поэтому, сегодня вместо понятия «компетентность» используют понятие «эмоциональный интеллект», отражающее способность личности самостоятельно дисциплинироваться и самомотивироваться, сохранять устойчивость к разочарованиям, контролировать свои эмоциональные вспышки, регулировать настроение, уметь отказаться от удовольствия.
Следующее место отдать понятию «универсальные компетентности», которому тождественны понятия «ключевые компетенции», «мягкие навыки» (soft-skills), универсальные действия. Слово говорит само за себя. Данные компетентности не ограничены конкретной задачей или ситуацией, они развиваются и улучшаются на протяжении всей жизни человека и необходимы каждому для развития и самореализации, профессиональной карьеры, успеха на рынке труда, социальной включённости и активной гражданственности.
В международном докладе «Универсальные компетентности и новая грамотность», подготовленном в 2017-2018 гг. при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», предлагаются три универсальные компетентности, которые, по сути, являются открытыми блоками знаний, навыков и установок:
«1) компетентность мышления (познания):
По отношению к дополнительному образованию детей считаем необходимым усилить компетентность взаимодействия с собой (и в определённом смысле обозначить её как сквозную, проходящую через все другие) феноменом, иногда называемым как вдумчивость, - самостоятельные размышления ученика о том, зачем он учится в постоянно меняющемся мире, какой смысл для него в учении, каковы его цели и стремления в этой непростой деятельности, его возможности в достижении поставленных целей и достигаемые результаты.
В научных текстах эта составляющая компетенции часто называется метапознание (термин ввёл психолог Джон Флейвелл) и состоит она:
Данная компетенция формируется и развивается (психологи говорят - тренируется), но предполагает разработку индивидуальной образовательной траектории, специальных педагогических усилий по поддержке у каждого ребёнка или подростка высокого уровня веры в собственные силы, что предполагает выработку системы мотивации, обуславливающей поведение человека в объединении по интересам.
Заключая этот раздел, предлагаем рассматривать все эти понятия как обозначение компетентностного фона (среда), в котором усилиями педагога и детей - участников объединений по интересам или педагогического коллектива всей организации дополнительного образования детей разворачиваются образовательная деятельность и отношения, а главное - выстраивается композиция из результатов как их главных элементов.
Фон задаёт уровень (глубину и яркость) усвоенным знаниям, приобретённым навыкам, способностям применять усвоенное разными способами, чертам характера и умениям, т.е. образованности человека.
Отдельное место следует отвести понятию со сложным внутренним переплетением смыслов. В словарях и энциклопедических изданиях за понятием «грамотность» закреплено значение - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке, т.е. владение навыками использования языка как инструмента коммуникации в письменной или устной форме. В настоящее время, говоря о грамотности, имеют в виду способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания (те, кто только умеет читать, могут быть отнесены к категории «полуграмотных»).
Грамотность по самой своей сути является фундаментом, на котором строится всё развитие человека и грамотность является основой его коммуникации с другими коллективными или индивидуальными субъектами.
В направленности на результат грамотность традиционно рассматривалась как итог или следствие взаимных усилий учителя и ученика по приобретению и применению учеником компетентностей читать, писать и считать (так называемых «3Rs» (Reading, wRiting, aRithmetic).
Кроме того, грамотность - это и способность общаться с миром не только людей, но и информационно-коммуникативными техническими устройствами, понимать их сигналы, обрабатывать информацию, действовать в рамках конкретной практики.
Для организаций дополнительного образования детей, настраивающихся на соответствие результатов своей образовательной деятельности современным трендам, есть смысл различать предметную и инструментальную грамотность.
Предметная грамотность - базовые практические знания в определённых областях современной жизни, без которых функционирование человека в современной цивилизации невозможно. Практические знания неотделимы от навыков («Я знаю, как, и я умею...»). Понятно, что состав этих «базовых знаний и навыков» меняется по ходу культурно-исторического развития общества. Так, сегодня в образовании акцентируется внимание на формировании грамотности финансовой, предпринимательской, грамотности в области здоровья и культуры, экологической и гражданской грамотности.
Заметим, что предметную грамотность иногда называют «функциональной грамотностью», подчёркивая прикладной характер знаний, используемых для функционирования человека в обществе. При этом замечается, что овладение такими знаниями опирается на универсальные компетентности и инструментальную грамотность.
На функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней (действовать гибко, быть мобильным) сегодня «затачиваются» все образовательные программы организаций общего и профессионального образования. Для организаций дополнительного образования детей функциональная грамотность как целевой ориентир была присуща всегда. Другое дело, что не использовался этот термин, да и результаты в части функциональной грамотности достигались в тех областях деятельности, которые нетипичны для формального образования (хореография, прикладное искусство, спорт, музей, техническое конструирование, опытное растениеводство и пр.).
В представлениях о функциональной грамотности для дополнительного образования детей важно сфокусироваться на грамотности по самоорганизации (иногда называемой деятельностной грамотностью) как способности ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределённости. Нельзя не согласиться с тем, что «самоорганизация может стать перспективной возможностью развития современного поколения детей - «цифрового поколения», «поколения «Y» да и первых представителей поколения «Z», которые уже заканчивают школу. Им свойственны стремление к творческой активности, сотрудничеству, информационному общению и умение даже в условиях неустойчивости и неопределённости находить возможные решения актуальных для них проблем» (М.Р. Мирошкина, Е.Б. Евладова).
Инструментальная грамотность («Я знаю и понимаю, как...») - способность человека использовать знаковые системы и инструменты коммуникации в определённой сфере деятельности.
По большому счёту это практически те же традиционные навыки чтения, письма и счёта, но которые вынуждены были трансформироваться с появлением новых знаковых систем и способов коммуникации:
в читательскую грамотность - способность извлекать смысл и создавать сообщения на естественных языках в разных текстовых и визуальных форматах, в том числе в цифровой среде (читательская грамотность + цифровая грамотность);
в математическую грамотность - способность использовать математические инструменты, способ рассуждений в повседневной жизни, в том числе в цифровой среде (математическая грамотность + грамотность в области данных + цифровая грамотность);
в вычислительную грамотность - способность понимать, переформулировать и генерировать информацию на формальных языках с целью создания несложных алгоритмов и кодирования информации;
в статистическую грамотность - способность делать выводы на основе статистических данных, которых много в повседневной жизни. Умение пользоваться большими и сложными системами данных для обучения и принятия решений;
в информационную грамотность - способность искать, извлекать значимую информацию из данных, отбирать, критично оценивать, анализировать, аргументировать с помощью данных, использовать информацию для решения задач в различных контекстах. Это понимание того, что означают данные, как правильно читать диаграммы, как делать правильные выводы на основе данных, и способность понимать, когда данные используются ненадлежащим образом или вводят в заблуждение.
Подчеркнём, что информационная грамотность - это не просто навык искать информацию и считывать её, но это навыки отбора и оценки информации, применения её в реальной ситуации, преобразования её при необходимости.
Для привлечения внимания к тем или иным видам грамотности, которые востребованы «здесь» и «сейчас» и без которых человек не станет успешным в XXI веке, не улучшится качество его жизни, разные авторы предлагают комплексы «новой грамотности». Это не какой-то другой вид грамотности, а именно комплекс или набор известных видов, но наделённый особой актуальностью в конкретных условиях.
Так, сегодня для образовательных организаций ставится задача по формированию новой грамотности, в состав которой входят:
финансовая грамотность - совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учётом жизненных событий и изменений экономических условий;
правовая грамотность - знание человеком своих прав и обязанностей, нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между людьми, социальными общностями, организациями; умение применять правовые знания при анализе конфликтных ситуаций, давать правовую оценку действиям социальных субъектов;
цифровая грамотность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность;
предпринимательская грамотность - набор знаний и умений, показательный для базовой степени владения человеком навыками экономической деятельности, позволяющей ему сознательно и целенаправленно начать и вести свой бизнес.
Разве все эти качества не могут стать предметом интереса для педагога дополнительного образования детей и войти в целевые установки его программы, независимо какого она профиля?
Следующее место с полным правом занимает общеизвестное понятие «навыки», обозначающее способности человека к деятельности и возможности совершать им действия, используя имеющиеся знания для достижения результатов. Эта способность формируется (тренируется) путём повторения и доведения до автоматизма.
Для педагога дополнительного образования детей важно понимать, что стать грамотным и компетентным можно, только овладев навыками.
Есть навыки, которые входят в разные компетентности, а есть те, которые связаны с определённой компетентностью.
Например, информационная грамотность опирается на навыки поиска, отбора, анализа разных источников информации, последующие навыки осознания полученного, организации, систематизации, сохранения и использования информации для своих целей в реальной ситуации. Более того, по мнению специалистов, информационная грамотность опирается на следующие навыки: «сохранять динамизм и оставаться открытым для новых данных; учитывать социокультурные различия при интерпретации информации и распространении новых идей; культивировать умение работать с противоречивыми данными, признавая аргументированную дискуссию, продвигаясь через возражения, уточнения к достижению консенсуса; оценивать достоверность информации и источника, из которого она получена; развивать эрудицию» (Ч. Фадель, М. Бялик, Б. Триллинг).
Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.
Навык двигательный - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
Навык интеллектуальный - автоматизированные приёмы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.
Навык перцептивный - автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.
Сегодня принято говорить не просто о навыках и их формировании, но о навыках будущего, тех, которые необходимы сейчас и будут востребованы на рынке труда XXI века.
Естественно, что какого-то конечного и общепризнанного набора навыков будущего нет и быть не может, так как природный мир, наука, культура, социальная жизнь и производство меняются непрерывно и с большой скоростью. Всё чаще говорят о таких базовых сложных и взаимосвязанных между собой навыках «4К», которыми обязан овладеть каждый человек. К их числу относятся:
коммуникация как обмен информацией, предполагающий навыки активного слушания, ясности мышления и письменного изложения, убедительности публичного выступления;
креативность (творческое мышление) не столько как навык, необходимый в сфере искусства, а как навык разнонаправленного мышления (дивергентного), охватывающего научное мышление, предприимчивость, проектное мышление;
критическое мышление или навык ничего не принимать на веру, а думать, осмыслять, анализировать и умело синтезировать полученную информацию, оценивать её на соответствие действительности;
командная работа (или кооперация и сотрудничество) людей с разными навыками, подходами и взглядами для совместной выработки и принятия решений, достижения общей цели. Командная работа требует хорошей организации. В ином случае от неё не стоит ожидать значимого эффекта.
Не менее популярно обращение к жёстким (hard skills) и мягким навыкам (soft skills).
Жёсткие навыки - это технические способности или, точнее, конкретный набор навыков решения задач, которые легко определить количественно и которые можно наглядно продемонстрировать (например, знание иностранного языка, программирование, управление проектом, знание математики, режиссура, хореография, навыки токаря и пр.). Как правило, жёсткие навыки можно изучить на специально организованных занятиях или самостоятельно, посещая курсы, семинары, читая книги, приобретая опыт.
Мягкие навыки сложнее проверить и продемонстрировать - это комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые не связаны с конкретной предметной областью, но они важны для успеха в жизни. Они субъективны и их трудно измерить, но именно они, считается специалистами во всём мире, помогут человеку «оставаться на плаву» в любой трудной ситуации.
В группу мягких навыков чаще всего включают командность, лидерство, терпеливость, ответственность, тайм-менеджмент, решение проблем, критическое мышление. Есть даже так называемые экзистенциальные навыки: способность ставить цели и достигать их (сила воли); саморегуляция, самосознание, самореализация и самоопределение, связанные со способностью к саморефлексии; внутренняя зрелость и «способность получать нужную информацию в нужное время, критически её обдумывать и делать мудрый выбор» (Edward O. Wilson), способность учиться и переучиваться (саморазвитие).
Иногда навыки будущего прямо корреспондируются с навыками кандидатов на будущие виды занятости в условиях взаимодействия «человека и машины», «человека и искусственного интеллекта». К таковым относят: решения со смыслом или способность определять глубинный смысл обрабатываемой ими информации;
социальный интеллект (навыки продуктивного общения, правильного подбора эмоций, жестов, тона голоса с учётом настроения собеседника);
нестандартное и адаптивное мышление как способность находить эффективное решения вне стандартов, клише, жёстких рамок, воплощать неординарные идеи, справляться с задачами любой сложности;
межкультурная компетентность, связанная со знанием не только нескольких иностранных языков, но и особенностей культур, обычаев и традиций, этических и моральных норм различных народов;
вычислительное мышление - способность оперативно обрабатывать большие объёмы информации, выделяя в ней главный смысл, определяя её достоверность и качество;
грамотность в разработке контента инновационных СМИ с целью влияния на потенциальных клиентов при помощи эффектов убеждающей коммуникации;
трансдисциплинарность или владение разными дисциплинами для успешного взаимодействия со специалистами других областей и нахождения решения (интересно, что овладение этим навыком предполагается путём самообучения);
проектный стиль мышления как способность построения, формулировки и организации задач и рабочих процессов с целью получения желаемого результата;
когнитивное управление - способность фильтровать и исключать информацию по степени важности, понимать, как развить когнитивные функции, используя различные методы и средства;
виртуальное сотрудничество или навык взаимодействия с виртуальной командой для обеспечения продуктивного рабочего процесса (Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков).
Независимо от того, какие группы навыков и в каком количестве называются, все они необходимы человеку для получения знаний, их применения в реальной работе и жизни. Однако общепризнанно, что индивидуальные качества человека серьёзно влияют (позитивно или негативно) на его успешность. Поэтому приоритетное значение в современном образовании принадлежит формированию индивидуальности ученика и присущих ему позитивных личностных качеств.
В отечественной литературе этот аспект чаще всего соотносится с воспитательной деятельностью, направленной на создание условий для становления личностных ценностей, характера, мировоззренческих, культурных и нравственных установок.
В той или иной степени в организациях дополнительного образования детей сохраняется ориентация на результаты созидания собственной личности через создание условий для самостоятельно осуществляемого учения, усилий по самооткрытию в различных видах творчества, общения и сотрудничества в разных видах совместной деятельности (познание, творчество, коммуникация, труд, игра) со всеми участниками объединения, приобретения опыта созидательных отношений и развития собственной индивидуальности.
Уточняя состав индивидуальных качеств, часто для педагогов рекомендуют в целях своих программ ориентироваться на следующие ключевые позитивные личностные качества и тесно связанные с ними конкретные свойства, черты характера (Ч. Фадель, М. Бялик, Б. Триллинг).
Качество |
Свойства, черты характера |
Осознанность |
Самосознание, самооценка, самоактуализация, рост, понимание, сознательность, взаимосвязанность, сочувствие, взаимозависимость, терпение. |
Любознательность |
Открытость, проницательность, энтузиазм, спонтанность, увлечённость, инициативность. |
Решительность |
Храбрость, сила духа, уверенность в себе, готовность идти на риск, жизнерадостность, стойкость. |
Устойчивость |
Находчивость, упорство, выдержка, отсутствие страха неопределённости, усердие. |
Этичность |
Человечность, нравственность, доброта, уважение, справедливость, вежливость, искренность, готовность помочь, причастность. |
Лидерство |
Ответственность, бескорыстие, скромность, вдохновение, организованность, командная работа, трудолюбие, межкультурная осведомленность, правдивость, добросовестность, ориентация на результат. |
В рамках дистанционного курса Intel предлагается несколько иной подход к комплектованию качеств, необходимых человеку XXI века, в нём личностные качества рассматриваются как умения, т.е. уже освоенные человеком в процессе обучения способы выполнения действия на основе приобретённой совокупности знаний и навыков. К ним относятся:
Для педагогов и организаций дополнительного образования детей важно серьёзно относиться к компетенциям и особенно к метапознанию, «в рамках которого учащиеся размышляют над тем, как они учатся, настраиваются на внутренний рост, определяются в своих стремлениях и привыкают соотносить свою учёбу и поведения со своими целями» (Ч. Фадель, М. Бялик, Б. Триллинг).
На последнее место, не по значимости, а только сообразно логике изложения, следует отнести понятие «достижение». Напомним, что слова «достижение» и «успех» являются синонимами слова «результат» и, соответственно, при разной экспрессивной окрашенности их объединяет общее значение. Это общее значение фиксируется во всех словарях и энциклопедических изданиях в виде толкования слова «достижение» (личное или профессиональное) как приобретение, успех, положительный результат работы, завоевание, вклад, шаг вперёд и т.п. Ответить на вопрос «Что такое достижения?» - значит рассказать о том, каких результатов удалось человеку самостоятельно добиться к настоящему моменту.
Иначе говоря, достижение - это любые положительные результаты (полезные, важные, нужные, значимые), которые были достигнуты благодаря способностям человека добиваться цели, опираясь на собственную инициативу, умение планировать, организовываться и применять навыки и знания, опыт восприятия и переживания, взаимодействия с внешним миром. Нельзя не согласиться с тем, что «все необыкновенные достижения являются результатом обыкновенной подготовки» (Р. Штаубах), но эти результаты всегда отличаются от прежних, результатов других, иногда превосходя их. Достижения указывают на уровень самостоятельности в присвоении компетентности мышления или социальной компетентности, или компетентности взаимодействия с собой. Человек сам формирует собственное мнение о своих достижениях, самостоятельно раскрывает их в той или иной степени другим, т.е. демонстрирует навыки самопрезентации индивидуальной успешности в той или иной области практической деятельности с акцентом на такие обобщённые показатели, как:
удовлетворённость не только приобретённым опытом деятельности, сотрудничества и общения, знаниями, конкретными умениями, навыками, но и самим процессом их приобретения;
достижения или итоги овладения способами деятельности; следствия пробы своих способностей и умений, которые сегодня принято обозначать взаимозависимыми категориями: грамотность, компетентность, образованность, готовность к освоению профессии, культурная способность, личное образовательное.
Менеджмент качества и, управление качеством в дополнительном образовании детей; основы маркетинга; стратегическое управление и управление инновациями в организациях дополнительного образования детей; педагогика дополнительного образования детей; методология психолого-педагогических исследований
44 года
Медаль «850 лет Москвы», почетные грамоты Московского комитета образования, Министерства образования и науки Российской Федерации
Высшее
Философ
«Методология управления качеством дополнительного образования детей» (монография); «Качество дополнительного образования детей. Менеджмент» (монография); методическое пособие «Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования (в соавторстве с Е.Б. Евладовой).
философия образования, качество в образовании и в дополнительном образовании детей, управление развитием организаций в дополнительном образовании детей, менеджмент. [www.mgpu.ru]