• ноц59
  • перм край

Логинова Л. Г. Результаты в дополнительном образовании детей: опыт упорядочения значений

 

  • Основные подходы к разработке системы оценивания и экспертизы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: Методическое пособие / Авт.-сост. Г.Н. Титлянова. – М.: ИД «Методист», 2020 – 44 с. - скачать pdf

 

Результаты в дополнительном образовании детей: опыт упорядочения значений

ЛОГИНОВА Л.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогических технологий непрерывного образования института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

 

В наследство от двадцатого века нам досталось многословие. В нашей повседневной и литературно-научной лексике много привычных слов, но ещё больше слов, которые появляются под влиянием всё усиливающегося информационного потока. Одни слова переходят в категорию научных терминов, по поводу которых разворачиваются бурные дискуссии. Другие слова «вживляются» в практику и, не задумываясь о смыслах, которые в них заложены, мы начинаем ими пользоваться, доверяя или не возражая тем, кто их декларирует.

Одной из самых многословных и при этом сумбурной и казусной стала тема о результатах в дополнительном образовании детей, изложение которой представлено сложным переплетением понятий «компетенции», «компетентности», «компетентность», «грамотность» с её разными модификациями, «навыки», «достижения» и пр.

С учётом того, что сегодня на дополнительное образование детей возлагаются большие надежды в развитии отечественного образования, настало время разобраться и попробовать договориться «ради пользы дела».

Попробуем составить словарь, но не по принципу распределения слов по сходству начальных букв, а как опыт упорядочения информации при помощи разбивки на небольшие статьи.

Прежде всего - о компетенции, компетентностях и компетентности.

Не останавливаясь на всех предложениях, а руководствуясь только субъективным выбором и опытом работы с педагогическими работниками организаций дополнительного образования детей, предлагаем по степени значимости:

На первое место поставить понятие «компетенции», выражающее готовность личности мобилизовать свои знания, умения и внешние ресурсы, чтобы эффективно действовать в определённой деятельности или жизненной ситуации для достижения результата. Эта готовность формируется, приобретается благодаря и на основе обучения и всегда опирается на приобретаемые знания и навыки.

Иначе ещё можно сказать, что компетенции «связывают» освоенные в процессе обучения способы действия и способности человека, обеспечивающие быстроту, глубину и прочность освоения этих способов действия. Способность в данном случае выступает не как «предрасположенность», а как «умение». Если мы говорим, что человек «способен», то имеем в виду то, что он «умеет делать» что-то.

Вместе с ним и в качестве синонима назвать понятие «компетентность». Почему синоним? Потому, что компетентность - это та же способность личности собраться и использовать имеющиеся знания (умение использовать и организовывать свои интеллектуальные и/или профессиональные знания) и навыки, действовать, опираясь на них в решении проблем и типичных задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях. Это та же психологическая готовность сотрудничать, выстраивать эмоционально-нравственные отношения с миром и взаимодействовать для решения различного спектра проблем и достижения определённого результата.

Компетентность также базируется на готовности личности, поэтому, сегодня вместо понятия «компетентность» используют понятие «эмоциональный интеллект», отражающее способность личности самостоятельно дисциплинироваться и самомотивироваться, сохранять устойчивость к разочарованиям, контролировать свои эмоциональные вспышки, регулировать настроение, уметь отказаться от удовольствия.

Следующее место отдать понятию «универсальные компетентности», которому тождественны понятия «ключевые компетенции», «мягкие навыки» (soft-skills), универсальные действия. Слово говорит само за себя. Данные компетентности не ограничены конкретной задачей или ситуацией, они развиваются и улучшаются на протяжении всей жизни человека и необходимы каждому для развития и самореализации, профессиональной карьеры, успеха на рынке труда, социальной включённости и активной гражданственности.

В международном докладе «Универсальные компетентности и новая грамотность», подготовленном в 2017-2018 гг. при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», предлагаются три универсальные компетентности, которые, по сути, являются открытыми блоками знаний, навыков и установок:

«1) компетентность мышления (познания):

  • понимать, анализировать и интерпретировать задачу, искать и выявлять закономерности и тенденции в массиве фактов...
  • генерировать идеи, переносить идеи в новые контексты.
  • выбирать способ решения сложных задач, включая открытые задачи с несколькими решениями.
  • социальная компетентность (взаимодействия с другими людьми):
  • сотрудничать и взаимодействовать, поддерживать отношения в каче­стве лидера и участника команды.
  • обосновывать свою позицию, уважать интересы других, разрешать конфликты.
  • компетентность взаимодействия с собой:
  • распознавать свои эмоции и управлять ими...
  • планировать своё время, ставить цели.»

По отношению к дополнительному образованию детей считаем необходимым усилить компетентность взаимодействия с собой (и в определённом смысле обозначить её как сквозную, проходящую через все другие) феноменом, иногда называемым как вдумчивость, - самостоятельные размышления ученика о том, зачем он учится в постоянно меняющемся мире, какой смысл для него в учении, каковы его цели и стремления в этой непростой деятельности, его возможности в достижении поставленных целей и достигаемые результаты.

В научных текстах эта составляющая компетенции часто называется метапознание (термин ввёл психолог Джон Флейвелл) и состоит она:

  • из знания человека о себе, о своём мышлении, памяти, внимании и своих способностях;
  • из размышления о своей готовности и направленности на развитие, «учиться, разучиваться и переучиваться» (Э. Тоффлер);
  • из опыта управления (планирования + постановки цели + отслеживания + оценка) своими познавательными процессами в ходе приобретения новых знаний;
  • из чувства переживания о том, что могу или не могу сделать, решая задачи разной степени сложности, достигая или нет результатов в приобретении и использовании новых знаний.

Данная компетенция формируется и развивается (психологи говорят - тренируется), но предполагает разработку индивидуальной образовательной траектории, специальных педагогических усилий по поддержке у каждого ребёнка или подростка высокого уровня веры в собственные силы, что предполагает выработку системы мотивации, обуславливающей поведение человека в объединении по интересам.

Заключая этот раздел, предлагаем рассматривать все эти понятия как обозначение компетентностного фона (среда), в котором усилиями педагога и детей - участников объединений по интересам или педагогического коллектива всей организации дополнительного образования детей разворачиваются образовательная деятельность и отношения, а главное - выстраивается композиция из результатов как их главных элементов.

Фон задаёт уровень (глубину и яркость) усвоенным знаниям, приобретённым навыкам, способностям применять усвоенное разными способами, чертам характера и умениям, т.е. образованности человека.

Отдельное место следует отвести понятию со сложным внутренним переплетением смыслов. В словарях и энциклопедических изданиях за понятием «грамотность» закреплено значение - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке, т.е. владение навыками использования языка как инструмента коммуникации в письменной или устной форме. В настоящее время, говоря о грамотности, имеют в виду способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания (те, кто только умеет читать, могут быть отнесены к категории «полуграмотных»).

Грамотность по самой своей сути является фундаментом, на котором строится всё развитие человека и грамотность является основой его коммуникации с другими коллективными или индивидуальными субъектами.

В направленности на результат грамотность традиционно рассматривалась как итог или следствие взаимных усилий учителя и ученика по приобретению и применению учеником компетентностей читать, писать и считать (так называемых «3Rs» (Reading, wRiting, aRithmetic).

Кроме того, грамотность - это и способность общаться с миром не только людей, но и информационно-коммуникативными техническими устройствами, понимать их сигналы, обрабатывать информацию, действовать в рамках конкретной практики.

Для организаций дополнительного образования детей, настраивающихся на соответствие результатов своей образовательной деятельности современным трендам, есть смысл различать предметную и инструментальную грамотность.

Предметная грамотность - базовые практические знания в определённых областях современной жизни, без которых функционирование человека в современной цивилизации невозможно. Практические знания неотделимы от навыков («Я знаю, как, и я умею...»). Понятно, что состав этих «базовых знаний и навыков» меняется по ходу культурно-исторического развития общества. Так, сегодня в образовании акцентируется внимание на формировании грамотности финансовой, предпринимательской, грамотности в области здоровья и культуры, экологической и гражданской грамотности.

Заметим, что предметную грамотность иногда называют «функциональной грамотностью», подчёркивая прикладной характер знаний, используемых для функционирования человека в обществе. При этом замечается, что овладение такими знаниями опирается на универсальные компетентности и инструментальную грамотность.

На функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней (действовать гибко, быть мобильным) сегодня «затачиваются» все образовательные программы организаций общего и профессионального образования. Для организаций дополнительного образования детей функциональная грамотность как целевой ориентир была присуща всегда. Другое дело, что не использовался этот термин, да и результаты в части функциональной грамотности достигались в тех областях деятель­ности, которые нетипичны для формального образования (хореография, прикладное искусство, спорт, музей, техническое конструирование, опытное растениеводство и пр.).

В представлениях о функциональной грамотности для дополнительного образования детей важно сфокусироваться на грамотности по самоорганизации (иногда называемой деятельностной грамотностью) как способности ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределённости. Нельзя не согласиться с тем, что «самоорганизация может стать перспективной возможностью развития современного поколения детей - «цифрового поколения», «поколения «Y» да и первых представителей поколения «Z», которые уже заканчивают школу. Им свойственны стремление к творческой активности, сотрудничеству, информационному общению и умение даже в условиях неустойчивости и неопределённости находить возможные решения актуальных для них проблем» (М.Р. Мирошкина, Е.Б. Евладова).

Инструментальная грамотность («Я знаю и понимаю, как...») - способность человека использовать знаковые системы и инструменты коммуникации в определённой сфере деятельности.

По большому счёту это практически те же традиционные навыки чтения, письма и счёта, но которые вынуждены были трансформироваться с появлением новых знаковых систем и способов коммуникации:

в читательскую грамотность - способность извлекать смысл и созда­вать сообщения на естественных языках в разных текстовых и визуальных форматах, в том числе в цифровой среде (читательская грамотность + цифровая грамотность);

в математическую грамотность - способность использовать математические инструменты, способ рассуждений в повседневной жизни, в том числе в цифровой среде (математическая грамотность + грамотность в области данных + цифровая грамотность);

в вычислительную грамотность - способность понимать, переформулировать и генерировать информацию на формальных языках с целью создания несложных алгоритмов и кодирования информации;

в статистическую грамотность - способность делать выводы на основе статистических данных, которых много в повседневной жизни. Умение пользоваться большими и сложными системами данных для обучения и принятия решений;

в информационную грамотность - способность искать, извлекать зна­чимую информацию из данных, отбирать, критично оценивать, анализиро­вать, аргументировать с помощью данных, использовать информацию для решения задач в различных контекстах. Это понимание того, что означают данные, как правильно читать диаграммы, как делать правильные выводы на основе данных, и способность понимать, когда данные используются ненадлежащим образом или вводят в заблуждение.

Подчеркнём, что информационная грамотность - это не просто навык искать информацию и считывать её, но это навыки отбора и оценки информации, применения её в реальной ситуации, преобразования её при необходимости.

Для привлечения внимания к тем или иным видам грамотности, которые востребованы «здесь» и «сейчас» и без которых человек не станет успешным в XXI веке, не улучшится качество его жизни, разные авторы предлагают комплексы «новой грамотности». Это не какой-то другой вид грамотности, а именно комплекс или набор известных видов, но наделённый особой актуальностью в конкретных условиях.

Так, сегодня для образовательных организаций ставится задача по формированию новой грамотности, в состав которой входят:

финансовая грамотность - совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учётом жизненных событий и изменений экономических условий;

правовая грамотность - знание человеком своих прав и обязанностей, нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между людьми, социальными общностями, организациями; умение применять правовые знания при анализе конфликтных ситуаций, давать правовую оценку действиям социальных субъектов;

цифровая грамотность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность;

предпринимательская грамотность - набор знаний и умений, показательный для базовой степени владения человеком навыками экономической деятельности, позволяющей ему сознательно и целенаправленно начать и вести свой бизнес.

Разве все эти качества не могут стать предметом интереса для педагога дополнительного образования детей и войти в целевые установки его про­граммы, независимо какого она профиля?

Следующее место с полным правом занимает общеизвестное понятие «навыки», обозначающее способности человека к деятельности и возможности совершать им действия, используя имеющиеся знания для достижения результатов. Эта способность формируется (тренируется) путём повторения и доведения до автоматизма.

Для педагога дополнительного образования детей важно понимать, что стать грамотным и компетентным можно, только овладев навыками.

Есть навыки, которые входят в разные компетентности, а есть те, которые связаны с определённой компетентностью.

Например, информационная грамотность опирается на навыки поиска, отбора, анализа разных источников информации, последующие навыки осознания полученного, организации, систематизации, сохранения и использования информации для своих целей в реальной ситуации. Более того, по мнению специалистов, информационная грамотность опирается на следующие навыки: «сохранять динамизм и оставаться открытым для новых данных; учитывать социокультурные различия при интерпретации информации и распространении новых идей; культивировать умение работать с противоречивыми данными, признавая аргументированную дискуссию, продвигаясь через возражения, уточнения к достижению консенсуса; оценивать достоверность информации и источника, из которого она получена; развивать эрудицию» (Ч. Фадель, М. Бялик, Б. Триллинг).

Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.

Навык двигательный - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Навык интеллектуальный - автоматизированные приёмы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

Навык перцептивный - автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

Сегодня принято говорить не просто о навыках и их формировании, но о навыках будущего, тех, которые необходимы сейчас и будут востребованы на рынке труда XXI века.

Естественно, что какого-то конечного и общепризнанного набора навыков будущего нет и быть не может, так как природный мир, наука, культура, социальная жизнь и производство меняются непрерывно и с большой скоростью. Всё чаще говорят о таких базовых сложных и взаимосвязанных между собой навыках «4К», которыми обязан овладеть каждый человек. К их числу относятся:

коммуникация как обмен информацией, предполагающий навыки активного слушания, ясности мышления и письменного изложения, убедительности публичного выступления;

креативность (творческое мышление) не столько как навык, необходимый в сфере искусства, а как навык разнонаправленного мышления (дивергентного), охватывающего научное мышление, предприимчивость, проектное мышление;

критическое мышление или навык ничего не принимать на веру, а думать, осмыслять, анализировать и умело синтезировать полученную информацию, оценивать её на соответствие действительности;

командная работа (или кооперация и сотрудничество) людей с разными навыками, подходами и взглядами для совместной выработки и принятия решений, достижения общей цели. Командная работа требует хорошей организации. В ином случае от неё не стоит ожидать значимого эффекта.

Не менее популярно обращение к жёстким (hard skills) и мягким навыкам (soft skills).

Жёсткие навыки - это технические способности или, точнее, конкретный набор навыков решения задач, которые легко определить количественно и которые можно наглядно продемонстрировать (например, знание иностранного языка, программирование, управление проектом, знание математики, режиссура, хореография, навыки токаря и пр.). Как правило, жёсткие навыки можно изучить на специально организованных занятиях или самостоятельно, посещая курсы, семинары, читая книги, приобретая опыт.

Мягкие навыки сложнее проверить и продемонстрировать - это комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые не связаны с конкретной предметной областью, но они важны для успеха в жизни. Они субъективны и их трудно измерить, но именно они, считается специалистами во всём мире, помогут человеку «оставаться на плаву» в любой трудной ситуации.

В группу мягких навыков чаще всего включают командность, лидерство, терпеливость, ответственность, тайм-менеджмент, решение проблем, критическое мышление. Есть даже так называемые экзистенциальные навыки: способность ставить цели и достигать их (сила воли); саморегуляция, самосознание, самореализация и самоопределение, связанные со способностью к саморефлексии; внутренняя зрелость и «способность получать нужную информацию в нужное время, критически её обдумывать и делать мудрый выбор» (Edward O. Wilson), способность учиться и переучиваться (саморазвитие).

Иногда навыки будущего прямо корреспондируются с навыками кандидатов на будущие виды занятости в условиях взаимодействия «человека и машины», «человека и искусственного интеллекта». К таковым относят: решения со смыслом или способность определять глубинный смысл обрабатываемой ими информации;

социальный интеллект (навыки продуктивного общения, правильного подбора эмоций, жестов, тона голоса с учётом настроения собеседника);

нестандартное и адаптивное мышление как способность находить эффективное решения вне стандартов, клише, жёстких рамок, воплощать неорди­нарные идеи, справляться с задачами любой сложности;

межкультурная компетентность, связанная со знанием не только нескольких иностранных языков, но и особенностей культур, обычаев и традиций, этических и моральных норм различных народов;

вычислительное мышление - способность оперативно обрабатывать большие объёмы информации, выделяя в ней главный смысл, определяя её достоверность и качество;

грамотность в разработке контента инновационных СМИ с целью влияния на потенциальных клиентов при помощи эффектов убеждающей коммуникации;

трансдисциплинарность или владение разными дисциплинами для успешного взаимодействия со специалистами других областей и нахождения решения (интересно, что овладение этим навыком предполагается путём самообучения);

проектный стиль мышления как способность построения, формулировки и организации задач и рабочих процессов с целью получения желаемого результата;

когнитивное управление - способность фильтровать и исключать информацию по степени важности, понимать, как развить когнитивные функции, используя различные методы и средства;

виртуальное сотрудничество или навык взаимодействия с виртуальной командой для обеспечения продуктивного рабочего процесса (Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков).

Независимо от того, какие группы навыков и в каком количестве называются, все они необходимы человеку для получения знаний, их применения в реальной работе и жизни. Однако общепризнанно, что индивидуальные качества человека серьёзно влияют (позитивно или негативно) на его успешность. Поэтому приоритетное значение в современном образовании принад­лежит формированию индивидуальности ученика и присущих ему позитивных личностных качеств.

В отечественной литературе этот аспект чаще всего соотносится с воспитательной деятельностью, направленной на создание условий для становления личностных ценностей, характера, мировоззренческих, культурных и нравственных установок.

В той или иной степени в организациях дополнительного образования детей сохраняется ориентация на результаты созидания собственной личности через создание условий для самостоятельно осуществляемого учения, усилий по самооткрытию в различных видах творчества, общения и сотрудниче­ства в разных видах совместной деятельности (познание, творчество, коммуникация, труд, игра) со всеми участниками объединения, приобретения опыта созидательных отношений и развития собственной индивидуальности.

Уточняя состав индивидуальных качеств, часто для педагогов рекомендуют в целях своих программ ориентироваться на следующие ключевые позитивные личностные качества и тесно связанные с ними конкретные свойства, черты характера (Ч. Фадель, М. Бялик, Б. Триллинг).

 

Качество

Свойства, черты характера

Осознанность

Самосознание, самооценка, самоактуализация, рост, понимание, сознательность, взаимосвязанность, сочувствие, взаимозависимость, терпение.

Любознательность

Открытость, проницательность, энтузиазм, спонтанность, увлечённость, инициативность.

Решительность

Храбрость, сила духа, уверенность в себе, готовность идти на риск, жизнерадостность, стойкость.

Устойчивость

Находчивость, упорство, выдержка, отсутствие страха неопределённости, усердие.

Этичность

Человечность, нравственность, доброта, уважение, справедливость, вежливость, искренность, готовность помочь, причастность.

Лидерство

Ответственность, бескорыстие, скромность, вдохновение, организованность, командная работа, трудолюбие, межкультурная осведомленность, правдивость, добросовестность, ориентация на результат.

 

В рамках дистанционного курса Intel предлагается несколько иной подход к комплектованию качеств, необходимых человеку XXI века, в нём личностные качества рассматриваются как умения, т.е. уже освоенные человеком в процессе обучения способы выполнения действия на основе приобретённой совокупности знаний и навыков. К ним относятся:

  • ответственность и адаптивность;
  • коммуникативные умения для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание её;
  • творчество и любознательность, которые связываются со способностью к саморазвитию, применению новых идей, открытостью новым и разнообразным перспективам, точкам зрения;
  • критическое и системное мышление;
  • умение работать с информацией и медиасредствами в разных формах и различными способами;
  • межличностное взаимодействие и сотрудничество; умение выявлять, анализировать и решать проблемы; направленность на саморазвитие;
  • социальная ответственность как способность действовать в интересах сообщества, этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

Для педагогов и организаций дополнительного образования детей важно серьёзно относиться к компетенциям и особенно к метапознанию, «в рамках которого учащиеся размышляют над тем, как они учатся, настраиваются на внутренний рост, определяются в своих стремлениях и привыкают соотносить свою учёбу и поведения со своими целями» (Ч. Фадель, М. Бялик, Б. Триллинг).

На последнее место, не по значимости, а только сообразно логике изложения, следует отнести понятие «достижение». Напомним, что слова «достижение» и «успех» являются синонимами слова «результат» и, соответственно, при разной экспрессивной окрашенности их объединяет общее значение. Это общее значение фиксируется во всех словарях и энциклопедических изданиях в виде толкования слова «достижение» (личное или профессиональное) как приобретение, успех, положительный результат работы, завоевание, вклад, шаг вперёд и т.п. Ответить на вопрос «Что такое достижения?» - значит рассказать о том, каких результатов удалось человеку самостоятельно добиться к настоящему моменту.

Иначе говоря, достижение - это любые положительные результаты (полезные, важные, нужные, значимые), которые были достигнуты благодаря способностям человека добиваться цели, опираясь на собственную инициативу, умение планировать, организовываться и применять навыки и знания, опыт восприятия и переживания, взаимодействия с внешним миром. Нельзя не согласиться с тем, что «все необыкновенные достижения являются результатом обыкновенной подготовки» (Р. Штаубах), но эти результаты всегда отличаются от прежних, результатов других, иногда превосходя их. Достижения указывают на уровень самостоятельности в присвоении компетентности мышления или социальной компетентности, или компетентности взаимодействия с собой. Человек сам формирует собственное мнение о своих достижениях, самостоятельно раскрывает их в той или иной степени другим, т.е. демонстрирует навыки самопрезентации индивидуальной успешности в той или иной области практической деятельности с акцентом на такие обобщённые показатели, как:

удовлетворённость не только приобретённым опытом деятельности, сотрудничества и общения, знаниями, конкретными умениями, навыками, но и самим процессом их приобретения;

достижения или итоги овладения способами деятельности; следствия пробы своих способностей и умений, которые сегодня принято обозначать взаимозависимыми категориями: грамотность, компетентность, образованность, готовность к освоению профессии, культурная способность, личное образовательное.

 

 

Об авторе: 

  • Логинова Лариса Геннадиевна, д.п.н., профессор кафедры педагогических технологий Института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

 

Преподаваемые дисциплины

Менеджмент качества и, управление качеством в дополнительном образовании детей; основы маркетинга; стратегическое управление и управление инновациями в организациях дополнительного образования детей; педагогика дополнительного образования детей; методология психолого-педагогических исследований

Научно-преподавательский стаж

44 года

Заслуги, награды

Медаль «850 лет Москвы», почетные грамоты Московского комитета образования, Министерства образования и науки Российской Федерации

Уровень образования, квалификации

Высшее

Направление подготовки (или специальность)

Философ

Основные публикации

«Методология управления качеством дополнительного образования детей» (монография); «Качество дополнительного образования детей. Менеджмент» (монография); методическое пособие «Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования (в соавторстве с Е.Б. Евладовой).

Область научных интересов

философия образования, качество в образовании и в дополнительном образовании детей, управление развитием организаций в дополнительном образовании детей, менеджмент. [www.mgpu.ru]

 

 

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно