Метод модерации - организация работы над проблемой для достижения наиболее эффективных учебных целей.
Успешная работа в группе зависит от модератора. Перед модератором стоит задача руководить работой группы (подгруппы). При этом модератор должен:
Модератор не должен вызывать к себе чувство неприязни или раздражение со стороны других участников.
Предложение идеи:
модератор фиксирует все идеи, высказанные в ритме мозговой атаки;
модератор регулирует поток идей.
Не допускается критика идей. Лучше, если идеи будут выписаны на доске или листке бумаги.
Дискуссия по выдвинутым идеями:
модератор фиксирует высказывания-мнения об идеях;
модератор регулирует поток высказываний;
модератор группирует высказывания.
Высказывания участников могут быть записаны ими на отдельных листках, лучше фломастерами и показаны для общего обозрения. Таким образом, технические приемы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов.
Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом:
записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе;
выписать вопросы, сформулированные в настоящем пособии для данной темы;
по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому-либо из участников их записывать (например, модератору);
сформулировать результирующее мнение, которое будет является решением поставленной цели.
При обучении проблемы можно использовать следующие методы группового обсуждения:
Любая возникшая идея, неважно насколько она осуществима, должна быть выслушана.
Любой может высказать одну или несколько идей одновременно, чтобы не заблокировать свою фантазию.
Остальные члены группы должны воздерживаться от критики в адрес выступающего с идей.
После того как идеи высказали все члены группы, происходит их последовательное обсуждение и выработка общего решения.
Несогласный с общим решением имеет право выступить с особым мнением на этапе защиты темы.
Рассматриваемую проблему разложить на ряд системных элементов.
Элементы, выделенные для анализа, распределить между участниками обсуждения.
Предлагаемые поэлементные решения состыковываются в единую логическую цепочку или представляются в виде матрицы решений.
Обсуждается в целом предлагаемое решение проблемы, а в случае необходимости выбора из альтернативы или ранжирования, используется метод парного сравнения.
Согласованное решение с учетом возможных корректировок представляется для обсуждения по окончании работы над темой занятий.
Модератор подгруппы представляет проблему.
Проблема анализируется с использованием либо мозговой атаки, либо морфологического метода.
Делается попытка вспомнить и привлечь к рассмотрению данной темы известные аналоги и каким образом решались там похожие проблемы.
Спроецировать известные наличные решения к решению поставленной цели.
Окончательно сформулировать мнение подгруппы для доклада результатов по итогам работы над темой.
В процессе обсуждения проблемы модератор должен определить технику работы своей подгруппы. Например, будет ли фиксировать идеи, мысли, соображения каждый участник или это будет записывать кто-либо один из членов подгруппы (может быть сам модератор)?
Модератор может предложить ответы (идеи) фиксировать на отдельных листках и затем их сгруппировать по степени сходности, чтобы систематизировать обсуждение и облегчить принятие решения.
Также необходимо продумать технику принятия решения, если имеется несколько вариантов. Например, методом прямого простого голосования, методом взвешенного голосования (каждому члену подгруппы присваивается вес - баллы для голосования), методом парных сравнений и т.д. В некоторых случаях модератор может взять на себя ответственность за принимаемые решения.
При работе в подгруппе (команде) каждому участнику рекомендуется придерживаться следующих правил: