• ноц59
  • инфоурок
  • перм край
  • антитренинги банер
  • россия

Метод модерации

МЕТОД МОДЕРАЦИИ


  •  

Метод модерации - организация работы над проблемой для достижения наиболее эффективных учебных целей.

Технические приемы модерации

Успешная работа в группе зависит от модератора. Перед модератором стоит задача руководить работой группы (подгруппы). При этом модератор должен:

  • иметь личностные характеристики лидера и организатора процесса;
  • иметь достаточные знания и подготовку для роли руководителя;
  • постоянно контролировать направление дискуссии, не допуская ухода в сторону;
  • контролировать время, отведенное на тему;
  • следить за поведением участников дискуссии, не допуская конфликтов и их пассивного поведения;
  • уметь обобщить результаты и защитить точку зрения перед оппонентами.

Модератор не должен вызывать к себе чувство неприязни или раздражение со стороны других участников.

 

Техническая работа модератора состоит в следующем.

Предложение идеи: 

модератор фиксирует все идеи, высказанные в ритме мозговой атаки;

модератор регулирует поток идей.

Не допускается критика идей. Лучше, если идеи будут выписаны на доске или листке бумаги.

Дискуссия по выдвинутым идеями:

модератор фиксирует высказывания-мнения об идеях;

модератор регулирует поток высказываний;

модератор группирует высказывания.

Высказывания участников могут быть записаны ими на отдельных листках, лучше фломастерами и показаны для общего обозрения. Таким образом, технические приемы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов.

 

Методы анализа и принятия решений

Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом:

записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе;

выписать вопросы, сформулированные в настоящем пособии для данной темы;

по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому-либо из участников их записывать (например, модератору);

 сформулировать результирующее мнение, которое будет является решением поставленной цели.

При обучении проблемы можно использовать следующие методы группового обсуждения:

  • мозговая атака;
  • морфологический анализ;
  • синектический анализ.

 

Правила мозговой атаки:

Любая возникшая идея, неважно насколько она осуществима, должна быть выслушана.

Любой может высказать одну или несколько идей одновременно, чтобы не заблокировать свою фантазию.

Остальные члены группы должны воздерживаться от критики в адрес выступающего с идей.

После того как идеи высказали все члены группы, происходит их последовательное обсуждение и выработка общего решения.

Несогласный с общим решением имеет право выступить с особым мнением на этапе защиты темы.

 

Правила морфологического анализа:

Рассматриваемую проблему разложить на ряд системных элементов.

Элементы, выделенные для анализа, распределить между участниками обсуждения.

Предлагаемые поэлементные решения состыковываются в единую логическую цепочку или представляются в виде матрицы решений.

Обсуждается в целом предлагаемое решение проблемы, а в случае необходимости выбора из альтернативы или ранжирования, используется метод парного сравнения.

Согласованное решение с учетом возможных корректировок представляется для обсуждения по окончании работы над темой занятий.

 

Правила синектического анализа:

Модератор подгруппы представляет проблему.

Проблема анализируется с использованием либо мозговой атаки, либо морфологического метода.

Делается попытка вспомнить и привлечь к рассмотрению данной темы известные аналоги и каким образом решались там похожие проблемы.

Спроецировать известные наличные решения к решению поставленной цели.

Окончательно сформулировать мнение подгруппы для доклада результатов по итогам работы над темой.

 

В процессе обсуждения проблемы модератор должен определить технику работы своей подгруппы. Например, будет ли фиксировать идеи, мысли, соображения каждый участник или это будет записывать кто-либо один из членов подгруппы (может быть сам модератор)?

Модератор может предложить ответы (идеи) фиксировать на отдельных листках и затем их сгруппировать по степени сходности, чтобы систематизировать обсуждение и облегчить принятие решения.

Также необходимо продумать технику принятия решения, если имеется несколько вариантов. Например, методом прямого простого голосования, методом взвешенного голосования (каждому члену подгруппы присваивается вес - баллы для голосования), методом парных сравнений и т.д. В некоторых случаях модератор может взять на себя ответственность за принимаемые решения.

 

При работе в подгруппе (команде) каждому участнику рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • активно принимать участие в высказывании идей и обсуждении;
  • терпимо относиться с мнениям других участников;
  • не прерывать высказывающего, давать ему возможность полностью высказаться;
  • не повторяться вслух;
  • не манипулировать неточными или неверными сведениями для того, чтобы приняли Вашу точку зрения;
  • помнить, что каждый участник имеет равные права;
  • не навязывать своего мнения другим;
  • четко формулировать свое окончательное мнение (устно или письменно).

 

 

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно