«Пермский научно-образовательный центр», ООО
* * *
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]
(октябрь – ноябрь 1829)
А. Пушкин
24 февраля 1973 года в эфир впервые вышла телепередача «Очевидное-невероятное». Эпиграфом к этой передаче стали четыре первые строчки стихотворения. Считается, что его написал Пушкин, однако это, мягко говоря, не совсем так.
При жизни Пушкина это замечательное стихотворение опубликовано не было. Спрашивается, почему? Ответ невероятный: такого стихотворения Александр Сергеевич не писал. [ Подробнее см.: Александр Пушкин: очевидное – невероятное, 24.02.2020]
Ушинский Константин Дмитриевич (1823–1871) – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. | Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – великий писатель и мыслитель, сторонник свободного воспитания | Станиславский Константин Сергеевич (1863–1938) – русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра. |
|
|
|
Макаренко Антон Семёнович (1888–1939) – советский педагог и писатель, считается одним четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. | Выготский Лев Семенович (1896–1934) – психолог, изучал особенности детского развития, первым связал педагогику и психологию. Основоположник коррекционной педагогики, социальной психологии и психолингвистики. | Занков Леонид Владимирович (1901–1977) – психолог-дефектолог, создатель дидактической системы для всестороннего развития личности. |
|
|
|
Сухомлинский Василий Александрович (1918–1970) – создатель оригинальной системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. | Шаталов Виктор Фёдорович (1927–2020) – педагог-новатор, автор системы формирования у обучающихся навыков самоорганизации, самовоспитания, самообучения. | Ильин Евгений Николаевич (р. 1929) – педагог, автор оригинальной концепции преподавания литературы - «педагогики сотрудничества». |
Соловейчик Симон Львович (1930–1996) – педагог-новатор: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». |
Генрих Саулович Альтшуллер (1926–1998) – автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) |
Шалва Александрович Амонашвили (1931) – автор концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребёнка |
Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. М. Горький
Наш воспитатель — наша действительность. М. Горький
Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. М. Горький
* * *
Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм. Ф. Э. Дзержинский
Ребенок умеет любить того, кто его любит. И его можно воспитывать только любовью. Ф. Э. Дзержинский
Чрезмерная строгость и слепая дисциплина — это проклятые учителя для детей. Ф. Э. Дзержинский
* * *
Воспитание есть определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю. М. И. Калинин
Воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные задания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям. М. И. Калинин
Дело воспитания является одним из труднейших. Лучшие педагоги считают его не только делом науки, но и искусства. Они имеют в виду воспитание школьное, разумеется, сравнительно ограниченное. Но есть еще школа жизни, в которой происходит непрерывный процесс воспитания масс, где воспитателем является сама жизнь, государство, партия, а воспитуемыми — миллионы взрослых людей, различных по своему жизненному опыту, политическому опыту. Это дело куда более сложное. М. И. Калинин
Педагог — это инженер человеческих душ. М. И. Калинин
Перед нашим учительством стоит труднейшая задача коммунистического воспитания, формирования коммунистического сознания у советских людей. Успешно разрешить эту задачу можно лишь при условии, что наши учителя будут не только высокообразованными, но и марксистки образованными людьми. М. И. Калинин
Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. М. И. Калинин
* * *
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. О. Ключевский
Во всем, где слово служит посредником между людьми, а в преподавании — особенно, неудобно как переговорить, так и недоговорить. В. О. Ключевский
Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую. В. О. Ключевский
* * *
Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни. В. И. Ленин
Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. В. И. Ленин
Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов. В. И. Ленин
* * *
Вашими словами вы не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. В. Ф. Одоевский
* * *
В воспитании все дело в том, кто воспитатель. Д. И. Писарев
Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие. Д. И. Писарев
Повторять слова учителя — не значит быть его продолжателем. Д. И. Писарев
* * *
Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щетка. М. Е. Салтыков-Щедрин
* * *
Люди, избалованные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жизни. И. С. Тургенев
* * *
Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. А.П. Чехов.
Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью. А.П. Чехов.
Хорошее воспитание заключается не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. А.П. Чехов.
● Древняя Русь: от «призвания варягов» (ок. 862 г.) до смерти сына Владимира Мономаха (1132 г.) ● Период раздробленности (нач. XII века - кон. XV века) ● Период единого русского государства (нач. XVI века – нач. XVII века ) ● Российская империя (1721–1917 гг.) ● Советский период (1922–1991 гг.) ● Новейшая история (с 1991 по н.в.) ●
● волхвы ● Кирилл (827–869) и Мефодий (815–885) ● глаголица (ок. 863 г.) ● крещение Руси (988 г.) ● старославянская кириллица IX-X в. ● «великий раскол» (1054) ● Библия: ветхий и Новый завет ● «Повесть временных лет» (XI – нач. XII вв.) ● «Слово о полку Игореве» (кон. XII в.) ● «Изборник Святослава» (1076) ● «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096) ● эпос ● певцы-сказители и русские былины XI-XVI вв. ● русские народные сказки XII в. ● Стефан Пермский (ок. 1340–1396) ● «Домострой» (XV–XVI вв.) ● печатные учебники – азбуки Ивана Федорова ● школа при Чудовом монастыре (1649) ● школа Спасского монастыря и «Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого (1629–1680) ● Типографское училище в Москве (1681) ● Славяно-греко-латинская академия (1687) ●
Заложили основы славянской письменности, литературы, философии, богословия. Открыли первую школу с преподаванием на славянском языке (в Велиграде, столице Моравского княжества). Канонизированы православной и католической церквами. [1]
Киевский князь, автор «Поучения Владимира Мономаха детям» (1096), которое требует воспитания любви к Богу, советует не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, творить добро, почитать старших. Главный способ воспитания - подражание детей отцу. [1]
Игумен Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой. Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры, «ангел-хранитель России» (П. Флоренский). Письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления. Известен также как представитель деятельного исихазма, основоположник русского старчества и возобновитель монашеского общежития. С XV века почитается Русской православной церковью святым в лике преподобных и считается величайшим русским подвижником. С древних времён почитается православными, в том числе старообрядцами. Считается покровителем учащихся. [картина Павел Рыженко «Благословение Сергия», 2005]
Проповедовал христианство в землях коми, создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения.
Основатель книгопечатания в России и на Украине, просветитель. Автор первой славянской «Азбуки». Обучение грамоте считал семейным делом. Система созданного им начального обучения действовала на Руси на протяжении полутора веков. [1]
Глава «учёной дружины» Петра I. Открыл частную школ для сирот и бедных детей, содействовал распространению школьного театра. Автор пособий для школ («Букварь, или Первое учение отрокам с Катехизисом», 1720 г. ). В «Духовном регламенте (1721) предписывал сочетание духовного и светского образования. Стремился придать обучению научный характер, считал обязательным использование наглядности, расширение числа изучаемых предметов, обязательное устройство библиотек в учебных заведениях. [1]
Реформатор образования. Делил науки на нужные (домоводство, мораль, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда), вредные (ворожба, чернокнижие). Автор многотомной «Истории Российской самых древнейших времен», педагогического труда «Разговор пользе наук и училищ». Считал что крестьянских детей обоего пола следует с 5 до 10 лет обучать письму и грамоте, с 10 до 15 лет - ремеслам. По его инициативе возникла сеть профессиональных учебных заведений. [1]
Контроль над образованием передал от церкви к государству. 1698 – открытие первой гарнизонной школы (артиллерийская школа Преображенского полка) для обучения детей солдат и матросов. В ней обучались грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу. В 1721 г. издал указ о создании подобного рода школ в каждом полку. Все школы назывались русскими, т.к. преподавание велось на русском языке. 1701 – открытие государственной артиллерийско-инженерной школы в Москве для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Школа делилась на две ступени: нижняя учила письму, чтению, счету; верхняя –арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Учителей для школы готовили на месте из наиболее способных учеников. 1701 – открытие школы математических и навигационных наук в Сухаревой башне в Москве. Директором школы стал приглашенный из Англии профессор А. Д. Фарварсон. Возраст учащихся от 12 до 20 лет. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали «кормовые» деньги. За прогулы учащимся грозил немалый штраф, а за побег из школы – смертная казнь. В школе долгое время преподавал Л. Ф. Магницкий. 1703 – открытие Московской инженерной школы по образцу навигационной русской адмиралтейской школы в Воронеже. 1706 – открытие Новгородской архиерейской школы. Создана братьями Лихудами, которые работали затем в ней учителями. Школа давала ученикам широкий курс образования. В 20-е годы под началом этой школы было открыто 15 «меньших школ», в которых работали выпускники Новгородской архиерейской школы. 1707 – открытие в Москве хирургической школы при военном госпитале для подготовки врачей. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование. Обучение велось преимущественно на латыни. 1714 – указ Петра I об открытии цифирных школ. Создание сети государственных начальных школ, доступных достаточно широким слоям населения. Обучались дети с 10 до 15 лет с целью подготовки к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах и верфях. 1716 – открытие первой горнозаводской школы в Карелии для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров. В школе первоначально обучались 20 детей из бедных дворянских семей. Здесь же обучались горному делу юноши, уже работающие на заводе, а воспитанники Московской школы навигационных и математических наук – доменному, кузнечному, якорному делу. 1721 – открытие школы для подготовки канцелярских служащих. [1]
Сын помора, пришедший пешком в Москву. Вместе с И. Шуваловым был инициатором открытия Московского университета, который носит его имя. При университете открылось две гимназии – для дворян и разночинцев. Разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, наглядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из первых в России стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребенка, а учебный материал соразмерен с его силами. Широко применял в педагогической практике конкретный фактический материал. Автор ряда учебников. Его «Российская грамматика» в течение 50 лет считалась лучшим руководством для общеобразовательной школы. Важнейшим направлением деятельности Академии наук считал создание условий для воспитания отечественных ученых. [1]
Финансировал две частные школы, издавал детский журнал «Детское чтение для ума и сердца». Создал педагогическую и переводческую семинарии при Московском университете.
Педагогические воззрения изложил в статьях «О воспитании и наставлении детей» (1783), «О раннем начале учения детей» (1784) и др. Центральная идея - воспитание добрых граждан, счастливых и полезных обществу, патриотов. Считал, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает главным образом через преодоление невежества и полноценное образование и воспитание. Отдавал предпочтение школьному воспитанию, которое открывает возможности для общения и соревнования детей, учит поведению в обществе. Полагал, что воспитание юношества всех сословий - первейшая обязанность и каждого родителя, и правителя страны. Воспитание, по мнению Н. И. Новикова, включает три основные части: физическое, нравственное и «образование разума». После подавления Пугачевского восстания (1775) деятельность Новикова вошла в конфликт с официальной политикой. В 1792 г. арестован и без суда заключен в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 г. был освобожден, но без разрешения продолжать свою деятельность. [1]
* * *
Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания. Н. И. Новиков
Просветитель революционного направления. Считал, что воспитание человека должно быть политическим, направленным на развитие человека, готового к переустройству общества на основе идеалов справедливости. Требовал полноценного образования для всех россиян, независимо от сословия, ставил задачу формирования «сынов Отечества», русских патриотов, граждан. [1]
Педагогические взгляды изложил в трактате «О воспитании военном относительно благородного юношества». Разработал основы двухгодичного курса морали, предполагавшего формирование представлений о гражданских и семейных обязанностях, нравственном воспитании. Целью образования и воспитания считал подготовку трудолюбивых и полезных обществу граждан, умеющих подчинить личные интересы государственным. Был противником телесных наказаний в обучении, поощрял женское образование, ориентированное на «внутреннее украшение разума», а не на внешний блеск. [1]
Выдающийся историк, труды которого сыграли огромную воспитательную роль в подъеме национального самосознания России. Литературная деятельность Карамзина оказала влияние на разработку в русской литературе проблем личности, изображение внутреннего мира человека. В работах «История государства Российского», «Записки о древней и новой России» Карамзин осветил множество малоизвестных страниц русской истории, последовательно проводил мысль о преемственности в культуре и образовании, о необходимости либеральных реформ. [1]
* * *
Давно называют свет бурным океаном: но счастлив, кто плывет с компасом! А это дело воспитания. Н. М. Карамзин
Назначенная Екатериной "Комиссия по учреждению народных училищ" предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786). В городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища). Преподавание в них вели гражданские учителя. Утверждена классно-урочная система. Малые училища были рассчитаны на два года. В них обучали грамоте, счету, основам православия правилам поведения. В главных училищах обучение длилось пять лет, в курс входила история география, физика, архитектура, для желающих - иностранные языки. В них можно было получить педагогическое образование. [1]
"Периодом наивысшего развития образования в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762–1796), когда впервые во главе государства оказалась европейски образованная личность." [ 2:51 ]
Академик Российской академии наук, в просвещении видел основное средство достижения человеческим обществом прогресса. С 1817 г. учитель русского языка великой княгини Александры Федоровны (будущей императрицы). В 1826-41 гг. - наставник будущего императора Александра II, которого Жуковский стремился воспитать как просвещенного и справедливого монарха, уделяя внимание религиозно-нравственным проблемам. [1]
Хирург, педагог. Свое педагогическое кредо выразил в статье «Вопросы жизни» (1856). Взяв за основу идеи Ж. -Ж. Руссо, выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности с широким интеллектуальный кругозором. Считал необходимым перестройку всей системы образования на основе принципов гуманизма и демократизма, на основе научного подхода и учитывая преемственность всех ступеней образования. Задачи обучения считал подчиненными воспитанию и нравственному развитию личности. Главным действующим лицом в реформированной образовательной системе, по мнению Н. И. Пирогова, должен был стать новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка. Н. И. Пирогов разработал проект школьной системы, выступал за расширение женского образования. Основное место в педагогическом наследии занимают вопросы самопознания личности посредством воспитания. Считал, что каждой личности свойственна постоянная борьба внутренней (биологической) и внешней (общечеловеческой) природы, и единственный способ привести к гармонии природное и общественное в человеке – это воспитание. [1]
* * *
В воспитании нет ничего ничтожного. Н. И. Пирогов
Всякая школа славится не числом, а славою своих учеников. Н. И. Пирогов
Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком. Н. И. Пирогов
Литературный критик, философ, составитель учебника русской грамматики (1837). В центре педагогических размышлений – личность как индивидуальное целостное единство психических свойств человека. В противовес сословно-профессиональному обучению выдвигал идеи общечеловеческого воспитания, которое реализуется через «родные, национальные явления». Считал, что учить детей следует с шести лет. Первейшая задача образования – привить детям любовь к Родине, ее природе, языку, истории. Важнейшими учебными предметами считал гуманитарные науки, способствующие «очеловечиванию» людей. [1]
***
Воспитание — великое дело: им решается участь человека. В. Г. Белинский
Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности. В. Г. Белинский
Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. В. Г. Белинский
Орудием и посредником воспитания должна быть любовь. В. Г. Белинский
Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком. В. Г. Белинский
Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. В. Г. Белинский
Выступал за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. Педагогические взгляды определялись философскими убеждениями (атеизм и материализм) и политическими (революционный демократизм). [1]
* * *
Вера в Россию - спасла меня на краю нравственной гибели.
Главная цель жизни - это сама жизнь, каждый день и каждый час являются целями для самих себя, а не средствами другого дня или другого опыта.
Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты.
У народа, лишённого общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести.
Шутить с мечтой опасно: разбитая мечта может составить несчастье жизни; гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь или из безумного воодушевления принести её в жертву.
Человек серьёзно делает что-нибудь только тогда, когда он делает для себя. [>>>]
Основатель научной педагогики в России. Считал главными чертами педагогики народность. На основании доносов, обвинявших его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности, летом 1862 года его уволили из Смольного института. Правительство командирует его за границу для изучения постановки женского образования. За пять лет, проведенных в европейских странах, Ушинский написал главный труд своей жизни – три тома «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)», а также книгу для чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней.
В предисловии «Человек как предмет воспитания» автор пишет: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». В круг антропологических наук Ушинский включал анатомию, физиологию, психологию, историю, статистику, географию и т. д., то есть сеть наук, позволяющих обнаружить свойство предмета воспитания – человека.
В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности воспитания: «Есть одна только, общая для всех, прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью». Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. Реализация принципа народности. предполагала: а) создание широкой сети народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей - делом воспитания должен руководить сам народ; б) воспитание должно давать детям реальное образование, развивать их умственные способности с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа; в) центральное место в формировании человека должен занимать родной язык - «сокровищница духа народа»; г) воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, формировать патриота с твердой волей и характером; д) женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами; е) недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных систем, не соответствующих духу русской народности. Идею народности Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными устоями православия, считая, что воспитание должно способствовать внедрению в души детей «истин христианства». Среди различных сторон воспитания ставил на первое место нравственное воспитание: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума…». Средствами нравственного воспитания являются нравственное просвещение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и наказания. Условием эффективного семейного воспитания являются: доброжелательная атмосфера во взаимоотношениях всех членов семьи, единство требований родителей, постоянное участие детей в различных видах трудовой деятельности.
Сформулировал десять требований успешного обучения: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, нравственность, полезность. Сформулировал требования к уроку: целенаправленность, законченность, разнообразие используемых методов и т. п. [1]
* * *
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. К. Д. Ушинский
Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни. К. Д. Ушинский
Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель. К. Д. Ушинский
Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. К. Д. Ушинский
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К. Д. Ушинский
Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания. К. Д. Ушинский
Самая важная часть воспитания — образование характера. К. Д. Ушинский
Руководствовался антропологическим подходом к воспитанию, считая человека высшим созданием природы, формируемого под воздействием общественных, экономических, семейных факторов. Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу педагогического идеала: новый человек должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертву во имя общественного блага. Считал одним из ведущих свойств человека активность, а важным источником активности — потребность в ней. Отсюда выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, эстетических, умственных, трудовых и иных потребностей. [1]
Великий русский писатель, педагог-гуманист. В Яснополянской частной школе для крестьянских детей предпринял попытку реализовать на практике идеи свободного воспитания. Пропаганду идей свободного воспитания и их реализации в Яснополянской школе публиковал в журнале «Ясная поляна».
«Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».
«Религия есть единственное законное и разумное основание воспитания».
«Школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живет народ».
«Всякое учение должно быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью».
Школа может стать орудием образования только тогда, «когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией». [ >>> ]
«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко, и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию».
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Нужно, чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.
То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.
Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
Урок должен быть соразмерен силам ученика.
Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи. Л. Н. Толстой
Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки. Л. Н. Толстой
Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить? Л. Н. Толстой
Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. Л. Н. Толстой
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Л. Н. Толстой
И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Л. Н. Толстой
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Л. Н. Толстой
Автор первых русских фундаментальных учебников химии. В педагогических статьях «О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей», «О народном просвещении в России» высказал мысли о роли народного образования в развитии и процветании страны, об изучении в средней школе основ наук, о соединении теории с практическими занятиями. [1]
* * *
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Д. И. Менделеев
К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. Д. И. Менделеев
Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит. Д. И. Менделеев
Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности. Д. И. Менделеев
Педагогические идеи изложил в ряде статей и литературно-критических работ: «О воспитании авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания» и др. Цель воспитания определял как формирование активной личности, способной применить «высшие человеческие убеждения» в реальной жизни. Сформулировал основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности. В центре воспитания помещал заботу о личности ребенка, его всестороннем развитии. Исходил из принципа антропологизма, полагая, что человек - это «нераздельное целое существо», и потому нельзя обособлять умственное, физическое и нравственное воспитание. [1]
* * *
Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, — тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Н. А. Добролюбов
Разрабатывал идеи дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории педагогики, педагогической психологии (около 40 монографий и более 500 статей). Под его редакцией создана первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Общим основанием педагогики Каптерев считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциацию учебных курсов и всей структуры учебного процесса. В педагогику им введено понятие «педагогический процесс». У Каптерева педагогический процесс обозначен как процесс саморазвития личности. «Настоящий, не искаженный педагогический процесс, – пишет П. Ф. Каптерев, – в одно и то же время и свободен и необходим, потому что есть процесс саморазвития. Если же воспитание и образование бывают принудительными, то нечего и говорить о самодеятельности – это значит петь мотив из другой оперы, совершенно различной, это значит соединять несоединимое». Подчеркивал необходимость эвристического обучения. В сфере управления школьным делом П. Ф. Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. Необходимыми условиями считал школьное самоуправление, сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета. Полагал, что школа должна быть вне влияния политических партий, а учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не политическими задачами. [1]
Создатель «философии всеединства», ищущей гармонию между космическим и социальным началами. Разрабатывал теорию «цельного знания» - интуитивного образно-символического постижения мира, основанного на личном усилии человека. Создал концепцию «богочеловечества», высочайшее значение в выполнении божественной миссии придавал образованию. [1]
Основные темы философских размышлений — религия, семья, образование. Проблемам воспитания посвящен ряд книг и статей: «Сумерки просвещения», «Три главных принципа образования», «Педагогические трафаретки» и др. Основными принципами образования считал: принцип индивидуальности, принцип целостности, принцип единства типа (несмешение в одном учебном заведении трех разнородных типов образования, в основе которых лежат разные мировоззрения, а именно: античная классика, христианство, позитивная наука; ученик должен черпать впечатления из «источника одной какой-нибудь исторической культуры»). Центральной задачей образования считал воспитание культурного человека. Критикуя государственную систему образования, возлагал свои надежды на развитие образования в России с распространением частных учебных заведений. Отстаивал идею гармоничного сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании «цельного» человека. [1]
Представитель русского космизма. Автор космической философии. Ввёл понятие лучистого человечества. Предложил специальным образом увеличивать долю одарённых людей и гениев в каждом городе. В качестве учителя считал, что уроки должны развлекать, для этого применял опыты. Войдя в класс, говорил: «Желаю счастья вашему рассудку». [1]
Невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Разработал новые методы психолого-педагогических исследований. Основатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии. Разработал теорию поведения. Изучал рефлекторную деятельность ребенка раннего возраста (до 3-4 лет). Проводил мысль о необходимости взаимосвязи социально-трудового, умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. По мнению Бехтерева, воспитание разносторонне развитой личности требует совершенствования форм и методов учебной и воспитательной работы, важнейшими среди который являются внушение, пример, поощрение, убеждение. Репрессирован за диагноз «паранойя», поставленный Сталину. [1]
* * *
Привычка — «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно и дает нам эту вторую натуру. В. М. Бехтерев
Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. В. М. Бехтерев
Русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра. Первый народный артист СССР (1936), кавалер ордена Ленина (1937). Почётный член АН СССР (1925). Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении ста лет имеет огромную популярность в России и в мире. В 1888 году стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы. В 1898 году вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр.
Автор учения о живом веществе и биосфере, о переходе биосферы в ноосферу, ученый-энциклопедист. В методике преподавания минералогии разработал новый курс, в котором предложил генетическую классификацию минералов и их сообществ с учетом физико-химических условий их образования, а не свойств. Отделил кристаллографию от минералогии, считая, что кристаллография опирается на математику и физику, в то время как минералогию он рассматривал как химию земной коры, связанную с геологией. Человек – часть огромной живой Вселенной, естественное и гармоничное продолжение творящей природы. Более того, творение – одна из главных жизненных целей человека, именно поэтому нельзя ограничивать свободу личности в угоду коллективным и, тем более, партийным интересам. Для формирования научного мышления предлагал преподавать историю научных знаний применительно к изучаемой эпохе. Главной задачей образования видел воспитание творцов культуры в самом широком значении этого слова.
Профессиональный революционер, жена В.И. Ленина. После гимназии и педкласса работала учительницей в воскресной школе для рабочих. В молодости увлекалась идеями свободного воспитания, до революции издала труд «Народное образование и демократия» (о корнях трудовой школы), где высоко оценила американское образование. После революции – один из руководителей новой системы образования. С 1929 г. – заместитель наркома просвещения, организовывала педагогические съезды, конференции. Подчеркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением. Отстаивала «единственно правильную» коммунистическую идеологию в школе, классовые интересы ставила выше общечеловеческих. В 1920-х поддерживала Блонского, Шацкого, Иорданского, обвиненных в мелкобуржуазности; боролась против антисемитизма среди педагогов. С 1930-х годов её постепенно отодвигали от руководства образованием. Умерла на следующий день после 70-летия, есть версия, что была отравлена. [1]
* * *
Воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Н. К. Крупская
Лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться. Н. К. Крупская
Мы не должны внушать талантливым детям, что они какие-то особенные, ставить их в привилегированное положение. Н. К. Крупская
Непосильные задания только развращают, приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям. Н. К. Крупская
Уважать ребят — не значит им потворствовать, идти у них на поводу. Ребята уважают педагога, который твердо проводит в жизнь свои воспитательные требования. Н. К. Крупская
Рассматривал человека как точку пересечения двух миров - божественного и органического, был убежден, что в воспитании следует исходить из человека — «микрокосма», который нуждается в «посвящении в тайну о самом себе», спасении в творчестве. В 1922 г. выслан из Советской России. Личность, по Бердяеву, - творческое свободное существо, стремящееся к совершенству через творчество. Процесс воспитания, по мнению Бердяева, это самосозидание и самопознание своего внутреннего мира личностью в ходе свободной творческой деятельности. Полагал, что творческое становление личности является прежде всего ее духовным становлением. Основные сочинения: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (М. , 1916), «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (Берлин, 1923), . «Русская идея» (Париж, 1948), «Самопознание» (Париж, 1949) и др. [1]
Первый нарком просвещения РСФСР. Организатор советского образования. Проводил большевистские идеи классового воспитания. В то же время перенимал достижения Запада - современные концепции, новые методы и формы. Говорят, что его больше, чем просвещение, интересовали литература и театр. После критики Сталина подал в отставку, в 1933 году по дороге к месту дипломатической службы во Франции умер (в ряде публикаций доказывается, что его смерть - политическое убийство). [1]
В 1906 г. вместе с А.У. Зеленко организует в Москве общество «Сетлмент» для подготовки образованных творческих рабочих. После закрытия общества за «социалистические идеи» создает новое: «Детский труд и отдых», а в 1911 г. колонию «Бодрая жизнь», где опробует идеи трудового, эстетического и умственного развития, формирования детского коллектива. Создал Первую опытную станцию (1919), учреждение, куда входили ясли и детсады, 14 начальных школ, средние, школа-колония («Бодрая жизнь»), клуб-читальня. Станция занимала целый район в Калужской области. Деятельность станции высоко оценили в мире, её посетил и восторженно о ней отозвался Дж. Дьюи. Главное и новое, что внес в педагогику Шацкий, - исследование влияния среды на развитие ребенка, использование факторов социальной среды в воспитании. Главное – «социальная наследственность», эстафета норм, традиций, ценностей. Педагогическая работа с детьми определяется, считал Шацкий, умением получить объективное представление об отношениях, чувствах и мыслях в естественных условиях жизни. Уделял огромное внимание самоуправлению, общему собранию, которое решало основные вопросы. Школа, по Шацкому, – центр воспитательной работы в микросреде; в обучении и воспитании надо использовать краеведческий материал и местные условия. Это поможет обеспечить творческую, самостоятельную, нестандартную атмосферу. В этом смысле Шацкий, по мнению Блонского, перегибал палку, утверждая, что школа должна давать навыки, а не знания. Воспитание ума, развитие мышления не отменяет знаний. Деятельность по созданию детских колхозов вызывала сопротивление местных крестьян. Дом Шацких был сожжен. В 1932 г. опытная станция была расформирована. [1]
Русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Показал, что существуют различные высокоразвитые системы жизневосприятия и жизнетворчества в различные эпохи и у различных народов. В педагогической деятельности заботился о том, «чтобы художественное восприятие не было засорено … ложными взглядами, которые усвоены как сознательно, так и … полусознательно из окружающей среды». Для него студенты — «чистое око человечества, которым оно созерцает реальность». Заложил основы философии генеалогии, своеобразной педагогики: история рода должна давать нравственные уроки и задачи. Написал собственную родословную («Детям моим»). Подошел к понятию духовного генотипа: «Только при ... родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...». Подошел к необходимости метапредметных основ образования. [1]
Оказал значительное влияние на послереволюционную российскую педагогику. К педагогике предъявлял требования как к точной науке, которая должна устанавливать закономерности между фактами воспитания, изучая их в зависимости от различных причин («Воспитание создается не по воле отдельного человека ... а есть функция определенных экономических и политических условий. . . »). Один из главных разработчиков педологии, понимал её как науку, «изучающую развитие человека в детстве», в то время как педагогика «изучает факторы, благоприятствующие этому развитию». Огромное влияние придавал объективным методам педагогическим исследования, прежде всего статистическим, тестированию, хотя всегда отмечал, что нельзя делать культа из диагностики. Скрупулезно отрабатывал процедуру исследования. Центр педагогического процесса, по Блонскому, ребенок; все должно быть направлено на то, чтобы ребенка «раскрыть и обогатить» («Любите не школу, а детей, приходящих в школу»). Любовь проявляется в знании особенностей ученика (половых, возрастных и т. д. ) и в умении строить работу, основываясь на этом знании. Успешность работы определяется сопереживанием. Одним из первых обратил внимание на роль неформальных отношений в формировании личности (нормы и ценности социального окружения, лидерство, руководство). Разработал типологию учащихся по основанию «сильный - слабый». Это проявляется в физическом, умственном, психологическом развитии. Особого внимания заслуживает слабый тип (психического развития), ребенок этого типа победителем становится только в вымысле (грёзах). «Грёзы» тормозят развитие, Блонский разрабатывал пути работы с такими детьми. Цели воспитания зависят от типа ребенка. В созданной Блонским концепции трудовой школы учащиеся должны изучать мир целостно, как жизнь-труд, отношения людей, явлений и предметов. Для активизации учебного процесса Блонский предложил генетический метод, который предполагал обучение согласно фазам развития ребенка, поэтапно организованное - чтобы развить заложенное природой, постепенно расширяя «границы опыта» от микросреды к макро. Чтобы приблизить обучение к «самой жизни» Блонский предлагал на практике изучать орудия труда, упражняться в решении социальных ситуаций (включал их в реальный образовательной процесс). После постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» Блонского прекращают издавать, запрещают выступать. У него арестовывают обоих сыновей. Умер в районной больнице. В течение 20 лет его имя и труды были под запретом. [1]
Советский педагог, создатель теории коллектива. Теория Макаренко нацелена на установление порядка и дисциплины при обязательном фоне оптимизма. Если цель «большого коллектива» (страны) подчинить человека именно ради подчинения, то цель макаренковского коллектива: подчинить, чтобы защитить. Поэтому, даже используя известные формы (например, общее собрание – вершина самоуправления у Макаренко – применялось и в дореволюционных колониях), он создал педагогическую систему, позволяющую сделать жизнь безопасной в новом обществе. Система направлена на то, чтобы научить войти в коллектив, жить в нем, при этом раскрыть свою индивидуальность.
Главные принципы системы Макаренко: перспективные линии, параллельное действие, ответственная зависимость. Практические цели, сплачивающие детей, Макаренко назвал перспективами («завтрашней радостью»). Перспективы есть близкие (лично интересные: день рождения), средние (летнее путешествие на теплоходе), дальние (поступить в институт, открытие в колонии завода). Реальные, успешные перспективы, нужные и приятные человеку, коллективу, обществу обеспечивают здоровье и движение коллектива. Принцип параллельного действия обеспечивает влияние педагога на воспитанника через коллектив. Стадии развития коллектива по Макаренко: формирование актива, кото-рому педагог предъявляет требования; актив предъявляет требования членам коллектива; члены коллектива предъявляют требования друг другу. И, наконец, - член коллектива предъявляет требования к себе. Отношения ответственной зависимости предполагают ставить воспитанников в положение ответственных (от них зависит успех дела, они руководят занятыми в нем детьми), а кроме того, подчиненных (учиться уметь подчиняться). В сводных отрядах (разновозрастных и разночисленных объединениях для какого-либо дела, например, рытья канавы) постоянно применялась ротация командиров. Коллектив должен обладать «особостью» («мой»), для этого нужны традиции (например: день урожая), ритуалы (флаг, салют и т.п.), мажорный тон. Особое значение в учреждениях, которыми руководил Макаренко, сыграл труд: завод, агрокомплекс вообще позволяли обеспечить самоокупаемость и прибыль. В 1928 г Макаренко переходит в коммуну им. Дзержинского «укрываясь» от жесткой опеки Наркомпроса «под крылом чекистов». Однако и там он сетовал на барьеры в работе, недооценку (игнорирование) его труда. В 1933 году издал «Педагогическую поэму» — официальная педагогика не восприняла книгу как педагогическое произведение, «только художественное». В 1935 году перешел на чиновничью работу в Киев. Чтоб избежать ареста, переехал в Москву. В 1937-1939 пишет «Флаги на башнях», «Книгу для родителей» и др. Умер 1 апреля 1939 года от разрыва сердца. Последние его слова: «Я писатель Макаренко». [1]
* * *
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. А. С. Макаренко
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира. А. С. Макаренко
Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. А. С. Макаренко
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А. С. Макаренко
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. А. С. Макаренко
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А. С. Макаренко
Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? А. С. Макаренко
Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива. А. С. Макаренко
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости. А. С. Макаренко
Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение. А. С. Макаренко
Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. А. С. Макаренко
Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. А. С. Макаренко
Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. А. С. Макаренко
Советский психолог, впервые связавший педагогику и психологию. Исследовал особенности детского развития. Основоположник коррекционной педагогики, социальной психологии и психолингвистики.
В конце 1950-х гг. начал масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения, о соотношении обучения и общего психического развития учащихся. Автор монографии "Обучение и развитие" осуществил прорыв в методологии исследования проблемы обучения и развития, предложил способы взаимодействия слова и наглядности. [1]
Автор системы семейного воспитания, которую вместе с Леной Алексеевной Никитиной (1930–2014) реализовал на своих семи детях. Разработал систему развивающих игр. Среди педагогических принципов: раннее начало развития ребенка, начиная с внутриутробного: развитие сенсорной и скелетно-мышечной системы организма; создание разнообразной среды для деятельности; работа на наивысший конечный результат в развитии ребенка; полная свобода и самостоятельность детей во всем. [1]
В 1948 г. по его просьбе был назначен директором Павлышской средней школы. Главным его достижением стала педагогическая деятельность в Павлышской школе и умение в своих книгах, в образовательной практике сформулировать и отстоять принципы гуманистической педагогики в эпоху тоталитаризма и заидеологизированности педнауки и школы. Любовь к ребенку, по Сухомлинскому - суть учительской профессии, педагог без нее, «что певец без голоса». Любить ребенка - значит защищать его от окружающего зла, поэтому необходимо «защитное воспитание». Для этого надо уметь смотреть на мир глазами ребенка, входить в его положение, сочувствовать, сострадать. Воспитание - это умение сформировать способность быть воспитываемым, т. е. быть чутким к слову, взгляду, улыбке и т. п. воспитателя, другого человека. Для такого взаимодоверия нужны духовные усилия. У ребенка «желание быть хорошим», у педагога умение «побудить к труду души». Эффективным методом Сухомлинский считал «стимулирование к новому успеху». Цель воспитания для Сухомлинского - человечность. Человек - главная ценность, нельзя его обижать, унижать. Н несмотря на то, что Сухомлинский был «официально признанным» педагогом: Героем Соцтруда, лауреатом Госпремии, членом-корреспондентом АПН СССР, в 1967 году после публикации в «Народном образовании» «Этюдов о коммунистическом воспитании» на него обрушилась волна критики с обвинениями в абстрактном гуманизме («Нужна борьба, а не проповедь» - название одной из обвинительных статей). В «Письмах к сыну» Сухомлинский писал о «несправедливых обвинениях», о том, что не может согласиться с тем, что «в человечности, чуткости, ласковости, сердечности заключается какая-то опасность». [1]
* * *
Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени. В. А. Сухомлинский
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский
Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. В. А. Сухомлинский
Cоветский писатель-фантаст и изобретатель, автор теории решения изобретательских задач.
Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Автор около 200 педагогических открытий, самые важные из которых: авторские учебные пособия с материалом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания; принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников; принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющий отказаться от ученических дневников и классных журналов; оригинальные формы взаимопроверки учащихся; «листы группового контроля». [1]
Учитель-новатор, создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса ввёл «Творческую книжку школьника». В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков - все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика. Для творческих занятий в школе предложил творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них отличается от традиционных форм внеклассной работы. 1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или «через раз»). 2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку. 3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем. За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в «творческой книжке». И.П. Волков выделил три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная; 2) разорванная; 3) параллельная; 4) блочно-параллельная; 5) основанная на ассоциативных связях. [1, 2, 3, 4]
Педагог-новатор, учитель литературы из Санкт-Петербурга, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности. Литература у него не просто учебный предмет, а «постижение жизни», а анализ произведения сопровождается «трудом души». Список программных произведений содержит перечень важнейших нравственных проблем, не решив которые невозможно воспитать Человека. Одна узловая деталь становится точкой «развертывания» всего произведения, а ответ на вопрос, обращенный к данному конкретному классу и даже конкретной личности, требует досконального знания произведения, критических материалов, биографии писателя. [1, видео 2]
Педагог-новатор, ему принадлежит фраза: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить».
Академик Российской академии образования. Автор концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребёнка, отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики. Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку. Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность. Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка. Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе. [1]