
* * *
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]
(октябрь – ноябрь 1829)
А. Пушкин
24 февраля 1973 года в эфир впервые вышла телепередача «Очевидное-невероятное». Эпиграфом к этой передаче стали четыре первые строчки стихотворения. Считается, что его написал Пушкин, однако это, мягко говоря, не совсем так.
При жизни Пушкина это замечательное стихотворение опубликовано не было. Спрашивается, почему? Ответ невероятный: такого стихотворения Александр Сергеевич не писал. [ Подробнее см.: Александр Пушкин: очевидное – невероятное, 24.02.2020]
![]() |
![]() |
![]() |
Ушинский Константин Дмитриевич (1823–1871) – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. | Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – великий писатель и мыслитель, сторонник свободного воспитания | Станиславский Константин Сергеевич (1863–1938) – русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра. |
|
|
|
Макаренко Антон Семёнович (1888–1939) – советский педагог и писатель, считается одним четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. | Выготский Лев Семенович (1896–1934) – психолог, изучал особенности детского развития, первым связал педагогику и психологию. Основоположник коррекционной педагогики, социальной психологии и психолингвистики. | Занков Леонид Владимирович (1901–1977) – психолог-дефектолог, создатель дидактической системы для всестороннего развития личности. |
|
|
|
Сухомлинский Василий Александрович (1918–1970) – создатель оригинальной системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. | Шаталов Виктор Фёдорович (1927–2020) – педагог-новатор, автор системы формирования у обучающихся навыков самоорганизации, самовоспитания, самообучения. | Ильин Евгений Николаевич (р. 1929) – педагог, автор оригинальной концепции преподавания литературы - «педагогики сотрудничества». |
|
|
|
Соловейчик Симон Львович (1930–1996) – педагог-новатор: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». |
Генрих Саулович Альтшуллер (1926–1998) – автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) |
Шалва Александрович Амонашвили (1931) – автор концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребёнка |
Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. М. Горький
Наш воспитатель — наша действительность. М. Горький
Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. М. Горький
* * *
Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм. Ф. Э. Дзержинский
Ребенок умеет любить того, кто его любит. И его можно воспитывать только любовью. Ф. Э. Дзержинский
Чрезмерная строгость и слепая дисциплина — это проклятые учителя для детей. Ф. Э. Дзержинский
* * *
Воспитание есть определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю. М. И. Калинин
Воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные задания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям. М. И. Калинин
Дело воспитания является одним из труднейших. Лучшие педагоги считают его не только делом науки, но и искусства. Они имеют в виду воспитание школьное, разумеется, сравнительно ограниченное. Но есть еще школа жизни, в которой происходит непрерывный процесс воспитания масс, где воспитателем является сама жизнь, государство, партия, а воспитуемыми — миллионы взрослых людей, различных по своему жизненному опыту, политическому опыту. Это дело куда более сложное. М. И. Калинин
Педагог — это инженер человеческих душ. М. И. Калинин
Перед нашим учительством стоит труднейшая задача коммунистического воспитания, формирования коммунистического сознания у советских людей. Успешно разрешить эту задачу можно лишь при условии, что наши учителя будут не только высокообразованными, но и марксистки образованными людьми. М. И. Калинин
Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. М. И. Калинин
* * *
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. О. Ключевский
Во всем, где слово служит посредником между людьми, а в преподавании — особенно, неудобно как переговорить, так и недоговорить. В. О. Ключевский
Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую. В. О. Ключевский
* * *
Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни. В. И. Ленин
Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. В. И. Ленин
Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов. В. И. Ленин
* * *
Вашими словами вы не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. В. Ф. Одоевский
* * *
В воспитании все дело в том, кто воспитатель. Д. И. Писарев
Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие. Д. И. Писарев
Повторять слова учителя — не значит быть его продолжателем. Д. И. Писарев
* * *
Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щетка. М. Е. Салтыков-Щедрин
* * *
Люди, избалованные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жизни. И. С. Тургенев
* * *
Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. А.П. Чехов.
Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью. А.П. Чехов.
Хорошее воспитание заключается не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. А.П. Чехов.
Акция «Цитата дня по педагогике» состоялась в корпусе гуманитарных факультетов 1 октября. В ней приняли участие многие студенты. Они размышляли над цитатами про обучение и педагогику. Все обучающиеся получили сертификаты и памятные сувениры. [TO WAY], МГПУ, 22.10.20