«Пермский научно-образовательный центр», ООО
Автор проекта - Павел Боронников. Проект разрабатывается ООО "Пермский научно-образовательный центр" с учетом Методических рекомендаций по разработке и проведению профессиональных проб в рамках проекта профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» [1]
Профессиональные пробы - новаторская методика, введенная ректором университета Асия профессиором Ш. Фукуяма. Фукуяма заложил основы современной профориентации в Японии еще в 70-х гг XX века. В честь него названа система профориентации "F-тест", которую проходят сегодня японские школьники для выбора будущей профессии.
Способность к самоанализу. В тесте Фукуямы предусмотрены 63 нормативных показателя, характеризующие интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы, развитие органов чувств и состояние физического развития, а также различные специальные способности. Школьники проставляют себе оценки, отражающие степень выраженности у них перечисленных качеств и умений. Специалисты по проведению профориентационной работы, также оценивают школьников по данным характеристикам, после чего устанавливалась степень расхождения между внешней и внутренней оценками.
После глубокой самооценки школьник должен получить максимум информации о профессиях. Он изучает информацию в справочниках, наблюдает, анализирует, примеряет профессии к себе. По сути на основе собранной информации происходит мысленный выбор.
Но Фукуяма добавил третий шаг - проверку “умственных” выборов посредством профессиональных проб.
Дети получают представление о профессиях еще в младшей школе, а в средней школе наступает период профессиональных проб. Каждый год учащиеся 7-9 классов (по нашей системе это 5-7 классы) пробуют себя в 16 различных профессиях из разных областей. За 3 года они могут успеть попробовать себя в 48 разнообразных специальностях. а результаты их прохождения будут зафиксированы в F-тесте, позволяющем сверить профессиональные требования с картиной индивидуально-психологических особенностей.
Японские работодатели охотно принимают учащихся, проходящих профориентационную программу, потому что государство оплачивает компаниям школьные практики.
После пройденных профессиональных проб проводится анализ результатов. Школьные педагоги оценивают каждый из полученных навыков по 5-бальной шкале и дают свои рекомендации по выбору сферы деятельности и продолжению обучения. К окончанию школы японский школьник вполне ясно представляет, кем он станет в дальнейшем.
Качество японской системы профориентации объясняется заинтересованностью самого государства в будущих квалифицированных специалистах. [5]
Раньше в СССР были учебно-производственные комбинаты. Один день в неделю старшеклассники занимались не в школе, а проходили обучение в УПК. По окончании обучения ученики сдавали квалификационные экзамены и получали свидетельство об овладении трудовой специальностью. Сегодня такого механизма нет.
1. У каждого своя профориентация
2. Барьеры между работодателем, ПО и общим образованием
3. РРР: профориентационный нетворкинг
Виртуальная профпроба - это новый формат профессиональных проб, которые проводятся в дистанционном формате средствами сети интернет. Это настоящее профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности с помощью интерактивных информационно-коммуникационных технологий. [>>>]
Профпроба включает в себя теоретическую часть (где происходит знакомство с профессией) и практическую часть (выполнение практического задания - проба). Продолжительность пробы 1-2 ак. часа (45-90 минут.)
Школьников ждет испытание, в ходе которого они просматривают обучающий видеоролик, получают и читают задание (инструкцию), спрашивают и получают ответы на свои вопросы, а в итоге – каждый сможет попробовать свои силы в настоящей профессии и получить сертификат о прохождении профпроб.
1. Обсуждение и принятие общих стандартов для простого, удобного, эффективного формата проведения виртуальных профпроб.
2. Утверждение единых шаблонов Заявок профпроб, в которых могут принять участие все желающие школьники, а предприятия-работодатели смогут презентовать опыт лидеров отрасли и наставников / лучших по профессии.
3. Создание банка виртуальных профпроб (онлайн), которым смогут бесплатно пользоваться все участники рынка - педагоги-навигаторы, учащиеся, родители, представители предприятий-работодателей, их работники-профессионалы и наставники.
4. Выдача электронного именного сертификата участнику профпроб после их успешного прохождения.
Предлагаемый нами в рамках федерального проекта «Билет в будущее» дистанционный формат профпроб - это прекрасная возможность для детей и родителей поближе познакомиться как с классическими (см. действующие выпуски ЕТКС), так с новыми перспективными и востребованными на рынке труда профессиями (ТОП-50), которые есть не везде.
После профпроб онлайн о наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям школьники могут пройти профессиональное обучение по направлениям:
Что такое TWI? Training Within Industry – это обучение в рамках отрасли, обучение на производстве, обучение в промышленности, обучение на рабочем месте.
В чем уникальность этого метода? TWI не просто передает знания сотрудникам, она вовлекает их в активное обучение на рабочем месте. Каждый сотрудник получает возможность непосредственно применять новые навыки и методы в своей работе. Это позволяет быстро овладеть новыми навыками и способствует лучшему усвоению материала. Такой практический подход к обучению обеспечивает реальные результаты, которые видны не только на учебных курсах, но и в повседневной работе.
• Ободрить и успокоить ученика
• Сообщить ему название операции
• Выяснить, что он знает о работе
• Пробудить у ученика интерес к освоению работы
• Помочь ученику занять правильное положение при обучении
• Показать молча как выполняется операция
• Показать и рассказать основные этапы
• Показать, рассказать основные этапы, выделяя ключевые моменты
• Показать, рассказать основные этапы, выделяя ключевые моменты,
объяснить причины выделения каждого ключевого момента
• инструктировать ученика четко и терпеливо, излагая всю необходи-
мую информацию
• Не давать больше материала, чем можно усвоить за один раз
• Ученик выполняет операцию, тренер исправляет его ошибки
• Ученик выполняет операцию, называя основные этапы
• Ученик выполняет операцию, называя основные этапы и
ключевые моменты
• Ученик выполняет операцию, объясняя основные этапы, ключевые
моменты, причины выделения ключевых моментов
• Процесс повторяется, пока материал не будет усвоен
• Дать ученику задание
• Сказать, к кому он может обратиться за помощью
• Периодически проверять, как идут дела
• Поощрять вопросы
• Постепенно сокращать объем помощи и контроля