Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому обучающийся овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.
Предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности), что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны, интенсивность развития (при преодолении трудностей).
В качестве основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:
всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;
неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют: психолого-педагогическая диагностика обучающегося; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал.
Содержание разноуровневого обучения обеспечивается делением учебного материала на три уровня:
уровень А - общеобразовательный (базовый), который сохраняет логику самой науки и позволяет получить общее представление об учебном предмете;
уровень В - программный, основанный на уровне А, углубляющий, обогащающий его по содержанию;
уровень С - усложненный, расширяющий уровень В за счет включения в содержание обучения дополнительного учебного материала, не предусмотренного стандартами.
Деятельность педагога при организации разноуровневых групп состоит в: делении обучающихся на группы (по уровню знаний, способностям), разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний оценивании деятельности обучающихся.
Для первой группы (группа «А»)
Для второй группы (группа «В»)
Для третьей группы (группа « С»)
Задачей педагога является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива обучающихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.