«Пермский научно-образовательный центр», ООО
1. Умение читать и писать. Повышение грамотности населения. Невольно хвастаясь своей грамотностью, я читал бойко, а по грамматике разобрал целое предложение, не ожидая вопросов. Гладков, Лихая година. || перен. Наличие соответствующих знаний в какой-л. области. Техническая грамотность. Политическая грамотность.
2. Свойство по прил. грамотный (во 2 знач.). Грамотность сочинения. Грамотность проекта. Грамотность чертежа.
Грамотность (от лат. grammatica «учение о словесности» ← др.-греч. γραμματική «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке.
Грамотность — определённая степень владения человеком навыками и умениями чтения и письма в соответствии с нормами родного (изучаемого) языка. Это один из базовых показателей социально-культурного развития человека. Владение грамотностью включает знание правил орфографии, пунктуации, грамматики и стиля. Кроме того, это способность ясно и точно выражать свои мысли как на бумаге, так и устно.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
Выдающийся учёный и лингвист Алексей Леонтьев очень чётко сформулировал определение функциональной грамотности. Он говорит о том, что функционально грамотной личностью является тот, кто способен максимально эффективно использовать все свои знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. [>>>]
ВИЗУАЛЬНАЯ
Направление в современной педагогике, исследующее проблемы развития умений использования визуальной и аудиовизуальной информации. Концепция В. г. возникла в конце 60-х гг. XX в. в США. Основывается на положениях о значимости зрительного (визуального) восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, о ведущей роли зрительных образов в процессах восприятия и понимания, необходимых для подготовки сознания ребенка к деятельности в условиях все более «визуализирующегося» мира и увеличения информационной нагрузки. Следует различать понятия В. г. и аудиовизуального обучения, под которым понимают использование аудиовизуальных материалов и соответствующих технических средств в учебном процессе. [>>>]
КОМПЬЮТЕРНАЯ
Владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационных технологий в жизни общества. В РФ в средних учебных заведениях курс «Основы информатики и вычислительной техники» введен с 1985 г. Подобный курс изучается и в высших учебных заведениях. В обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Филология» с 2000 г. входит изучение применения компьютерных технологий в филологии.
ЦИФРОВАЯ и др.
Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.
В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции (digital competencies): способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми, компьютерное программирование. (Подробнее)
Функциональная грамотность - способность применять свои навыки для решения реальных жизненных вопросов.
***
Функциональная грамотность — способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения широкого спектра жизненных задач. Она включает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему образованию. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи. Умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях и использовать различные формы общения для успешного выполнения практических задач и достижения своих целей в различных сферах жизни.
***
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
***
Функциональная грамотность - совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные компоненты соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся: коммуникативная грамотность; читательская грамотность; информационная грамотность; социальная грамотность. Их интегративная сущность проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности.
ФГОС НОО п. 34.2. "В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: … формирования функциональной грамотности обучающихся …"
Функциональная грамотность в обновленных ФГОС НОО / Липатова Светлана Дмитриевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО СО «ИРО» Свердловской области - скачать pdf
Методические рекомендации являются частью системы учебно-методических материалов по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов.
Разработка материалов осуществлена по заданию Министерства просвещения Российской Федерации.
Методические материалы включают характеристику системы заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенных в электронном формате на платформе Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) и портале института (http://skiv.instrao.ru). Представлены рекомендации по включению инновационных заданий в учебный процесс основной школы, контрольно-оценочную деятельность учителей и администрации общеобразовательной организации. Задания предложенной системы могут быть использованы для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности.
Особенностью методических рекомендаций является включение специального раздела «Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «Формирование функциональной грамотности. Учимся для жизни» для 5 классов с использованием открытого банка заданий на портале РЭШ и ИСРО РАО. Эта часть методических рекомендаций была размещена на портале института в начале учебного года для использования в процессе введения обновленных ФГОС с 5-го класса. В рекомендациях описаны особенности организации и проведения внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности, содержание занятий, основные виды деятельности учащихся, формы проведения занятий, а также даны ссылки как на печатные, так и цифровые ресурсы по всем шести модулям-направлениям функциональной грамотности в последовательности их представления в Программе по курсу внеурочной деятельности.
Материалы представляют интерес для широкого круга специалистов в области школьного образования: учителей, преподавателей педагогических вузов и колледжей, методистов системы повышения квалификации учителей, разработчиков материалов для оценки качества образования.
Методические рекомендации разработаны в рамках в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» №073-00058-22-01 от 18.01.2022 на 2022 год «Обновление и пополнение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе». [edsoo.ru]
Функциональная грамотность подразумевает способность применять свои навыки для решения реальных жизненных вопросов. Это понятие, возникшее в 1970-х годах, с тех пор играет важную роль в образовании и развитии школьников. Теперь Функциональная грамотность является показателем качества образования. Одних академических знаний уже недостаточно. Важно, чтобы ученик мог грамотно применять информацию и навыки, полученные в школе, во всех сферах своей жизни.
Функциональная грамотность включает в себя несколько основных направлений: читательская, математическая, естественно-научная грамотность, а также ряд других современных областей, таких как финансовая и компьютерная грамотность. Рассмотрим каждое из них подробнее.
Финансовая грамотность — это набор знаний и умений, которые помогают нам управлять финансами. Она включает в себя понимание бюджета, умение планировать расходы, сберегать и инвестировать деньги. Но это лишь вершина айсберга, потому что финансовая грамотность также предполагает понимание сложных финансовых продуктов, умение анализировать риски и принимать взвешенные решения.
Быть финансово грамотным для школьников означает, что они знают базовые понятия и обладают навыками, которые помогут им принимать обоснованные финансовые решения в будущем. Педагоги на уроках на примерах жизненных ситуаций знакомят школьников с банковскими системами, денежными операциями и другими инструментами финансового рынка. Их цель — дать детям возможность в раннем возрасте почувствовать себя уверенно в мире финансов и научиться управлять своими деньгами.
Чтение — это не просто процесс восприятия текстовых символов умом.
В процессе чтения важно понимание и постижение смысла, логики и эмоций, которые несёт в себе текст. Быть грамотным в читательском плане — это научиться анализировать прочитанное, делать собственные выводы, развивать умение видеть сокрытое между строк.
Компьютерная грамотность требует следующих навыков:
— умение работать с информацией в интернете, поиск и анализ данных, способность отличать достоверную информацию от не таковой;
— использование функций сервисов: электронной почты, облачного хранилища, базовых программ компьютера;
— знание правил безопасности и защиты личной информации, умение управлять аккаунтами в социальных сетях.
В современном информационном обществе компьютерная грамотность становится неотъемлемой частью базовой культуры. Она помогает адаптироваться к быстро меняющимся технологиям и быть подкованными в цифровой среде.
В современном мире, где каждому доступен мобильный телефон с калькулятором, многие задаются вопросом о целесообразности изучения математики. Зачем тратить годы на учёбу, если все необходимые вычисления может сделать электронное устройство? Но для того, чтобы освоить работу с калькулятором, необходимо иметь базовые математические навыки.
В опровержение мнения о том, что математика нам никогда не пригодится, можно найти множество примеров в повседневной жизни, где мы постоянно сталкиваемся с вычислениями:
— мы учитываем правильные пропорции ингредиентов при приготовлении пищи;
— мы считаем сдачу в магазине;
— мы проверяем счета на предмет ошибок, чтобы не платить лишнего за коммунальные услуги;
— мы оцениваем вес багажа, чтобы избежать дополнительных платежей в аэропорту.
Чтобы стать компетентным в естественных науках, важно уметь правильно понимать научные данные. Человек должен научиться анализировать информацию, делать выводы и создавать гипотезы на основе фактов. Для развития этого навыка можно использовать задания, где нужно объяснить явления природы на основе имеющихся доказательств, или заниматься практикой, например проводить эксперименты. [>>>]
Рассказываем, чему на самом деле должны учить в школе.
Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его понимания, сжатия, трансформации. — Алексей Леонтьев, советский психолог, философ и педагог
Термин «функциональная грамотность» появился во второй половине XX века. Тогда под ним понимали минимальный набор навыков, позволяющих человеку существовать в социуме: чтение, письмо и счёт. Но с тех пор мир сильно изменился, и «минимальные системные требования» к людям заметно выросли.
В нашу эпоху, которую некоторые философы и социологи уже называют постинформационной, уметь просто потреблять информацию мало. Необходимо критически оценивать её и фильтровать необъятный поток данных, который ежедневно обрушивается на нас со всех сторон. Недостаточно знать наизусть таблицу умножения: важно понимать математическую логику и использовать её в быту. Но и это далеко не всё.
Школа морально устарела — вот одна из причин, по которой родители всё чаще выбирают семейное обучение. Многие программы ставят цель «научить детей учиться», но в отрыве от других компетенций это умение ничего не стоит. Настоящая задача образования — научить детей уметь. Способность пользоваться знаниями и есть функциональная грамотность.
Теперь расскажем, из чего она складывается и как школа должна помочь ученикам развивать её.
Современных детей не нужно мотивировать учиться читать. Без данного умения невозможно полноценно пользоваться интернетом — это понятно каждому малышу. Но не все понимают, что читать — это гораздо больше, чем просто мысленно превращать символы текста в образы.
Читать — значит понимать и чувствовать текст: его смысл, логику построения и эмоциональный посыл. Уметь рассуждать о прочитанном: пересказывать текст своими словами и делать выводы. Считывать смысл между строк: отличать главное от второстепенного, замечать отсылки, понимать иносказания и иронию. Живо представлять себе мир художественного произведения, выходящий за рамки написанного: его прошлое, будущее и альтернативные варианты развития событий.
Чтобы школьники не просто учились читать, а становились читателями, им должно быть понятно, как литература способна ответить на их собственные вопросы. Показать связь между жизнью и книгой — важнейшая задача педагога. Ранее мы рассказывали об учителе, мастерски справлявшимся с этим. Делимся вдохновляющим примером.
Часто школьники, а порой и их родители, задаются вопросом: для чего современному человеку десять лет учить математику, если у каждого есть калькулятор в мобильном?
Вопрос совсем не глупый. Можно ответить, что счёт в уме тренирует оперативную память и позволяет держать мозг в тонусе. Но существуют и другие способы сохранять остроту ума.
Есть гораздо более важное объяснение: учиться считать нужно хотя бы для того, чтобы уметь пользоваться калькулятором. Если человек не знаком с логикой математических вычислений, он никогда не поймёт, почему бытовой калькулятор не способен решить простой пример «2 + 2 × 2», и не сможет объяснить, почему правильный ответ — «6», а не «8».
Чтобы необходимость изучения математики в школе не ставилась под сомнение, нужно прекратить считать абстрактные цифры. В быту полно вещей, ежедневно требующих от нас умения считать, например:
составить пропорцию ингредиентов для приготовления блюда по рецепту;
посчитать сдачу в магазине;
проверить, нет ли ошибок в счёте на оплату коммунальных услуг;
рассчитать вес ручной клади, чтобы не платить за багаж в аэропорту.
Ученикам должно быть очевидно, что главное в математике не арифметические операции, а логика вычислений: что и с чем нужно складывать, что из чего вычитать, что на что умножать и делить. И вот на эти вопросы калькулятор ответа не даст.
Умение творчески мыслить нужно не только художникам, поэтам и прочим «гуманитариям». Оно необходимо каждому, чтобы видеть привычное в ином свете. Превратить рутину в увлекательное занятие, найти эффективное решение сложной проблемы, создать нечто принципиально новое — для всего этого требуется определённая смелость и работа интеллекта в паре с воображением, то есть творческое мышление. Поэтому слово «креативность» часто можно встретить в вакансиях технической отрасли — инженеров, программистов, проектировщиков.
Творческому мышлению не нужно учить: каждый ребёнок рождается с абсолютно свежим взглядом на мир, его сознание ещё не зашорено стереотипами и принятыми в обществе условностями. Поэтому задача школы — по крайней мере не убить это уникальное восприятие жизни. Поощрять ребёнка высказывать собственное мнение.
На практике этому помогает проектное обучение, ТРИЗ, сочинения на нетривиальные темы и любые задания, не подразумевающие единственно верного ответа. Больше советов по развитию творческого мышления здесь.
Современные подростки часто смотрят на жизнь с изрядной долей скепсиса. Тенденцию ставить под сомнение любые установки, ценности и идеалы можно считать признаком «трудного возраста», но на самом деле за этим стоит эволюционный механизм приспособления. Ведь нынешние дети растут в мире, где на любой вопрос в Сети есть бесконечное множество взаимоисключающих ответов, где компьютерную графику невозможно отличить от реальности и даже нельзя быть уверенным, что твой собеседник не только тот, за кого себя выдаёт, но и вообще существует на самом деле.
Поэтому уже в школе необходимо учить детей отличать правду от подделки, то есть мыслить критически.
Развить критическое мышление помогут гуманитарные дисциплины: история, литература, обществознание. На примере исторических событий, социальных явлений и художественных произведений можно продемонстрировать школьникам, какими разными могут быть взгляды на одно и то же событие в зависимости от контекста и позиции наблюдателя. Вместе порассуждать о том, что такое абсолютная истина и всегда ли можно её найти.
А ещё стоит учить детей разоблачать фейки прямо на уроке. Например, открыть любой популярный паблик с цитатами и предложить школьникам установить, действительно ли данное стихотворение принадлежит Бродскому и кто на самом деле автор цитаты — Джейсон Стэтхем или Лао-цзы? Конечно, можно просто загуглить ответ. Но поисковая выдача основана на популярных запросах пользователей, а значит, тоже может ошибаться.
Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Подробно об этом мы писали ранее.
Почему этот навык категорически важен для современного человека? Например, потому что реклама и СМИ — а в наше время это почти синонимы — всеми способами пытаются вызвать у нас эмоциональный отклик, чтобы спровоцировать что-то купить, отвлечь от одного и переключить внимание на другое, сформировать позитивный или негативный образ чего бы то ни было. Человек с развитым эмоциональным интеллектом способен противостоять этому и отделять факты от навязываемых чувств.
Обучать ребёнка работать с эмоциями важно с самого раннего возраста. Это поможет малышу справляться с истериками и лучше понимать других людей, а в будущем — не стать жертвой маркетинга и информационных войн, спасти себя от приступов тревоги и эмоционального выгорания.
В «Домашней школе Фоксфорда» проводятся занятия по развитию эмоционального интеллекта для младших школьников. Но вводить такой курс в качестве самостоятельной школьной дисциплины необязательно. Большинство классических произведений из школьной программы очень психологичны, и чувствам героев в них уделяется огромное внимание. Книга может стать отличным учебником чувств, если педагог сможет уйти от шаблонов и раскрыть перед ребятами книгу как живую историю: дать им погрузиться в атмосферу, прожить перипетии сюжета вместе с героями и сделать собственные выводы. Можно задать классу такие вопросы:
Какие чувства у тебя вызывает текст? Подумай, с помощью каких средств это реализовано?
Какие эмоции вызвал у тебя поступок героя? Чем он руководствовался, когда совершил его? Как ты думаешь, что он чувствовал в этот момент?
Многое из того, что было актуально ещё десятилетие назад, сегодня безнадёжно устарело, и речь не только о модных трендах и смартфонах. Каждый день меняется мир и общественные установки, а за ними — сам образ жизни и её ритм.
Чтобы не оказаться за бортом прогресса, оставаться востребованным специалистом и просто «ловить волну», современному человеку необходимо быть открытым ко всему новому: не бояться менять подход к делу и саму сферу деятельности и быть готовым к тому, что завтра всё снова изменится.
Нынешним школьникам просто некогда заниматься оторванной от жизни теорией и выучивать наизусть то, что никогда не пригодится — вместо этого им важно научиться мыслить широко и неординарно, привлекать к решению проблем весь арсенал знаний, отметать побочное, но не терять чуткости оставаться человечными. Если всему этому начнут учить в школе — можно будет перестать волноваться за наше будущее. [media.foxford.ru, 6.11.24]
Социальная грамотность – это развитие в учащихся самопонимания, самоанализа, самокритики, умение эффективно общаться, договариваться, эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми нормами и ценностями, легко адаптироваться к сложившейся ситуации, достигать поставленные цели, проявлять личную инициативу, не бояться брать ответственность на себя.
Готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе экстремальным.
Способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и своего развития.
Совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности.
Наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств. [4]
Социальная грамотность (Social literacy), с точки зрения социокультурной теории, - это больше, чем умение читать и писать, и больше, чем овладение навыками грамотности. Дети могут научиться грамоте посредством социального взаимодействия между собой и детьми и / или взрослыми в школе или за ее пределами. Взрослые могут использовать книги, игры, игрушки, беседы, экскурсии и рассказы для развития навыков грамотности с помощью веселья.
Совместное обучение между школой, семьей и сообществом может помочь развить грамотность ребенка. Кроме того, учитывая современные технические знания, взрослые могут подумать о том, как использовать технологии в процессе обучения и применять их при обучении детей чтению и письму в социальном контексте.
«Практика и события, связанные с повышением грамотности, всегда связаны с социальными, культурными, историческими и политическими отношениями и встроены в структуры власти. Кроме того, практика распространения грамотности предполагает социальное регулирование текста, то есть того, кто имеет к нему доступ и кто может его создать, и такая практика целенаправленна и встроена в более широкие социальные цели и культурные практики. Более того, эти практики меняются, и новые часто приобретаются в процессе неформального обучения и осмысления».
По этим причинам учителя могут разрабатывать различные уровни мероприятий и практик по повышению грамотности в соответствии со способностями и способом обучения разных учащихся и «обеспечивать педагогический подход, который способствует объединению учащихся, планировать мероприятия в классе, которые предоставляют значимые возможности для участия в анализе и конструировании мультимодальных текстов, и использовать подходы к обучению, которые выходят за рамки ложного напряжения между абстрагированием языковых кодов и обучением их применению в значимых целях». [6]
Социально-коммуникативная грамотность ребенка - это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку правильно общаться, делать свой социальный выбор с учетом духовно-нравственных и социокультурных ценностей, норм и правил поведения. Исходя из данного определения, можно сказать, что субъект, обладающий социально-коммуникативной грамотностью, знает правила общения и умеет их применять с учетом конкретной ситуации, владеет нормами и тактиками общения, речевым этикетом, которые эффективно использует в любой ситуации. Коммуникативно грамотный человек выстраивает общение, учитывая такие параметры, как возраст и национальность собеседника, уровень его культуры, должность, эмоциональное состояние и прочее. [www.art-talant.org]
ВВЕДЕНИЕ
Социальная грамотность - сложный комплекс психологических, правовых, этических, культурных, социально-экономических знаний, позволяющих осознанно выбрать свой способ решения любых задач.
Составляющие социальной функциональной грамотности школьника Готовность успешно социализироваться, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе экстремальным;
Способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность скорректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и собственное развитие;
Наличие определенных личностных качеств, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение: ответственности, целеустремленности, дисциплинированности, элементов рефлексивных качеств;
Социальная функциональная грамотность обучающихся формируется в процессе социального воспитания.
Социальное воспитание - целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального формирования личности человека, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений, направленное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем и, в соответствии с социальными потребностями среды, его жизнедеятельности.
Это часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социального здоровья личности ученика посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности.
Социализация - процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Под социальной грамотностью понимается готовность личности благополучно социализироваться в окружающей среде; обладание взаимообусловленной совокупностью знаний, умений и навыков, а также необходимых личностных качеств, обеспечивающих формирование этой готовности; социальная грамотность включает совокупность взаимосвязанных компонентов: личностного, деятельностного и рефлексивного, выделенных на основе систематизации аксиологического, средового, компетентностного и полисубъектного подходов.
<...> Остановимся более детально на трактовке понятия «социальная грамотность» в педагогической теории и практике. А.Ю. Борщевская и С.И. Карпова в статье «Формирование социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности» (2022) социальную грамотность рассматривают сквозь призму четырех ее компонентов: когнитивно-познавательного, эмоционально-мотивационного, поведенческого и рефлексивного (рисунок 3).
Обобщив подходы по вопросу социальной грамотности, а также развивая идею А.Ю. Борщевской и С.И. Карповой, выделим следующие компоненты социальной грамотности.
Личностный компонент. Предусматривает наличие определенных личностных качеств, таких, как ответственность за свои поступки, а также за настоящее и будущее своего государства и народа, целеустремленность, дисциплинированность, самоотверженость, патриотизм, инициативность и желание выражать активную гражданскую позицию, отсутствие равнодушия к судьбе окружающих, принятие судьбы Отечества как своей личной, рефлексивные качества (стремление и желание к осмыслению собственной деятельности, ее оценке и коррекции), социальная ответственность на основе духовно-нравственных ценностей народов страны, в т. ч. совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этих качеств. Уровень личностной зрелости является, по нашему мнению, основой существования социально грамотной личности.
Деятельностный компонент. Включает сформированность готовности успешно социализироваться в разных жизненных ситуациях, в т. ч. и экстремальных ситуациях; выражение активной гражданской позиции, участие в общественно-политической жизни страны, региона, местности; соблюдение социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Рефлексивный компонент. Предполагает развитость способности предвидеть последствия собственного поведения, а также оценивать возможные его результаты и последствия, умения вовремя провести коррекцию ситуации, на элементарном уровне проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие.
Методологическую основу выделения обозначенных выше структурных компонентов социальной грамотности составили аксиологический, средовой, компетентностный, полисубъектный подходы.
Таким образом, основу содержания понятия «социальная грамотность» составляет готовность личности благополучно социализироваться в окружающей среде; обладание взаимообусловленной совокупностью знаний, умений и навыков, а также необходимых личностных качеств, обеспечивающих формирование этой готовности.
Заключение.
Содержательной основой социальной грамотности является интериоризация субъектом социального контекста его жизни. В понимании автора социальная грамотность рассматривается как результат функциональной грамотности и условие развития социальной зрелости, представлена тремя связанными между собой компонентами: личностным, деятельностным, рефлексивным.
Практическая значимость результатов представленного исследования состоит в возможности их использования в воспитательной практике по обогащению содержания учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, направленного на формирование социальной грамотности обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в: уточнении и дополнении дефиниции «социальная грамотность» как готовности личности благополучно социализироваться в окружающей среде; обладании взаимообусловленной совокупностью знаний, умений и навыков, а также необходимых личностных качеств, обеспечивающих формирование этой готовности; выделении компонентов социальной грамотности - личностного, деятельностного и рефлексивного, что расширяет теорию общей педагогики новыми сведениями.
Перспективными направлениями для дальнейших исследований нам представляются следующие: разработка более подробной компетентностной карты социальной грамотности у детей и подростков, выявление значимости социальной практики в развитии социальной грамотности, разработка комплексной оценки (уровней, диагностических процедур и методик) ее сформированности, создание компетентностной модели педагога по развитию социальной грамотности у обучающихся в различных видах учебной и внеучебной деятельности и др. [7]
Цель: выявить организационно-педагогические условия и педагогические средства формирования социальной грамотности подростков.
Объект: процесс формирования социальной грамотности подростков.
Предмет: организационно-педагогические условия и педагогические средства формирования социальной грамотности подростков.
Гипотеза исследования: педагогическое обеспечение формирования социальной грамотности подростков в общеобразовательной школе будет результативным если:
- осуществляется конструирование образовательной ситуации, направленной на переосмысление и преобразование наличного опыта социального взаимодействия, развитие критического мышления обучающихся, формирование ориентировочной основы социального действия;
- реализуется принцип социального закаливания через целенаправленное создание затруднений в реализации социальных действий для формирования опыта преодоления барьеров социализации;
- вектор социализирующего влияния образовательных отношений смещается с индивидуализации на альтруизацию, как способность обучающегося выходить за пределы своих потребностей и предпочтений для реализации идей социального блага;
- педагогическими средствами данного процесса выступают: функционально-ориентированные социальные задачи; программа внеурочных занятий по формированию социальной грамотности, состоящая из четырех содержательных компонентов (когнитивного, прогностического, психологического, нормативно-смыслового); исследовательская деятельность, социальное проектирование.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание понятия «социальная грамотность» с учетом специфики подросткового возраста и современной ситуации развития подростков.
2. Выявить структуру и содержание педагогического обеспечения формирования социальной грамотности подростков.
3. Разработать модель педагогического обеспечения формирования социальной грамотности подростков.
4. Выявить, теоретически обосновать и эмпирически проверить организационно-педагогические условия формирования социальной грамотности подростков.
5. Определить результативность педагогических средств формирования социальной грамотности подростков во внеучебной деятельности.
Методика "Социальные умения личности (СУМ-60)" предназначена для изучения социальных умений личности, определения субъективной оценки их сформированности, значимости и актуальности в юношеском возрасте.
Методика рассчитана для работы с молодежью, и помимо диагностических целей имеет еще ориентационно-развивающую направленность, поскольку именно на этапе подростково-юношеской социализации происходит интенсивное становление системы ценностных ориентаций и комплекса социальных умений личности. Выполнение методики способствует развитию социального интеллекта, актуализирует рефлексивные умения личности и стремление к самоанализу, запускает программу самовоспитания, самосозидания и обдумывания своих жизненных целей и стратегий, способствует осознанию ответственности за свое развитие.
Перед вами список основных умений, которые каждый человек использует в общении и взаимодействии с людьми. Оцените, пожалуйста, как часто вам удается в жизни каждое умение, выбрав один из предложенных вариантов ответа.
№
|
Вопрос (утверждение) |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Обратиться к человеку и начать разговор.
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Выбрать тему для беседы, уместную в данной ситуации, интересную и понятную для собеседника.
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Поддержать разговор и направить его в нужное русло.
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Внимательно слушать собеседника, не перебивая его и не отвлекаясь.
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Найти нужные слова, чтобы ясно выразить свою мысль.
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Завершить беседу, оставив позитивное впечатление от общения.
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Быть приветливым, тактичным и внимательным к собеседнику.
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Понимать по его выражению лица, что он чувствует в разные моменты разговора.
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Различать, когда человек говорит правду и когда что-то умалчивает или намеренно искажает факты.
|
|
|
|
|
|
|
10
|
Представить себя на месте другого человека, почувствовать его состояние.
|
|
|
|
|
|
|
11
|
Воспринимать другого человека как есть, не оценивая его и не осуждая.
|
|
|
|
|
|
|
12
|
Хранить чужую тайну (сохранять конфиденциальность в отношении личной информации).
|
|
|
|
|
|
|
13
|
Быть интересным рассказчиком, находясь в центре внимания компании.
|
|
|
|
|
|
|
14
|
Поднять настроение окружающих (разрядить напряжение, успокоить, развеселить).
|
|
|
|
|
|
|
15
|
Деликатно сказать собеседнику о его ошибках и заблуждениях.
|
|
|
|
|
|
|
16
|
Поддержать человека словом или делом (дать полезный совет, высказать доброе пожелание).
|
|
|
|
|
|
|
17
|
Выразить сочувствие, разделить с человеком его горе или радость.
|
|
|
|
|
|
|
18
|
Выразить благодарность за помощь, совет, конструктивную критику.
|
|
|
|
|
|
|
19
|
Доказывать свое мнение без излишней категоричности, сохраняя уважение к позиции собеседника.
|
|
|
|
|
|
|
20
|
Не подстраиваться под ожидания окружающих в важных вопросах, быть самим собой.
|
|
|
|
|
|
|
21
|
Выдерживать противостояние (конфронтацию), отстаивая свою позицию в споре.
|
|
|
|
|
|
|
22
|
Не поддаваться на провокации (не реагировать на провокационные вопросы и насмешки).
|
|
|
|
|
|
|
23
|
Открыто выражать свои намерения и защищать свои интересы, не причиняя при этом никому ущерба.
|
|
|
|
|
|
|
24
|
Говорить «нет» (отказывать), когда просьба человека неуместна или нет возможности ее выполнить.
|
|
|
|
|
|
|
25
|
Планировать свое время, составлять список дел на несколько дней вперед.
|
|
|
|
|
|
|
26
|
Быть организованным, успевая сделать всё нужное, не опаздывать.
|
|
|
|
|
|
|
27
|
Доводить начатое дело до конца.
|
|
|
|
|
|
|
28
|
Объективно оценивать свои способности и компетентность в том или ином деле.
|
|
|
|
|
|
|
29
|
Определять свои цели и перспективы, их реалистичность и приоритетность.
|
|
|
|
|
|
|
30
|
Создавать для себя необходимые условия, чтобы достичь успеха в учебе и работе (рабочее место, режим).
|
|
|
|
|
|
|
31
|
Мобилизоваться перед важными событиями, ответственными встречами.
|
|
|
|
|
|
|
32
|
Сохранять душевное спокойствие и выдержку в непредвиденных обстоятельствах.
|
|
|
|
|
|
|
33
|
Быть терпеливым в ситуации ожидания и отсрочки достижения цели.
|
|
|
|
|
|
|
34
|
Контролировать свои мысли и чувства, сдерживать разрушительные импульсы (гнев, обиду).
|
|
|
|
|
|
|
35
|
Восстанавливать свои силы после досадной неудачи.
|
|
|
|
|
|
|
36
|
Радоваться жизни, сохранять оптимизм и веру в себя.
|
|
|
|
|
|
|
37
|
Увлечь, заинтересовать людей своими идеями и планами.
|
|
|
|
|
|
|
38
|
Объединять людей в команду и руководить их совместной работой.
|
|
|
|
|
|
|
39
|
Распределять обязанности с учетом способностей и интересов участников.
|
|
|
|
|
|
|
40
|
Вникать в суть общей задачи, брать инициативу и ответственность на себя в ее решении.
|
|
|
|
|
|
|
41
|
Понятно объяснить человеку, что и как нужно делать (инструктаж).
|
|
|
|
|
|
|
42
|
Добиваться, чтобы другие люди действовали согласно общему плану и замыслу.
|
|
|
|
|
|
|
43
|
Прямо и разумно взаимодействовать с людьми, никого не обижая, не смущая и не огорчая.
|
|
|
|
|
|
|
44
|
Выражать своё требование в корректной форме.
|
|
|
|
|
|
|
45
|
Советоваться с другими, принимая во внимание их мнение, права и интересы.
|
|
|
|
|
|
|
46
|
Обратиться за помощью, когда не хватает собственных сил, знаний, умений в каком-то вопросе.
|
|
|
|
|
|
|
47
|
Выполнять свои обещания и обязательства перед людьми, участвуя в общей работе.
|
|
|
|
|
|
|
48
|
Вести переговоры и договариваться, находить решение, которое устраивало бы всех участников.
|
|
|
|
|
|
|
49
|
При разногласиях находить общие точки, сходство во взглядах и позициях.
|
|
|
|
|
|
|
50
|
Не нагнетать обстановку, не доводить ситуацию до конфликта и мучительного выяснения отношений.
|
|
|
|
|
|
|
51
|
Во время ссоры первому остановиться и сделать шаг к примирению.
|
|
|
|
|
|
|
52
|
Игнорировать иронию и насмешки, не обижаться по пустякам.
|
|
|
|
|
|
|
53
|
Ответить шуткой на неуместную реплику.
|
|
|
|
|
|
|
54
|
Признать свою вину или ошибку, высказать сожаление о случившемся и принести извинения.
|
|
|
|
|
|
|
55
|
Рассматривать любую ситуацию с разных сторон, предвидеть возможный ход событий и их последствия.
|
|
|
|
|
|
|
56
|
Находить общий язык с людьми разного возраста.
|
|
|
|
|
|
|
57
|
Быть справедливым и последовательным в своих решениях и оценках.
|
|
|
|
|
|
|
58
|
Видеть в другом человеке хорошее и сказать ему об этом, укрепляя его веру в себя.
|
|
|
|
|
|
|
59
|
Дипломатично разобраться в запутанной ситуации, найти выход с наименьшими потерями для всех.
|
|
|
|
|
|
|
60
|
Быть благожелательным, создавать в отношениях с людьми атмосферу доверия, открытости и свободы.
|
|
|
|
|
|
|