• ноц59
  • инфоурок
  • перм край
  • антитренинги банер
  • россия

Образование в СССР

Средняя общеобразовательная школа (1986)


Документальный фильм "Средняя общеобразовательная школа" студии "Центрнаучфильм". Творческое объединение "ОРБИТА", 1986 год.

Документальный фильм  о работе средних общеобразовательных школ в разных регионах СССР оцифрован с 16 мм фильмокопии Vladimir Malik Channel.

 

Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в Конституции СССР 1977 года (статья 45):

Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодёжи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования — Конституция СССР (1977)

 

044fa5b5e1d7401c4a5b87086f8aa7d0.jpg

6a4f525ada50693eba043047ed619ee3.jpg

a989735edb017b30676966229cb1579d.jpg

30.png

f2c13cee1e7f7e2d8f90ecb8f3194e25.jpg

501124000.jpg

2ef1d2f163b87d5cdac7a8304149f349.jpg

1646002189_51-papik-pro-p-plakati-sssr-shkolnie-52.jpg

 

Реформы общеобразовательной и профессиональной школы


 

В первой половине 1980-х годов снова взяла верх тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В 1984 году были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы».

В области трудового воспитания молодёжи реформа ставила задачу «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодёжи».

Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагалось начинать с шестилетнего возраста.

Продолжительность учёбы в начальной школе увеличивается на 1 год: с 1 по 4-й классы. В процессе трудового воспитания в начальной школе формируются элементарные трудовые навыки. Неполная средняя школа (5—9-е классы) предусматривает изучение основ наук в течение пяти лет. В плане трудового воспитания ставятся задачи общетрудовой подготовки, что в сочетании с мерами по профессиональной ориентации школьников создавало бы условия для сознательного выбора направления будущей трудовой деятельности.

В средней общеобразовательной школе (9—10-е классы) организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учётом потребностей в них данного региона. Оно должно завершаться овладением определённой профессией и сдачей квалификационных экзаменов.

 

779x1000_0xgidmg1z6_8186624437223027705.jpg

039b27af797e9dd10cf1a83913637600.png

272075_618x.jpg

2f87ee02e67fc5f667242940ca61d49f.jpg

19818_65_5db85088615d3.jpg

1645984304_51-papik-pro-p-plakati-sssr-80-kh-godov-55.jpg

 

Содержание трудового обучения в начальных классах практически не изменялось. Оно по-прежнему строилось на примере обработки бумаги, картона, тканей и других легкообрабатываемых материалов, а также на конструировании моделей простейших объектов техники.

В 5—9-х классах в содержание трудового обучения школьников вводятся значительные изменения. Трудовое обучение в 5—9-х классах аналогично тому, которое было ранее в 3—7-х классах. Естественно, что соответственно был уменьшен объём учебного материала. Остаются те же варианты: технический, сельскохозяйственный и обслуживающий труд; та же дифференциация обучения в городской и сельской школе, различное содержание обучения для мальчиков и для девочек.

В 7—8-х классах трудовая подготовка школьников организуется в виде профессионального обучения и изучения курса «Основы производства. Выбор профессии». Профильное обучение представляло собой изучение школьниками того или иного вида труда. Например, школьники изучали металлообработку, деревообработку, обработку тканей и так далее. Изучение вида (профиля) труда в 7—8-х классах предшествовало тому, что в 9—10-х классах ученики, выбрав из этого вида труда конкретную профессию (специальность), будут овладевать ею. Другими словами, профильное обучение в 7—8-х классах было как бы общеподготовительным этапом профессионального обучения, которое в полной мере продолжается в 9—10-х классах. Курс «Основы производства. Выбор профессии» знакомил школьников с основными отраслями народного хозяйства, с содержанием труда рабочих различных профессий.

Вместе с тем, этот курс давал представление о требованиях различных видов труда к качествам личности и профессиональной подготовке работников той или иной профессии. Главной целью указанного курса было помочь школьникам в сознательном выборе будущей профессии.

 

72-29.jpg

1200x770_0xac120005_3751969661527737229.jpg

1646010927_6-papik-pro-p-plakati-sssr-gto-6.jpg 41_608927d3829b2.jpg
p8gqujd1itc.jpg 206-200-2151-d-3-k149371.jpg

 

Разработанная система трудового обучения школьников просуществовала недолго. Уже в 1988 году было признано необязательным проведение профессионального обучения в 9—10-х классах. Вследствие этого отпала и необходимость в профильном обучении учащихся в 7—8-х классах. Постепенно, сначала сокращалось, а затем и прекращалось преподавание курса «Основы производства. Выбор профессии».

В трудовом обучении учащихся школа стала возвращаться к учебным программам, которые существовали перед реформой 1984 года.

В 1986 в результате новой реформы вводится 11-летнее образование со сдвигом всех классов, начиная с четвёртого, на год вперёд. Начальная школа снова становится четырёхлетней, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или четырёхлетней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно. Эти изменения в качестве эксперимента были введены в некоторых школах СССР ещё в 1985 году — некоторые школьники тогда пошли учиться в «нулевой» класс вместо первого и несмотря на последующие перепрыгивания из 4-го класса сразу в 6-й, отучились все 11 лет. Также в 1989 году в ходе реформы «перепрыгивание через класс» было произведено во всех классах. [>>>]

 

 

Советская школа (1986)


"Леннаучфильм" по заказу Гостелерадио СССР, 1986 год. Автор сценария - Г. Манюк. Режиссер - Л. Лазарева. Оператор - Геннадий Переверзев

 

Научно-популярный фильм "Советская школа" снят на уроках учителей-новаторов - Виктора Шаталова, Евгения Ильина, Юрия Кузнецова, Шалвы Амонашвили, Бориса Зива, Валентина Карманова, применяющих передовую методику обучения и воспитания высоких нравственных качеств.

 

Список публикаций по теме


Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно