• ноц59
  • инфоурок
  • перм край
  • россия

Статьи

Медиа: фото, видео, статьи | про пермских фехтовальщиков


Источники:

Министерство физической культуры и спорта Пермского края, Федерация Фехтования РоссииПермская Краевая Федерация ФехтованияПермский Центр ФехтованияЦентр спортивной подготовки Пермского края и прочие федеральные и пермские СМИ и сайты

 

Первенство России по фехтованию: Кашина - Илющенко

 

 

Историческая победа в фехтовании


Шпажистка Варвара Кашина впервые в истории Пермского женского фехтования выиграла "золото" Первенства России. Главный старт страны среди юношей и девушек до 18 лет прошел в Орле и собрал более 250 фехтовальщиков.
Варвара Кашина выполнила норматив Мастера спорта России [https://sport.permkrai.ru/novosti/?id=317873]

 

Первое "золото" 2024 года в фехтовании


varvara_kazan.jpg

Пермская шпажистка Варвара Кашина выиграла первые всероссийские соревнования 2024 года. Она завоевала «золото» традиционного «Новогоднего турнира», который стартовал 4 января в Казани. [https://sport.permkrai.ru/novosti/?id=317064]

 

Медаль всероссийского турнира по фехтованию


varvara_miks.jpg

Пермская спортсменка Варвара Кашина в составе команды "Микс" заняла 1 место на всероссийском турнире "Надежды России".
В командном первенстве турнира был заявлен 41 коллектив.
Варвара выступила вместе с фехтовальщицами из Республики Башкортостан и Кировской области.
Всего в соревнованиях, которые прошли в Дзержинске, приняли участие более 500 юных спортсменов из разных регионов России и Республики Беларусь. [https://sport.permkrai.ru/novosti/?id=315032]

 

В Перми открылся Центр фехтования


21 Октября 2023, 22:20 / новости с сайта rusfencing.ru

21 октября в рамках форума «Россия – спортивная держава», который проходит в Перми, состоялось официальное открытие Пермского центра фехтования.

111_9.jpg

В торжественной церемонии приняли участие двукратный олимпийский чемпион, президент Федерации фехтования России, главный тренер сборной команды России по фехтованию Ильгар Мамедов, глава города Перми Эдуард Соснин, генеральный директор АО «Газпром газораспределение Пермь» Сергей Черезов, президент Пермской краевой федерации фехтования Юрий Козлов, председатель правления этой организации Никита Губин, директор Центра Михаил Уткин.

Пермский центр фехтования – это первый в регионе специализированный зал для занятий спортивным фехтованием, оборудованный 10 фехтовальными дорожками. Кроме того, на двух этажах здания на площади более чем 1200 кв.м размещены тренажерный зал, удобные раздевалки с душевыми, инвентарные боксы и прочее. Зал расположен в самом центре Перми. Дети и взрослые смогут здесь обучаться искусству фехтования на профессиональном и любительском уровне на двух видах оружия – шпаге и сабле.

222_4.jpg 333_4.jpg
444_3.jpg 555_1.jpg
666_1.jpg 777_2.jpg


К открытию был приурочен межрегиональный турнир по фехтованию на шпагах среди юношей и девушек 2008–2011 годов рождения, включавший в себя личные и командные соревнования.

Безусловно, открытие Центра станет мощным толчком для развития фехтования в Пермском крае. [https://www.rusfencing.ru/news_detail.php?ID=3793874]

 

Открытие Пермского Центра фехтования, 20 октября 2023

Официальное открытие события прошло в присутствии Ильгара Мамедова, президента федерации фехтования России, заслуженного мастера спорта СССР, двукратного олимпийского чемпиона и чемпиона мира в фехтовании.

Среди почетных гостей были глава города Перми, Эдуард Соснин, директор спортивно-адаптивной школы Паралимпийского резерва Димитрий Костин, генеральный директор АО "Газпром газораспределение Пермь" Сергей Черезов , а также первый мастер спорта СССР Вячеслав Галкин, директор Дворца детско-юношеского спорта Наталья Рослякова и президент федерации фехтования Пермского края Юрий Козлов.

К этому дню был приурочен турнир по шпаге среди юношей и девочек 2008 г. р. [>>>]

00025.jpg

00001-7.jpg

00205.jpg

00001-2.jpg

 

Секция фехтования в ППИ существовала 30 лет!


12 октября 2023

Друзья! А вы знали, что в Пермском Политехе раньше занимались фехтованием? Рассказываем

pnipu_1.jpg

В 1963 году с приходом тренера В. П. Алыбина на кафедру физической культуры началось развитие фехтования в нашем университете. Оборудовали специализированный зал, через который за многие годы прошли десятки и сотни студентов и школьников.

Позже создали отделение детской спортивной школы по фехтованию, которое приносило большую отдачу с/к «Политехник» и институту. После окончания школы многие школьники приходили учиться к нам и успешно защищали спортивную честь вуза.

Отдельные спортсмены и команда с/к «Политехник» уже в 60-х годах добились успехов в соревнованиях на первенство города, области и республиканского уровня.

Команда становилась победителем областных летних студенческих игр.

Большие достижения были достигнуты нашими фехтовальщиками и в 70-е годы. В 70-е годы большие достижения за сборную команду с/к «Политехник» достигли наши фехтовальщики, среди которых:

  • мастера спорта: Ю. Заякин, В. Цапик, Ю. Козлов, В. Галкин, С. Карачеев

  • кандидаты в мастера спорта: А. Зубарев, В. Замарин, Л. Козлова, О. Кароев, В. Вабанов, В. Власов, Л. Горбунова

  • перворазрядники: Н. Бухвалов, Л. Вдовин, В. Увин, В. Волков

Команда института неоднократно становилась чемпионом первенства
города, области, победительницей городских и областных спартакиад.

gybge_2.jpg

Всего было подготовлено 11 мастеров спорта и 50 кандидатов в мастера спорта.

В начале 90-х годов фехтование было закрыто, в связи с перестройкой в стране и прекращением финансирования команды.
#архивпнипу [https://ok.ru/politehperm/statuses/155541935812007]

 

75-летие пермского фехтования


11.05.23

 

 

Турнир по фехтованию на шпаге среди ветеранов «ПЕРМЬ 75»


25 апреля 2023

75_ktn.jpg

В Перми пройдет всероссийский турнир по фехтованию на шпаге среди ветеранов «ПЕРМЬ 75».
Соревнования посвящены 75-летию существования спортивного фехтования в Прикамье.

Началом развития этого олимпийского вида спорта в Перми, является открытие в Красных казармах военной дисциплины – фехтования на штыках в 1948 году. Позднее появились первые спортивные секции.

За прошедшие годы было подготовлено 30 мастеров спорта Советского союза, 14 мастеров спорта России. Пермские фехтовальщики входили в состав сборной СССР и сборной России, побеждали на турнирах Всесоюзного и Российского уровня, являлись неоднократными участниками международных турниров, в том числе Чемпионатов мира среди юниоров. Ветераны – фехтовальщики становились Чемпионами Европы и участниками Чемпионатов мира.

Последний раз турнир по фехтованию такого уровня проводился 25 лет назад, в канун 50-летнего юбилея появления этого вида спорта в Перми.

Соревнования "ПЕРМЬ 75" пройдут 7 мая, во Дворце детского творчества, ул Сибирская, 29.
Начало в 10:00. [https://csp59.ru/csp/press-tsentr/turnir-po-fekhtovaniyu-na-shpage-sredi-veteranov-perm-75/]

 

 

14-летняя шпажистка из Перми - серебряный призер Первенства России!


2 февраля 2023

kashina_1.png

14-летняя шпажистка из Перми Варвара Кашина сенсационно стала серебряным призером Первенства России!

Как сообщает пресс-служба Федерации фехтования России, "главную сенсацию на Первенстве страны сотворила 14-летняя пермячка Варвара Кашина.

Пермская шпажистка в этом сезоне неплохо выступала в детских соревнованиях, завоевав серебряные медали на турнирах «Золотая осень» и памяти Н.В. Порфирьева. Однако на первенстве России среди спортсменок до 15 лет Варвара заняла только 134-е место. А вот на турнире в более старшей возрастной группе она, обыграв несколько сильных соперниц, вышла в финал".

В заключительном противостоянии Варвара уступила только более именитой и опытной москвичке Анастасии Илющенко – 15:9.

kashina_2.png

Искренне поздравляем спортсменку и тренеров с классным выступлением! Так держать! [https://csp59.ru/csp/press-tsentr/14-letnyaya-shpazhistka-iz-permi-serebryanyy-prizer-pervenstva-rossii/]

 

Варвара Кашина завоевала первую для региона медаль Всероссийских соревнований по фехтованию за 12 лет


Главную сенсацию на кадетском Первенстве России (возраст участников до 18 лет) сотворила 14-летняя пермячка Варвара Кашина. Шпажистка в этом сезоне неплохо выступала в детских соревнованиях, завоевав серебряные медали на турнирах «Золотая осень» и памяти Н.В. Порфирьева. Однако на первенстве России среди спортсменок до 15 лет Варвара заняла только 134-е место. А вот на турнире в более старшей возрастной группе она, обыграв несколько сильных соперниц, вышла в финал.

Решающая встреча прошла с преимуществом фехтовальщицы из Москвы Анастасии Илющенко. Она сразу же сумела повести в счете – 3:0. Кашина, казалось, сумела «вернуться» в бой, сократив отрыв в начале второго периода – 2:4. Но московская шпажистка снова провела несколько удачных атак и ко второму перерыву добилась преимущества в шесть уколов – 9:3, которое сохранила до конца поединка – 15:9.

12 лет пермские фехтовальщики не попадали в число призеров соревнований такого уровня. Варвара Кашина тренируется под руководством тренеров Владимира Аршинова и Никиты Губина. [https://sport.permkrai.ru/novosti/?id=282631]

 

<...>

 

Пермяк стал вице-чемпионом Приволжья по фехтованию на шпагах


На завершившемся в Кирове первенстве и чемпионате Приволжского федерального округа по фехтованию на шпагах пермский спортсмен Никита Губин стал сильнейшим среди молодежи и дошел до финала в мужских соревнованиях.

В первенстве среди молодежи до 23 лет пермяк завоевал золотую медаль, а во второй день турнира занял второе место в чемпионате среди мужчин и получил титул вице-чемпиона ПФО.

Напомним, в августе прошлого года Никита Губин стал бронзовым призером Спартакиады молодежи России, финальные соревнования которой прошли в Азове. Фехтованием юноша занимается в пермском «Дворце детского (юношеского) творчества» под руководством тренеров Юрия Заякина и Романа Швецова.

Данный ид фехтования предполагает бой соперников на спортивных шпагах. Уколы наносятся во все части тела противника, кроме затылка. В отличие от фехтования на рапирах, спортсменам разрешено сталкиваться друг с другом. [https://59.ru/text/gorod/2015/03/31/62513151/]

 

Пермский фехтовальщик выиграл «серебро» этапа Кубка мира


11 ноября 2013, 11:49

В финале соревнований, которые прошли в Сальвадоре, спортсмен уступил канадцу.

Пермяк Никита Губин вышел в финал в Сальвадоре на этапе Кубка мира по фехтованию на шпагах среди юниоров. Однако в решающей встрече сильнее оказался его соперник — канадский спортсмен Марк-Антуана Блез-Беленже.

Домой Никита вернулся с «серебром» и теперь планирует попасть на чемпионат мира среди юниоров, сообщает пресс-служба Министерства физической культуры и спорта Пермского края. [https://properm.ru/news/2013-11-11/permskiy-fehtovalschik-vyigral-serebro-etapa-kubka-mira-2780306]

 

 

На новый виток развития


вышел такой вид спорта, как фехтование. Именно так считают в краевой федерации.

Пермский обозреватель, №16 (368) 28 апреля 2008 года
Автор: Вадим Панджариди

В России спортивное фехтование появилось при Петре I. Но прошло еще не менее полутора столетий, пока искусство владения холодным оружием не превратилось в настоящий спорт. Официальные соревнования по фехтованию в России состоялись в 1860 году.

В Перми же занимались фехтованием эпизодически очень немногочисленные почитатели этого красивого и очень сложного вида спорта. В довоенные годы культивировалось фехтование на штыках. Только в 1950-е годы в Прикамье стали создаваться массовые секции спортивного фехтования, развитие которого в тот период неразрывно связывают с именем тренера Г. И. ДЬЯКОВА.

Энтузиасты

Расцвет же пермского фехтования пришелся на семидесятые годы прошлого столетия. Помимо многочисленных секций этот вид спорта входил, как одна из дисциплин, и в современное пятиборье. Этот олимпийский вид спорта сегодня в крае полностью отсутствует. Возрождение пятиборья – одна из задач краевой федерации фехтования.

Позднее, в годы горбачевской «перестройки», фехтование, несмотря на то, что олимпийский вид спорта, оказалось на грани исчезновения. И только благодаря энтузиастам, работавшим на «общественных началах», оно сумело выжить. Среди тех, кто является, не побоимся этого слова, фанатом фехтования – Руслан САДЧЕНКО, руководитель краевой федерации этого вида спорта. Он и рассказал нам о «положении дел».

Руслан Садченко. Родился в 1970 году. Мастер спорта СССР (1987), неоднократный победитель первенств российского совета ДСО «Буревестник», призер Всероссий-ских юношеских игр, чемпионата России, входил в состав сборной команды профсоюзов России. Победитель Первых молодежных игр России. Фехтованием начал заниматься в 1980 году (шпага).

Окончил факультет физвоспитания ПГПУ (1992). В настоящее время заканчивает учебу в Академии государственной службы.

300 человек

Сегодня фехтованием в Прикамье занимается всего около трехсот человек.

Из них около двухсот фехтуют на шпаге, остальные – на сабле. Популярное некогда фехтование на рапирах сегодня в Пермском крае не культивируется, как, скажем, это делается в Башкортостане. Тренируются фехтовальщики под руководством пятнадцати высококвалифицированных тренеров, которые обладают всеми необходимыми навыками для решения самых амбициозных задач. Это высокий показатель не только для Прикамья, но и для всей России. Тренеры в обязательном порядке участвуют во всех семинарах, проводимых всероссийской федерацией. В этом году их было два. Один – в Санкт-Петербурге в рамках чемпионата мира, другой – в Подмосковье.

Возрождая традиции

Приоритетными направлениями в работе федерации можно назвать два направления. Прежде всего, это детский спорт. «Мы поставили перед собой задачу – воссоздать и реорганизовать школу фехтования в Перми не как структурную единицу, а именно как стиль, как возрождение старых традиций.

В феврале в Перми прошел всероссийский турнир среди юношей, который получил высокую оценку вице-президента Федерации фехтования России Сергея КОЛЧАНОВА как в организации самого турнира, так и в тех задачах, которые федерация фехтования края на сегодняшний день ставит перед собой», – говорит Руслан Садченко. – Главной «кузницей «д’Артаньянов» является детско-юношеская спортивная школа Свердлов-ского района, расположенная по адресу: улица Соловьева, 11. Именно она является центром пермского фехтования. Среди последних «открытий» – секция в новом спортивном зале дворца творчества юных. Неплохие успехи показывают и спортсмены из Добрянки и Краснокамска. Кстати, в этом городе с запуском в строй нового ФОКа мы планируем в сентябре открыть еще одну секцию».

Ветераны и молодежь

Кроме детского спорта, ключевым направлением работы федерации фехтования является ветеранский спорт. Его задача, прежде всего, показать детям, что фехтовать можно и в пятьдесят лет, и даже в шестьдесят. Наглядный тому пример – шпажист Юрий КОЗЛОВ. Он неоднократный участник чемпионатов мира. Кроме него, можно назвать и саблистов Рамиля ЗАКИРОВА и Андрея БЫКОВА. Они включены в состав сборной команды России, которая отправится в мае в Испанию на командный чемпионат Европы. Из четырех человек, представляющих нашу страну, – двое пермяков. Это ли не говорит о высоком уровне пермской школы фехтования?

Пример ветеранов – это хорошая школа для юных фехтовальщиков. Трое пермских шпажистов: Никита ГУБИН, Федор ЛОШАКОВ и Даниил ФЕДОРОВ (все имеют первый спортивный разряд) входят в состав юношеской сборной команды России (1994 года рождения).

Ну а самая главная задача федерации и ее руководителя – привлечь в секции фехтования как можно больше мальчишек и девчонок. И цифра в триста человек, уверен Руслан Садченко, осенью этого года будет значительно увеличена. [http://www.permoboz.com/txt.php?n=5995]

 

Энциклопедия Пермской области. Фехтование. 


  • Энциклопедия Пермской области - http://www.perm1.ru/

Фехтование. В Перми массовые секции спортивного фехтования начали создаваться в 50-х годах. Этот период неразрывно связан с именем тренера Г. Дьякова, который культивировал этот вид спорта.

Сильнейшие фехтовальщики города появлялись в городском Дворце пионеров и в обществе "Динамо". Там выросли первые мастера спорта, сильнейшие мушкетеры Урала и России. Во Дворце пионеров с ребятами занимался В. Альбин.

С 1970 года динамовскими фехтовальщиками руководил В. Поляков. В те годы тренировали также А. Зубарев, А. Уваров, В. Ищенко, С. Лоханин, Б. Суслов.

В настоящий момент в Перми существуют три островка этого вида спорта. Это ДЮСШ НПО "Биомед" (Ф. Кобрин), ДЮСШ Свердловского района (Ю. Заякин). Юниоров и взрослых объединяет клуб "Flash", созданный по инициативе В. Полякова и А. Полякова. [http://www.perm1.ru/]

 

 

Новости, статьи, интервью


  • архив новостей про фехтование в России и в мире

 

СОФЬЯ ВЕЛИКАЯ: "Гораздо проще быть подающей надежды"


13.04.2012

26-летняя чемпионка мира рассказала о том, как готовится к Олимпийским играм в Лондоне, как изменилось ее мировоззрение и насколько тяжело нести бремя "первой сабли" мирового фехтования.


Для Софьи Великой прошлый сезон получился выдающимся – в Катании она впервые в карьере стала чемпионкой мира в личном турнире и добавила к этой победе «золото» командное. Тем не менее во время нашей беседы, вспоминая последние успехи, Софья обратилась аж к чемпионату мира в Париже-2010 – как к переломному моменту для себя и команды.

– Перед Парижем мы не выигрывали командные соревнования уже лет пять, поэтому та победа была яркой и значимой. Да и уровень фехтования – высоким. Было видно, что мы отлично подготовились, а потому на турнире не было нам равных. Осенью 2011-го мы ехали в Италию завоевать свое, отстоять позиции. И прекрасно понимали, что все лидеры будут настраиваться на нас особенно. Подготовка к старту была тяжелая. С приходом в команду нового тренера Кристиана Бауэра мы стали работать так, чтобы, грубо говоря, умирать на тренировке, но наслаждаться на соревнованиях. В Катании, правда, было тяжело – сложными получились и финал с украинками, и полуфинал с американками. Но эти соревнования показали, что в команде есть и доверие, и поддержка. Любая из четверки спортсменок могла плохо начать встречу или получить много ударов по ходу боя, но другая выходила и отыгрывала.

– Там же вам удалось выиграть и личный турнир, что является огромным достижением.

– Действительно, огромным. Существует такой стереотип, что если ты среди лидеров, то победа легка и даже закономерна. Да, я выступаю уже десять лет и почти все время финиширую в призах. Но это не показатель, потому что новый сезон – это новые соревнования. Каждый раз все начинается заново, и ты должен подтверждать свою позицию. А ведь до финала и даже полуфинала еще надо добраться... Все ведь готовятся, все тренируются, да и судейские ошибки, как и судейские приоритеты, никто не отменял. Очень уж много существует факторов, которые могут сложиться неблагоприятно. И не важно, какого уровня спортсмен. Фехтование – это ведь поединок, игра. Даже в Катании были моменты, когда я была на волосок от проигрыша.

– Прошедший год был отборочным для получения олимпийских лицензий. Вы к нему как-то по-особому готовились?

– Знаете, за два последних года у нас вообще все поменялось! Я имею в виду стиль подготовки. В команду пришел Бауэр, который предложил свою систему. Эта система гораздо более жесткая: мы проводим больше времени в зале, больше внимания уделяем психологической подготовке.

– Грубо говоря, вы стали проводить больше часов в работе?

– Намного больше! Раньше в активной, интенсивной работе мы проводили 3 – 4 часа, что очень мало, хотя нам казалось, что очень много! Сейчас же мы можем заниматься по 8–10 часов.

– Каждый день?

– Да. Такой полноценный рабочий день с небольшими перерывами на завтрак, обед и ужин.

– Министерство спорта старается создать спортсменам лучшие условия для подготовки к Играм. У вас в этом смысле все гладко?

– Вообще-то после Нового года сборы у нас идут практически нон-стоп. Особенно всем понравилось в Тине. Мы поехали в горы для того, чтобы подышать кислородом, дать нагрузку ногам, коленям. По полдня катались в горах, но не просто катались, а с инструктором, который давал упражнения на мышечные группы, необходимые в фехтовании. Кроме того, у нас была большая нагрузка в бассейне, плюс правильное восстановление. К тому же в Тине безумно красиво. Так хотелось все посмотреть! Но мы ведь туда не туристами приехали, а серьезно заниматься. Мы с Бауэром работаем по системе, и чем четче будем соблюдать все ее принципы, тем лучше будет наш результат, что порадует всех.

– Но ведь и до Бауэра все было не так уж плохо – россиянки выигрывали медали.

– Да, выигрывали. Но, анализируя все сейчас, я понимаю, что раньше мы недостаточно профессионально подходили к работе. Настолько сейчас все приумножилось в плане и физических занятий, и психологических. А психология в момент подхода к Олимпийским играм чуть ли не самое главное. На этом турнире нужно суметь показать все, что ты умеешь, показать уверенность в своих действиях, а когда необходимо – суметь перестроиться по ходу поединка.

– В одном из интервью вы сказали, что Бауэр объяснил вам, как нужно думать, дышать, есть, ходить.

– Да. И я понимаю, что могла бы быть лучше и выше, если бы думала и работала, как сейчас. Время, правда, уже прошло, и возвращаться мыслями в прошлое не надо, нужно стараться отдать все силы в настоящем.

– Как для вас складывался олимпийский отбор?

– До того, как пошли отборочные турниры, я очень хорошо себя чувствовала, мне казалось, что я все понимаю. А как пришел апрель 2011-го, пришли и какие-то сбои.

Знаете, очень сложно поначалу было заниматься с Бауэром – мы ведь с ним не можем на русском разговаривать, а какой бы английский у тебя ни был и какой бы хороший переводчик ни помогал, это все-таки не общение напрямую. Получается, что и тренеру было сложно мне что-то объяснить, и мне – взять от него все необходимое. Это рабочий момент, но через него тоже надо было пройти.

В общем, я понимала, что чемпионат мира в Катании – ключевой турнир. Ситуация у меня была – или пан или пропал! Знала, что надо выигрывать чемпионат мира, иначе Олимпиада – на волоске.

– А каков все-таки расклад сил в вашем виде спорта? Женская сабля это ведь не только Софья Великая, Мариэль Загунис и Ольга Харлан? Кого еще брать в расчет?

– Во-первых, Олимпиада – это очень специфическое соревнование. Какого бы уровня ни был спортсмен, отправляющийся на Игры, он все равно ставит перед собой сумасшедшие цели. Поэтому необходимо быть очень сконцентрированной. На Олимпийские игры надо ехать для того, чтобы завоевывать, а не приезжать туда с мыслями: я чемпионка мира, и все мне дастся легко. До финала Игр надо еще дойти. И выкладываться вне зависимости от того, какой у тебя соперник – сильный или более слабый. Самые же опасные, безусловно, Загунис и Харлан.

– На чемпионате мира в Катании вы справились и с той и с другой. Теперь будет проще?

– Победы придают уверенности, но не дают гарантии. Два последних сезона показали, что есть некая пятерка лидеров, среди которых идет ротация. И именно кто-то из этой пятерки с большой вероятностью завоюет высшую олимпийскую награду. В финал могут выйти любые четверо – те, у кого на тот момент будет меньше ошибок.

– Вы уже упомянули годы до Парижа-2010, когда не было побед. Как считаете, причиной всему какие-то системные проблемы или просто невезуха?

– Много факторов было – выделить какой-то один невозможно. Там были и перемены в тренерском штабе, и атмосфера, и дисциплина.

– Как-то вы сказали, что без победы на чемпионате мира невозможно добиться главного, очевидно, имея в виду Олимпийские игры. Какая связь?

– Стать чемпионкой мира в личном турнире было моей мечтой. У меня ведь уже столько побед было на разных турнирах. Столько медалей чемпионатов мира и Европы. Даже на Олимпийских играх я была в сантиметре от серебряной медали. В свете того, что на Играх в Лондоне в женской сабле будет только личный турнир, чемпионат мира был отличной тренировкой, хорошим спаррингом с психологической точки зрения. В Катании было сложно, но я в итоге все преодолела. Чемпионат показал, что победа возможна.

– Давайте вспомним ваш олимпийский опыт. Надеюсь, о Пекине и четвертом месте не думаете плохо?

– По этому поводу не переживаю. Да, в первую неделю после Игр я не могла спать, но потом все самой себе объяснила и сделала работу над ошибками. Я сказала себе: "А что ты хотела, если ты тут не доделала, здесь не изменила, тут не попробовала, здесь испугалась?"

– Неужели прямо после Олимпиады стали исправлять ошибки? Или все-таки поначалу все опять пошло по накатанной?

– Конечно, в тот момент у меня еще не было осознания и понимания необходимой работы. И я очень рада, что сейчас мы работаем с Кристианом. Я верю в этого человека, в то, что он делает и что говорит.

– Со временем в языковом плане стало проще?

– Да, конечно. Я уже многое поняла, и теперь мы продолжаем придерживаться выбранного пути.

– То есть теперь Бауэр говорит вам, что все идет хорошо?

– Поймите, профессионал никогда не скажет, что все у вас хорошо! Всегда есть и будут вещи неидеальные, ведь идеальных людей не бывает в принципе. Так что всегда есть над чем работать. Ты усиливаешь одно – ослабевает другое.

– Но ведь есть еще время многое поправить?

– С одной стороны, до Игр еще достаточно времени, с другой – катастрофически мало.

– Перед Олимпийскими играми в Афинах вы были неопытной девочкой, теперь – мастер фехтования. Проще быть мастером или подающей надежды?

– Конечно, подающей надежды! Когда ты приходишь в команду новичком, у тебя есть еще пара лет, на протяжении которых с тебя никто не спрости за твои результаты. Будешь выигрывать – будут хвалить, будешь проигрывать – скажут, ничего страшного, ты же молодая. Если же ты уже человек опытный – все меняется. У тебя есть определенный уровень, определенные цели, задачи, ответственность перед собой и перед командой.

– Теперь на вас ставят как на "первую саблю"?

– Это есть. Я к этому пришла сама, и я это принимаю.

– В Лондоне будет только личный турнир, а значит, никакой ответственности перед командой. Так проще?

– Это другое. Жалко, что не будет командного турнира. Когда у тебя есть две возможности выступить на Олимпийских играх – всегда лучше. Впрочем, во многих других видах спорта у людей изначально только одна возможность. Думаю ли я об Олимпиаде? Да. Как и все остальные спортсмены. Переживаю и мечтаю о том, как это будет.

 

 

 

Статья - Фехтование и телевидение (Из рукописного наследия Игоря Исакова)


От редакции.

Статья Игоря Исакова «Телевидение и фехтование должны стать ближе друг другу» была опубликована на нашем сайте 29 ноября 2004 года, в канун выборов президента FIE. Однако и сейчас, почти пять лет спустя, она не потеряла своей актуальности. К тому же за это время у сайта появилось много новых читателей, которым, уверены, текст Игоря Васильевича будет интересен. Этой републикацией мы также хотим отдать дань памяти другу и коллеге, оказавшему нам большую помощь в период становления сайта.

Еще одна причина повторного появления данной статьи на стартовой странице: в ближайшее время начнет работу специальная комиссия FIE по телевизионным трансляциям. И в дальнейшем мы планируем републиковать наиболее интересные и проблемные материалы, ранее опубликованные на нашем сайте.

Текст Игоря Исакова предваряет статья журналиста, мастера спорта по фехтованию на шпагах, тренера высшей квалификации Александра Касатова, который близко знал этого замечательного человека, ушедшего от нас совсем недавно — 16 марта 2007 года.

Фото из семейного архива любезно предоставлены супругой Игоря Васильевича Валентиной Георгиевной Исаковой. Пользуясь случаем, Валентина Георгиевна благодарит Федерацию фехтования России (ФФР), а также бывшего президента ФФР, а ныне президента FIE Алишера Бурхановича Усманова за материальную и моральную поддержку во время тяжелой болезни Игоря Васильевича, настигшей его в последние месяцы жизни. [>>>]

 

ФЕХТОВАНИЕ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДОЛЖНЫ СТАТЬ БЛИЖЕ ДРУГ ДРУГУ


  • Игорь ИСАКОВ, кандидат педагогических наук

 

Фехтование имеет богатое историческое прошлое, окрашенное в романтические тона. Оно во все века присутствовало в произведениях литературы и искусства. Однако сегодня решающую роль в процессе формирования общественного мнения о том или ином событии или явлении играют масс-медиа, и в первую очередь телевидение. Какое же место занимает фехтование на телевизионном экране?

ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ ФЕХТОВАНИЯ С МАСС-МЕДИА

В середине XIX столетия в жизнь человека вошла фотография. А уже в 1890 году Жорж Демен удивил мир, впервые в истории кино зафиксировав на пленку непрерывное движение фехтовальщика, выполняющего выпад. В дальнейшем кинематограф сформировал у большинства людей стойкий рефлекс — при упоминании фехтования они обязательно вспоминают эпизоды исторических или костюмированных фильмов.

В последние десятилетия XX века отношения между фехтованием и средствами массовой информации претерпели значительные изменения, которые были вызваны появлением новых телекоммуникационных и компьютерных технологий и их проникновением во все сферы жизни общества. С одной стороны, во многом благодаря телевидению, наблюдается рост популярности этого вида спорта во всем мире: растет число фехтовальных клубов (прежде всего, в странах с высоким уровнем жизни), увеличивается количество национальных федераций — членов Международной федерации фехтования (FIE). С другой стороны, активная экспансия телевидения во все сферы жизни привела к резкой коммерциализации спорта, и фехтование не явилось здесь исключением.

Сегодня коммерция и телевидение диктуют спорту свои законы. Они оказывают влияние даже на программу Олимпийских игр. Если тот или иной вид спорта не пользуется вниманием со стороны телевидения, спонсоров и рекламодателей, то он подвергается серьезной дискриминации. К числу таких видов спорта, увы, относится и фехтование. Ведь его телевизионный имидж пока не связан с интересами рекламодателей, как это имеет место в теннисе, автогонках, хоккее или футболе. Все это вызывает серьезные опасения за его будущее.

Важно отметить, что по требованию телевидения многие международные спортивные федерации пошли на изменения в правилах соревнований, чтобы сделать свои виды спорта более интересными для зрителей и, следовательно, более привлекательными для телевидения. Иными стали и сами телевизионные трансляции. Спортивные арены фактически превратились в телевизионные студии, где количество видеокамер, снимающих спортивное мероприятие, иногда исчисляется десятками. В некоторых видах спорта в правила соревнований были внесены изменения, направленные на создание искусственных перерывов, в ходе которых телевидение могло бы показывать рекламные ролики. Такого рода рекламные паузы усложняют проведение соревнований и вызывают недовольство спортсменов, однако требования телевизионщиков играют сегодня решающую роль.

Для многих видов спорта стала обычным явлением установка на месте события огромного телевизионного экрана, на котором не только отображается ход спортивных состязаний, но и демонстрируются ролики рекламно-развлекательного характера. Эти экраны рассчитаны как на зрителей, присутствующих на соревнованиях, так и на тех, кто смотрит их по телевизору. В некоторых видах спорта для улучшения качества телевизионных трансляций даже введены дополнительные арбитры, чьей обязанностью является следить за рекламными вставками (спотами), заполняющими паузы в ходе соревнований.

Пытаясь адаптировать спортивное фехтование к требованиям телевидения, руководство FIE в последнее время делало шаги в двух основных направлениях — в сторону модифицикации правил и регламента соревнований и в сторону использования новых выразительных средств для создания более яркого образа фехтования на телеэкране. Например, на чемпионате мира 2003 года в Гаване использовался широкоформатный экран, на котором шла прямая трансляция фехтовальных поединков, а также демонстрировались эпизоды завершившихся боев в замедленном темпе; судью снимали лицом к объективу видеокамер и, следовательно, лицом к телезрителю; за спиной судьи была видна реклама известных мировых брендов. Подобная практика сегодня становится повсеместной.

Использование «мертвого времени»

Одним из слабых мест телевизионных трансляций с соревнований по фехтованию являются долгие паузы, не заполненные какими-либо событиями, когда одна и та же неподвижная камера фиксирует общий вид спортивного зала. На профессиональном жаргоне телевизионщиков такие паузы называются «мертвым временем». «Мертвое время» наносит огромный вред имиджу фехтования, поскольку зритель у домашнего экрана может потерять интерес не только к данной трансляции, но и ко всем последующим передачам о фехтовании.

В то же время подобные перерывы в ходе соревнований дают возможность демонстрировать специально подготовленные познавательно-развлекательные сюжеты небольшой продолжительности, имеющие своей целью повысить зрительский интерес к фехтованию. Такие сюжеты могут содержать фрагменты фильмов «плаща и шпаги» со сценами фехтовальных схваток, выступления мастеров исторического и артистического фехтования, интервью с известными людьми — актерами, политиками, педагогами, учеными, которые увлеченно рассказывают о фехтовании как об эффективном средстве воспитания детей и подростков и отличном способе поддержать жизненный тонус у людей пожилого возраста.

Использование видеографики и тематических клипов

Исторически сложилось так, что в течение долгого времени фехтование было элитарным видом спорта. Оно практиковалось людьми с высоким социальным статусом, имеющими достаточно времени и возможностей для того, чтобы проникнуть во все тонкости фехтовального искусства. Ведь скорость движения клинков порой превышает зрительные возможности восприятия. Поэтому болельщики всегда стремились находиться как можно ближе к месту поединка. Даже сегодня они зачастую нарушают регламент, пытаясь подойти поближе к фехтовальной дорожке, так как вдали от нее воспринимать и анализировать ход поединка довольно трудно.

Важно учитывать и еще один аспект нашего вида спорта. Речь об условностях ведения поединков на рапирах и саблях. К особенностям рапирного и сабельного фехтования относится не только сам характер поединка, но и судейство, которое существенно отличается от судейства соревнований по фехтованию на шпагах. Понятия условности и тактической правоты, лежащие в основе рапирного и сабельного фехтования, понятны только специалистам, но даже они могут неверно оценить фехтовальную фразу. Известны случаи, когда высококвалифицированные арбитры совершали на чемпионатах мира и Олимпийских играх такие серьезные ошибки, что они приводили к длительным конфликтам между национальными федерациями. Регламент допускает, что в случае сомнения или трудности анализа фразы арбитр может просмотреть запись эпизода на мониторе и только потом принять окончательное решение. Что же можно сказать о реакции простого зрителя, наблюдающего за такими соревнованиями по телевизору?..

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ — НА СЛУЖБУ ФЕХТОВАНИЮ

Полиэкран

Очень важно, чтобы в телевизионной трансляции была передана не только драматургия поединка, происходящего на фехтовальной дорожке, но и показано поведение спортсменов, тренеров, руководителей команд и болельщиков в процессе соревнований. Для этого необходимо более активно использовать полиэкран (multi-image screen), когда в эфир одновременно идут несколько сюжетов, снятых разными камерами. В этом случае телезритель может одновременно увидеть на экране своего телевизора несколько разных «картинок», например, самого боя, тренеров и болельщиков.

Кроме того, на одном из полей полиэкрана можно показывать специально подготовленные клипы рекламно-развлекательного характера.

Использование пауз в ходе соревнований для рекламных вставок (спотов)

Как уже указывалось выше, в некоторых видах спорта в правила соревнований были внесены изменения, предусматривающие искусственные паузы для показа рекламы. Этот прием следует использовать и в фехтовании. В случае показа рекламы в ходе поединка специальный арбитр должен следить за телевизионной «картинкой» и не давать сигнала к бою, пока не закончится показ рекламного спота. Разумеется, показ рекламных вставок в ходе соревнований вносит определенные трудности в их организацию и проведение (как это случалось и в других видах спорта), но игнорировать вызовы времени нельзя, ибо это приведет к печальным последствиям.

Как правило, рекламные споты создаются по заказу на конкурсной основе, и на их содержание не всегда можно повлиять. Тем не менее, надо стремиться к тому, чтобы хотя бы в некоторых из них содержались элементы фехтования и появлялись фехтовальщики мирового класса.

В процессе фехтовального поединка спортсмен испытывает колоссальное внутреннее напряжение и огромную физическую нагрузку. При этом надо отдавать себе отчет в том, что передвижения фехтовальщиков по фехтовальной дорожке ограничены 14 метрами и что объектив видеокамеры, находящейся на расстоянии примерно 15-20 метров от места поединка, долгое время держит фехтующих бойцов в одном кадре. Затяжной поединок фехтовальщиков почти всегда полон внутреннего напряжения, но отсутствие смены кадров, планов и ракурсов может вызвать у зрителя снижение эмоциональной привязанности к телетрансляции. Поэтому следует искать новые технические и художественные возможности телевидения, которые позволили бы раскрыть внутренний драматизм и внешнюю привлекательность фехтования.

Несмотря на непредсказуемость результата соревнований, очевидна необходимость подготовки режиссерского сценария трансляции. Идеально, когда такой сценарий согласован с организаторами соревнований и в нем учтены их интересы. В любом случае режиссерский сценарий должен прописывать алгоритм съемки каждого фехтовального боя и соревнований в целом. Заранее должны быть определены ракурсы и планы, с которых будут показаны спортсмены, тренеры и болельщики, вероятная продолжительность поединка, приблизительное количество остановок боя для анализа фехтовальных фраз, порядок использования таких остановок для замедленного показа анализируемых фраз или демонстрации рекламных вставок. В сценарии также должен быть предусмотрен порядок переключения камер со спортсменов на тренеров, зрителей, руководителей команд и обратно.

При этом нельзя исключить ситуацию, когда заинтересованное лицо, например, тренер, чей воспитанник участвует в соревнованиях, устанавливает деловой или дружеский контакт со съемочной группой, в результате чего телезрители видят постоянные переключения с эпизодов боя на данную персону. Хорошо, если такие переключения носят умеренный характер и не приводят к ограничению показа других лиц. Однако постоянная демонстрация одной и той же персоны должна пресекаться телевизионным руководством и организаторами соревнований, поскольку такая демонстрация противоречит принципу равноправия участников состязаний. Очевидно, что порядок использования подобных приемов должен быть отражен в соответствующих правилах и регламентах.

Фехтовальщикам полезно знать сильные и слабые стороны своего вида спорта с точки зрения создания привлекательной телевизионной «картинки». Посмотрим, как осуществляется показ фехтовальных соревнований, какими техническими средствами располагает съемочная группа, и подумаем над тем, как максимально эффективно использовать сильные стороны нашего вида спорта в процессе телепоказа.

Итак, трансляцию соревнований ведет съемочная группа, в которую входят режиссеры, операторы, звукорежиссеры, микрофонные операторы и другие специалисты. Расстановка видеокамер, возможность использования различной оптики, композиция кадра — все это лежит в сфере ответственности оператора. Оператор видит снимаемые объекты через объектив видеокамеры, поэтому из общей картины событий выделяет только то, что попадает в поле зрения камеры. По отношению к снимаемому объекту камера может менять угол зрения (ракурс) и расстояние (план съемки: общий, средний, крупный). Поэтому в зале, откуда ведется трансляция, должны быть заранее определены места для стационарных и мобильных видеокамер.

Сюжеты, которые снимают установленные в зале видеокамеры, поступают на контрольные мониторы, каждый из которых пронумерован и принимает изображение только с одной камеры. Режиссер на пульте выбирает один из поступивших на мониторы сюжетов и направляет его в эфир. Те или иные камеры подключаются к эфиру и отключаются от него по воле режиссера. Этот процесс называется телевизионным монтажом. В результате зритель видит на экране телевизора непрерывный поток изображений и субъективно ощущает себя сидящим в зале, где проходят соревнования. Правда, режиссеры часто дают в эфир заранее снятые кадры, монтируя их с кадрами, полученными в процессе трансляции.

Следует отметить, что восприятие фехтования современным зрителем основано на сценах из художественных фильмов, в которых его любимые герои, вооруженные шпагами, яростно сражаются со своими противниками. Монтаж подобных сцен построен на необычайно быстрой, порой сумбурной смене кадров. К сожалению, современное спортивное фехтование не отличается быстрой сменой планов и ракурсов, которые характерны для трансляций с соревнований по другим видам спорта, в особенности игровым.

Однако все эти меры не привели к решению главной проблемы современного спортивного фехтования — проблемы повышения его телегеничности и популярности среди массового телезрителя. Еще в начале 1990-х годов президент Федерации фехтования Франции Пьер Абрик заявил: «Международной федерации и всем нам необходимо предпринять серьезные усилия для популяризации фехтования и улучшения его телевизионного имиджа. Поэтому члены международной федерации предлагают будущему президенту FIE создать рабочую группу для изучения возможностей улучшения телевизионного имиджа фехтования». Спустя десятилетие, в ноябре 2004 года, Алишер Усманов, выдвинутый Федерацией фехтования России на пост президента FIE, снова обратил внимание национальных федераций — членов FIE на критическую ситуацию, в которой оказалось мировое фехтование в связи с почти полным его игнорированием со стороны телевидения.

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА

Однако найти выход из этой ситуации не так просто, как кажется на первый взгляд. Фехтование обладает особым, исторически сложившимся романтическим шармом, который замечают даже самые обычные люди, не знакомые с тонкостями фехтовального искусства. В то же время нынешний способ телевизионной трансляции фехтовальных соревнований, «обкатанный» телевизионщиками на других видах спорта, разрушает романтику чувств телезрителя. События, происходящие на фехтовальных дорожках, ему совершенно непонятны. Потеряв выразительность, характерную для боевого фехтования, современное спортивное фехтование стало для подавляющего большинства телезрителей довольно скучным зрелищем. Именно поэтому оно занимает такое скромное место в телепрограммах. Можно предположить, что при сохранении существующих тенденций фехтование потеряет свои позиции и в программе Олимпийских игр.

Чтобы выжить в джунглях коммерции, этот замечательный вид спорта должен осовременить свой имидж и адаптироваться к требованиям телевидения. Решить эту задачу можно лишь в тесном контакте с телевизионными специалистами. В этом должны отдавать себе отчет, прежде всего, организаторы многочисленных турниров по фехтованию. Приступая к организации соревнований, они обязаны сразу же установить тесные связи с телевизионщиками — режиссерами, операторами и комментаторами, которые будут вести трансляцию этих состязаний.

Понимание фехтовальных поединков, и в особенности причин присуждения уколов-ударов тому или иному спортсмену, — одна из самых трудноразрешимых проблем в деле формирования позитивного телевизионного имиджа фехтования. Для ее решения следует принять кардинальные меры, причем в самое ближайшее время. Одним из возможных решений может стать специально разработанная видеографика, к примеру, использующая комических мультипликационных персонажей, которые могут появляться на экране в паузах фехтовального поединка. Во время остановок боя и анализа фехтовальных фраз арбитром графические персонажи могли бы демонстрировать фехтовальные движения, соответствующие анализируемой фразе.

В основу движений графических персонажей должна быть заложена программа, основанная на наиболее часто встречающихся фехтовальных действиях. Включение режиссером или специально назначенным арбитром одного из сюжетов, заложенных в эту программу, должно помочь телезрителям лучше понять смысл этих действий.

Специфика тех или иных фехтовальных действий и правила присуждения уколов-ударов могут быть также отражены в специально подготовленном клипе. Подобный клип (видеоролик, в котором сняты реальные фехтовальщики) может демонстрироваться перед началом соревнований или во время специально предусмотренных или спонтанно возникающих пауз и объяснять телезрителям особенности фехтовальных фраз.

Возможны и другие варианты объяснения специфики фехтования. Они могут быть предложены как самими фехтовальщиками, так и телевизионными специалистами.

Телекомментаторы

Спортивный комментарий — компетентное толкование спортивного события, требующее специальных знаний и подготовки. Поэтому в качестве комментаторов должны выступать фехтовальщики, обладающие ораторскими способностями, или спортивные журналисты, хорошо разбирающиеся в фехтовании.

Для талантливых спортивных комментаторов характерны объективность, эмоциональность, экспрессивность, легкий эпатаж и драматизм. Эти качества должны быть присущи и комментаторам фехтовальных поединков.

Разработка шаблонов (моделей) телевизионных трансляций

Случается, что режиссеры и операторы, ведущие телевизионную трансляцию, оказываются людьми, не знакомыми со спецификой фехтования, а руководители федераций и организаторы соревнований не обладают достаточным уровнем знаний о технических параметрах телевизионных трансляций. Недостаток знаний с обеих сторон существенно влияет на качество «картинки» и ухудшает телевизионный имидж нашего вида спорта.

Поэтому желательно разработать шаблоны (модели) телетрансляций, включающие условный сценарий, порядок применения основных технических средств и художественных приемов, а также правила поведения комментатора в эфире. Такие шаблоны не могут быть обязательными к применению, но они могут стать источником конкретных рекомендаций и полезных советов для организаторов соревнований и телевизионных «команд». Подобные модели могут быть разработаны в результате тщательного анализа лучших образцов телевизионных трансляций, посвященных как фехтованию, так и тем видам спорта, которые занимают более значительное место на телеэкране.

Историческое и артистическое фехтование. Фехтовальные шоу

В последние годы историческое и артистическое фехтование переживают подлинный бум, возникший в результате взрыва интереса к романтическому прошлому холодного оружия. Проблемам исторического и артистического фехтования посвящено множество интернет-сайтов, в большинстве случаев созданных и поддерживаемых бескорыстными любителями. К сожалению, на уровне FIE отсутствуют связи между спортивным и демонстративно-развлекательным фехтованием.

Между тем, показательные выступления мастеров исторического и сценического фехтования могли бы способствовать популяризации спортивного фехтования. Поэтому необходимо создавать развлекательные шоу с элементами исторического, сценического и спортивного фехтования и показывать их на крупнейших соревнованиях. Такие шоу могли бы демонстрироваться и в перерывах состязаний по другим видам спорта.

Некоторые предложения для комиссии FIE по пропаганде фехтования

Одним из недостатков работы комиссий FIE, и в частности, комиссии по пропаганде, является их непрозрачность, а также отсутствие информации об их текущей деятельности. Неизвестно, какие вопросы включались в повестку дня комиссий; непонятно, как были распределены обязанности между их членами; неясно, как эти обязанности выполнялись.

Есть сведения, что в течение последнего четырехлетия комиссия FIE по пропаганде уделяла определенное внимание проблеме взаимоотношений телевидения и фехтования. Были в ее повестке дня и некоторые другие вопросы, касающиеся развития связей со средствами массовой информации. Однако узнать, какие конкретные шаги предпринимались в том или ином направлении, практически невозможно.

Поэтому необходимо принять такой порядок работы данной комиссии, который предполагал бы оперативное отражение на сайте и в информационных письмах FIE следующих аспектов ее деятельности:

— текущих и долгосрочных планов работы;

— распределения обязанностей между избранными членами комиссии;

— сроков выполнения членами комиссии конкретных задач.

Кроме того, необходимо создать в сети Интернет фехтовальный форум, на котором спортсмены, тренеры и другие специалисты могли бы обмениваться мнениями о телевизионном имидже фехтования и вносить предложения по его улучшению.

Важной задачей комиссии является также регулярная публикация на сайте FIE информации о телевизионных трансляциях с официальных соревнований, проводимых под эгидой FIE. В таких сообщениях должны непременно указываться страны, каналы и время трансляций.

29 ноября 2004 г.

Цит. по: Александр Касатов (журналист, мастер спорта по фехтованию, специально для сайта ФФР)
28/06/09 - http://sportonline.biz/blog/edinoborstva/54664.html

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно