• ноц59
  • инфоурок
  • перм край
  • антитренинги банер
  • россия

Развитие СТИМ / РИТМ образования в Пермском крае в 2017-2022 гг

Мониторинг развития «STEAM/РИТМ»-образования в регионах


monitoring_ritm_obrazovaniya.jpg

Ассоциация инновационных регионов России (АИРР), совместно с экспертами РАНХиГС, разработала и апробировала методику сравнительной оценки развития STEAM-подготовки кадров в системе профессионального образования в субъектах Российской Федерации.

В рамках нового проекта ежегодного мониторинга была произведена оценка динамики развития сфер образования в регионах России за четыре года (2017–2020 гг.) и подготовлены подробные аналитические справки отдельно по каждому региону-члену АИРР. 

 

 

Развитие СТИМ / РИТМ образования в России


airr_permskii_final_page-0001.jpg

 

В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Рос­сийской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания пре­зидиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 (далее — Программа). В текущих условиях глобальных экономических кризисов, военных действий и шоков в результате введения санкций, в которых находится Россия с февраля 2022 г., на первых план в управлении страной выходят задачи по достижению национального «технологического суверенитета» и «технологического лидерства» в среднесрочной перспективе (перечень поручений утв. Президентом РФ 01.09.2022 г. N Пр-1553).

С целью подготовки кадров с цифровыми компетенциями для всех отраслей экономики согласно федеральному проекту Программы «Кадры для цифровой экономики» запланировано совершенствование системы образования, включая повышение квалификации преподавателей ВУЗов, а также увеличение в два раза к 2024 г. по сравнению с 2020 г. приема на программы подготовки IT-специалистов. <...>

Одним из инструментов адаптации рынков труда в России к меняющимся условиям и одновременно критерием сравнительных преимуществ инновационного развития регионов в целях достижения национального технологического суверенитета является воспроизводство и привлечение человеческого капитала в перспективные сферы деятельности. Эту сферу часто обозначают понятием «СТИМ» («STEAM») — наука, технологии, инжиниринг, искусство и математика.

В настоящее время STEAM считается наиболее сильной комбинацией академических направлений и методов обучения для образования общества и инновационного развития экономики, внедренной институтами и организациями всего мира, а также является принятым национальным стратегическим приоритетом во многих странах: США, Великобритания, Китай, Южная Корея, Австралия, Сингапур, Израиль, Индия, Тайвань, Канада и др. В последние годы этот термин все чаще используется как «СТРИМ» (STREAM), где буква «R» ответственна за робототехнику. На русском языке более благозвучным может быть использование термина «РИТМ»: робототехника, искусство, технологии и математика. Так или иначе, речь идет о кадровом обеспечении «новой» экономики.

Интерес к «ТЕАМ»-образованию в России как к одному из стратегических элементов госуправления в условиях развития цифровой экономики вырос еще до Пандемии. В соответствии с пунктом 17 Распоряжения Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 1817-р «О разработке рекомендаций по показателям, характеризующим качество работы объектов инновационной инфраструктуры» в конце 2019 г. Минэкономразвития России совместно с АИРР и Минобрнауки России было рекомендовано учитывать создание так называемых STEAM-центров (наряду с детскими технопарками, центрами молодежного творчества, предпринимательства) в качестве индикатора, характеризующего качество работы объектов инновационной инфраструктуры — индустриальных парков, промышленных парков и технопарков в сфере высоких технологий. <...>

 

«СТИМ/РИТМ»-образование в Пермском крае 2017-2022 гг.


airr_permskii_final_page-0004.jpg

  • На рисунках можно увидеть динамику развития «СТИМ/РИТМ»- образования за последние 5 лет (2017-2022 гг.)

 

В 2018 году Пермский край занимал 48 место среди всех регионов России по показателю удельного веса STEAM-специалистов в выпуске (17,3%). В 2019 году число регионов-лидеров, в которых доля выпуска специалистов по STEAM превышает 25%, возросло с 10 до 15. В том же году Пермский край переместился на 47 место (доля выросла и составила 19,0%). А в кризисном 2020 году возникла негативная тенденция, в особенности, с точки зрения набора студентов по профилю подготовки «СТИМ». Пермский край заметно потерял свои сравнительные преимущества перед другими регионами.

airr_permskii_final_page-0005.jpg

  • Удельный вес числа абитуриентов на STEAM-направления подготовки, а также на наиболее приоритетные IT-специальности (ИТ-направления) в общем числе принятых на программы ВПО и СПО в Пермском крае в 2017-2022 гг. (%)

 

permskii_final-24.jpg

  • Удельный вес числа абитуриентов на приоритетные направления подготовки (Робототехника, Искусства) в общем числе принятых на программы ВПО и СПО в Пермском крае в 2017–2022 гг. (%)

 

 

Список использованных источников и литературы


  1. Мониторинг развития «STEAM/РИТМ»-образования в регионах-членах АИРР 2017-2022 гг. [i-regions.org].
  2. «СТИМ/РИТМ»-образование в Пермском крае 2017-2022 гг. [pdf]
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно