• ноц59
  • перм край
  • skillspace.ru 1
  • россия

Как научиться изобретать?

Алгоритм решения изобретательских задач Генриха Альтшуллера


 

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, — набор методов решения и усовершенствования технических задач и систем, с помощью нахождения и решения технических противоречий. Основу ТРИЗа составляют 40 общих изобретательских приёмов, 76 стандартных шаблонов решений и несколько других идей.

Первая версия ТРИЗ была разработана советским инженером-изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером (1926-1998), который работал в патентном бюро и там проанализировал 40 тысяч патентов в попытке найти закономерности в процессе решения инженерных задач и появления новых идей.

 

genrih-altshuller

 

Работа над ТРИЗом была начата Альтшуллером в 1946 году, первая публикация была выпущена им и Рафаэлем Шапиро в 1956 году.

 

Фрагменты фильма "Алгоритм изобретений", 1974


 

  • Фрагменты фильма Г.С. Альтшуллера "Алгоритм изобретений". Часть 2. Центрнаучфильм, 1974 год.

 

Библиография Г.С. Альтшуллера


  • Полную библиографию вы можете найти на сайте фонда Г.С. Альтшуллера

 

  1. Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Тамбовское книжное издательство. – 1961. – 125 С.
  2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. – М.: Советское радио, 1979.
  3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1986 (1-е изд.), 1991 (2-е изд.)
  4. Альтшуллер Г.С. Профессия – поиск нового.
  5. Альтшуллер Г.С. АРИЗ – это победа.
  6. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий 1969, 1973.
  7. Альтшуллер Г.С. Как делаются открытия. 1961.
  8. Альтшуллер Г. С. Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. Как решать изобретательские задачи. –Петразаводск, Карелия, 1980, – 221 С.
  9. Альтшуллер Г. С. /Альтов Г. / И тут появился изобретатель. – М.: Детская Лит-ра 1984, 1989.
  10. Альтшуллер Г.С. Дерзкие формулы творчества.
  11. Альтшуллер Г.С. Вектор атаки (автобиография), 1993. – 56 С.
  12. Альтшуллер Г.С. Нить в лабиринте.
  13. Альтшуллер Г.С., Злотин Б. Л., Зусман А. В. Теория и практика ТРИЗ. – Кишинев, 1989.
  14. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей – От интуиции к технологии. Кишинев. 1989. – 381 С.
  15. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994. – 478 С.

 

 

О психологии изобретательского творчества


  • Источник: Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. // Вопросы психологии, № 6, 1956. - с. 37-49

 

* * *
Психология изобретательского творчества служит мостом между субъективным миром психики человека и объективным миром техники и поэтому должна в изучении изобретательского творчества учитывать закономерности развития техники.

Процесс создания изобретения имеет две стороны: материально-предметную и психическую. Для выявления материально-предметной стороны изобретательства необходимо знание истории развития техники, понимание основных закономерностей технического прогресса. Изучение материалов по истории техники, анализ конкретных изобретений являются одним из важнейших источников психологии технического творчества.

Для выявления психологических закономерностей изобретательства необходимо систематическое наблюдение за процессом творческой работы изобретателей, обобщение опыта новаторов, экспериментальное исследование процесса изобретательского творчества путем постановки опытов в условиях, максимально приближенных к действительным.

 

* * *

Исходя из всего сказанного, схему творческого процесса можно представить в следующем виде:

I. Аналитическая стадия

1. Выбор задачи.
2. Определение основного звена задачи.
3. Выявление решающего противоречия.
4. Определение непосредственной причины противоречия.

II. Оперативная стадия

1. Исследование типичных приемов решения (прообразов):

а) в природе,
б) в технике.

2. Поиски новых приемов решения путем изменений:

а) в пределах системы,
б) во внешней среде,
в) в сопредельных системах.

III. Синтетическая стадия

1. Введение функционально обусловленных изменений в систему.
2. Введение функционально обусловленных изменений в методы использования системы.
3. Проверка применимости принципа к решению других технических задач.
4. Оценка сделанного изобретения.

Надо сказать, что намечаемая нами схема может быть отнесена только к творческой работе опытного и высоко квалифицированного изобретателя. В творчестве начинающего изобретателя, как правило, нет достаточной логической стройности суждений, большую роль играют случайности, удачные находки и т. д. И наоборот, великие изобретатели прошлого часто достигали высокого уровня творческого мастерства.

 

«Журнал ТРИЗ»


ZHurnal-TRIZ_Vyipusk-2 copy

  • Этот номер «Журнала ТРИЗ» (№2, 1996 г.) посвящен 70-летию основоположника Теории Решения Изобретательских Задач и Теории Развития Творческой Личности - скачать в формате pdf

 

 

Список использованных источников и литературы


1.  Официальный сайт им.Альтшуллера http://www.altshuller.ru/ 
2.  Альтшуллер Генрих Саулович // Материал из Википедии — свободной энциклопедии
3. Теория решения изобретательских задач — Материал из Википедии — свободной энциклопедии [ https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_решения_изобретательских_задач ]
4. Библиография Г.С. Альтшуллера на сайте  официального фонда Г.С. Альтшуллера  // Составители: Л.А. Кожевникова, В.Н. Журавлева [ https://altshuller.ru/bibliography/
5. Фильм "Алгоритм изобретения", Центрнаучфильм, 1974 год на канале TRIZ-RI techniques and technologies  [ https://www.youtube.com/watch?v=y6Kwx5ezlVY&list=PL566Sj-mNLtUZVpdFPP2QZoBh88VD9yKM ]
6. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б., О психологии изобретательского творчества // журнал "Вопросы психологии", № 6, 1956. - с. 37-49
7. Краткая творческая биография первого разработчика ТРИЗ-ТРТС-РТВ-ЖСТЛ Генриха Сауловича Альтшуллера, подготовленная его официальным фондом (редакция 2009 г.) - [ http://www.triz-chance.ru/gsa_bio.php ]
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно