«Пермский научно-образовательный центр», ООО
Документальный фильм "Средняя общеобразовательная школа" студии "Центрнаучфильм". Творческое объединение "ОРБИТА", 1986 год.
Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодёжи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования — Конституция СССР (1977)
В первой половине 1980-х годов снова взяла верх тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В 1984 году были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы».
В области трудового воспитания молодёжи реформа ставила задачу «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодёжи».
Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагалось начинать с шестилетнего возраста.
Продолжительность учёбы в начальной школе увеличивается на 1 год: с 1 по 4-й классы. В процессе трудового воспитания в начальной школе формируются элементарные трудовые навыки. Неполная средняя школа (5—9-е классы) предусматривает изучение основ наук в течение пяти лет. В плане трудового воспитания ставятся задачи общетрудовой подготовки, что в сочетании с мерами по профессиональной ориентации школьников создавало бы условия для сознательного выбора направления будущей трудовой деятельности.
В средней общеобразовательной школе (9—10-е классы) организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учётом потребностей в них данного региона. Оно должно завершаться овладением определённой профессией и сдачей квалификационных экзаменов.
"Леннаучфильм" по заказу Гостелерадио СССР, 1986 год. Автор сценария - Г. Манюк. Режиссер - Л. Лазарева. Оператор - Геннадий Переверзев
Научно-популярный фильм "Советская школа" снят на уроках учителей-новаторов - Виктора Шаталова, Евгения Ильина, Юрия Кузнецова, Шалвы Амонашвили, Бориса Зива, Валентина Карманова, применяющих передовую методику обучения и воспитания высоких нравственных качеств.
В первой половине 1980-х годов снова взяла верх тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В 1984 году были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы».
В области трудового воспитания молодёжи реформа ставила задачу «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодёжи».
Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагалось начинать с шестилетнего возраста.
Продолжительность учёбы в начальной школе увеличивается на 1 год: с 1 по 4-й классы. В процессе трудового воспитания в начальной школе формируются элементарные трудовые навыки. Неполная средняя школа (5—9-е классы) предусматривает изучение основ наук в течение пяти лет. В плане трудового воспитания ставятся задачи общетрудовой подготовки, что в сочетании с мерами по профессиональной ориентации школьников создавало бы условия для сознательного выбора направления будущей трудовой деятельности.
В средней общеобразовательной школе (9-10-е классы) организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учётом потребностей в них данного региона. Оно должно завершаться овладением определённой профессией и сдачей квалификационных экзаменов.
Содержание трудового обучения в начальных классах практически не изменялось. Оно по-прежнему строилось на примере обработки бумаги, картона, тканей и других легкообрабатываемых материалов, а также на конструировании моделей простейших объектов техники.
В 5-9-х классах в содержание трудового обучения школьников вводятся значительные изменения. Трудовое обучение в 5-9-х классах аналогично тому, которое было ранее в 3-7-х классах. Естественно, что соответственно был уменьшен объём учебного материала. Остаются те же варианты: технический, сельскохозяйственный и обслуживающий труд; та же дифференциация обучения в городской и сельской школе, различное содержание обучения для мальчиков и для девочек.
В 7-8-х классах трудовая подготовка школьников организуется в виде профессионального обучения и изучения курса «Основы производства. Выбор профессии». Профильное обучение представляло собой изучение школьниками того или иного вида труда. Например, школьники изучали металлообработку, деревообработку, обработку тканей и так далее. Изучение вида (профиля) труда в 7-8-х классах предшествовало тому, что в 9-10-х классах ученики, выбрав из этого вида труда конкретную профессию (специальность), будут овладевать ею. Другими словами, профильное обучение в 7-8-х классах было как бы общеподготовительным этапом профессионального обучения, которое в полной мере продолжается в 9-10-х классах. Курс «Основы производства. Выбор профессии» знакомил школьников с основными отраслями народного хозяйства, с содержанием труда рабочих различных профессий.
Вместе с тем, этот курс давал представление о требованиях различных видов труда к качествам личности и профессиональной подготовке работников той или иной профессии. Главной целью указанного курса было помочь школьникам в сознательном выборе будущей профессии.
Разработанная система трудового обучения школьников просуществовала недолго. Уже в 1988 году было признано необязательным проведение профессионального обучения в 9-10-х классах. Вследствие этого отпала и необходимость в профильном обучении учащихся в 7-8-х классах. Постепенно, сначала сокращалось, а затем и прекращалось преподавание курса «Основы производства. Выбор профессии».
В трудовом обучении учащихся школа стала возвращаться к учебным программам, которые существовали перед реформой 1984 года.
В 1986 в результате новой реформы вводится 11-летнее образование со сдвигом всех классов, начиная с четвёртого, на год вперёд. Начальная школа снова становится четырёхлетней, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или четырёхлетней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно. Эти изменения в качестве эксперимента были введены в некоторых школах СССР ещё в 1985 году — некоторые школьники тогда пошли учиться в «нулевой» класс вместо первого и несмотря на последующие перепрыгивания из 4-го класса сразу в 6-й, отучились все 11 лет. Также в 1989 году в ходе реформы «перепрыгивание через класс» было произведено во всех классах. [>>>]
После распада СССР система образования Российской Федерации подверглась реформированию в ходе либеральных реформ в России 1990-х годов.
Структура начальной и средней общеобразовательной школы оставалась такой же: начальная школа также включала трёхлетнюю (10-летней) и четырёхлетнюю (11-летней) программы.
В 2001 году трёхлетнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети стали учиться по 11-летней программе.
В основу деятельности внешкольных учреждений были заложены общие принципы коммунистического воспитания и образования: бесплатность образования, воспитание в коллективе и через коллектив, непрерывность процесса воспитания, связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства, научность воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, развитие инициативы и самодеятельности. Например, организованный в 1923 году детский клуб «Юный ленинец» города Томска включал в себя переплётную, столярную, сапожную мастерские, кинотеатр, пионерский драматический театр, стрелковый тир, радиомастерскую, техническую станцию и техническую библиотеку, фотокружок, кружки моделирования и рисования.
На начало 1971 года в СССР действовали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, свыше 7000 детских секторов при дворцах и домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, 155 детских парков, 38 детских железных дорог, около 6000 детских хореографических, художественных и музыкальных школ, 7600 детских библиотек, а также пионерлагеря, лагеря труда и отдыха, дома отдыха санаторного типа для детей и так далее.
После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. [>>>]
Учебно-производственные комбинаты появились в СССР в середине 70-х годов XX века. Постановление об их организации было принято Советом Министров СССР в 1974 году. В 1985 году было утверждено «Типовое положение о межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся».
Основными задачами УПК являлось «ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии».
Согласно «Положению об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ» учащиеся старших классов общеобразовательных школ были обязаны проходить профессиональное обучение (в размере четырёх часов в неделю) и заниматься общественно полезным трудом (до четырёх часов в неделю).
Обеспечением этого процесса и занимались учебно-производственные комбинаты. Для этого один день в неделю старшеклассники занимались не в школе, а проходили обучение в УПК. По окончании обучения ученики сдавали квалификационные экзамены и получали свидетельство об овладении трудовой специальностью. Набор специальностей, по которым проводилось обучение, согласовывался органами местного самоуправления и районными организациями народного образования.
После распада СССР в Российской Федерации обязательное начальное профессиональное образование было исключено из программы общего среднего образования. Обучение в УПК стало носить добровольный характер.
В 1999 году Правительство РФ утвердило «Типовое положение о межшкольном учебном комбинате». Учебно-производственные комбинаты, как правило, объединяют несколько близлежащих школ и обычно занимают отдельное здание. Система таких комбинатов носит название «Межшкольный учебный комбинат» (МУК).
На Руси приобщение детей к посильному крестьянскому труду проводилось по традиционным принципам, возникшим много веков тому назад. Пословицы: «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит», или же «Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается»,- имели под собой веское основание. И поэтому навыки к деревенскому труду входили в плоть и кровь ребенка с раннего детства. [1]
- нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать - с утра до вечера);
- принести дрова, очистить печь, топить её;
- принести воды из колодца;
- варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;
- сбивать масло;
- накрывать на стол, мыть посуду;
- подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;
- вытрясать и чистить половики;
- прясть, ткать, вышивать, вязать;
- стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;
- прибирать постель (в т.ч. вытрясать);
- менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;
- кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;
- собирать куриные яйца;
- доить корову;
- сажать, полоть и поливать огород;
- собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;
- убирать урожай на огороде и в поле;
- пасти корову, козу, гусей, уток;
- возить на коне копны на сенокосе;
- удить рыбу....
И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.
Например, девочка 10 лет помогала взрослым делать кизяки - специальное топливо для печки. Или трепала лён. Сновала - специально готовила нитки, из которых потом ткали. Больше полсотни дел! Не зря в народе говорят: "Дочке десять лет - матери дела нет". [3]
«Пороть или не пороть?» – в царской России, как впрочем и в множестве других стран, над таким вопросом даже не задумывались. Различные виды наказаний были настолько распространены и обыденны, что прочесть о них можно и в литературных произведениях и увидеть в изобразительном искусстве. Лишь в 1864 году появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений». [4]