• ноц59
  • инфоурок
  • перм край
  • россия

«Юный радиолюбитель» на сайте СРР

О программе «Юный радиолюбитель» на сайте Союза радиолюбителей России


 

1. Проблема

Опыт работы детской любительской радиостанции R8AM, а также кружков спортивной радиопеленгации и радиотехнического творчества Челябинской области очень богат. Челябинские ребята участвуют в различных соревнованиях, выставках, конкурсах и т.п. Некоторые дети, показавшие себя в таких соревнованиях и конкурсах, получают награды, что, безусловно, поднимает их самооценку и стимулирует и дальше развиваться в выбранном направлении.

Но часто результаты объективно не могут быть конкурирующими, например как это происходит в УКВ соревнованиях, когда детям приходится соревноваться со взрослыми командами, так как отдельного зачета для детских команд либо нет, либо детских команд для зачета не хватает. Либо недостаточно проходит соревнований или конкурсов, в расчете на учебный год. Поэтому, не всем удается выигрывать в соревнованиях и конкурсах, есть те, кто добросовестно учится, активно работает, но по разным причинам не может проявить себя в соревновательном процессе. А есть населенные пункты, где тоже есть дети, но им и заниматься-то негде, не то что как-то проявлять себя на соревнованиях. Есть и те, кто занимаются самостоятельно, а их знания и труд никак не оцениваются. Но ведь дети занимаются, и хотелось бы иметь возможность как-то отметить достижения начинающих радиолюбителей, поощрить их упорство и труд, их стремление стать радиолюбителями, дать дополнительный импульс для развития.

В Челябинске, региональным отделением Союза радиолюбителей России, практикуется самостоятельное награждение молодых людей продемонстрировавших некоторые успехи в освоении радио, а также принимавших активное участие в проводимых в течении года мероприятиях.

Но и этого недостаточно. Нужна большая программа, работающая в рамках целой страны, позволяющая стать некой ступенькой, на которую может подняться юный радиолюбитель, самоопределиться и уже осмысленно продолжить двигаться дальше. И такие программы в истории нашей страны уже были, и такой ступенькой может и должна стать новая программа: «Значок «Юный радиолюбитель».

 

2. История вопроса

Нагрудный значок «Юный радиолюбитель» был учрежден в конце 1939 г. совместным решением Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при Совете Народных Комиссаров Союза ССР (Всесоюзным Радиокомитетом, созданным 31.01.1933 г.) и Народного комиссариата просвещения РСФСР. Этот значок стал первой и единственной ведомственной наградой столь высокого уровня для юных энтузиастов радиодела. 

Значком «Юный радиолюбитель» награждались пионеры и школьники, сдавшие определенные зачеты. Они должны были сделать самостоятельно или коллективно, в кружке детекторный приемник, технически грамотно и с хорошей пайкой сконструировать ламповый приемник с каскадом усиления высокой или низкой частоты. Юный радиолюбитель также обязан был читать и вычерчивать схемы несложных радиоприемников, уметь установить антенну, заземление, установить детекторный или ламповый приемник и уметь обращаться с действующими фабричными приемниками. Кроме этого, юные радиотехники должны были знать азбуку Морзе и уметь передавать тексты с помощью ключа Морзе, световой сигнализации или флажков. 

Зачеты на значок «Юный радиолюбитель» принимали специальные комиссии при станциях юных техников, в дворцах и домах пионеров, а там, где этих учреждений нет — радиокомитеты или их уполномоченные организуют специальные комиссии. 

Как правило, в комиссию по приему входили представители Радиокомитета или уполномоченные местного вещания, радиоинструкторы станции юных техников или Домов пионеров, преподаватели физики или квалифицированные радиолюбители или руководители радиокружков. 

Значком «Юный радиолюбитель» награждали вплоть до начала Великой Отечественной Войны. 

Вручался ли значок после войны — неизвестно, но известно, что в 1966 году Центральным комитетом ДОСААФ СССР в ознаменование 40-летия ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ и 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции «для поощрения учащихся восьмилетних и средних школ, посвящающих свой досуг изучению радиотехники и радиоспорту» был учрежден новый значок, который по внешнему виду сильно отличался от значка, образца 1939 года. 

ЦК ДОСААФ была утверждена и согласована с министерством просвещения «Примерная программа кружка по подготовке значкистов «Юный радиолюбитель». Она была рассчитана на подростков, ранее радиолюбительством не занимавшихся. Занятия кружков для начинающих радиолюбителей, проводившихся один раз в неделю продолжительностью два-три часа, состояли из коротких теоретических занятий и практических работ. Отдельные виды практических работ допускалось выполнять в домашних условиях. Все намеченные к постройке конструкции предполагалось предварительно обсуждать на занятиях кружка.

Согласно Положению о значке, для его получения требовалось выполнить одно из пяти условий:

  • овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками по основам электро- и радиотехники, предусмотренными «Примерной программой кружка по подготовке значкистов «Юный радиолюбитель»;
  • быть участником районной, городской, областной, краевой или республиканской выставки творчества радиолюбителей-конструкторов ДОСААФ;
  • занять 1-3 место на соревнованиях по радиоспорту в школе, на станции или в клубе юных техников, во дворце или доме пионеров;
  • быть участником районных или городских соревнований по радиоспорту и занять на них не более чем 10-е место;
  • иметь позывной коротковолновика-наблюдателя и зафиксировать работу не менее 250 любительских радиостанций.

Проверка знаний кружковцев производилась специальной комиссией, которая назначалась приказом директора школы или внешкольного учреждения. 

Значки также могли быть вручены радиолюбителям, которые не занимались в радиокружке, но имели знания и навыки, предусмотренные Положением. Для этого требовалось предъявить в местный радиоклуб или на станцию юных техников две-три своих конструкции и ответить на несколько вопросов по основам радиотехники. 

Значок «Юный радиолюбитель» вручался за номинальную плату районными и городскими комитетами ДОСААФ по представлению радиоклубов, спортивно-технических клубов, руководителей школ и внешкольных учреждений, судейских коллегий соревнований по радиоспорту, а также организационных комитетов радиовыставок. 

Юные радиолюбители, получившие значок, наделялись правами:

  • быть принятыми в члены юношеских секций радиоклубов ДОСААФ;
  • пользоваться преимуществами при поступлении в юношеские спортивные школы ДОСААФ;
  • пользоваться измерительными приборами в лабораториях радиоклубов ДОСААФ;
  • руководить школьными кружками начинающих радиолюбителей.

Алюминиевый значок «Юный радиолюбитель» имел пятиугольную форму с тупым нижним углом, обращенным вниз. В верхней его части располагался квадрат с широким бортиком, залитый красной краской. В его центре серебристым цветом нанесено схематическое изображение транзистора. В нижней части значка находились две заглавные буквы «ЮР» грубой формы. 

Значок крепился к одежде при помощи горизонтальной булавки и носился на правой стороне груди. 

 

3. План реализации программы «Юный радиолюбитель»

 

Программа реализуется Союзом радиолюбителей России в рамках молодежной политики СРР и продолжает традиции программы «Юный радиолюбитель», утвержденной ЦК ДОСААФ СССР и Министерством просвещения СССР в 1966 году.

Выпуск значка «Юный радиолюбитель» производится небольшой партией по запросу РО СРР.

Экспериментальной площадкой для программы «Юный радиолюбитель» определяется РО СРР по Челябинской области.

В составе молодежных комитетов местных и региональных отделений организуются комиссии для рассмотрения ходатайств и для приема зачетов по программе «Юный радиолюбитель».

Общественным молодежным организациям и движениям рекомендуется присоединиться к программе «Юный радиолюбитель» и организовать свои комиссии для приема зачетов по программе «Юный радиолюбитель», с обязательным включением в них представителей, из числа радиолюбителей–членов СРР.

 

 

В качестве примера образовательной программы приводится образовательная программа «Юный радиолюбитель» (текущая версия образовательной программы составлена в 2017 году Мельниковым Е.В.).

Одним из шагов по реализации программы станет обновлённое соглашение между СРР и ЦТТУ МГТУ «Станкин», в которое предполагается включить программу «Юный радиолюбитель».

 

4. Положение программы «Юный радиолюбитель»

Утверждено Президиумом СРР 23.12.2017 года (протокол заседания Президиума № 42)

Значок «Юный радиолюбитель» учрежден Президиумом «Союза радиолюбителей России» для поощрения начинающих радиолюбителей, юношей и девушек в возрасте до 19 лет включительно, посвящающих свой досуг изучению радиотехники и электроники, а также радиоспорту.

Для получения значка «Юный радиолюбитель» нужно выполнить одно из пяти условий:

  • овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками, предусмотренными образовательной программой «Юный радиолюбитель», и сдать квалификационный экзамен проверки эксплуатационной и технической готовности радиооператоров любительской службы,

или

  • быть победителем или призером олимпиад или соревнований радиоспортивной или радиотехнической направленности, или занять не ниже 10-го места в соревнованиях по радиоспорту городского, районного уровня или выше.

или

  • иметь позывной коротковолновика-наблюдателя и провести не менее 250 наблюдений за работой любительских радиостанций,

или

  • предоставить несколько своих конструкций и ответить на вопросы членов комиссии,

или

  • продемонстрировать знание телеграфной азбуки и навыков приема и передачи радиограмм.

Решение о присуждении значка «Юный радиолюбитель» принимают комиссии для приема зачетов по программе значка, действующие в организациях, присоединившихся к программе значка «Юный радиолюбитель»: детских радиокружках, технических и спортивно-технических клубах, школах и учреждениях любой ведомственной принадлежности, в том числе, самодеятельных, а также оргкомитеты конкурсов, выставок и соревнований.

Значок «Юный радиолюбитель» выдается местными или региональными отделениями Союза радиолюбителей России по представлению руководителей организаций, в которых действуют комиссии для приёма зачетов по программе значка «Юный радиолюбитель».

Юноши и девушки, получившие значок, имеют дополнительные преимущества, в организациях, поддерживающих программу СРР «Юный радиолюбитель». [https://srr.ru/yunyj-radiolyubitel/ ]

 

 

Магазин символики на сайте СРР


Этот магазин — оптовый. В нём руководители региональных отделений СРР приобретают товары для нужд своих региональных отделений. Если Вам, члену Союза, понадобилось приобрести что-то для себя лично, обращайтесь к вашему руководителю. Он сделает заказ. >>>

А-ты-вступил-в-СРР

Магазин на сайте СРР - https://srr.ru/srr-shop/

yur-212x300.png

ЮР18-150x150

flagsrr-300x200.png

Флаг односторонний, размер (ШхВ) 1,5х1 м. Ткань.
 

Прим. Атрибутика приобретается руководителями РО СРР!

rombik.png

Размер 20х12 мм. Металл, эмаль, заколка.

vympelsrr.png

Вымпел односторонний, размер (ШхВ) 160х220 мм. Ламинат. Со шнурком. 

 

 

Евгений Мельников (R9AL) о программе "Юный радиолюбитель"


  • Автор: Евгений Мельников - https://msevm.ru/2019/znak/index.htm, 

 

На этой странице я хотел бы собрать все материалы, касающиеся программы "Юный радиолюбитель" и обозначить текущий уровень реализации программы.

 

В 2017 году мною было предложено возродить значок "Юный радиолюбитель", а точнее воссоздать его уже на новом уровне. Все началось вот с этой Пояснительной записки, где я изложил суть проекта и предложил несколько вариантов оформления значка. Инициатива была поддержана сначала на местном уровне - Челябинским Региональным отделением "Союза радиолюбителей России", а затем, 23.12.2017 года утверждена Президиумом СРР (протокол заседания Президиума № 42). В общем виде с программой можно ознакомиться в статье, которая размещена на сайте "Союза радиолюбителей России"


 

 
В конце 2018 года был утвержден дизайн значка - решено было остановиться на одном из первых вариантов оформления. В 2019 году, во "Дворце пионеров и школьников им Н.К.Крупской г.Челябинска" была разработана текущая редакция положения о значке "Юный радиолюбитель".

 
 
Челябинскому РО СРР удалось найти средства на изготовление значко в и печать удостоверений к ним. И вот, наконец, 28 мая 2019 года в Челябинском Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской состоялось первое в новой истории значка "Юный радиолюбитель" награждение - 45 юным радиолюбителям, в торжественной обстановке, был вручен нагрудный знак.
 
О том, как это было - в статье на сайте Челябинского РО СРР. А также на сайте МАУДО "Дворец пионеров и школьников им.Крупской г.Челябинск". И небольшой видеосюжет телерадиокомпании "Южный Урал"
 
 

Это то, что на данный момент сделано.

Следующий этап реализации проекта - заинтересовать общественные молодежные организации и движения, предложить им присоединиться к программе "Юный радиолюбитель" и организовать свои комиссии для приема зачетов по программе "Юный радиолюбитель". По всем вопросам можно обращаться в Челябинское РО СРР: http://radiochel.ru/ или на электронный адрес: r9al@mail.ru

Ссылки

 

Программа развивается


uvitvga3jdi.jpg


14 мая в Актовом зале Дворца пионеров и школьников состоялась торжественная церемония вручения удостоверений и нагрудных знаков «Юный радиолюбитель» за лучшие результаты на соревнованиях и олимпиадах радиоспортивной и радиотехнической направленности. 

Памятные награды получили обучающиеся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, направленным на изучение радиотехники, электроники, освоение навыков радиоспорта, в организациях общего и дополнительного образования.

В число 35 обладателей нагрудных знаков вошли обучающиеся МАУДО «ДПШ», МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска», МБУДО «ДЮЦ», Станции юных техников города Копейска, МАОУ СОШ №137, МАОУ СОШ №6, МБОУ «Лицей №88 г. Челябинска» и Школы олимпийского резерва №5. Воспитанники радиолаборатории «Импульс» Дворца пионеров взяли сразу 12 наград. [>>>]

 

 

Евгений Мельников ( R9AL)О работе с молодежью


 

Эта статья была написана месяца три назад, но я её нигде не размещал, потому что не верил, что этот "крик души" может что-то изменить. Если честно, я и сейчас не верю. Но прежде чем удалить ее с компьютера я все-таки решил её опубликовать, руководствуясь принципом: "лучше сделать и пожалеть, чем жалеть что не сделал"...

О работе с молодежью.

Разбирая старые журналы, наткнулся на «UA9-Альманах» №10 за 2002 год, посвященный 55-летию Челябинского областного радиоклуба. В этом номере опубликована анкета, которую я внимательно изучил, и больше всего меня интересовали ответы на первые два вопроса: «Что и когда Вам послужило поводом для занятий радиолюбительством?» и «Каких радиолюбителей (их позывные) Вы встретили впервые и какую роль они сыграли в дальнейшем для Вас?». В альманахе, конечно, не все радиолюбители, там всего 80 анкет. Но это уже вполне репрезентативная выборка, анализ которой показывает, что почти половина радиолюбителей области (40,5%) пришли в мир радио через радиокружки и коллективные радиостанции. Треть радиолюбителей указали в анкетах, что начинали заниматься радиолюбительством самостоятельно, каждый пятый сообщил, что их путь в эфир начался с радиохулиганства, и примерно каждого пятого увлекли радиолюбительством их друзья или родственники. Некоторые радиолюбители, но это уже в пределах статистической погрешности, увлеклись радио в армии или на работе.

Подавляющее большинство радиолюбителей (91,2%) увлеклись радио еще в детстве.
Что касается второго вопроса, то более половины радиолюбителей сообщили о том, что у них был наставник, правда иногда роль наставника выполнял родственник, друг или коллега.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что большинство радиолюбителями становятся еще в детстве - в коллективах, под руководством опытных наставников.

Еще меня заинтересовал десятый вопрос: «Что нужно сделать в дальнейшем для развития радиолюбительства в области?». Более 40 процентов опрошенных ответили, что необходимо вовлекать молодежь, развивать детские радиокружки и радиоклубы, развивать детский радиоспорт. Четверть опрошенных вообще не ответили на этот вопрос или честно признались, что не знают, но полностью доверяют руководству. Каждый десятый призвал к тому, что нужно усиливать роль СРР. Восемь процентов согласились с тем, что нужно, прежде всего, жить дружно, а уже потом все остальное. Четверо радиолюбителей высказали мнение, что у нас все отлично, правда, трое оговорились, что отлично от других, в том смысле, что в других областях все еще хуже. Еще трое предложили больше пропагандировать радиолюбительство, привлекать СМИ. Двое высказались за то, что государство должно выделять деньги на развитие радиоспорта, а руководителям детских клубов и радиостанций нужно платить зарплату. Было еще предложение принять в наши ряды главу области, поменять власть в стране, поднять общий уровень жизни (а лучше сразу вернуться в СССР, причем, во времена 60-70-х). Было высказано и пара мнений о том, что радиолюбительству уже ничем не помочь. Конечно, из анализа анкет можно много чего еще вытащить, и уверяю вас, это было бы весьма интересно, но, к сожалению, это выходит за рамки статьи.

Остановимся только на самых популярных ответах, еще немного их обобщив: Для развития радиолюбительства в области нужно работать с молодежью, через детские организации с опытными наставниками. Так считает большинство радиолюбителей, ставшими радиолюбителями еще в детстве, при этом многие благодаря этому перестали быть радиохулиганами. Ну, или просто хулиганами. И это все следует из анкетирования, проведенного еще в 2002 году. И, не смотря на обобщения и статистические погрешности, у меня есть основания в целом доверять этим цифрам. Я также как и многие, радиолюбитель с детства, причем даже не помню точно с какого момента, потому что самые юные воспоминания уже были связаны с радио. Путь в эфир, как и многие коллеги, начинал с самодельной «шарманки», хотя конечно, в то время это все уже было не так популярно. Расцвет радиохулиганства пришелся на 60-70-е, но схемы в народе и сейчас еще ходят, а в провинции в 80-х можно было услышать на средних волнах то, что вообще нельзя было тогда слушать. Тайком переписывали на катушки то, что потом отправлялось в эфир через более-менее работающий передатчик, из вывернутой наизнанку радиолы «Рекорд», придумывали себе позывные. Как и многие мои коллеги, был пойман за этим занятием и отправлен на местную коллективную радиостанцию. Именно там, я узнал кто такие настоящие радиолюбители и именно там, Сергей Иванович Кожевников (UN7LV, ex UL7LDE), мой наставник, с которым мы до сих пор общаемся, сделал из радиохулигана радиолюбителя. Конечно, потом были и другие взрослые товарищи, каждый из которых оказал в свое время какое-то влияние на нас, юных радиолюбителей, но всерьез началось все именно там, на UL8LXH, на первой коллективке. Поэтому я тоже считаю, что если не будет работы с молодежью – не будет и радиоспорта.

«Реанимировать детский спорт!!!», «Печально, что в эфире мало пионерских коллективок, одни пенсионеры», «Нужна поддержка и помощь начинающим», «Необходимо восстановить работу коллективных станций», «Хорошо бы открыть детскую радиостанцию» и так далее. Это не я придумал, это писали радиолюбители области 15 лет назад! Изменилось ли что сейчас? И да, и нет.

С одной стороны детские коллективы появляются, с другой стороны – в эфире их практически нет. Вроде бы с радиоспортом в области все не так плохо, но что-то мне подсказывает, если задать сейчас вопрос: “Что нужно сделать для развития радиолюбительства в области?» - ответы будут примерно такие же, как и 15 лет назад. И основная проблема сегодня – некому заниматься с подрастающим поколением. Да, понимание, что это нужно, за некоторым исключением, есть, но с детьми никто не занимается. В этой статье я хочу показать эту проблему, обратить на нее внимание и предложить некоторые варианты её решения.

Прежде всего, конечно же, виновато государство. Во-первых, потому что валить все на государство очень удобно, а во-вторых, просто потому, что воспитание молодежи – это, прежде всего, государственная задача. И уж тем более, государственная задача – убрать детей с улицы, заняв их чем-то нужным и полезным. Я, наверное, не открою секрет, что сегодня государство не только не поддерживает работу с детьми, но и часто просто мешает. С одной стороны, призывы партии и правительства – нам нужны технари, надо возрождать технические виды спорта, кружки и т.д. С другой стороны – непреодолимые проблемы, которые государство создает для тех, кто готов работать с молодежью. Прямо саботаж какой-то.

К примеру, чтобы сегодня радиолюбителю начать работать с детьми на коллективной радиостанции или в радиокружке, нужно иметь не только техническое образование, но еще и педагогическое. Где брать преподавателей? Довольно трудно сделать из хорошего технаря хорошего педагога, обратная задача вообще вряд ли возможна. Система образования устроена так, что сначала декларировалось то, что дополнительное образование занимается образованием и не занимается педагогикой (хотя как можно работать с детьми, не занимаясь их воспитанием?), а теперь наоборот, чтобы работать с детьми, нужно быть педагогом по образованию, как вариант - идти получать второе образование, разумеется, за свой счет. При этом часть времени, которого и так мало, нужно отводить исключительно для воспитательных занятий. Также, я не понимаю, кто и зачем придумал создавать для дополнительного образования подробные образовательные программы, где все занятия расписаны в учебном плане, где строгая последовательность проводимых занятий, журнал посещаемости, диагностические карты, контрольные срезы, корректировки учебного плана и так далее. Как им объяснить, что так не бывает? Кто-то начнет ходить на занятия в сентябре, а кто-то в декабре, а кто-то за неделю до конца учебного года, кто-то будет ходить несколько лет, а кто-то сбежит уже со второго занятия. Как в журнале весь год вести группу из 12 человек, если за это время через объединение проходит полсотни ребятишек, а к концу года остается только двое или трое, причем те, которых вообще не было в группе на момент заполнения журнала? Это дополнительное образование, необязательное, со свободным посещением, и оно в принципе невозможно по заранее утвержденному плану! Я не знаю, кто это все придумал и зачем. Я не знаю, как объяснить им, что это не работает, да и не работало никогда. Самое смешное – это знают и понимают все, но при этом проводятся обязательные для педагогов семинары и тренинги о том, как правильно составить образовательную программу.

Вторая проблема, разумеется, связана с деньгами. Прежде всего, надо понимать, что любому нормальному человеку надо на что-то жить, а значит надо как-то зарабатывать. Работать на предприятии и параллельно заниматься с детьми – теоретически можно, практически задача это весьма нетривиальная. Чтобы работать с детьми – нужно устроиться на работу в школу или некий центр дополнительного образования, любая работа с детьми должна быть юридически оформлена, в противном случае есть шансы получить массу неприятностей, вплоть до уголовной ответственности. Но основная проблема – время. Простая арифметика, у нормального человека есть всего 168 часов в неделю, из которых, если вычесть необходимое время на сон, гигиену и прием пищи останется примерно часов 100, вряд ли больше. Из них, по закону нашей страны, работа занимает 40 часов в неделю, с учетом перерыва на обед и времени, которое уходит на то, чтобы добраться до работы и с работы, ну пусть всего 50 часов. Я специально считаю все по минимуму. Остается, еще, примерно, 50 часов. Работая по совместительству даже на четверть ставки, на работу с детьми требуется 8-9 часов в неделю и еще столько же на методическую работу, т.е. что-то около 20 часов в неделю. Конечно, методическую работу, которая включает в себя работу над образовательной программой, заполнение журнала, различные отчеты и заполнение различных бумаг можно делать дома, в удобное время, но поверьте, времени от этого на нее меньше не уходит. При этом, какие-либо специальные мероприятия, например соревнования или дорога до школы и обратно - в эти часы не входят и тем более никак не оплачиваются. Но даже без учета этого, остается всего около 30 часов в неделю на отдых и все остальные личные дела. Это 4 часа в день, если работать без выходных, или 1 час в день с одним выходным в неделю. И это в самом благоприятном случае, а на практике все ещё веселее. Проблема осложняется тем, что с детьми не получится работать в первой половине дня или когда у вас есть возможность, так как большинство детей учится в первую смену, и вряд ли получится работать с ними после 20.00. Таким образом, занятия, а учитывая санитарные нормы, это 2 часа в день и не более, должны попадать в промежуток, примерно с 14.00 до 20.00. Это практически не выполнимо для тех, кто работает на пятидневке и довольно сложно согласуется, если работа посменно. Идеальным был бы вариант, когда основной работы вообще нет. Например, это идеальный вариант для пенсионеров, и пенсия идет, и дело полезное делается - опыт передавать это гораздо важнее, чем обсуждать в эфире тонкости картофелеводства. При этом еще и зарплату платят. При максимальной загруженности зарплата преподавателя может достигать целых 15 тысяч рублей в месяц. Реально конечно такую загруженность обеспечить сложно, поэтому рассчитывать больше, чем на 5-10 тысяч вряд ли стоит, но даже 5 тысяч, как добавка к пенсии вполне неплохо. Но желающих почему-то нет. Правда есть еще одна проблема, чтобы работать с детьми, нужно, кроме прочего, иметь санитарно-медицинскую книжку и проходить ежегодную медкомиссию, кто это проходил – знает, на сколько это «увлекательное» занятие, тем более для людей в возрасте - кто-то может эту медкомиссию и не пройти. Чтобы устроиться на работу с детьми с вас, кроме санитарно-медицинской книжки, потребуют копии вообще всех ваших документов, справку об отсутствии судимости, автобиографию, согласие на обработку персональных данных и еще попросят заполнить подробную анкету, где вы должны рассказать о себе вообще все. Когда я впервые увидел свое личное дело, подумалось, что наша средняя школа – на самом деле серьезно замаскированная и очень секретная спецслужба России.

Подводя итоги. Для того, чтобы иметь возможность работать с детьми, вы должны: Быть пенсионером или финансово-независимым человеком, так как работать придется за сотню долларов в месяц, потому что работать и совмещать, конечно, какое-то время вполне возможно, но это менее результативно и очень сильно выматывает. Иметь хорошее здоровье. Не иметь вредных привычек. Иметь два образования – техническое и педагогическое. Быть готовым выполнять массу ненужной бумажной работы. Взвалить на себя ответственность за чужих детей, будучи готовым, в случае чего, ответить по всей строгости. Быть готовым к тому что, отдавая свое время детям, вы будете отрывать это время не только от своей семьи, но и от своего хобби. Например, вместо того, чтобы активно поработать в соревнованиях, вы будете сидеть и смотреть на то, как это делают ваши воспитанники. Вместо того, чтобы посидеть в эфире, вы будете ломать голову, как объяснить 11-ти летней девочке что такое КСВ, потому что этот вопрос есть в билетах, и это нужно знать чтобы получить 4-ю категорию. На серьезную поддержку коллег-радиолюбителей рассчитывать тоже вряд ли стоит. Конечно, кто-нибудь время от времени будет как-то помогать, но в большинстве не будет ни поддержки, ни понимания, наоборот, вам будут высказывать сомнения в вашей компетентности, будут сомневаться, а тому ли вы вообще детей учите. Будут обвинять в том, что вы прикрываетесь детьми, пытаясь решить какую-либо возникшую в процессе работы с детьми проблему. Поэтому сразу рассчитывайте только на свои силы. И, наконец, если вы все-таки решитесь, то заранее придумайте ответ на вопрос: «Зачем вам это надо?». Этим вопросом, через некоторое время, вас будут ставить в тупик ваши близкие и ваши друзья.

Ну что? Есть желающие поработать с детьми?

Так я и думал. Хорошо, а можно ли вообще решить все эти проблемы? Одно из решений есть все в том же альманахе. Наши коллеги из тех, кто имеет опыт работы руководителем детской коллективной радиостанции, еще 15 лет назад сказали – надо платить руководителям детских радиостанций нормальную зарплату, тогда и желающие работать с детьми появятся. Хорошее решение, мне нравится, но кто будет платить? Государству, как выясняется, это не очень-то и нужно, наш премьер открыто учителям предлагает на стройке подрабатывать или не ныть, потому что учитель это призвание, а деньги надо в другом месте зарабатывать, чего уж говорить о педагогах дополнительного образования. Сделать платными занятия? Можно, но тогда мы должны понимать, что учеников не будет, не та это область деятельности, здесь других затрат хватает. Общественные организации? СРР? СРР помогал и помогает, но платить зарплату точно не сможет, просто потому что у СРР нет таких денег. Может самим радиолюбителям как-то скинуться? Серьезно? Да ладно, многие в СРР не вступают только по тому, что взносы платить надо, а уж зарплату кому-то собирать... В общем, решение хорошее, но, во-первых, решает только одну из проблем, а во-вторых, на практике оно не осуществимо.

Есть еще одно решение, которое прямо вытекает из того, что в нашей стране строгость законов компенсируется необязательностью исполнения. Если мы не можем все сделать по закону, а нарушать закон мы не хотим – значит надо этот закон аккуратно и законно обойти. Суть предложения в том, что раз мы не можем найти преподавателей на таких «чудесных» условиях, которые нам предлагаются, а изменить условия мы не можем в принципе, значит надо найти способ эти условия не выполнять, не нарушая закон. Это возможно только одним единственным способом – делегировать исполнение этих условий тому, кто и так их уже выполняет. Мы просто передаем руководство детским радиокружком или детской радиостанцией кому-нибудь из преподавателей школы, где находится этот кружок или радиостанция. Для преподавателя школы это дополнительные часы, причем оплачиваемые и на том же месте работы. Лучше всего для наших целей подходят преподаватели физкультуры, особенно, когда речь идет о спортивной радиопеленгации. А для радиостанции вполне подойдет учитель физики, географии или даже английского языка, почему бы и нет? Конечно, придется поработать с преподавателем, заинтересовать его и сделать из него радиолюбителя. Согласен, задача сама по себе невероятная, но в большинстве случаев нам и не надо делать из него настоящего радиолюбителя, достаточно чтобы он знал азы, мог ответить на простые вопросы, имел какой-нибудь позывной и смог бы включить станцию. При этом, образовательной программой и литературой мы его обеспечим, как обеспечим и менторами, в качестве которых могут быть рядовые радиолюбители, готовые раз в месяц или раз в полгода прийти и бесплатно провести мастер-класс, потравить байки или посидеть в уголочке, пока ребятишки на станции работают, присматривая одни глазом за тем, чтобы они ее не разобрали. Решение конечно то еще, но в отличии от первого – оно проверено на практике. Схема работает.

Хотел бы обратить внимание коллег еще на одну проблему. Есть ребята, которым интересен радиоспорт и они хотят им заниматься, но не могут. По разным причинам. Возникает странная ситуация, вроде и радиолюбители юные есть, а в эфире тишина. А что вообще происходит с детьми, после того как они заканчивают обучение, получают позывные и хотят работать самостоятельно? Ведь редко у кого из них кто-нибудь из родителей является действующим радиолюбителем. Все просто – они бросают эфир. Основная причина – сложности, которые возникают на пути юного радиолюбителя и которые молодой человек преодолеть не в состоянии. Отсутствие денег на личную радиостанцию, даже на самую простую УКВ-переноску, нет никакой возможности установить на крыше антенну, потому что по закону это сделать очень сложно, а в отдельных случаях невозможно. Нет возможности прийти поработать на коллективную радиостанцию, потому что нет их в Челябинске, да и в области тоже. Коллективки конечно же есть, но нет таких, куда мог бы прийти юный радиолюбитель поработать. Мы прекрасно знаем все эти проблемы. Возможно, кто-то сам пытается героически преодолеть их прямо сейчас, а представьте насколько трудно это сделать юноше, а тем более девушке, вчера закончившей школу. В 2002 году все эти проблемы, в той или иной степени, тоже были, и решения предлагались, а не только призывы к дружбе и взаимопомощи. Например, было хорошее предложение по аппаратуре – создать некий фонд и выдавать аппаратуру в аренду. Я бы предложил не только в аренду, но и бесплатно во временное пользование, по крайней мере, начинающим радиолюбителям. Именно так, например, уже три года делается на R8AM – переноски просто даются на дом тем, кто уже имеет личный позывной. Некоторые из ребят пытаются создавать аппаратуру своими руками. Все это стало возможным благодаря радиолюбителям, которые оказывали и оказывают конкретную помощь. Большое им за это спасибо. Конечно, есть среди нас и болтуны, которые только обещать горазды, но к счастью таких очень мало. Так что в целом здесь не так все плохо, работа ведется, хотя конечно всего этого крайне не достаточно - нужна система.

В этом году мы будем отмечать 70-летие Челябинского областного радиоклуба, подводить какие-то итоги, говорить о том, что сделано и о том, что нужно сделать. Но я бы хотел обратить внимание именно на эти «вечные» проблемы, и попытаться их решить. Хотя бы частично. Вопрос лишь в том, готовы ли сами радиолюбители начать решать проблемы, которые ими же и были озвучены 15 лет назад… [>>>]

  • Комментарии  читайте на форуме [4] >>>

 

 

Список использованных источников и литературы


  1. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный радиолюбитель» на сайте СРР - https://srr.ru/yunyj-radiolyubitel/
  2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы радиосвязи» / Мельников Е.В. на сайте МАУДО «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска» - https://chel-dpsh.ru/programs/490
  3. Сайт http://radiochel.ru/
  4. Форум https://forums.msevm.ru
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно