«Пермский научно-образовательный центр», ООО
МАУДО «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска» – современный многопрофильный центр дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и возможностями. В творческих объединениях Дворца занимаются более восьми тысяч детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет. Педагоги помогают каждому ребенку выстроить индивидуальную траекторию развития – от увлечения до идеи, от идеи до проекта, от проекта до готового решения. Во Дворце формируется уникальная образовательная среда, в которой дети получают возможность развивать свои способности.
Дворец пионеров является пространством инновационного развития, реализации педагогических инициатив и проектов различного уровня. Как крупнейшее учреждение дополнительного образования детей в Челябинске Дворец пионеров является одной из базовых площадок проведения многочисленных мероприятий, соревнований, конкурсов и фестивалей.
Дворец на протяжении восьмидесяти трёх лет остается гостеприимным, уютным домом для детей, центром детского творчества. Многим поколениям юных челябинцев Дворец подарил радость общения, дружбы, помог в раскрытии талантов, обретении профессии.
Мельников Евгений Владимирович с 2016 года работает во Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской в качестве руководителя радиолаборатории «Импульс».
Евгений Владимирович ведет образовательную деятельность по нескольким дополнительным общеобразовательным программам технической направленности.
Педагог систематически представляет опыт своей работы по формированию мотивации к занятиям техническим творчеством на семинарах, мастер-классах, открытых занятиях.
Воспитанники коллектива – лауреаты конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства разных уровней. Цель Евгения Владимировича как педагога – воспитать настоящих профессионалов в области радиоэлектроники.
МЕСТО РАБОТЫ
ОБРАЗОВАНИЕ
Стаж работы общий:
Стаж работы по специальности:
Эта статья была написана месяца три назад, но я её нигде не размещал, потому что не верил, что этот "крик души" может что-то изменить. Если честно, я и сейчас не верю. Но прежде чем удалить ее с компьютера я все-таки решил её опубликовать, руководствуясь принципом: "лучше сделать и пожалеть, чем жалеть что не сделал"...
Разбирая старые журналы, наткнулся на «UA9-Альманах» №10 за 2002 год, посвященный 55-летию Челябинского областного радиоклуба. В этом номере опубликована анкета, которую я внимательно изучил, и больше всего меня интересовали ответы на первые два вопроса: «Что и когда Вам послужило поводом для занятий радиолюбительством?» и «Каких радиолюбителей (их позывные) Вы встретили впервые и какую роль они сыграли в дальнейшем для Вас?». В альманахе, конечно, не все радиолюбители, там всего 80 анкет. Но это уже вполне репрезентативная выборка, анализ которой показывает, что почти половина радиолюбителей области (40,5%) пришли в мир радио через радиокружки и коллективные радиостанции. Треть радиолюбителей указали в анкетах, что начинали заниматься радиолюбительством самостоятельно, каждый пятый сообщил, что их путь в эфир начался с радиохулиганства, и примерно каждого пятого увлекли радиолюбительством их друзья или родственники. Некоторые радиолюбители, но это уже в пределах статистической погрешности, увлеклись радио в армии или на работе.
Подавляющее большинство радиолюбителей (91,2%) увлеклись радио еще в детстве.
Что касается второго вопроса, то более половины радиолюбителей сообщили о том, что у них был наставник, правда иногда роль наставника выполнял родственник, друг или коллега.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что большинство радиолюбителями становятся еще в детстве - в коллективах, под руководством опытных наставников.
Еще меня заинтересовал десятый вопрос: «Что нужно сделать в дальнейшем для развития радиолюбительства в области?». Более 40 процентов опрошенных ответили, что необходимо вовлекать молодежь, развивать детские радиокружки и радиоклубы, развивать детский радиоспорт. Четверть опрошенных вообще не ответили на этот вопрос или честно признались, что не знают, но полностью доверяют руководству. Каждый десятый призвал к тому, что нужно усиливать роль СРР. Восемь процентов согласились с тем, что нужно, прежде всего, жить дружно, а уже потом все остальное. Четверо радиолюбителей высказали мнение, что у нас все отлично, правда, трое оговорились, что отлично от других, в том смысле, что в других областях все еще хуже. Еще трое предложили больше пропагандировать радиолюбительство, привлекать СМИ. Двое высказались за то, что государство должно выделять деньги на развитие радиоспорта, а руководителям детских клубов и радиостанций нужно платить зарплату. Было еще предложение принять в наши ряды главу области, поменять власть в стране, поднять общий уровень жизни (а лучше сразу вернуться в СССР, причем, во времена 60-70-х). Было высказано и пара мнений о том, что радиолюбительству уже ничем не помочь. Конечно, из анализа анкет можно много чего еще вытащить, и уверяю вас, это было бы весьма интересно, но, к сожалению, это выходит за рамки статьи.
Остановимся только на самых популярных ответах, еще немного их обобщив: Для развития радиолюбительства в области нужно работать с молодежью, через детские организации с опытными наставниками. Так считает большинство радиолюбителей, ставшими радиолюбителями еще в детстве, при этом многие благодаря этому перестали быть радиохулиганами. Ну, или просто хулиганами. И это все следует из анкетирования, проведенного еще в 2002 году. И, не смотря на обобщения и статистические погрешности, у меня есть основания в целом доверять этим цифрам. Я также как и многие, радиолюбитель с детства, причем даже не помню точно с какого момента, потому что самые юные воспоминания уже были связаны с радио. Путь в эфир, как и многие коллеги, начинал с самодельной «шарманки», хотя конечно, в то время это все уже было не так популярно. Расцвет радиохулиганства пришелся на 60-70-е, но схемы в народе и сейчас еще ходят, а в провинции в 80-х можно было услышать на средних волнах то, что вообще нельзя было тогда слушать. Тайком переписывали на катушки то, что потом отправлялось в эфир через более-менее работающий передатчик, из вывернутой наизнанку радиолы «Рекорд», придумывали себе позывные. Как и многие мои коллеги, был пойман за этим занятием и отправлен на местную коллективную радиостанцию. Именно там, я узнал кто такие настоящие радиолюбители и именно там, Сергей Иванович Кожевников (UN7LV, ex UL7LDE), мой наставник, с которым мы до сих пор общаемся, сделал из радиохулигана радиолюбителя. Конечно, потом были и другие взрослые товарищи, каждый из которых оказал в свое время какое-то влияние на нас, юных радиолюбителей, но всерьез началось все именно там, на UL8LXH, на первой коллективке. Поэтому я тоже считаю, что если не будет работы с молодежью – не будет и радиоспорта.
«Реанимировать детский спорт!!!», «Печально, что в эфире мало пионерских коллективок, одни пенсионеры», «Нужна поддержка и помощь начинающим», «Необходимо восстановить работу коллективных станций», «Хорошо бы открыть детскую радиостанцию» и так далее. Это не я придумал, это писали радиолюбители области 15 лет назад! Изменилось ли что сейчас? И да, и нет.
С одной стороны детские коллективы появляются, с другой стороны – в эфире их практически нет. Вроде бы с радиоспортом в области все не так плохо, но что-то мне подсказывает, если задать сейчас вопрос: “Что нужно сделать для развития радиолюбительства в области?» - ответы будут примерно такие же, как и 15 лет назад. И основная проблема сегодня – некому заниматься с подрастающим поколением. Да, понимание, что это нужно, за некоторым исключением, есть, но с детьми никто не занимается. В этой статье я хочу показать эту проблему, обратить на нее внимание и предложить некоторые варианты её решения.
Прежде всего, конечно же, виновато государство. Во-первых, потому что валить все на государство очень удобно, а во-вторых, просто потому, что воспитание молодежи – это, прежде всего, государственная задача. И уж тем более, государственная задача – убрать детей с улицы, заняв их чем-то нужным и полезным. Я, наверное, не открою секрет, что сегодня государство не только не поддерживает работу с детьми, но и часто просто мешает. С одной стороны, призывы партии и правительства – нам нужны технари, надо возрождать технические виды спорта, кружки и т.д. С другой стороны – непреодолимые проблемы, которые государство создает для тех, кто готов работать с молодежью. Прямо саботаж какой-то.
К примеру, чтобы сегодня радиолюбителю начать работать с детьми на коллективной радиостанции или в радиокружке, нужно иметь не только техническое образование, но еще и педагогическое. Где брать преподавателей? Довольно трудно сделать из хорошего технаря хорошего педагога, обратная задача вообще вряд ли возможна. Система образования устроена так, что сначала декларировалось то, что дополнительное образование занимается образованием и не занимается педагогикой (хотя как можно работать с детьми, не занимаясь их воспитанием?), а теперь наоборот, чтобы работать с детьми, нужно быть педагогом по образованию, как вариант - идти получать второе образование, разумеется, за свой счет. При этом часть времени, которого и так мало, нужно отводить исключительно для воспитательных занятий. Также, я не понимаю, кто и зачем придумал создавать для дополнительного образования подробные образовательные программы, где все занятия расписаны в учебном плане, где строгая последовательность проводимых занятий, журнал посещаемости, диагностические карты, контрольные срезы, корректировки учебного плана и так далее. Как им объяснить, что так не бывает? Кто-то начнет ходить на занятия в сентябре, а кто-то в декабре, а кто-то за неделю до конца учебного года, кто-то будет ходить несколько лет, а кто-то сбежит уже со второго занятия. Как в журнале весь год вести группу из 12 человек, если за это время через объединение проходит полсотни ребятишек, а к концу года остается только двое или трое, причем те, которых вообще не было в группе на момент заполнения журнала? Это дополнительное образование, необязательное, со свободным посещением, и оно в принципе невозможно по заранее утвержденному плану! Я не знаю, кто это все придумал и зачем. Я не знаю, как объяснить им, что это не работает, да и не работало никогда. Самое смешное – это знают и понимают все, но при этом проводятся обязательные для педагогов семинары и тренинги о том, как правильно составить образовательную программу.
Вторая проблема, разумеется, связана с деньгами. Прежде всего, надо понимать, что любому нормальному человеку надо на что-то жить, а значит надо как-то зарабатывать. Работать на предприятии и параллельно заниматься с детьми – теоретически можно, практически задача это весьма нетривиальная. Чтобы работать с детьми – нужно устроиться на работу в школу или некий центр дополнительного образования, любая работа с детьми должна быть юридически оформлена, в противном случае есть шансы получить массу неприятностей, вплоть до уголовной ответственности. Но основная проблема – время. Простая арифметика, у нормального человека есть всего 168 часов в неделю, из которых, если вычесть необходимое время на сон, гигиену и прием пищи останется примерно часов 100, вряд ли больше. Из них, по закону нашей страны, работа занимает 40 часов в неделю, с учетом перерыва на обед и времени, которое уходит на то, чтобы добраться до работы и с работы, ну пусть всего 50 часов. Я специально считаю все по минимуму. Остается, еще, примерно, 50 часов. Работая по совместительству даже на четверть ставки, на работу с детьми требуется 8-9 часов в неделю и еще столько же на методическую работу, т.е. что-то около 20 часов в неделю. Конечно, методическую работу, которая включает в себя работу над образовательной программой, заполнение журнала, различные отчеты и заполнение различных бумаг можно делать дома, в удобное время, но поверьте, времени от этого на нее меньше не уходит. При этом, какие-либо специальные мероприятия, например соревнования или дорога до школы и обратно - в эти часы не входят и тем более никак не оплачиваются. Но даже без учета этого, остается всего около 30 часов в неделю на отдых и все остальные личные дела. Это 4 часа в день, если работать без выходных, или 1 час в день с одним выходным в неделю. И это в самом благоприятном случае, а на практике все ещё веселее. Проблема осложняется тем, что с детьми не получится работать в первой половине дня или когда у вас есть возможность, так как большинство детей учится в первую смену, и вряд ли получится работать с ними после 20.00. Таким образом, занятия, а учитывая санитарные нормы, это 2 часа в день и не более, должны попадать в промежуток, примерно с 14.00 до 20.00. Это практически не выполнимо для тех, кто работает на пятидневке и довольно сложно согласуется, если работа посменно. Идеальным был бы вариант, когда основной работы вообще нет. Например, это идеальный вариант для пенсионеров, и пенсия идет, и дело полезное делается - опыт передавать это гораздо важнее, чем обсуждать в эфире тонкости картофелеводства. При этом еще и зарплату платят. При максимальной загруженности зарплата преподавателя может достигать целых 15 тысяч рублей в месяц. Реально конечно такую загруженность обеспечить сложно, поэтому рассчитывать больше, чем на 5-10 тысяч вряд ли стоит, но даже 5 тысяч, как добавка к пенсии вполне неплохо. Но желающих почему-то нет. Правда есть еще одна проблема, чтобы работать с детьми, нужно, кроме прочего, иметь санитарно-медицинскую книжку и проходить ежегодную медкомиссию, кто это проходил – знает, на сколько это «увлекательное» занятие, тем более для людей в возрасте - кто-то может эту медкомиссию и не пройти. Чтобы устроиться на работу с детьми с вас, кроме санитарно-медицинской книжки, потребуют копии вообще всех ваших документов, справку об отсутствии судимости, автобиографию, согласие на обработку персональных данных и еще попросят заполнить подробную анкету, где вы должны рассказать о себе вообще все. Когда я впервые увидел свое личное дело, подумалось, что наша средняя школа – на самом деле серьезно замаскированная и очень секретная спецслужба России.
Для того, чтобы иметь возможность работать с детьми, вы должны: Быть пенсионером или финансово-независимым человеком, так как работать придется за сотню долларов в месяц, потому что работать и совмещать, конечно, какое-то время вполне возможно, но это менее результативно и очень сильно выматывает. Иметь хорошее здоровье. Не иметь вредных привычек. Иметь два образования – техническое и педагогическое. Быть готовым выполнять массу ненужной бумажной работы. Взвалить на себя ответственность за чужих детей, будучи готовым, в случае чего, ответить по всей строгости. Быть готовым к тому что, отдавая свое время детям, вы будете отрывать это время не только от своей семьи, но и от своего хобби. Например, вместо того, чтобы активно поработать в соревнованиях, вы будете сидеть и смотреть на то, как это делают ваши воспитанники. Вместо того, чтобы посидеть в эфире, вы будете ломать голову, как объяснить 11-ти летней девочке что такое КСВ, потому что этот вопрос есть в билетах, и это нужно знать чтобы получить 4-ю категорию.
На серьезную поддержку коллег-радиолюбителей рассчитывать тоже вряд ли стоит. Конечно, кто-нибудь время от времени будет как-то помогать, но в большинстве не будет ни поддержки, ни понимания, наоборот, вам будут высказывать сомнения в вашей компетентности, будут сомневаться, а тому ли вы вообще детей учите. Будут обвинять в том, что вы прикрываетесь детьми, пытаясь решить какую-либо возникшую в процессе работы с детьми проблему. Поэтому сразу рассчитывайте только на свои силы. И, наконец, если вы все-таки решитесь, то заранее придумайте ответ на вопрос: «Зачем вам это надо?». Этим вопросом, через некоторое время, вас будут ставить в тупик ваши близкие и ваши друзья.
Так я и думал. Хорошо, а можно ли вообще решить все эти проблемы? Одно из решений есть все в том же альманахе. Наши коллеги из тех, кто имеет опыт работы руководителем детской коллективной радиостанции, еще 15 лет назад сказали – надо платить руководителям детских радиостанций нормальную зарплату, тогда и желающие работать с детьми появятся. Хорошее решение, мне нравится, но кто будет платить? Государству, как выясняется, это не очень-то и нужно, наш премьер открыто учителям предлагает на стройке подрабатывать или не ныть, потому что учитель это призвание, а деньги надо в другом месте зарабатывать, чего уж говорить о педагогах дополнительного образования. Сделать платными занятия? Можно, но тогда мы должны понимать, что учеников не будет, не та это область деятельности, здесь других затрат хватает. Общественные организации? СРР? СРР помогал и помогает, но платить зарплату точно не сможет, просто потому что у СРР нет таких денег. Может самим радиолюбителям как-то скинуться? Серьезно? Да ладно, многие в СРР не вступают только по тому, что взносы платить надо, а уж зарплату кому-то собирать... В общем, решение хорошее, но, во-первых, решает только одну из проблем, а во-вторых, на практике оно не осуществимо.
Есть еще одно решение, которое прямо вытекает из того, что в нашей стране строгость законов компенсируется необязательностью исполнения. Если мы не можем все сделать по закону, а нарушать закон мы не хотим – значит надо этот закон аккуратно и законно обойти. Суть предложения в том, что раз мы не можем найти преподавателей на таких «чудесных» условиях, которые нам предлагаются, а изменить условия мы не можем в принципе, значит надо найти способ эти условия не выполнять, не нарушая закон. Это возможно только одним единственным способом – делегировать исполнение этих условий тому, кто и так их уже выполняет. Мы просто передаем руководство детским радиокружком или детской радиостанцией кому-нибудь из преподавателей школы, где находится этот кружок или радиостанция. Для преподавателя школы это дополнительные часы, причем оплачиваемые и на том же месте работы. Лучше всего для наших целей подходят преподаватели физкультуры, особенно, когда речь идет о спортивной радиопеленгации. А для радиостанции вполне подойдет учитель физики, географии или даже английского языка, почему бы и нет? Конечно, придется поработать с преподавателем, заинтересовать его и сделать из него радиолюбителя. Согласен, задача сама по себе невероятная, но в большинстве случаев нам и не надо делать из него настоящего радиолюбителя, достаточно чтобы он знал азы, мог ответить на простые вопросы, имел какой-нибудь позывной и смог бы включить станцию. При этом, образовательной программой и литературой мы его обеспечим, как обеспечим и менторами, в качестве которых могут быть рядовые радиолюбители, готовые раз в месяц или раз в полгода прийти и бесплатно провести мастер-класс, потравить байки или посидеть в уголочке, пока ребятишки на станции работают, присматривая одни глазом за тем, чтобы они ее не разобрали. Решение конечно то еще, но в отличии от первого – оно проверено на практике. Схема работает.
Хотел бы обратить внимание коллег еще на одну проблему. Есть ребята, которым интересен радиоспорт и они хотят им заниматься, но не могут. По разным причинам. Возникает странная ситуация, вроде и радиолюбители юные есть, а в эфире тишина. А что вообще происходит с детьми, после того как они заканчивают обучение, получают позывные и хотят работать самостоятельно? Ведь редко у кого из них кто-нибудь из родителей является действующим радиолюбителем. Все просто – они бросают эфир. Основная причина – сложности, которые возникают на пути юного радиолюбителя и которые молодой человек преодолеть не в состоянии. Отсутствие денег на личную радиостанцию, даже на самую простую УКВ-переноску, нет никакой возможности установить на крыше антенну, потому что по закону это сделать очень сложно, а в отдельных случаях невозможно. Нет возможности прийти поработать на коллективную радиостанцию, потому что нет их в Челябинске, да и в области тоже. Коллективки конечно же есть, но нет таких, куда мог бы прийти юный радиолюбитель поработать. Мы прекрасно знаем все эти проблемы. Возможно, кто-то сам пытается героически преодолеть их прямо сейчас, а представьте насколько трудно это сделать юноше, а тем более девушке, вчера закончившей школу. В 2002 году все эти проблемы, в той или иной степени, тоже были, и решения предлагались, а не только призывы к дружбе и взаимопомощи. Например, было хорошее предложение по аппаратуре – создать некий фонд и выдавать аппаратуру в аренду. Я бы предложил не только в аренду, но и бесплатно во временное пользование, по крайней мере, начинающим радиолюбителям. Именно так, например, уже три года делается на R8AM – переноски просто даются на дом тем, кто уже имеет личный позывной. Некоторые из ребят пытаются создавать аппаратуру своими руками. Все это стало возможным благодаря радиолюбителям, которые оказывали и оказывают конкретную помощь. Большое им за это спасибо. Конечно, есть среди нас и болтуны, которые только обещать горазды, но к счастью таких очень мало. Так что в целом здесь не так все плохо, работа ведется, хотя конечно всего этого крайне не достаточно - нужна система.
В этом году мы будем отмечать 70-летие Челябинского областного радиоклуба, подводить какие-то итоги, говорить о том, что сделано и о том, что нужно сделать. Но я бы хотел обратить внимание именно на эти «вечные» проблемы, и попытаться их решить. Хотя бы частично. Вопрос лишь в том, готовы ли сами радиолюбители начать решать проблемы, которые ими же и были озвучены 15 лет назад… [>>>]
Тема была создана еще в 2007 году (см. В помощь радиокружку), тогда же была создана тема на форуме. С 2025 года форума не стало, тема не сохранилась. Но тема нужная, вопросов много, поэтому решено было создать отдельную темы в телеграмм-канале: В помощь РАДИОКРУЖКУ.
Не знаю, получится ли что-то восстановить из форумной темы, но ничто не мешает начать все с чистого листа.
Это основные программы с которыми я работаю в настоящее время. Конечно это не все, иногда моделируются специальные программы, например краткосрочные, под целевую аудиторию, летние программы и т.п.
Обсудить вопросы, связанные с образовательными программами можно в нашем телеграмм-канале, в специально созданной ветке: В помощь РАДИОКРУЖКУ.
Помещение. Исходя из современных требований к дополнительному образованию, а речь дальше пойдет больше о бюджетных организациях, руководителю радиокружка необходимо обеспечить наполняемость группы – не менее 15 обучаемых. Исходя из этих требование, площадь помещения должна составлять из расчета 15 рабочих мест плюс рабочее место руководителя и некоторая общая рабочая зона, а также проходы, место для различных шкафов и стеллажей для радиокомпонентов. Площадь одного рабочего места, согласно санитарным нормам и здравому смыслу – это не менее 3-4 квадратных метров. Поэтому только для организации рабочих мест необходимо от 48 до 64 квадратных метров. А с учетом всего вышеперечисленного – для современного радиокружка необходимо не менее 80 квадратных метров.
И, конечно, необходима еще лаборантская, помещение в котором храниться редко используемое оборудование, склад компонентов, запасного оборудование и т.п. Обычно это небольшое помещение, площадью 12-15 квадратных метров. Таким образом, для организации радиокружка на 15 воспитанников необходимо порядка 100 квадратных метров, т.е. порядка 80-85 квадратных метров для лаборатории и 12-15 метров для лаборантской. Конечно, это идеальный минимум, но даже его в реальности мало кто может обеспечить.
Рабочее пространство. Если помещение меньше, а в реальности чаще всего все именно так и обстоит, то эффективность и безопасность работы радиокружка естественно снижается, а нагрузка на руководителя естественно сильно возрастает. В случае если помещение сильно меньше, то возможные выходы из ситуации – сокращение монтажных мест, сокращение количества обучаемых, более сложная организация рабочего пространства. Если говорить о бюджетной организации, то сократить количество обучаемых скорее всего не получится, а вот для коммерческого образование – это вполне возможно. Поэтому чаще приходится сокращать количество рабочих мест, при сохранении количества обучаемых.
Например, в радиолаборатории «Импульс», именно так и пришлось поступить – на 15 обучаемых всего 10 рабочих мест. Но при этом активно используется общая рабочая зона. Еще один "лайфхак" - всего рабочие места разного уровня оснащенности, т.е. 2-3 полноценных рабочих радиомонтажных места, а остальные места менее оснащенные и соответственно занимающие меньше места. Это вполне оправдано, так как для повседневной работы большинству обучаемых, а особенно обучаемым первого-второго года обучения - вполне достаточно. Еще одно решение – замена полноценных компьютеров на ноутбуки, что тоже позволяет сделать рабочее место чуть компактнее.
Да это сложно, неудобно, но другого выхода нет. Также у нас нет лаборантской, что создает дополнительные проблемы с хранением радиокомпонентов и оборудования, поэтому приходится использовать какие-то подсобные помещения, что также создает целый ряд проблем.
Рабочее место радиомонтажника – это место, предназначенное для выполнения электро- или радиомонтажных работ. Оснащенное оборудованием, инструментами, приспособлениями и другими материально-техническими средствами. Конечно, хотелось бы что-то такое:
Примерно такие столы использованы в нашей радиолаборатории, только немного переделаны: Локальное освещение убрано под нижнюю полку. На сегодняшний день в продаже есть очень хорошие светодиодные светильники, занимающие мало места и удобно крепятся с нижней стороны полки. Обычного освещения обычно недостаточно, поэтому дополнительный светильник необходимо, а комбинированное освещение (общее и местное) должно обеспечивать освещенность в рабочей зоне не менее 300 - 400 люкс.
Вместо крепления люминесцентной лампы, которыми комплектовались наши столы, установлена дополнительная третья полка, в отсутствии лаборантской - она настоящее спасение, позволяет убрать на нее какое-то лишнее оборудование, контейнеры с деталями, работы воспитанников. Нижняя полка используется для размещения на ней контрольно-измерительного оборудования, лабораторного источника питания и т.п. Средняя полка (и часть нижней, для самых маленьких) используется для хранения пластиковых контейнеров. Это еще одно "ноу-хау" нашей лаборатории - у каждого воспитанника есть свое личное пространство - пластиковый контейнер объемом 4 литра для хранения каких-то своих личных вещей - ручного инструмента, компонентов, поделок.
Рабочая поверхность стола должна быть такой, чтобы на ней свободно размещались: паяльное оборудование, монтажный инструмент и измерительные приборы. Крышка стола покрывается жаропрочным изоляционным материалом (гетинакс, текстолит или резина). Мы в нашей лаборатории, перепробовав различные варианты, нашли лучшее на данный момент решение - напольная керамическая плитка размерами 60x60 мм. Жаропрочная и в принципе прочная, изоляционная, хорошо отмывается.
В идеале, рабочее место должно комплектоваться выдвижными ящиками для хранения инструмента, монтажных проводов, приборных кабелей, крепежных деталей и так далее. Лучшим решением является - выдвижная металлическая тумба, так как в отдельных случаях ее можно использовать как дополнительную поверхность или убрать, если мешает.
Отдельное внимание следует обратить на стулья. Многие рекомендуют винтовые стулья на колесиках. Да, возможно это удобно на производстве, но для учебного класса достаточно простых пластиковых стульев. От колесиков тоже следует отказаться, особенно если место ограничено.
Розетки для электропитания измерительных приборов целесообразно располагать непосредственно на полках. Также пять розеток размещается над рабочей поверхностью.
Также следует не забывать об антистатической защите: руки радиомонтажника, корпус (жало) электропаяльника, антистатическая поверхность при монтаже полупроводниковых приборов и микросхем, корпуса измерительной и другой аппаратуры - все должно быть заземлено, а значит в радиолабораторию нужно завести полноценное заземление.
Работе с паяльным оборудованием связаны с выделением не полезных для здоровья веществ. К наиболее опасным компонентам паяльного дыма относят частицы абиетиновой кислоты (канифоли), вызывающей астматическую реакцию иногда даже у здорового человека. Кроме того, частицы канифоли или продуктов распада бесканифольного флюса, как правило, имеют свинцовое загрязнение. Паяльный дым содержит не только твердые микрочастицы, но и газы, образующиеся в результате отработки флюса. Самый вредный из них — формальдегид. Он является одновременно сильным аллергеном, да еще и опасным канцерогеном, то есть ведет к развитию как аллергических, так и онкологических заболеваний. И не смотря на то, что мы в нашей лаборатории, так же как и многие, уже давно практически отказались от работы с твердой канифолью перешли на работу трубчатым припоем с применением спирто-канифольных флюсов - это не снимает проблему полностью.
Конечно, лучше всего справляются с дымом различные дымоулавливающие системы, но они дороги и занимают много места, которого и так не хватает. В этом случае допустимо использовать локальные дымоуловители с угольными фильтрами. Они неплохо справляются с микрочастицами дыма и некоторыми газами, а для всего остального - приточно-вытяжная вентиляция помещения (в крайнем случае, просто вытяжная). И конечно, обязательное проветривание помещения в перерывах между занятиями.
И еще одна важная вещь - укомплектовать рабочее место урной для отходов и мусора, а также щетку для сметания мусора с рабочей поверхности.
Вопросы, обсуждения, дополнения
Сколько стоит организовать рабочее место кружковца?
Нормальное рабочее место, чтобы на нем можно было работать как ежедневно, так и реализовывать какие-то проекты или подготавливать воспитанников к участию в различных соревнованиях и чемпионатах стоит примерно полмиллиона (в ценах 2024 года) и включает в себя не только монтажный стол и стул, но и компьютер, измерительное оборудование, ручной инструмент. И это только направление «Электроника». А так как радиокружок – это не только пайка и программирование, но и изготовление корпусов или каких-то механических деталей или конструкций, то сюда еще следует включить целую мастерскую, оборудованную слесарным и токарным инструментом, станками, 3D-принтерами и т.д., что легко может вылиться в несколько миллионов. Да и самих направлений в радиокружке может быть много, например «Робототехника», «Радиоспорт», «Радиореставрация», «Звукотехника» и т.д. и т.п. В общем получается достаточно дорого.
Но есть и хорошая новость. Во-первых, начать работу кружка можно максимально оснастив всего одно «общее» рабочее место и минимально все остальные места. Здесь все конечно зависит от финансовых возможностей, но начать работу радиокружка можно с «нулевыми вложениями» и постепенно развивать до нужного уровня. Ведь согласитесь, ребенку, который только пришел в радиокружок, не надо сразу всего этого, достаточно обычного паяльника, мультиметра и недорогих компонентов. Кроме того, оборудование и инструмент можно разделить на три больших группы – «Общего пользования», «Индивидуального пользования», «Личного пользования». Деление это условно и зависит от уровня развития радиокружка. Например, когда кружок только создается, простой мультиметр может быть как оборудованием общего пользования (один или несколько штук на весь кружок в общем доступе). По мере развития материально-технической базы кружка мультиметрами можно оснастить каждое рабочее место, и это уже будет инструмент индивидуального пользования. Следующим этапом развития может быть обеспечение каждого воспитанника отдельным мультиметром, либо воспитанники начинают приобретать себе мультиметры самостоятельно и пользоваться своим, личным прибором. Конечно, какое-то оборудование может так и остаться оборудованием общего пользования, ну например какой-нибудь очень дорогой осциллограф или векторный анализатор, и не только потому что это дорогие приборы, просто, как показывает практика, они не нужны на каждом рабочем месте. Конечно, совсем без финансирования будет очень сложно, поэтому организации, которая собирается открыть радиокружок, нужно понимать, что на развитие кружка нужно выделять средства. И тут даже не так важно какая это будет сумма, главное чтобы это сумма выделялась системно.
Разберем все это подробно.
Мультиметр. Первым и основным измерительным прибором сегодня, конечно же, является цифровой мультиметр, например что-то подобное: Мультиметр DT-830D. Нет смысла сразу начинать с каких-то дорогих приборов, разница между дорогим и дешевым прибором конечно есть. Это и точность измерений, и функциональность, и удобство пользования. Но для начального уровня вполне подойдет недорогой прибор.
Блок питания. Конечно, хотелось бы на каждом рабочем месте иметь хороший цифровой, многоканальный лабораторный блок питания с установкой напряжения от 0 до 30 вольт и установкой ограничения тока от 0 до 10 ампер. Но правда в том, что большинство радиолюбителей вполне обходятся более скромными источниками питания, и для большинства задач вполне достаточно одноканального блока питания с напряжением от 0 до 15 вольт, и током до 1 ампера. Часто воспитанники сами конструируют себе источники питания (например, Лабораторный блок питания или Лабораторный блок питания в корпусе от CD-ROM и потом ими пользуются. На первом году обучения можно вообще обойтись без сетевого источника питания, ограничившись аккумуляторами или батарейками, или использовать какие-то сетевые адаптеры от устаревших устройств (телефонов, планшетов, ноутбуков и т.п.)
Осциллограф. Полезный и необходимый прибор, который хотелось бы иметь на каждом рабочем месте. Но практика показывает, что вполне допустимо иметь один осциллограф на несколько рабочих мест. Для начала подойдет вообще любой осциллограф, но в идеале это цифровой двухканальный осциллограф с полосой пропускания до 20 МГц. И хорошо бы иметь хотя бы один с частотой до 100 МГц или выше, но это уже зависит от специфики радиокружка.
Генератор. Современные генераторы работают в широком диапазоне частот, идеально если в радиокружке будет функциональный генератор с частотой до 10-20 МГц, но тут опять же все зависит от специфики кружка, например нам в радиолабораторию уже хочется генератор с частотой хотя бы до 2 ГГц. На начальном этапе работы кружка, для демонстрации различных опытов подойдет любой генератор, даже самодельный. Например, когда нам нужен был генератор до 160 МГц - мы его просто собрали: Генератор сигналов на Si5351A
Частотомер. Сегодня любой современный осциллограф позволяет достаточно удобно измерить частоту сигнала, но если в радиокружке используются аналоговые осциллографы то, конечно, цифровой частотомер будет весьма удобен. Или, например если нужно измерять частоту, которая значительно выше, чем возможности имеющегося осциллографа.
Это основной набор измерительного оборудования, но опять же, начать работу кружка можно с одного мультиметра, постепенно развивая рабочие места до необходимого уровня. Некоторые приборы в процессе работы вполне можно собрать самостоятельно (на сайте есть описания различных приборов и приспособлений), некоторые можно собрать из готовых модулей, все зависит от потребностей. Также, многие предприятия могут оказать помощь радиокружку отдав списанные или устаревшие приборы (например, у нас до сих пор есть в работе еще советское оборудование: частотомер Ч3-34, осциллограф С1-65, генераторы Г4-102, Г4-18 и даже ГСС-6, стрелочные мультиметры и т.п.). Еще один момент, на который я бы обратил внимание - ребят, которые только пришли в кружок очень аккуратно надо допускать к дорогостоящему оборудованию, и не только потому что он может его спалить по незнанию и неумению, или еще как-то его случайно повредить. Иногда дети могут просто напакостить – например, ткнуть паяльником в экран дорогого цифрового осциллографа, да просто так, он сам не знает зачем он это сделал.
Начнем с индивидуального инструмента – то, что желательно иметь на каждом рабочем месте.
Паяльное оборудование. Сегодня на рынке полно различных паяльных станций и паяльников с регуляторами температуры. Для радиокружка я бы советовал все-таки использовать паяльные станции с низковольтными керамическими паяльниками, они сейчас относительно не дороги. Хотя мы начинали еще с обычных отечественных паяльников, мощностью 25-40 Вт, с медным жалом, постепенно вытесняя их паяльными станциями. Нет смысла все рабочие места оснащать многофунциональными дорогими паяльными станциями. Я бы предложил вариант, при котором из 15 мест 1-2 места оснащаются по максимуму, эти места предназначены для уже грамотных, серьезно настроенных на работу воспитанников, еще 5-6 мест среднего оснащения и остальные комплектовать максимально дешевым и желательно «вандалоустойчивым» оборудованием. Причины тут самые разные и одна из причин – это состав кружковцев. Есть те, кто приходит на занятия с самыми серьезными намерениями, как правило это уже взрослые ребята, увлеченные радиолюбительством и прекрасно разбирающиеся в оборудовании и умеющие профессионально с ним обращаться. Есть те, кто еще ничего не умеет, но очень хочет научиться. А есть и «праздношатающиеся», которые либо еще не понимают, что хотят, либо приходят просто «потусить», пообщаться с друзьями, а есть и те, кто ходят на занятия по желанию родителей. В процентном отношении, это примерно 10-40-50 (плюс-минус, в зависимости от учебного года, и конечно цифры меняются в зависимости от года обучения).
Сюда же, к паяльному оборудованию я бы отнес и вспомогательное оборудование – термопинцеты, фены (есть станции, которые уже оборудованы феном), оловоотсосы и т.п. Здесь тоже надо исходить из принципа разумной достаточности, например, не стоит оснащать места, на которых работают новички, фенами. Ну просто потому реально они им не нужны, и они опасны. Или, например, оснащать все рабочие места нагревательными столиками или термопинцетами – лучше вывести их в категорию инструментов общего пользования, или оснастить ими только «продвинутые» места.
Механические инструменты. Прежде всего это ручные инструменты. Вот минимальный набор инструментов, который желательно иметь на каждом рабочем месте:
Такой подход дополнительно снимает финансовую нагрузку, и позволяет избегать неприятных ситуаций, когда ребенок приходит на занятие и обнаруживает, что на его рабочем месте (а за одним и тем же рабочим местом работают разные дети из разных групп, и за всеми не уследишь) от канцелярского ножа ничего не осталось, у него сорвана отвертка, или кусачки исправно работающие на прошлом занятии оказались тупыми или сломаными, потому что ими кто-то пытался винт перекусить.
А за своим личным инструментом, хочешь не хочешь, приходится следить. Свой личный инструмент ребята либо приносят с собой на занятия (как пенал в школу), либо хранят его в личном контейнере прямо в лаборатории.
Конечно, выше перечислен только минимальный набор инструментов, с которым уже можно работать, но на практике в нашей лаборатории еще есть много инструмента общего пользования: Сверлильный станочек для сверления печатных плат, нагревательный столик, набор напильников, молотки, ножницы по металлу, ножовки и много чего еще. Нет смысла специально все перечислять, так как это та часть инструментов, которая пополняется постепенно, по мере необходимости и зависит от специализации кружка. Некоторые инструменты и приспособления изготавливаются прямо в лаборатории, ну например: Третья рука, Держатель аккумуляторов и т.п.
Ну и резюмируя вышесказанное: Если вы собираетесь открыть радиокружок, но нет конкретного финансирования на его оснащение, то начать работу радиокружка можно практически с нулевыми вложениями, развивая радиокружок в процессе его деятельности.
Данная статья не претендует на полноту изложения, скорее это приглашение к разговору. Буду рад, если коллеги дополнят или поправят. Обсуждение возможно в нашем телеграмм-канале: В помощь РАДИОКРУЖКУ
Если посмотреть на развитие кружков по электронике как на частный случай развития радиолюбительства вообще, а именно так надо рассматривать развитие кружка. Многое, из радиолюбительской практики, неизбежно переходит в практику кружка, просто потому что сами кружковцы – уже являются радиолюбителями или станут ими, если занятие электроникой станет любимым делом их жизни. Поэтому и применение радиолюбительских технологий и практик в работе кружка будет весьма полезно. Одной из проблем, с которой придется столкнуться – хранение радиокомпонентов.
В условиях радиотехнического кружка необходимо иметь достаточно большой запас электронных компонентов, и это не только радиодетали, но и учитывая уровень развития современной электроники – это различные платы, модули и т.п.
Неизбежно возникает вопрос хранения всего этого, чтобы радиолаборатория не превращалась в нагромождение различных коробок, пакетов и чего-то сваленного в кучу или покрывающего равномерным слоем всю лабораторию, при этом занимая все горизонтальные поверхности. А учитывая, что ассортимент радиокомпонентов довольно большой, то еще и возникает вопрос как быстро найти то, что нужно.
Отсюда неизбежно следует необходимость как-то все это упорядочить. Вариант скидать все в одну большую коробку на каком-то этапе конечно имеет место быть, но это самый неудобный и самый плохой вариант. С другой стороны, вряд ли стоит рассчитывать, что у кружка будет отдельный склад, где все будет разложено по полочкам, а кладовщица будет по требованию выдавать нужные компоненты в нужном количестве. И здесь вполне может помочь радиолюбительский опыт.
Радиодетали.
Конечно, у каждого радиолюбителя или радиокружка свой подход. Не думаю, что в рамках одной небольшой статьи я смогу обобщить весь опыт, но я могу рассказать, как это выстраивается в нашей радиолаборатории.
Все радиокомпоненты, попадают в лабораторию либо из магазина, либо это компоненты, которые могут быть использованы вторично, добытые с разборки уже не нужных устройств или различной старой техники.
Из магазина компоненты отправляются на специальные стелажи, где они и хранятся в той упаковке, в которой они были приобретены. Там они лежат либо в своих коробках, либо объединены в отдельные контейнеры, чтобы не занимали много места.
Демонтированные компоненты для вторичного использования, чаще всего попадают в один общий контейнер – сваливаются в одну кучу. И это самый плохой способ их хранения, потому что найти нужную деталь быстро практически невозможно. Конечно, хотелось бы чтобы они сразу сортировались и попадали туда куда нужно, но на практике это работает плохо.
По мере возможности из этого общего контейнера они постепенно все-таки сортируются по типу – резисторы в коробку с резисторами, конденсаторы в коробку с конденсаторами и так далее. Иногда для этого даже приходится устраивать «субботник». Эти коробки объединены в одну большую кассетницу. Такой способ хранения, конечно, лучше, чем «одна большая коробка», но все-таки он почти также не удобен, когда нужно найти какую-то конкретную деталь.
Поэтому конечным местом хранения компонентов являются мылые кассетницы, где в одной ячейке хранятся компоненты одного типа и номинала. Такие кассетницы сегодня можно приобрести готовые, или вспомнить дедовский опыт – склеить нужное количество кассетниц из спичечных коробков.
На специальную сортировку компонентов времени конечно же нет. Некоторые радиолюбители вообще приходят к тому, что чем искать что-то в своих запасах – проще сходить в магазин и купить все по списку - тот самый вариант со складом и кладовщицей. Вариант, конечно, удобный, но чтобы жить по такому принципу кружок должен быть хорошо обеспечен финансово, что на практике встречается очень редко, если вообще встречается. А учитывая практику повторного использования компонентов - нужно придумать такую систему, чтобы компоненты сами как-то сортировались и чтобы они сами как-то попадали на свое место, чтобы не тратить время ни на сортировку, ни на поиски.
И мы такую систему придумали. Она конечно не идеальна, но это лучше, чем ничего.
Итак, у нас компоненты хранятся:
А дальше работает такой принцип. Например, мне нужен резистор номиналом 1 кОм. Я подходу к общей коробке, либо беру ячейку с резисторами из большой кассетницы и беру оттуда первый попавшийся резистор. Если резистор оказался нужного мне номинала – задача решена. Если резистор другого номинала, например 100 кОм, то я беру этот резистор и отправляю его в ячейку малой кассетницы, где и хранятся резисторы номиналом 100 кОм, а из ячейки малой кассетницы, где лежат резисторы нужного мне номинала – достаю нужный мне резистор 1 кОм.
Да, конечно, это сложнее, чем просто взять нужный компонент из нужной ячейки, но если придерживаться этого алгоритма, то со временем порядок наводится и поддерживается сам по себе. И тут главное убедить кружковцев следовать этому алгоритму. Конечно, со временем они это и так поймут, когда в малой кассетнице закончатся нужные компоненты, и тогда хочешь - не хочешь, придется рыться в большой кассетнице, или даже в общей коробке. Но лучше до этого не доводить, и первое время держать ситуацию под контролем. Конечно, малая кассетница время от времени, пополняется новыми компонентами из магазина, но только при условии, что большая кассетница, а тем более общая коробка не ломятся от избытка радиодеталей.
Отдельно стоит обратить внимания на SMD компоненты. Тут используется схожий принцип, только эти компоненты сразу сортируются по типу деталей и попадают в большую кассетницу SMD или раскладываются по грипперам. Впрочем, SMD мы редко используем повторно, в основном это какие-то отдельные транзисторы и микросхемы, а также редкие или дорогие радиодетали.
Платы, шилды, модули.
Сначала никакой проблемы не просматривалось. Были коробки, в которых как-то хранились платы, модули, провода и т.д. Но по мере того, как их становилось больше, а ассортимент расширялся – возникла потребность как-то это организовать.
Сначала традиционно все сортировалось по отдельным контейнерам и коробочкам, и на какое-то время проблема решилась. Но по мере развития пришло понимание что и тут нужно наводить порядок.
Сразу скажу, что процесс еще не завершен, но постепенно пришло понимание как это организовать. Первым шагом было сделать отдельные коробки для некоторого образовательного набора, например были изготовлены индивидуальные коробки для работы с JoystickShield – набор содержал: JoystickShield, Arduino-совместимая плата, USB-кабель, флэшка с размещенной на ней всей необходимой для работы с джойстиком докуметацией, программой Arduino IDE, и некоторые дополнительные модули. Каждый такой набор закреплялся за отдельным воспитанником. Такой подход у нас все еще используется, но у него есть недостатки – нужно постоянно иметь в резерве излишки контроллеров, проводов и т.п. так как с набором воспитанник работает ограниченное время, потом он переходит уже к чему-то другому и из набора ему нужно не все, и наоборот нужны какие-то компоненты, которых в наборе нет. И на этом моменте, как правило начинается бардак.
Следующим шагом было просто упорядочивать компоненты по их функционалу в расчете не группу. Например, были изготовлены: Держатель для аккумуляторов 18650, Органайзер для контроллеров "Ардуино" и другие органайзеры по такому же принципу.
Такой подход лично мне понравился больше, и мы постепенно начинаем изготавливать такие органайзеры и для других компонентов.
На этом тему пока можно завершить, задать вопросы или поделиться опытом можно в нашем телеграмм-канале.
Вопросы, обсуждения, дополнения
Радиоконструкторы
Описания различных конструкторов и наборов для самостятельной сборки электронных устройств, которые применялись для обучения в радиолаборатории "Импульс". Постепенно в коллекцию будут добавляться и другие устройства.
Наверное не мне одному интересно посмотреть, а как это было в прошлом веке? Разбирая доставшийся "по наследству" архив, нашел много любопытных документов:
Программы:
Опыт работы детской любительской радиостанции R8AM, а также кружков спортивной радиопеленгации и радиотехнического творчества Челябинской области очень богат. Челябинские ребята участвуют в различных соревнованиях, выставках, конкурсах и т.п. Некоторые дети, показавшие себя в таких соревнованиях и конкурсах, получают награды, что, безусловно, поднимает их самооценку и стимулирует и дальше развиваться в выбранном направлении.
Но часто результаты объективно не могут быть конкурирующими, например как это происходит в УКВ соревнованиях, когда детям приходится соревноваться со взрослыми командами, так как отдельного зачета для детских команд либо нет, либо детских команд для зачета не хватает. Либо недостаточно проходит соревнований или конкурсов, в расчете на учебный год. Поэтому, не всем удается выигрывать в соревнованиях и конкурсах, есть те, кто добросовестно учится, активно работает, но по разным причинам не может проявить себя в соревновательном процессе. А есть населенные пункты, где тоже есть дети, но им и заниматься-то негде, не то что как-то проявлять себя на соревнованиях. Есть и те, кто занимаются самостоятельно, а их знания и труд никак не оцениваются. Но ведь дети занимаются, и хотелось бы иметь возможность как-то отметить достижения начинающих радиолюбителей, поощрить их упорство и труд, их стремление стать радиолюбителями, дать дополнительный импульс для развития.
В Челябинске, региональным отделением Союза радиолюбителей России, практикуется самостоятельное награждение молодых людей продемонстрировавших некоторые успехи в освоении радио, а также принимавших активное участие в проводимых в течении года мероприятиях.
Но и этого недостаточно. Нужна большая программа, работающая в рамках целой страны, позволяющая стать некой ступенькой, на которую может подняться юный радиолюбитель, самоопределиться и уже осмысленно продолжить двигаться дальше. И такие программы в истории нашей страны уже были, и такой ступенькой может и должна стать новая программа: «Значок «Юный радиолюбитель».
Нагрудный значок «Юный радиолюбитель» был учрежден в конце 1939 г. совместным решением Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при Совете Народных Комиссаров Союза ССР (Всесоюзным Радиокомитетом, созданным 31.01.1933 г.) и Народного комиссариата просвещения РСФСР. Этот значок стал первой и единственной ведомственной наградой столь высокого уровня для юных энтузиастов радиодела.
Значком «Юный радиолюбитель» награждались пионеры и школьники, сдавшие определенные зачеты. Они должны были сделать самостоятельно или коллективно, в кружке детекторный приемник, технически грамотно и с хорошей пайкой сконструировать ламповый приемник с каскадом усиления высокой или низкой частоты. Юный радиолюбитель также обязан был читать и вычерчивать схемы несложных радиоприемников, уметь установить антенну, заземление, установить детекторный или ламповый приемник и уметь обращаться с действующими фабричными приемниками. Кроме этого, юные радиотехники должны были знать азбуку Морзе и уметь передавать тексты с помощью ключа Морзе, световой сигнализации или флажков.
Зачеты на значок «Юный радиолюбитель» принимали специальные комиссии при станциях юных техников, в дворцах и домах пионеров, а там, где этих учреждений нет — радиокомитеты или их уполномоченные организуют специальные комиссии.
Как правило, в комиссию по приему входили представители Радиокомитета или уполномоченные местного вещания, радиоинструкторы станции юных техников или Домов пионеров, преподаватели физики или квалифицированные радиолюбители или руководители радиокружков.
Значком «Юный радиолюбитель» награждали вплоть до начала Великой Отечественной Войны.
Вручался ли значок после войны — неизвестно, но известно, что в 1966 году Центральным комитетом ДОСААФ СССР в ознаменование 40-летия ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ и 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции «для поощрения учащихся восьмилетних и средних школ, посвящающих свой досуг изучению радиотехники и радиоспорту» был учрежден новый значок, который по внешнему виду сильно отличался от значка, образца 1939 года.
ЦК ДОСААФ была утверждена и согласована с министерством просвещения «Примерная программа кружка по подготовке значкистов «Юный радиолюбитель». Она была рассчитана на подростков, ранее радиолюбительством не занимавшихся. Занятия кружков для начинающих радиолюбителей, проводившихся один раз в неделю продолжительностью два-три часа, состояли из коротких теоретических занятий и практических работ. Отдельные виды практических работ допускалось выполнять в домашних условиях. Все намеченные к постройке конструкции предполагалось предварительно обсуждать на занятиях кружка.
Согласно Положению о значке, для его получения требовалось выполнить одно из пяти условий:
Проверка знаний кружковцев производилась специальной комиссией, которая назначалась приказом директора школы или внешкольного учреждения.
Значки также могли быть вручены радиолюбителям, которые не занимались в радиокружке, но имели знания и навыки, предусмотренные Положением. Для этого требовалось предъявить в местный радиоклуб или на станцию юных техников две-три своих конструкции и ответить на несколько вопросов по основам радиотехники.
Значок «Юный радиолюбитель» вручался за номинальную плату районными и городскими комитетами ДОСААФ по представлению радиоклубов, спортивно-технических клубов, руководителей школ и внешкольных учреждений, судейских коллегий соревнований по радиоспорту, а также организационных комитетов радиовыставок.
Юные радиолюбители, получившие значок, наделялись правами:
Алюминиевый значок «Юный радиолюбитель» имел пятиугольную форму с тупым нижним углом, обращенным вниз. В верхней его части располагался квадрат с широким бортиком, залитый красной краской. В его центре серебристым цветом нанесено схематическое изображение транзистора. В нижней части значка находились две заглавные буквы «ЮР» грубой формы.
Значок крепился к одежде при помощи горизонтальной булавки и носился на правой стороне груди.
Программа реализуется Союзом радиолюбителей России в рамках молодежной политики СРР и продолжает традиции программы «Юный радиолюбитель», утвержденной ЦК ДОСААФ СССР и Министерством просвещения СССР в 1966 году.
Выпуск значка «Юный радиолюбитель» производится небольшой партией по запросу РО СРР.
Экспериментальной площадкой для программы «Юный радиолюбитель» определяется РО СРР по Челябинской области.
В составе молодежных комитетов местных и региональных отделений организуются комиссии для рассмотрения ходатайств и для приема зачетов по программе «Юный радиолюбитель».
Общественным молодежным организациям и движениям рекомендуется присоединиться к программе «Юный радиолюбитель» и организовать свои комиссии для приема зачетов по программе «Юный радиолюбитель», с обязательным включением в них представителей, из числа радиолюбителей–членов СРР.
В качестве примера образовательной программы приводится образовательная программа «Юный радиолюбитель» (текущая версия образовательной программы составлена в 2017 году Мельниковым Е.В.).
Одним из шагов по реализации программы станет обновлённое соглашение между СРР и ЦТТУ МГТУ «Станкин», в которое предполагается включить программу «Юный радиолюбитель».
Утверждено Президиумом СРР 23.12.2017 года (протокол заседания Президиума № 42)
Значок «Юный радиолюбитель» учрежден Президиумом «Союза радиолюбителей России» для поощрения начинающих радиолюбителей, юношей и девушек в возрасте до 19 лет включительно, посвящающих свой досуг изучению радиотехники и электроники, а также радиоспорту.
Для получения значка «Юный радиолюбитель» нужно выполнить одно из пяти условий:
или
или
или
или
Решение о присуждении значка «Юный радиолюбитель» принимают комиссии для приема зачетов по программе значка, действующие в организациях, присоединившихся к программе значка «Юный радиолюбитель»: детских радиокружках, технических и спортивно-технических клубах, школах и учреждениях любой ведомственной принадлежности, в том числе, самодеятельных, а также оргкомитеты конкурсов, выставок и соревнований.
Значок «Юный радиолюбитель» выдается местными или региональными отделениями Союза радиолюбителей России по представлению руководителей организаций, в которых действуют комиссии для приёма зачетов по программе значка «Юный радиолюбитель».
Юноши и девушки, получившие значок, имеют дополнительные преимущества, в организациях, поддерживающих программу СРР «Юный радиолюбитель».
|
|
|
Флаг односторонний, размер (ШхВ) 1,5х1 м. Ткань.
|
Магазин на сайте СРР - https://srr.ru/srr-shop/ |
Вымпел односторонний, размер (ШхВ) 160х220 мм. Ламинат. Со шнурком. |
В 2017 году мною было предложено возродить значок "Юный радиолюбитель", а точнее воссоздать его уже на новом уровне. Все началось вот с этой Пояснительной записки, где я изложил суть проекта и предложил несколько вариантов оформления значка. Инициатива была поддержана сначала на местном уровне - Челябинским Региональным отделением "Союза радиолюбителей России", а затем, 23.12.2017 года утверждена Президиумом СРР (протокол заседания Президиума № 42).
В общем виде с программой можно ознакомиться в статье, которая размещена на сайте "Союза радиолюбителей России"
Это то, что на данный момент сделано.
Следующий этап реализации проекта - заинтересовать общественные молодежные организации и движения, предложить им присоединиться к программе "Юный радиолюбитель" и организовать свои комиссии для приема зачетов по программе "Юный радиолюбитель". По всем вопросам можно обращаться в Челябинское РО СРР: http://radiochel.ru/ или на электронный адрес: r9al@mail.ru
14 мая в Актовом зале Дворца пионеров и школьников состоялась торжественная церемония вручения удостоверений и нагрудных знаков «Юный радиолюбитель» за лучшие результаты на соревнованиях и олимпиадах радиоспортивной и радиотехнической направленности.
Уже третий год Дворец пионеров и «Союз радиолюбителей России» поздравляет юных радиолюбителей. Почетными гостями, поделившимися своим опытом в этой сфере стали: чемпион Мира по радиоспорту, «Мастер спорта СССР международного класса» - Юрий Куриный; заслуженный мастер спорта России, четырехкратный чемпион Мира по радиоспорту на коротких волнах, мастер спорта России международного класса в дисциплине «Радиосвязь на КВ» – Виктор Чернобровин; доцент кафедры «Конструирование и производство радиоаппаратуры» ЮУрГУ – Леонид Кудрин; генеральный директор компании «Интерсвязь» - Эдуард Калинин; заместитель директора компании «ПЛАНАР» - Дмитрий Конорев.
Памятные награды получили обучающиеся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, направленным на изучение радиотехники, электроники, освоение навыков радиоспорта, в организациях общего и дополнительного образования. В число 35 обладателей нагрудных знаков вошли обучающиеся МАУДО «ДПШ», МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска», МБУДО «ДЮЦ», Станции юных техников города Копейска, МАОУ СОШ №137, МАОУ СОШ №6, МБОУ «Лицей №88 г. Челябинска» и Школы олимпийского резерва №5. Воспитанники радиолаборатории «Импульс» Дворца пионеров взяли сразу 12 наград.
Знак «Юный радиолюбитель» был учрежден не только для того, чтобы шире вовлекать юношество в ряды радиолюбителей, но, и чтобы отметить очевидные успехи юных конструкторов.
В завершении церемонии награждения памятные дипломы и подарки от Отдела Пенсионного фонда РФ по Челябинской области получили победители и призеры Открытого регионального чемпионата «WorldSkills Russia». «Молодыми профессионалами» в направлении «Радиотехника» также стали обучающиеся радиолаборатории «Импульс» под руководством Евгения Мельникова.
Завтра, 14 мая 2021, в 15.00 состоится торжественное награждение знаком "Юный радиолюбитель". От нашей радиолаборатории в списке награждаемых:
Белоус Илья Алексеевич
Евдокимов Сергей Леонидович
Миронченко Сергей Александрович
Соколов Александр Евгеньевич
Космич Евгений Валерьевич
Пихуля Иван Денисович
Рождественский Феликс Аркадьевич
Серебряков Виктор Алексеевич
Караченцев Никита Юрьевич
Золотухина Мария Александровна
14 мая 2021 в Актовом зале Дворца пионеров и школьников состоялась торжественная церемония вручения удостоверений и нагрудных знаков «Юный радиолюбитель» за лучшие результаты на соревнованиях и олимпиадах радиоспортивной и радиотехнической направленности.
Памятные награды получили обучающиеся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, направленным на изучение радиотехники, электроники, освоение навыков радиоспорта, в организациях общего и дополнительного образования.
В число 35 обладателей нагрудных знаков вошли обучающиеся МАУДО «ДПШ», МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска», МБУДО «ДЮЦ», Станции юных техников города Копейска, МАОУ СОШ №137, МАОУ СОШ №6, МБОУ «Лицей №88 г. Челябинска» и Школы олимпийского резерва №5. Воспитанники радиолаборатории «Импульс» Дворца пионеров взяли сразу 12 наград. [>>>]
В Челябинске во Дворце пионеров и школьников им. Н. К. Крупской состоялось торжественное вручение нагрудного знака «Юный радиолюбитель» подросткам, занимающимся радиоспортом. Знак получают спортсмены, которые после обучения достигли высокой квалификации, заняли призовые места в конкурсах и соревнованиях, связанных с радиоделом. В 2019 году знак «Юный радиолюбитель» получили 45 южноуральских школьников, в 2020 году вручения не состоялось из-за распространения коронавируса, а в 2021 году «синего ромба» были удостоены 35 школьников из 8 учреждений дополнительного образования Челябинской области. В церемонии награждения участвовал управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Челябинской области, четырехкратный чемпион мира по радиосвязи на коротких волнах, заслуженный мастер спорта России Виктор Чернобровин.
Напомним, что знак «Юный радиолюбитель» был учреждён ещё в 1939 году. Он имел округлую форму с изображением радиолюбителя у передатчика, красного знамени и башни со звездой. После распада СССР традиция вручения знака «Юный радиолюбитель» прервалась, а возродилась только в 2019 году и именно в Челябинске. Инициатором стало региональное отделение «Союз радиолюбителей России» во главе с председателем Юрием Куриным, а автором нового дизайна знака преподаватель Дворца пионеров и школьников Евгений Мельников. Теперь подростки получают синий ромб с изображением колебательного радиоконтура внутри и надписью «Юный радиолюбитель», выполненной буквами русского алфавита и азбукой Морзе.
На церемонии 2021 года пять школьников кроме нагрудных знаков получили ещё и медали чемпионата профессионального мастерства «WorldSkills - 2021», на котором Феликс Рождественский, Александр Соколов и Сергей Миронченко заняли три первых места среди юниоров 12-14 лет, занимающихся радиотехникой, а Владимир Черников и Виктор Серебряков два первых места среди юношей 14-16 лет.
На протяжении последнего десятилетия команда Челябинской области по радиосвязи на коротких волнах RM9A по праву считается одной из сильнейших в мире. Семь раз она становилась призёром мирового чемпионата, четыре раза его победителем. 2020 год стал для команды RM9A знаковым, ей удалось взять «золотой дубль» в мире радиоспорта — выиграть Кубок Мира и Чемпионат Мира. Сейчас в составе сборной команды России по радиосвязи на коротких волнах 11 спортсменов из 15 являются челябинцами. Будут ли в дальнейшем южноуральские юниоры пополнять взрослую команду - зависит от качества поддержки детского спорта.
«Несколько последних лет радиоспорт в Челябинской области развивается очень динамично. Мы четыре раза становились чемпионами Мира, трижды брали второе место, взяли Кубок Мира, побеждали во многих крупных международных соревнованиях, но чтобы процесс не остановился, нужно продолжать заниматься развитием детского спорта. Школы радиодела работают уже много лет, но сейчас они переходят на новый уровень обучения. Сегодня ощущается качественный скачёк в развитии детского радиоспорта в Челябинской области», - подчеркнул управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Челябинской области, заслуженный мастер спорта России Виктор Чернобровин.
На протяжении нескольких лет взрослые спортсмены организуют для своих юных коллег экскурсии по Центру высших достижений радиоспорта Челябинской области. Там подросткам позволяют на практике применять полученные теоретические знания - выходить в эфир и общаться с радиолюбителями всего мира с помощью микрофона, радиотелетайпа или морзянки. Наиболее сильные впечатления у юных радиолюбителей остаются после сеансов связи с МКС. Школьникам удаётся напрямую пообщаться с космонавтами. Кроме того, для развития детского спорта в Челябинской области взрослые радиолюбители приобретают подшефным клубам из городов и районов специальное оборудование и радиостанции. Вот и на этот раз интеллектуальные подарки от старших коллег на церемонии вручения знака «Юный радиолюбитель» получили абсолютно все школьники. [https://sfr.gov.ru/branches/chelyabinsk/news/~2021/05/19/225152]
19 мая 2024 года, в рамках фестиваля "Пикник на Алом", организованного Дворцом пионеров и школьников, состоялось награждение школьников знаком "Юный радиолюбитель". В этом году награду получили 17 юных радиолюбителей, добившихся значительных успехов в области радиоспорта и радиоэлектроники из 11 образовательных организаций области. К сожалению не все ребята смогли лично присутствовать на награждении.
От радиолаборатории "Импульс" знак "Юный радиолюбитель" получили: Ведерников Вячеслав, Замятин Матвей, Макаров Матвей, Морозов Михаил, Федорченко Владислав.
Знак "Юный радиолюбитель", по инициативе Челябинской области, был учрежден в 2019 году общероссийской организацией радиоспорта "Союз радиолюбителей России". [https://r9al.ru/2024/0519/index.htm]