
«ПЕРМСКИЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» ООО
В 1735 году по инициативе Василия Татищева на Егошихинском заводе создается горнозаводская школа.
К 1737 году было открыто 11 горнозаводских школ, в которых обучались 654 ученика.
В 1784 году в Перми открывается четырехклассная «градская школа».
11 ноября 1800 года - в Перми открывается Пермская духовная семинария - старейшее учебное заведение Пермского края. Она подготовила целую плеяду знаменитых людей - писатели Бажов, Мамин-Сибиряк, изобретатель радио Попов и др. [>>>]
8 сентября 1802 года манифестом императора Александра I было образовано Министерство народного просвещения Российской империи в ведении которого находились типографии, народные библиотеки, музеи, школы, а также вопросы цензуры.
В рамках реформ Александра I Российская империя была разделена на шесть учебных округов, появляются 4 ступени образования: приходское училище, уездное, гимназия, университет.
В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, которое внесло новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ.
В 1808 году в Перми появляется первая гимназия, мужская.
В 1818 году при Пермской духовной семинарии было открыто духовное трёхклассное училище на углу Покровской и Оханской (Ленина и Газеты «Звезда»).
К середине XIX века 46% дворянских детей обучались в мужской гимназии.
«До нас дошли труды Николая Алексеевича Фирсова, который высказывал очень интересные суждения по поводу пермского образования. В 19 веке ему казалось, что пока еще рано говорить о просвещении населения в Пермском крае, потому что местное население, по его мнению, сложилось из двух потоков: гулящие люди, беглые преступники, противогосударственные элементы, второй – служивые люди, владельцы земель, которые стремились любым путем получить прибыл. Он пишет, и те, и другие, если и учились, то только тому, что могло дать в жизни копейку. Он подчеркивал этот прагматический взгляд пермяков на жизнь. Считал, что это препятствие цивилизации и образованности.» [>>>]
К 1871 году было 255 школ, а к 1904 уже 2040 школ на территории всей Пермской губернии, из которых 1020 – это земские школы.
По данным переписи населения 1887 года уровень грамотности в Пермской губернии составлял 19,2%, что выше, чем в Уфимской (16,7%), но ниже, чем в Оренбургской губернии (20,4%).
С 18 января 1890 года по май 1917 года директором Народных училищ в Пермской губернии был Раменский Алексей Пахомович (1845-1929), которому принадлежала инициатива введения всеобщего обучения в Пермском крае.
В 1894 году на 25 очередном собрании Пермского губернского земства был вынесен вопрос о всеобщем образовании в Пермской губернии.
В 1908 году вышел cтолыпинский закон о том, чтобы начальное образование сделать бесплатным и всеобщим.
В 1897 году в г. Перми только 20% детей школьного возраста обучались в школах, то к 1914 году все дети школьного возраста ходили в школу. В Перми было достигнута полная доступность начального обучения. Пермь была лидером, таких городов в Пермской губернии больше не было.
В 1917 года в Пермской губернии было 7 мужских гимназий и прогимназий. 21 женская гимназия, 8 реальных училищ, 13 учебных заведений профессионального характера. [>>>]
Среднее образование давали гимназии. Конечно же, обучение было сословным. Что касается гимназического образования, во многом Россия заимствовала классическую модель немецкой гимназии, где была вербальная дидактика, очень серьезное обучение. Дети тратили больше количество времени на освоение программы, потому что изучали 2 древних языка: латынь, греческий и 3 новых – французский, английский, немецкий. Плюс еще другие предметы. Учиться было сложно. Часто детей оставляли на второй год. Если дети поступали в возрасте 8 – 11 лет, заканчивали они часто в 19, а то и в 21 год. Второгодники были совершенно нормальным явлением. Зато обучение в гимназии давало возможность детям дворян напрямую поступать в университеты, в учительский институт или сразу же начинать преподавать в учебных заведениях. Причем, девушки в женских гимназиях заканчивали специальный 8-й педагогический класс. У нас в начале 19 века идет рост и частного образование, и появляются всем известные гимназии, в зданиях которых и сегодня учебные заведения существуют. Например, мужская гимназия Циммерман. 1886 год основания частной гимназии, сейчас там фармучилище. Или женская гимназия Людмилы Барбатенко на Сибирской, это 21-я школа, 1901 год создания, женская гимназия Зиновьевой, 1904 год. Были частные авторские школы, школа Золотарева, Парамонова, Чайковская, которые работали как подготовительные школы к обучению в гимназии. [>>>]
"Учащиеся Алексеевского реального училища вообще написали петицию, создали новые правила школьной жизни. Чем они были недовольны: они выступали за свободу личности, выступали за отмену надзора со сторону учебного начальства, за свободу выбора учебных программ, за свободу вероисповедания. И, кстати, они выступали за то, чтобы в школах была удовлетворительная гигиеническая ситуация." [>>>]
3 ноября 1913 года в Перми открылось Пермское речное училище для подготовки судоводителей. С 2008 года Пермское речное училище входит в состав Пермского филиала ФБОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта». [>>>]
В феврале 1917 года в Перми произошла буквально "педагогическая революция". Учителя собрались на городское совещание, где предложили снять с должности директора Народных училищ Раменского, которую тот занимал уже 27 лет.
Здание бывшего ночлежного дома имени Е. И. Мешковой [ фото >>> ]
Здание бывшего ночлежного дома имени Е. И. Мешковой было построено для неимущих в 1914 году. После открытия в Перми в 1916 году университета было передано под университетские нужды. В настоящее время представляет собой корпус №2 Пермского государственного университета.
1 (14) октября 1916 года - В соответствии с актом Министерства народного просвещения России № 2773 было образовано Пермское отделение Императорского Петроградского университета. Первыми факультетами были: физико-математический, историко-филологический и юридический.
1 (14) июля 1917 года - постановлением Временного Правительства России от № 752 был открыт Пермский университет (на базе Пермского отделения Петроградского университета).
Пермская интеллигенция не приняла советскую власть. Во многом ушла за Колчаком в Сибирь. Пермь покинуло 80% учителей. Надо сказать, что и преподавательский состав Пермского университета, это 200 человек, вместе с детьми, семьями, ушли в Сибирь. <...> Потому что в Томске, который стал центром жизни научной интеллигенции, скопились огромные силы. [>>>]
В сентябре 1919 года в Перми был открыт Институт народного образования (ИНО), куда были переведены слушатели Фребелевского института.
9 сентября 1921 года ИНО был преобразован в Педагогический институт.
Пермь. Агрономический факультет Пермского Госуниверситета. |
Пермь. Правление Университета и Педфака (боковой фасад). |
Пермь. Уральский Областной Медтехникум. |
Пермь. Индустриальный техникум. |
Пермь. Городская школа II ступ. №11. |
Пермь. Школа №21. |
Пермь. Университет. Хирургическая клиника. |
Пермь. Дом Санпросвета. |
Пермь. Здание Клуба «ПРОФИНТЕРН». |
Пермь. Рабочий факультет при Гос.Университете. |
Пермь. Фармацевтический и Земельный Техникумы. |
Пермь. Окружная Совпартшкола. |
Пермь. Правление Университета и Педфака (главный фасад). |
Пермь. Городская школа II ступени №28. |
Пермь. Индустриальный техникум. |
Пермь. Заимка. Главное здание Университета. |
|
|
|
|
В 1922—1930 годах пединститут входил в состав Пермского университета в виде педагогического факультета, но впоследствии снова был выделен в самостоятельный вуз (1931).
В 1930 году педагогический факультет был выделен в самостоятельный педагогический институт (с 1995 года — Пермский государственный педагогический университет, с 2012 года — Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет).
В 1930 году сельскохозяйственный факультет преобразован в самостоятельный Уральский сельскохозяйственный институт (с 1933 года — Пермский сельскохозяйственный институт), в 1995 году получивший статус академии, в 2017 — университета.
В 1931 году медицинский факультет преобразован в Пермский медицинский институт (с 1994 года — Пермская государственная медицинская академия, с 2014 — Пермский государственный медицинский университет).
В 1936 году фармацевтическое отделение было преобразовано в Пермский государственный фармацевтический институт, получивший в 1995 году статус академии.
В 1953 году в Перми (тогда — Молотове) был создан Молотовский горный институт, на базе которого в 1960 году был организован Пермский политехнический институт (ППИ) — крупнейший вуз Перми. Специально для института был построен Студенческий городок (Комплекс ППИ) на правом берегу Камы.
В 1960 год — четыре отделения технического факультета вошли в состав Пермского политехнического института (с 1992 года ППИ приобрёл статус университета (ПНИПУ).
1 мая 1975 года был создан Пермский институт искусства и культуры.
В 90-е в Перми массовое открытие негосударственных вузов: Уральский гуманитарный институт (1993), Западно-Уральский институт экономики и права (1994), Прикамский социальный институт (2001) и филиалов вузов из других регионов: Академия живописи, ваяния и зодчества, Высшая Школа Экономики, РЭУ им. Г. В. Плеханова, РАНХиГС и другие.
В связи с реформой МВД ещё в 2011 году был закрыт Пермский филиал Нижегородской академии МВД России, который вёл свою историю с 1961 года.
С 2015 года Рособрнадзор усилил контроль за работой вузов. В Перми были закрыты филиалы Современной гуманитарной академии, РУДН, МИРБИС, Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы, МГУТУ, МЭСИ, РГУТиС. Были отозваны лицензии у ряда пермских негосударственных вузов: Пермского института экономики и финансов, Пермского гуманитарно-технологического института.
Количество студентов в пермских вузах за период с 2010 по 2017 год сократилось с 102 444 до 60 302 человек (более чем на 40 %). Численность профессорско-преподавательского персонала также сократилась с 4607 до 3570 человек (почти на 23 %) [>>>]
В соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности, образовательные организации подразделяются на типы (см. таблицу)
Тип образовательной организации |
Основная образовательная деятельность |
Дополнительная (возможная для осуществления) образовательная деятельность |
Возможные виды образовательных организаций |
Дошкольная образовательная организация
|
образовательные программы дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми
|
дополнительные общеразвивающие программы
|
ясли, детский сад
|
Общеобразовательная организация
|
образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования
|
образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения
|
начальная школа — детский сад, прогимназия, школа, гимназия, национальная гимназия, лицей, учебно-воспитательный комплекс, школа с углубленным изучением предметов, профильная школа, кадетская школа, кадетский корпус, школа-интернат
|
Профессиональная образовательная организация
|
образовательные программы среднего профессионального образования
|
основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы
|
профессиональное училище, профессиональный лицей, колледж, техникум
|
Образовательные организации высшего образования
|
образовательные программы высшего образования, а также научная деятельность
|
основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы
|
институт, академия, университет
|
Организация дополнительного образования
|
дополнительные общеобразовательные программы
|
образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения
|
учреждения дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, станции юного натуралиста, станции юного туриста, детская школа искусств; учреждения дополнительного образования взрослых
|
Организация дополнительного профессионального образования
|
дополнительные профессиональные программы
|
программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения
|
институт повышения квалификации
|
Раздел подготовлен по материалам википедии (CC BY-SA) и открытых данных сайтов образовательных учреждений (отказ от ответственности):
«Кто я: Зритель? Актёр? Режиссёр?» - подробнее о проекте на сайте "Президентский фонд культурных инициатив" [ Заявка № ПФКИ-23-2-006628 ]