• ноц59
  • перм край

ТОП-50 и «Атлас новых профессий»

Мы должны бежать так быстро, как только можем,
просто чтобы оставаться на месте. А если вы хотите
куда-то попасть, вы должны бежать в два раза быстрее.
(Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес», 1865)

Оригинал: We must run as fast as we can, just to stay in place.
And if you wish to go anywhere you must run twice as fast as that.
(Lewis Carroll, Alice’s Adventures in Wonderland, 1865)

 

Профессии будущего и новые технологии образования в России

  • Российское общество Знание — канал о науке и обществе: технологии, IT, медиа, экология, энергетика, урбанистика, медицина и многое другое. Уникальные выпуски, фильмы, интервью, экспертные мнения. Канал для тех, кто интересуется настоящим и хочет знать, каким будет наше будущее. Что нас ожидает? Какие выводы сделаны? В каком мире мы живем уже сегодня?

Революция в образовании? Уже здесь! Сегодня школьники и студенты учатся совсем не так, как 10 или даже 5 лет назад. Технологии изменили обучение и дали возможность каждому получать знания в любом возрасте и любом месте. Что такое цифровое образование? Каким профессиям будущего учат уже сейчас? Насколько оснащены творческие и производственные лаборатории в российских кампусах? О VR, AR, нейроинтерфейсах, гейм-дизайне и новых просветительских форматах - в новой серии «Технооптимистов».

 

 

Что такое «Атлас новых профессий»?

Это альманах профессий будущего, актуальных для российской экономики. Он основан на данных форсайт-сессий, в которых принимали участие ключевые игроки рынка. Атлас поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Самая последняя версия, Атлас 3.0, написана специально для подростков, простым и увлекательным языком и полна интересных историй о специалистах будущего.

 

 

Мы считаем, что наша миссия — просвещать общество на эту тему, поэтому цифровая версия Атласа ВСЕГДА будет доступна для бесплатного чтения и распространения. Печатную версию можно приобрести здесь. Помимо этого мы предлагаем ряд продуктов и услуг на основе Атласа. Это профориентационные инструменты, мастер-классы, обучение форсайт-мышлению и многое другое. [>>>]

 

«Атлас новых профессий 3.0» на сайте new.atlas100.ru

sajt_2.jpg

 

«Атлас новых профессий» (АНП) — мультимедийное и книжное издание, на основе разработки экспертной группы Агентства стратегических инициатив, Московской школы управления «Сколково» при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта РФ, WorldSkills Russia, Министерства труда и социальной защиты РФ и др. Замысел и основное руководство проектом осуществляет Д. А. Судаков. Среди авторов первого издания: Денис Коричин, Екатерина и Павел Лукша, Дмитрий Песков.

В книге и на портале new.atlas100.ru представлены возможные профессии, которые возникнут в ближайшей и отдалённой перспективе, а также перечень учебных заведений, готовых дать соответствующее базовое образование. Около трёх тысяч экспертов в формате форсайт-сессий работали над первой версией «Атласа». Учёные решили спрогнозировать, какие профессии будут востребованы на рынке труда в ближайшие 20-30 лет. В издании 3.0 приводятся 340 профессий из 27 отраслей экономики. [2]

 

Проведите занятие по профессиям будущего в вашей школе. Начните прямо сейчас

Классный урок. Разговор о будущем Судаков Д. А., руководитель проекта «Атлас новых профессий» - скачать бесплатный урок

 

«ProБудущее»

  • Проведение урока по профориентации в школе с «ProБудущее» на канале Design for School, 9 марта 2023

В 2022 году совместно с проектом «Атлас новых профессий» разработано пространственное решение, направленное на формирование мышления о будущем у учеников школ. Цель – создать в школьной рекреации фиджитал (цифровое + физическое) пространство, в котором школьники могли бы размышлять о своем будущем и о своей профессиональной траектории. [>>>]

 

 

 

Все выпуски Атласа профессий

atlas_novyh_professij_m_skolkovo_2014-1.jpg

atlas_novyh_professij_m_skolkovo_2015-2.jpg

Атлас новых профессий. - М., 2014 (первая редакция)

Атлас новых профессий. - М., 2015 (вторая редакция) 

atlas_novyh_professij_3-0_m_2020.jpg

atlas_m_2021-3.jpg

Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Интеллектуальная Литература, 2020. — 456 с.

Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Альпина ПРО, 2021. — 472 с.

 

 

ТОП-50 самых востребованных профессий на рынке труда в 2023 году


  • Приказ Минтруда России от 30.12.2022 N 831 "Об утверждении списка наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования"

 

 

А ВЫ ГОТОВЫ К БУДУЩЕМУ?


Будущее наступило. Во всяком случае у героев фильма "Профессии будущего". И юный возраст - для них уж точно не причина, чтобы не реализовывать себя и бездействовать. Технологии пришли. И наступает время, когда даже молодые ребята обладают компетенциями в самых важных сферах и ведут нашу страну в завтрашний день. Отставать нельзя. Никому. А Вы готовы к будущему?

 

Фильм "Профессии будущего" до премьеры в открытом доступе в сети Интернет в рамках спецпроекта "Мотивирующие цифровые уроки" увидели более 30 000 подростков в 1 654 школах в 70 регионах страны. Школьники и учителя оставили тысячи отзывов. Оценка кинопроекта – 9,3 из 10. По анкетам школьников «после фильма» команда проекта поняла, что для 90% фильм ребят очень полезен и оказывает мотивирующее действие. Чтобы поддержать молодежь в поиске себя и стремлении развиваться, фильм был размещен в открытом доступе и уже сослужил хорошую службу подросткам, родителям и учителям во всех регионах нашей страны. 

К началу учебного года создатели проекта готовятся к выходу фильма «Профессии будущего-2», а уже этим летом приступают к съемкам «Профессии будущего-3». [ >>> ]

Фильмы, с помощью которых проводятся мотивирующие цифровые уроки, получили высокую оценку и рекомендованы для использования в воспитательных целях в образовательных учреждениях. [>>>]

 

А какие новые профессии знаете вы?


metodicheskie-rekomendaczii-prob.jpg

Методические рекомендации по разработке и проведению профессиональных проб в рамках проекта профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» - Приложение 19. Рекомендуемый федеральным оператором перечень профессиональных направлений профессиональных проб для реализации в регионах [1]

 

 

 

 

Перечень рекомендуемых направлений для профессиональных проб в рамках федерального проекта «Билет в будущее»

Выбор профессионального направления (профессиональной пробы) связан с профессиональной средой нелинейно. Профессия (специальность) может относиться к разным средам. Профессии технических групп специальностей могут быть как в Комфортной среде, так и Индустриальной. Профессии групп здравоохранения - как в Здоровой среде, так и Умной. Большинство профориентационных диагностических методик за основу берут предмет труда (на что направлено трудовое действие), и рекомендация связана именно с ним. Однако при выборе также важно учитывать и средства труда (инструменты). Для врача-терапевта важнее сам человек (личность), для медика-исследователя – организм человека (биологический объект). 

 

Профессиональное направление: Здоровая среда

  1. Врач паллиативной медицины
  2. Терапевт (врач персонифицированной медицины)
  3. Врач-онколог
  4. Диетолог
  5. Фармацевт (ТОП-50)
  6. Стоматолог
  7. Хирург
  8. Микробиолог
  9. Вирусолог
  10. Врач-исследователь
  11. Фармаколог
  12. Специалист по доклиническим исследованиям
  13. Тканевый инженер
  14. Биоинформатик
  15. Менеджер медицинского учреждения
  16. Сетевой врач (врач телемедицины)
  17. Генетик
  18. Психолог-исследователь
  19. Фельдшер (ТОП-50)
  20. Анестезиолог-реаниматолог
  21. Врач-гериатр
  22. Врач-радиолог
  23. Массажист
  24. Остеопат
  25. Инженер по охране окружающей среды
  26. Инженер альтернативной энергетики
  27. Эколог
  28. Биотехнолог
  29. Фитопатолог
  30. Арборист
  31. Метеоролог
  32. Картограф
  33. Инженер по лесопользованию и лесовосстановлению
  34. Медицинская сестра / медицинский брат (ТОП-50)
  35. Специалист по экологической безопасности природных комплексов (ТОП-50)
  36. Специалист по биотехническим и медицинским аппаратам и системам
 

Профессиональное направление: Комфортная среда

  1. BIM-инженер-проектировщик (специалист в области информационного проектирования зданий и объектов)
  2. Инженер-прочнист
  3. Инженер-технолог
  4. Инженер по эксплуатации зданий
  5. Инженер-электроэнергетик
  6. Транспортный планировщик
  7. Архитектор
  8. Дизайнер городской среды
  9. Ландшафтный дизайнер
  10. Девелопер
  11. Сити-менеджер
  12. Специалист по взаимодействию с населением
  13. Специалист по земельно-имущественным отношениям
  14. Логист
  15. Агент по недвижимости
  16. Инженер вентиляционных систем
  17. Инженер городского кадастра
  18. Инженер по механизации и автоматизации строительства
  19. Инженер по содержанию и ремонту автомобильных дорог
  20. Инженер-строитель
  21. Менеджер строительного проекта
  22. Проектировщик 3D-печати в строительстве
  23. Специалист по доступной среде
  24. Урбанист
  25. Специалист по созданию инфраструктуры «умного города»
  26. Прораб-вотчер
  27. Автокриминалист
  28. Инженер путей сообщения
  29. Инженер систем транспортного видеонаблюдения
  30. Машинист локомотива
  31. Проектировщик интермодальных транспортных узлов
  32. Специалист по безопасности на транспорте
  33. Специалист по сервису на транспорте
  34. Водитель
  35. Дежурный по железнодорожной станции/депо
  36. Диспетчер
  37. Инженер алгоритмов компьютерного зрения
  38. Инженер-конструктор транспортных систем
  39. Начальник поезда
  40. Менеджер по перевозкам
  41. Помощник машиниста поездов и локомотивов
  42. Проводник пассажирского вагона
  43. Проектировщик железнодорожных мостов и тоннелей
  44. Разработчик профессиональных железнодорожных симуляторов
  45. Разработчик систем спутникового контроля железных дорог
  46. Специалист по инженерным сооружениям
  47. Инженер-механик
  48. Водитель-испытатель
  49. Архитектор интеллектуальных систем управления
  50. Инженер по водному хозяйству и мелиорации
  51. Климатолог
  52. Оператор беспилотных аппаратов (ТОП-50)
  53. Специалист по управлению многоквартирным домом
  54. Мастер общестроительных работ: бетонщик, каменщик, слесарь по сборке металлоконструкций, электросварщик ручной сварки (ТОП-50)
  55. Мастер отделочных строительных и декоративных работ: маляр строительный, монтажник каркасно-обшивных конструкций, облицовщик-плиточник, облицовщик-мозаичник, штукатур, резчик по камню, облицовщик синтетическими материалами (ТОП-50)
  56. Мастер по изготовлению мебели (ТОП-50)
  57. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей (ТОП-50)
  58. Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства: рабочий зеленого хозяйства, садовник, цветовод (ТОП-50)
  59. Мастер слесарных работ: слесарь по ремонту строительных машин (ТОП-50)
  60. Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ: столяр строительный, плотник, стекольщик, паркетчик (ТОП-50)
  61. Машинист дорожных и строительных машин (ТОП-50)
  62. Машинист технологических насосов и компрессоров (ТОП-50)
  63. Монтажник санитарно-технических систем и оборудования (ТОП-50)
  64. Оператор станков с программным управлением (ТОП-50)
  65. Повар, кондитер (ТОП-50)
  66. Сварщик (ТОП-50)
  67. Специалист по обслуживанию и ремонту электронной техники (ТОП-50)
  68. Специалист по эксплуатации зданий и сооружений (ТОП-50)
  69. Специалист полиграфического производства (ТОП-50)
  70. Станочник широкого профиля (ТОП-50)
  71. Электромонтажник/электромонтер (ТОП-50)

 

Профессиональное направление: Агросреда

  1. Агроинформатик
  2. Агроном (ТОП-50)
  3. Агрохимик
  4. Ветеринарный фельдшер (ТОП-50)
  5. Генетик-селекционер
  6. Животновод
  7. Зооинженер
  8. Оператор автоматизированной сельскохозяйственной техники
  9. Почвовед
  10. Руководитель в агропромышленном комплексе
  11. Сити-фермер
  12. Специалист по агромелиорации (ТОП-50)
  13. Специалист по эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования (ТОП-50)
  14. Технолог продуктов общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов (ТОП-50)
  15. Фермер

 

Профессиональное направление: Безопасная среда

  1. Инженер-проектировщик систем безопасности
  2. Инженер по эксплуатации систем вооружения
  3. Специалист по информационной безопасности (ТОП-50)
  4. Следователь в области финансовых преступлений на рынке
  5. Специалист по экономической безопасности
  6. Пожарный
  7. Спасатель МЧС
  8. Специалист по международной безопасности
  9. Полицейский
  10. Военнослужащий
  11. Правозащитник
  12. Специалист по медицине катастроф
  13. Криминалист
  14. Специалист по психологии экстремальных ситуаций
  15. Военный корреспондент
  16. Летчик спасательной авиации
  17. Оперуполномоченный
  18. Сапер
  19. Военный врач
  20. Диспетчер спасательных служб

 

Профессиональное направление: Умная среда

  1. Психолог-исследователь
  2. Специалист в области воспитания (ТОП-50)
  3. Дефектолог
  4. Исследователь, экспериментатор
  5. Менеджер проектов в сфере образования и науки
  6. Методист
  7. Педагог
  8. Педагог инклюзивного образования
  9. Педагог-организатор
  10. Ученый, научный работник
  11. R&D-менеджер (специалист в области развития и инноваций)
  12. Руководитель в сфере образования
  13. Продюсер онлайн-курсов
  14. Педагог-психолог
  15. Тьютор
  16. Программист (ТОП-50)
  17. Разработчик мобильных приложений
  18. Специалист по мехатронике и мобильной робототехнике (ТОП-50)
  19. Тестировщик программного обеспечения (ТОП-50)
  20. Сетевой и системный администратор (ТОП-50)
  21. Веб-аналитик
  22. Аналитик BigData (специалист по работе с большими данными)
  23. UX-дизайнер (проектировщик пользовательских интерфейсов) Гейм-дизайнер
  24. Дизайнер виртуальных миров
  25. Инженер IoT (Интернет-вещей)
  26. Разработчик беспилотных систем управления
  27. Конструктор нейронных сетей
  28. Специалист по информационным кабельным сетям
  29. Специалист по обслуживанию роботизированного производства (ТОП-50)
  30. SMM-менеджер (специалист по маркетингу в социальных сетях)
  31. Data scientist (специалист по данным)Физик
  32. Дизайнер космических объектов
  33. Инженер аэрокосмических систем
  34. Инженер связи
  35. Инженер систем жизнеобеспечения
  36. Космонавт-исследователь
  37. Специалист по авиационной и космической медицине
  38. Специалист по дистанционному зондированию Земли
  39. Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики (ТОП-50)
  40. Инженер-исследователь
  41. Менеджер по качеству
  42. Наноинженер
  43. Сервисный инженер
  44. Лаборант химического анализа
  45. Химик-аналитик
  46. Электрохимик
  47. Химик-технолог
  48. Материаловед
  49. Инженер-приборостроитель
  50. Инженер-радиотехник
  51. Специалист в области воспитания
  52. Специалист индустрии красоты: парикмахер, специалист по предоставлению бытовых косметических услуг (ТОП-50)
  53. Специалист по монтажу и технической эксплуатации холодильно-компрессорных машин и установок (ТОП-50)
  54. Администратор баз данных (ТОП-50)
  55. Бэкенд-разработчик (ТОП-50)
  56. Фронтенд-разработчик (ТОП-50)
  57. Специалист по интеллектуальным интегрированным системам (ТОП-50)
  58. Специалист по машинному обучению (ТОП-50)
  59. Специалист по сбору цифрового следа (ТОП-50)
  60. Разработчик Web- и мультимедийных приложений (ТОП-50)
  61. Технический писатель (ТОП-50)

 

Профессиональное направление: Креативная среда

  1. Журналист
  2. Историк
  3. Искусствовед
  4. Фотограф
  5. Писатель
  6. Бренд-менеджер
  7. Дизайнер одежды
  8. Мультимедиа-дизайнер
  9. Куратор мультимедийных выставок
  10. Режиссер
  11. Science-художник (специалист, создающий арт-объекты, в основе которых лежат точные научные расчеты)
  12. Продюсер
  13. Музыкант
  14. Архитектор виртуальной реальности
  15. Культуролог
  16. Актер
  17. Археолог
  18. Архивист/специалист по работе с документами и архивами (в т.ч. электронными) (ТОП-50)
  19. Библиотекарь
  20. Реставратор
  21. Специалист по 3D-моделированию
  22. Специалист по оцифровке фондов
  23. Экскурсовод
  24. Корреспондент
  25. Редактор
  26. Оператор
  27. Звукорежиссер
  28. Монтажер
  29. Контент-менеджер
  30. Копирайтер
  31. Ведущий
  32. Фотокорреспондент
  33. Data-журналист (журналист, собирающий и анализирующий данные)
  34. Клипмейкер
  35. Сценарист
  36. Корректор
  37. Дизайнер графики /графический дизайнер (ТОП-50)
  38. Креативный менеджер
  39. Байер
  40. Визуальный мерчандайзер
  41. Тренд-аналитик в области дизайна одежды
  42. Fashion-стилист (специалист, который создает внешний образ человека)

 

Профессиональное направление: Социальная среда

  1. Воспитатель детского сада
  2. Гувернер
  3. Комьюнити-менеджер
  4. Менеджер местного сообщества
  5. Социолог городского пространства
  6. Социолог
  7. Менеджер по работе с клиентами
  8. Продавец-консультант
  9. Продавец-кассир
  10. Бариста
  11. Официант
  12. Специалист по гостеприимству: администратор отеля (ТОП-50)
  13. Менеджер по туризму
  14. Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения
  15. Социальный работник
  16. Специалист по работе с молодежью
  17. Менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ
  18. Волонтер
  19. Карьерный консультант
  20. Омбудсмен/уполномоченный по правам человека
 

Профессиональное направление: Деловая среда

  1. Аналитик деловой разведки
  2. Антикризисный менеджер
  3. Государственный служащий
  4. Дипломат
  5. Политтехнолог
  6. Регионовед
  7. Специалист по государственному и муниципальному управлению
  8. Экономист-международник
  9. Финансовый аналитик
  10. Юрист
  11. HR-менеджер
  12. Инкассатор
  13. Аудитор
  14. Политолог
  15. Специалист в области международных отношений
  16. Пресс-секретарь
  17. Предприниматель малого бизнеса
  18. Бухгалтер
  19. Банковский служащий
  20. Маркетолог-аналитик
  21. Адвокат
  22. PR-менеджер

 

Профессиональное направление: Индустриальная среда

  1. Промышленный дизайнер (ТОП-50)
  2. Специалист по аддитивным технологиям (ТОП-50)
  3. Инженер-испытатель
  4. Инновационный менеджер
  5. Технолог
  6. Взрывник
  7. Геодезист
  8. Геолог
  9. Геонавигатор
  10. Геммолог
  11. Горный инженер-обогатитель
  12. Инженер по бурению
  13. Маркшейдер
  14. Машинист буровой установки
  15. Минералог
  16. Системный горный инженер
  17. Спектроскопист
  18. Специалист сейсморазведочных работ
  19. Шахтер
  20. Горнопроходчик
  21. Инженер окрасочного производства в автомобилестроении
  22. Физик-аэродинамик
  23. Авиаконструктор
  24. Автомеханик
  25. Инженер-конструктор (автомобилестроение)
  26. Инженер по электрооборудованию (автомобилестроение)
  27. Транспортный инженер
  28. Дизайнер автомобильных интерьеров
  29. Инженер-кораблестроитель
  30. Дизайнер транспортных средств
  31. Инженер-металлург
  32. Контролер металлургического производства
  33. Проектировщик оборудования порошковой металлургии
  34. Оператор гидропрессов
  35. Специалист по обработке металлов давлением
  36. Инженер-металловед
  37. Специалист производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
  38. Оператор линии по обработке цветных металлов
  39. Специалист по литейному производству
  40. Глазир
  41. Инженер по металлургическим машинам и оборудованию
  42. Системный инженер интеллектуальных энергосетей
  43. Инженер по эксплуатации нефтегазотрубопроводов
  44. Инженер-физик
  45. Инженер по строительству атомных электрических станций
  46. Инженер-проектировщик тепловых сетей
  47. Инженер солнечных электростанций
  48. Инженер-гидротехник
  49. Инженер-энергетик
  50. Менеджер нефтегазовых проектов
  51. Специалист по энергоэффективности и энергосбережению
  52. Проектировщик высоковольтных линий электропередач
  53. Инженер-электрик
  54. Специалист по изготовлению швейных и меховых изделий (ТОП-50)
  55. Модельер
  56. Портной-закройщик
  57. Проектировщик новых тканей
  58. Контролер качества текстильных изделий
  59. Отделочник ткани
  60. Оператор раскройного оборудования
  61. Рециклинг-технолог
  62. Раклист
  63. Художник по костюмам
  64. Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (ТОП-50)
  65. Специалист по инженерному дизайну (ТОП-50)
  66. Специалист по монтажу телекоммуникационного оборудования (ТОП-50)
  67. Специалист по неразрушающему контролю / дефектоскопист (ТОП-50)
  68. Специалист по обслуживанию воздушных перевозок и авиационных работ (ТОП-50)
  69. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники (ТОП-50)
  70. Специалист по системам радиосвязи, мобильной связи и телерадиовещания (ТОП-50)
  71. Специалист по технологиям машиностроительного производства (ТОП-50)

* ТОП-50 – список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. [3, 4]

 

 

В 2021 году Высшая школа экономики и Сбер представили 50 профессий будущего 


atlas_professij_budushchego_1.jpg

Высшая школа экономики и Сбер выпустили интерактивную версию «Атласа профессий будущего», в котором представлено 50 перспективных профессий по 12 направлениям деятельности: медицине и здоровью, урбанистике, финансам, информационным технологиям, кибербезопасности, дизайну, маркетингу, логистике, Agile, ESG, юриспруденции, менеджменту в сфере досуга. Горизонт исследования охватывает период 2022–2023 гг.

На сайте «Атласа профессий будущего», представленного в виде виртуального города, размещены подробные описания профессий, интерактивный тест с рекомендациями подходящих пользователю специальностей, существующие программы обучения и переобучения на профессии будущего от СберУниверситета и НИУ «Высшая школа экономики», а также информация о стажировках для студентов и карьерных возможностях в экосистеме Сбера. Для каждой из профессий представлены драйверы спроса, описание задач, которые предстоит выполнять специалистам, перечень необходимых знаний и навыков, а также значимые цифры и статистика, подтверждающие перспективность профессии в будущем.

 

atlas-professii-2021_sber.jpg

  • Атлас профессий будущего / Н.Ю.Анисимов, Л.М. Гохберг, Г.О. Греф, Н.В. Дудина, С.В. Черногорцева, Н.А. Шматко и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; ПАО «Сбербанк». – Вып. 2. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 240 с.

 

Авторы «Атласа профессий будущего» прогнозируют появление новых востребованных специалистов. Например, геоаналитики собирают, анализируют и интерпретируют пространственные данные. В сфере информационных технологий появятся архитекторы мультиоблачных решений, занимающиеся разработкой и внедрением облачной инфраструктуры и вычислительной стратегией компании. А область юриспруденции пополнят эксперты-техноэтики, которые будут решать этические проблемы, возникающие в процессе развития технологий, а также разрабатывать нормативно-правовые основы применения технологий в разных областях науки и техники.

При подготовке исследования была использована методика прогнозирования «форсайт» с участием ведущих функциональных экспертов Сбербанка и НИУ ВШЭ, а также анализ больших данных рынка труда с помощью системы iFORA, разработанной Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с применением технологий искусственного интеллекта. Аудитория «атласа» — выпускники школ и вузов, а также опытные специалисты, интересующиеся перспективой выбора или смены профессии, руководители компаний, представители высших учебных заведений, которые интересуются темой будущих профессий и трендами рынка труда.

Леонид Гохберг, первый проректор Высшей школы экономики:

«Профессии будущего, конечно, не исчерпываются перечнем "атласа". Широкий спектр специальностей будет ещё долго сохранять свою актуальность, одновременно трансформируясь с возрастающей скоростью и наполняясь новым содержанием под давлением динамики технологий и рынков. Наша задача — обратить внимание бизнеса и общества на те магистральные тренды, которые будут генерировать запросы на новые компетенции, а также навыки быстро изменяющейся цифровой экономики — критическое мышление, ответственность и нацеленность на решение проблем».

Наталья Дудина, старший вице-президент, руководитель блока HR Сбербанка: 

«”Атлас профессий будущего" очень прикладной, и в этом я вижу его ценность для людей. Многие из представленных профессий уже существуют в Сбере, мы создаём возможности для раскрытия потенциала специалистов с качественно новыми навыками. Мы хотим, чтобы наш совместный проект с Высшей школой экономики стал полезным путеводителем в построении будущей карьеры». [>>>]

 

 

Фильм о профессиях будущего. Салон образования 2016


 

13-16 апреля в Москве (ВДНХ, павильон №75) прошел Московский Международный Салон Образования 2016. За четыре дня активной и насыщенной работы Салона 75-й павильон ВДНХ посетили 52 500 человек. 

 

  • Фильм о профессиях будущего. Салон образования 2016, канал MMCO 2021, 14 апр. 2016 г. 

 

Московский международный салон образования — ежегодное крупнейшее российское мероприятие в сфере образования. Открытый форум и самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий вновь станет площадкой для профессиональной дискуссии и обмена мнениями между всеми участниками образовательного процесса/ Название программы Салона – «Новая экосистема образования» (18 - 21 апреля 2018 г.) – делает акцент на развитии коммуникации всех участников образовательного процесса в России и за рубежом. Концепция программы Салона создается с учетом интересов всех сообществ и групп, включенных сегодня в образовательный процесс: от ректоров вузов, психологов дошкольных учреждений до руководителей образовательных стартапов, детей и родителей.  [https://mmco-expo.ru]

 

 

АСИ представит «Атлас успешных и невостребованных профессий до 2030 года»

  • https://asi.ru/news/8139/, 01 апреля 2013

Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления СКОЛКОВО представили в Общественной палате Российской Федерации первые выводы форсайта «Компетенции 2030». 

Разработчики прогноза назвали компетенции и профессии, необходимые для развития инновационной экономики России с 2013 по 2030 годы. 

Они также указали на конкретные меры по изменению программ подготовки специалистов в среднем, высшем и дополнительном образовании, которые позволят стране реализовать кадровый фактор конкурентного преимущества на глобальном рынке. 

В рамках стратегической сессии около 150 экспертов, заинтересованных в получении уникальных знаний о кадровых потребностях будущего в своих отраслях, тестировали результаты работы АСИ и МШУ СКОЛКОВО. Они обсуждали выводы форсайта, голосовали за вероятные сценарии, конкретизировали карту компетенций до конкретных программ и стандартов подготовки. 

Ключевыми направлениями форсайта стали: биотехнологии, медицина и здравоохранение, транспортные и космические системы, новые материалы и нанотехнологии, энергетика, рациональное природопользование, транспортные и космические системы. 

Данная рабочая встреча стала одним из этапов большого проекта форсайт «Компетенции 2030», реализуемого в рамках стратегической инициативы направления «Молодые профессионалы» АСИ по созданию Национальной системы квалификаций и компетенций (НСКК). 

Ориентируясь на большую государственную задачу создания 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест, форсайт «Компетенции 2030» отвечает на вопросы: какие это рабочие места в ближайшей и в долгосрочной перспективе, какие новые профессии появятся, какими компетенциями должны будут обладать новые профессионалы и как должна измениться система среднего, высшего и дополнительного образования. 

По мнению руководителя проекта форсайт «Компетенции 2030» Павла Лукши, проект поможет ликвидировать кадровые диспропорции экономики и будет способствовать улучшению профессиональной ориентации молодых людей. Студенты смогут трудоустраиваться быстро и по специальности, что пока для многих является проблемой. Ведь в процесс разработки стратегии вовлечены не только эксперты, но учебные заведения и сами студенты. 

Итоги форсайта «Компетенции 2030» будут дополнены результатами форсайта «Образование 2030», и уже летом этого года могут быть направлены руководству страны в форме доклада о стратегических векторах подготовки кадров в настоящем и будущем. 

Еще одним важным следствием форсайта станет «Атлас профессий до 2030 года». Он опишет наиболее востребованные профессии настоящего и будущего, и наоборот - те специальности, которые в скором времени станут менее перспективны или практически не нужны. По мнению авторов форсайта, такой прогноз будет особо востребован родителями будущих профессионалов, так как на сегодняшний день именно они определяют карьерные траектории своих детей. [https://asi.ru/news/8139/, 01 апреля 2013]

 

 

Список использованных источников и литературы


1. Методические рекомендации по разработке и проведению профессиональных проб в рамках проекта профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
2. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 О внедрении Единой модели профессиональной ориентации 
3. Приказ Минтруда России от 30.12.2022 N 831 "Об утверждении списка наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования"
5. Письмо Минпросвещения России от 25.04.2023 N ДГ-808/05 О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по реализации проекта Билет в будущее по профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утв. Фондом Гуманитарных Проектов 19.04.2023) 
6. «Атлас новых профессий» (АНП) на сайте new.atlas100.ru
7. Перечень профессиональных направлений для реализации мероприятий профессионального выбора в рамках проекта «Билет в будущее» в Республике Северная Осетия-Алания в 2023 году - https://copp-rso-alania.github.io
8. Техническое задание по разработке и проведению профессиональных проб в рамках проекта профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» Москва 2023 - pdf 
9. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) 
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно