«Пермский научно-образовательный центр», ООО
Мы должны бежать так быстро, как только можем,
просто чтобы оставаться на месте. А если вы хотите
куда-то попасть, вы должны бежать в два раза быстрее.
(Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес», 1865)
Оригинал: We must run as fast as we can, just to stay in place.
And if you wish to go anywhere you must run twice as fast as that.
(Lewis Carroll, Alice’s Adventures in Wonderland, 1865)
Революция в образовании? Уже здесь! Сегодня школьники и студенты учатся совсем не так, как 10 или даже 5 лет назад. Технологии изменили обучение и дали возможность каждому получать знания в любом возрасте и любом месте. Что такое цифровое образование? Каким профессиям будущего учат уже сейчас? Насколько оснащены творческие и производственные лаборатории в российских кампусах? О VR, AR, нейроинтерфейсах, гейм-дизайне и новых просветительских форматах - в новой серии «Технооптимистов».
Это альманах профессий будущего, актуальных для российской экономики. Он основан на данных форсайт-сессий, в которых принимали участие ключевые игроки рынка. Атлас поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Самая последняя версия, Атлас 3.0, написана специально для подростков, простым и увлекательным языком и полна интересных историй о специалистах будущего.
Мы считаем, что наша миссия — просвещать общество на эту тему, поэтому цифровая версия Атласа ВСЕГДА будет доступна для бесплатного чтения и распространения. Печатную версию можно приобрести здесь. Помимо этого мы предлагаем ряд продуктов и услуг на основе Атласа. Это профориентационные инструменты, мастер-классы, обучение форсайт-мышлению и многое другое. [>>>]
«Атлас новых профессий» (АНП) — мультимедийное и книжное издание, на основе разработки экспертной группы Агентства стратегических инициатив, Московской школы управления «Сколково» при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта РФ, WorldSkills Russia, Министерства труда и социальной защиты РФ и др. Замысел и основное руководство проектом осуществляет Д. А. Судаков. Среди авторов первого издания: Денис Коричин, Екатерина и Павел Лукша, Дмитрий Песков.
В книге и на портале new.atlas100.ru представлены возможные профессии, которые возникнут в ближайшей и отдалённой перспективе, а также перечень учебных заведений, готовых дать соответствующее базовое образование. Около трёх тысяч экспертов в формате форсайт-сессий работали над первой версией «Атласа». Учёные решили спрогнозировать, какие профессии будут востребованы на рынке труда в ближайшие 20-30 лет. В издании 3.0 приводятся 340 профессий из 27 отраслей экономики. [2]
Классный урок. Разговор о будущем Судаков Д. А., руководитель проекта «Атлас новых профессий» - скачать бесплатный урок
Проведение урока по профориентации в школе с «ProБудущее» на канале Design for School, 9 марта 2023
В 2022 году совместно с проектом «Атлас новых профессий» разработано пространственное решение, направленное на формирование мышления о будущем у учеников школ. Цель – создать в школьной рекреации фиджитал (цифровое + физическое) пространство, в котором школьники могли бы размышлять о своем будущем и о своей профессиональной траектории. [>>>]
Атлас новых профессий. - М., 2014 (первая редакция) |
Атлас новых профессий. - М., 2015 (вторая редакция) |
|
Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Интеллектуальная Литература, 2020. — 456 с. |
Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Альпина ПРО, 2021. — 472 с. |
Будущее наступило. Во всяком случае у героев фильма "Профессии будущего". И юный возраст - для них уж точно не причина, чтобы не реализовывать себя и бездействовать. Технологии пришли. И наступает время, когда даже молодые ребята обладают компетенциями в самых важных сферах и ведут нашу страну в завтрашний день. Отставать нельзя. Никому. А Вы готовы к будущему?
Фильм "Профессии будущего", реж. Татьяна Третьякова, 1.06.2020 на канал RS Мотивирующие фильмы
Фильм "Профессии будущего" до премьеры в открытом доступе в сети Интернет в рамках спецпроекта "Мотивирующие цифровые уроки" увидели более 30 000 подростков в 1 654 школах в 70 регионах страны. Школьники и учителя оставили тысячи отзывов. Оценка кинопроекта – 9,3 из 10. По анкетам школьников «после фильма» команда проекта поняла, что для 90% фильм ребят очень полезен и оказывает мотивирующее действие. Чтобы поддержать молодежь в поиске себя и стремлении развиваться, фильм был размещен в открытом доступе и уже сослужил хорошую службу подросткам, родителям и учителям во всех регионах нашей страны.
К началу учебного года создатели проекта готовятся к выходу фильма «Профессии будущего-2», а уже этим летом приступают к съемкам «Профессии будущего-3». [ >>> ]
Фильмы, с помощью которых проводятся мотивирующие цифровые уроки, получили высокую оценку и рекомендованы для использования в воспитательных целях в образовательных учреждениях. [>>>]
Методические рекомендации по разработке и проведению профессиональных проб в рамках проекта профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» - Приложение 19. Рекомендуемый федеральным оператором перечень профессиональных направлений профессиональных проб для реализации в регионах [1]
Выбор профессионального направления (профессиональной пробы) связан с профессиональной средой нелинейно. Профессия (специальность) может относиться к разным средам. Профессии технических групп специальностей могут быть как в Комфортной среде, так и Индустриальной. Профессии групп здравоохранения - как в Здоровой среде, так и Умной. Большинство профориентационных диагностических методик за основу берут предмет труда (на что направлено трудовое действие), и рекомендация связана именно с ним. Однако при выборе также важно учитывать и средства труда (инструменты). Для врача-терапевта важнее сам человек (личность), для медика-исследователя – организм человека (биологический объект).
* ТОП-50 – список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. [3, 4]
Высшая школа экономики и Сбер выпустили интерактивную версию «Атласа профессий будущего», в котором представлено 50 перспективных профессий по 12 направлениям деятельности: медицине и здоровью, урбанистике, финансам, информационным технологиям, кибербезопасности, дизайну, маркетингу, логистике, Agile, ESG, юриспруденции, менеджменту в сфере досуга. Горизонт исследования охватывает период 2022–2023 гг.
На сайте «Атласа профессий будущего», представленного в виде виртуального города, размещены подробные описания профессий, интерактивный тест с рекомендациями подходящих пользователю специальностей, существующие программы обучения и переобучения на профессии будущего от СберУниверситета и НИУ «Высшая школа экономики», а также информация о стажировках для студентов и карьерных возможностях в экосистеме Сбера. Для каждой из профессий представлены драйверы спроса, описание задач, которые предстоит выполнять специалистам, перечень необходимых знаний и навыков, а также значимые цифры и статистика, подтверждающие перспективность профессии в будущем.
Авторы «Атласа профессий будущего» прогнозируют появление новых востребованных специалистов. Например, геоаналитики собирают, анализируют и интерпретируют пространственные данные. В сфере информационных технологий появятся архитекторы мультиоблачных решений, занимающиеся разработкой и внедрением облачной инфраструктуры и вычислительной стратегией компании. А область юриспруденции пополнят эксперты-техноэтики, которые будут решать этические проблемы, возникающие в процессе развития технологий, а также разрабатывать нормативно-правовые основы применения технологий в разных областях науки и техники.
При подготовке исследования была использована методика прогнозирования «форсайт» с участием ведущих функциональных экспертов Сбербанка и НИУ ВШЭ, а также анализ больших данных рынка труда с помощью системы iFORA, разработанной Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с применением технологий искусственного интеллекта. Аудитория «атласа» — выпускники школ и вузов, а также опытные специалисты, интересующиеся перспективой выбора или смены профессии, руководители компаний, представители высших учебных заведений, которые интересуются темой будущих профессий и трендами рынка труда.
«Профессии будущего, конечно, не исчерпываются перечнем "атласа". Широкий спектр специальностей будет ещё долго сохранять свою актуальность, одновременно трансформируясь с возрастающей скоростью и наполняясь новым содержанием под давлением динамики технологий и рынков. Наша задача — обратить внимание бизнеса и общества на те магистральные тренды, которые будут генерировать запросы на новые компетенции, а также навыки быстро изменяющейся цифровой экономики — критическое мышление, ответственность и нацеленность на решение проблем».
Наталья Дудина, старший вице-президент, руководитель блока HR Сбербанка:
«”Атлас профессий будущего" очень прикладной, и в этом я вижу его ценность для людей. Многие из представленных профессий уже существуют в Сбере, мы создаём возможности для раскрытия потенциала специалистов с качественно новыми навыками. Мы хотим, чтобы наш совместный проект с Высшей школой экономики стал полезным путеводителем в построении будущей карьеры». [>>>]
13-16 апреля в Москве (ВДНХ, павильон №75) прошел Московский Международный Салон Образования 2016. За четыре дня активной и насыщенной работы Салона 75-й павильон ВДНХ посетили 52 500 человек.
Фильм о профессиях будущего. Салон образования 2016, канал MMCO 2021, 14 апр. 2016 г.
Московский международный салон образования — ежегодное крупнейшее российское мероприятие в сфере образования. Открытый форум и самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий вновь станет площадкой для профессиональной дискуссии и обмена мнениями между всеми участниками образовательного процесса/ Название программы Салона – «Новая экосистема образования» (18 - 21 апреля 2018 г.) – делает акцент на развитии коммуникации всех участников образовательного процесса в России и за рубежом. Концепция программы Салона создается с учетом интересов всех сообществ и групп, включенных сегодня в образовательный процесс: от ректоров вузов, психологов дошкольных учреждений до руководителей образовательных стартапов, детей и родителей. [https://mmco-expo.ru]
Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления СКОЛКОВО представили в Общественной палате Российской Федерации первые выводы форсайта «Компетенции 2030».
Разработчики прогноза назвали компетенции и профессии, необходимые для развития инновационной экономики России с 2013 по 2030 годы.
Они также указали на конкретные меры по изменению программ подготовки специалистов в среднем, высшем и дополнительном образовании, которые позволят стране реализовать кадровый фактор конкурентного преимущества на глобальном рынке.
В рамках стратегической сессии около 150 экспертов, заинтересованных в получении уникальных знаний о кадровых потребностях будущего в своих отраслях, тестировали результаты работы АСИ и МШУ СКОЛКОВО. Они обсуждали выводы форсайта, голосовали за вероятные сценарии, конкретизировали карту компетенций до конкретных программ и стандартов подготовки.
Ключевыми направлениями форсайта стали: биотехнологии, медицина и здравоохранение, транспортные и космические системы, новые материалы и нанотехнологии, энергетика, рациональное природопользование, транспортные и космические системы.
Данная рабочая встреча стала одним из этапов большого проекта форсайт «Компетенции 2030», реализуемого в рамках стратегической инициативы направления «Молодые профессионалы» АСИ по созданию Национальной системы квалификаций и компетенций (НСКК).
Ориентируясь на большую государственную задачу создания 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест, форсайт «Компетенции 2030» отвечает на вопросы: какие это рабочие места в ближайшей и в долгосрочной перспективе, какие новые профессии появятся, какими компетенциями должны будут обладать новые профессионалы и как должна измениться система среднего, высшего и дополнительного образования.
По мнению руководителя проекта форсайт «Компетенции 2030» Павла Лукши, проект поможет ликвидировать кадровые диспропорции экономики и будет способствовать улучшению профессиональной ориентации молодых людей. Студенты смогут трудоустраиваться быстро и по специальности, что пока для многих является проблемой. Ведь в процесс разработки стратегии вовлечены не только эксперты, но учебные заведения и сами студенты.
Итоги форсайта «Компетенции 2030» будут дополнены результатами форсайта «Образование 2030», и уже летом этого года могут быть направлены руководству страны в форме доклада о стратегических векторах подготовки кадров в настоящем и будущем.
Еще одним важным следствием форсайта станет «Атлас профессий до 2030 года». Он опишет наиболее востребованные профессии настоящего и будущего, и наоборот - те специальности, которые в скором времени станут менее перспективны или практически не нужны. По мнению авторов форсайта, такой прогноз будет особо востребован родителями будущих профессионалов, так как на сегодняшний день именно они определяют карьерные траектории своих детей. [https://asi.ru/news/8139/, 01 апреля 2013]