• ноц59
  • инфоурок
  • перм край
  • россия

Единая модель профориентации | «Билет в будущее»

Федеральный проект «Билет в будущее» направлен формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов. 

 

2023-09-11_11-25-02.png

  • Профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры. Подробнее на сайте https://bvbinfo.ru

 

bvb_v_vk.jpg

 

В 2023/24 учебном году профминимум будет реализован на базе проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (поручение Президента Российской Федерации от 20 декабря 2020 г. № Пр-2182)

 

prezentatsiia-bilet-v-budushchee-2023-1.jpg

 

22 марта 2023 министр просвещения Сергей Кравцов представил единую модель профориентации школьников  

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов принял участие в мероприятиях Всероссийского фестиваля профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее» в Екатеринбурге. Он заявил, что в России создана уникальная профориентационная программа. Разработанная Минпросвещения России единая модель профориентации школьников уже со следующего учебного года будет рекомендована для всех образовательных организаций страны.

kvarcov_2.jpg

kvarcov_3.jpg

kvarcov_ye.jpg

kravcov_v_ekaterinburge_1.jpg

 

«Сегодня мы проводим фестиваль профориентации «Билет в будущее». Начиная со школьной скамьи, детям надо говорить о тех безграничных возможностях, которые у них есть в нашей стране, о возможностях нашей промышленности и экономики. Мы разработали профориентационный минимум «Билет в будущее», который поможет школьникам определиться с выбором будущей профессии, и уже с 1 сентября следующего учебного года он будет реализовываться во всех школах страны и объединит ребят с 6-го по 11-й класс», – сказал министр просвещения на церемонии открытия фестиваля. [>>>]

 

См. также: 

 

Минпросвещения России разработало единую модель профориентации школьников

Первый Всероссийский фестиваль «Билет в будущее» – это огромная работа по обсуждению модели профессиональной ориентации, которая бы включила всё лучшее, что было в советском, отечественном и международном опыте. Об этом на торжественной церемонии открытия фестиваля в Екатеринбурге сказал министр просвещения Сергей Кравцов.

«Сегодня мы эту модель представим, мы её будем обсуждать и дальше. С 1 сентября следующего учебного года мы её будем рекомендовать для использования во всех школах нашей страны. Основа у нас есть – это проект «Билет в будущее», который позволяет школьникам определиться с будущей профессией», – заявил министр.

 

 

Сергей Кравцов: «Профориентация имеет колоссальный воспитательный потенциал»

В 2023 году, объявленном Годом педагога и наставника, в России будут объединены лучшие региональные практики проекта «Билет в будущее». Об этом заявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в рамках форума «Билет в будущее». 

«Подчеркну, что профориентация имеет колоссальный воспитательный потенциал. Благодаря профессионализму и активной позиции педагогов-навигаторов формируется интерес к выбору будущей профессии. Она дает молодежи возможность увидеть свое место в будущем страны, внести личный вклад в развитие науки, промышленности, экономики. Именно поэтому работа по профориентации проводится в школах в рамках внеурочной деятельности, охватывает всю систему дополнительного образования. Очень ценно, что сегодня к ней активно присоединяется профессиональное сообщество, те, кто напрямую взаимодействует с нашими замечательными и талантливыми ребятами», – заявил Сергей Кравцов.

В 2022 году участниками проекта «Билет в будущее» стали более 1,3 млн школьников, в пул навигаторов вошли более 17 тысяч педагогов. (Подробнее на сайте Министерства Просвещения РФ: https://edu.gov.ru/, 21.11.22)

 

О внедрении единой модели профессиональной ориентации

 

kravcov_01.jpg

kravcov_02.jpg

kravcov_03.jpg

kravcov_04.jpg

kravcov_05.jpg

kravcov_06.jpg

kravcov_07.jpg

kravcov_08.jpg

kravcov_09.jpg

 

Все полезные документы в одном месте

metodicheskie-rekomendaczii-prob.jpg

metodicheskie_rekomendatsii_po_profminimumu-1.jpg

 

Методические рекомендации по разработке и проведению профессиональных проб в рамках проекта профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования 

 

primernaya_rp_bilet_v_buduschee-1.jpg

buklet_proforientatsionnykh_praktik-1.jpg

Примерная рабочая программа внеурочной деятельности "Билет в будущее"

Буклет профориентационных практик и инициатив

metodicheskie_rekomendatsii_po_rabote_s_roditelyami-1.jpg

metodicheskie_rekomendatsii_proekta_1_bilet_v_buduschee-1.jpg

Методические рекомендации для педагогических работников по взаимодействию с родителями

Методические рекомендации по реализации проекта "Билет в будущее" по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования

 

В школах введут еженедельные занятия по профориентации


  • МОСКВА, 30 июн - РИА Новости. Занятия по профориентации, которые будут проходить еженедельно для школьников, появятся с 1 сентября 2023 года в рамках единой модели профориентации. 

"С 1 сентября 2023 года во всех школах Российской Федерации будет внедрена единая модель профориентации – профориентационный минимум. Каждая школа выберет один из уровней реализации профминимума: базовый, основной или продвинутый. В 6–11-х классах еженедельно в рамках внеурочной деятельности по четвергам будут проходить занятия по профориентации "Россия – мои горизонты", – сказал Сергей Кравцов.

 

Профориентационные проекты на сайте Минпросвещения РФ


 

Министерство просвещения Российской Федерации реализует профориентационные проекты, в том числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование».

f50c1c2bfee2450d919b_2000x.jpg

 

Минпросвещения России разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).

 

Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:

  1. профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;
  2. урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
  3. внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
  4. воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
  5. дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
  6. профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
  7. взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).

 

4c8eeccb3deb19da9c47_2000x.jpg

 

Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее», охват которого составляет уже более 2,2 млн школьников. На платформе проекта зарегистрировано более 790 тыс. учеников 6–11-х классов, более 337 тыс. обучающихся прошли региональные профориентационные пробы.  [>>>]

 

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»


  • Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" - скачать pdf 

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07 декабря 2018 г. № 3  - скачать pdf 

 

Проект профессиональной ориентации «Шоу профессий»


Проект профессиональной ориентации «Шоу профессий» – это серия профориентационных роликов, в которых знакомят школьников и их родителей с широким выбором профессий и преимуществами обучения в колледжах.

Открытые онлайн-уроки, реализуемые с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию. Проект реализуется  в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»

Цель проекта:

Популяризация рабочих профессий и образа профессионала путем повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования, в том числе деятельности системы среднего профессионального образования, среди обучающихся общеобразовательных организаций через трансляцию лучших практик и профессиональных стандартов.

Описание проекта:

В рамках проекта разрабатываются видеовыпуски, включающие в себя информацию о передовых отраслях экономики, актуальных профессиях, специалистах, их профессиональном развитии, соответствующих образовательных учреждениях и промышленных предприятиях.
Для содействия профессиональному самоопределению обучающихся выпуски «Шоу профессий» демонстрируются в общеобразовательных организациях.

За 3 сезона проекта опубликовано 38 выпусков об актуальных и значимых компетенциях. Более 10 миллионов школьников по всей России посмотрели выпуски о востребованных профессиях и специальностях – от сварочных технологий и ландшафтного дизайна до аддитивных технологий и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.

Проект «Шоу профессий» делится лучшими профориентационными практиками в рамках сотрудничества и коллабораций с партнерами на территории России и стран СНГ. Партнерами «Шоу профессий» выступают крупные корпорации, предприятия различных отраслей экономики и учреждения среднего профессионального образования.

Проект активно развивается в медиапространстве, обеспечивая распространение информации об актуальных компетенциях и специализациях, востребованных на современном рынке труда. Трансляции выпусков «Шоу профессий» осуществляются на странице Министерства просвещения Российской Федерации в «Вконтакте», на странице проекта «Шоу профессий» в социальной сети «Вконтакте», а также на официальном сайте «Шоу профессий».

В рамках 4 сезона выпуски посвящены актуальным и востребованы профессиям, специальностям и компетенция, а также реализуются в новых динамичных форматах, особенно популярных среди школьников. К видеороликам разрабатываются сопутствующие методические материалы, направленные на помощь педагогам в организации профориентационных мероприятий. Все разрабатываемые материалы находятся в свободном доступе на официальном сайте «Шоу профессий». (https://шоупрофессий.рф и https://vk.com/showprofessions )

Описание этапов реализации: 2020 год – 6 выпусков, более 2,5 млн зрителей; 2021 год – 12 выпусков, более 8,2 млн зрителей; 2022 год – 10 выпусков, состоящих из основных и дополнительных эпизодов.
Общее количество эпизодов – 20, более 7,4 млн зрителей; 2023 год – 16 выпусков.

Согласно паспорту федерального проекта «Успех каждого ребенка» в открытых онлайн-уроках должны принять участие: в 2023 году – не менее 5 миллионов детей; в 2024 году – не менее 6 миллионов детей.

 

Федеральный проект «Молодые профессионалы» по внедрению программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям


 

В 2022 году федеральным оператором внедрение программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям в субъектах Российской Федерации, в рамках исполнения п. 1.5. Плана мероприятий федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», национального проекта «Образование» является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования».

 

fp_molodye_professionaly_vnedrenie_ppo_page-0001.jpg

 

Федеральным проектом «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» предусмотрено достижение к 2024 году следующего результата: во всех субъектах Российской Федерации внедрены программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям.

В ходе реализации мероприятий по внедрению программ профессионального обучения по востребованным и перспективным профессиям поставлены следующие задачи:

  • внедрение в систему профессионального обучения современных методик и образовательных технологий;
  • организация проведения апробации образовательных программ;
  • обеспечение условий распространения в системе профессионального обучения лучших практик и разработок.

В 2021 в 15 субъектах Российской Федерации впервые внедрены современные подходы подготовки обучающихся различных категорий граждан, прошли апробацию 75 образовательные программы, по которым обучены 155 человек.

В 2022 году определены следующие 15 субъектов Российской Федерации для участия в проекте. В 2022 году планируется внедрение 75 основных программ профессионального обучения, в том числе 30 программ адаптированные для лиц с ОВЗ, с обучением не менее 375 человек из разных целевых групп граждан. Таким образом, нарастающим итогом обучение пройдет по 150 основным программам профессионального обучения в 30 субъектах Российской Федерации.

По итогам апробации в декабре 2022 года планируется проведение Всероссийского форума «Профессиональное обучение: образование, кадры, развитие». [>>>]

 

Нормативно-правовое обеспечение в области профориентации

  • Постановление Правительства РФ от 27.08.1996 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации». [Электронный ресурс]  – URL: http://base.garant.ru/136694/
  • Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027
  • Распоряжение Минпросвещения России от 23.09.2019 N Р-97 “Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». [Электронный ресурс]  – URL: http://www.consultant.ru
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.03.2020) (п.3 ст.66; п.1 ст. 75). [Электронный ресурс]  – URL: http://www.consultant.ru
  • Приказ Минтруда России от 30.12.2022 N 831 "Об утверждении списка наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования"
  • Письмо Министерства просвещения "О внедрении Единой модели профессиональной ориентации" от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 
  • Приказ Минпросвещения России от 31.08.2023 N 650 "Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2023 N 75467) 
  • Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" - http://publication.pravo.gov.ru - о привлечении школьников к общественно полезному труду

 

В школах введут еженедельные занятия по профориентации


  • МОСКВА, 30 июн - РИА Новости. Занятия по профориентации, которые будут проходить еженедельно для школьников, появятся с 1 сентября 2023 года в рамках единой модели профориентации. 

"С 1 сентября 2023 года во всех школах Российской Федерации будет внедрена единая модель профориентации – профориентационный минимум. Каждая школа выберет один из уровней реализации профминимума: базовый, основной или продвинутый. В 6–11-х классах еженедельно в рамках внеурочной деятельности по четвергам будут проходить занятия по профориентации "Россия – мои горизонты", – сказал Сергей Кравцов.

 

В 2023 году принят Федеральный закон о привлечении школьников к общественно полезному труду

 

000001_8.png

 

Поправками в закреплены обязанности обучающихся поддерживать чистоту и порядок в образовательной организации, а также с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой.

Исключен запрет на привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия законных представителей - вместо этого установлено, что такое привлечение обучающихся к труду осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Под обязанностью учеников участвовать в общественно полезном труде может подразумеваться высадка деревьев или цветов на пришкольной территории, оформление школьной площадки или класса к мероприятию, создание театральных костюмов, помощь в музее или библиотеке.

Учащиеся должны будут вести трудовую деятельность с учетом возрастных особенностей без согласия родителей.
Школы получают право помогать ученикам в организации их добровольческой деятельности. Предполагается, что это будет способствовать развитию у детей чувства причастности к единому делу, выработке активной жизненной позиции.

Кроме этого, закреплены положения о выдаче получившим среднее общее образование выпускникам при наличии итоговых оценок успеваемости "отлично" и не более двух итоговых оценок успеваемости "хорошо" по всем учебным предметам медали "За особые успехи в учении" II степени.

Согласно поправкам название предмета ОБЖ изменится на «Основы безопасности и защиты Родины». Законом вводится также понятие «профориентация для школьников», занятия по профориентации призваны помочь детям выбрать будущую профессию.
 
Закон вступает в силу 1 сентября 2023 года, за исключением пункта о переименовании школьной дисциплины ОБЖ в «Основы безопасности и защиты Родины», он вступает в силу с 1 сентября 2024 года. [>>>]

 

«Мыть пол никого не заставят». Раиса Кассина о цифровизации и трудовом воспитании


  • Министр образования Пермского края Раиса Кассина рассказала, что ждет школьников

po_slovam_raisy_kassinoj.jpg

  • По словам Раисы Кассиной, утечек из "Траектории" за все время работы программы ни разу не было

— А что касается трудового воспитания, как это будет организовано? Родители боятся, что детей заставят мыть полы и ходить на субботники, где им придется окурки собирать.

— Изменения на законодательном уровне понадобились из-за бесконечных споров о том, должны ли дети, например, стирать с доски, участвовать в субботниках… Никого мыть полы не заставят. Школы уже давно работают с клининговыми компаниями.

Детям будет предложено участвовать в посадке деревьев или цветов на пришкольной территории, в оформлении школьного двора и классов, помочь в музее или библиотеке. Учащиеся должны будут вести трудовую деятельность с учетом возрастных особенностей. Просто сейчас не потребуется согласия родителей на участие детей в подобной деятельности.

— Вернутся ли знакомые нам уроки труда, на которых мальчики колотили табуреты, а девочки нарезали винегреты?

— Их теперь будут называть «Уроки труда и технологии». Мы, в Пермском крае, никогда не отказывались от уроков труда. Более того, губернатор Дмитрий Махонин года три назад принял решение о возрождении уроков труда в их традиционном виде. И Пермский край каждый год закупает на 5 млн рублей оборудование для школ. Это не только инвентарь (молотки, стамески и прочее), но и станки с ЧПУ, 3D-принтеры и другое.

Долгое время шли споры об уроках труда, в некоторых школах их переформатировали, и, по сути, в рамках предмета «Технология» ребята изучали робототехнику, основы конструирования. Сейчас всё же приходим к тому, что это должны быть уроки домашнего труда. И у них несколько важных функций: не только научиться что-то делать своими руками, но и посмотреть, определиться, подходит ли тебе это, например, для будущей профессии. [ист.: properm.ru, 21 августа 2023, 11:12 >>>]

 

О реализации Концепции региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае


  • Доклад Кассиной Раисы Алексеевны министра образования и науки Пермского края - скачать pdf

 

21_koncepciya_proforientacii_page-0002.jpg

  • Цель - создание образовательной среды как пространства возможностей для самореализации обучающегося

 

21_koncepciya_proforientacii_page-0004.jpg

  • Модуль «Профориентация». Работа в образовательной организации осуществляется через: циклы профориентационных часов общения; профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов); экскурсии на предприятия и встречи с представителями профессий; организация профориентационных смен; участие в мероприятиях всероссийских профориентационных проектов.

 

21_koncepciya_proforientacii_page-0014.jpg

  • Федеральные проекты «ПроеКТОриЯ» и «Билет в будущее». Проект направлен на формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций

 

21_koncepciya_proforientacii_page-0026.jpg

  • Профориентационные мероприятия в Центре опережающей профессиональной подготовки (Сайт ЦОПП в Перми  https://copp59.ru/)

 

21_koncepciya_proforientacii_page-0027.jpg

  • Организация профориентационных мероприятий в учреждениях СПО

 

Разговор с Кассиной Р.А., 2020


Выступление Кассиной Раисы Алексеевны министра образования и науки Пермского края на ТК "ВЕТТА", 21.08.2020

 

Профессиональное самоопределение в Пермском крае


profproby_v_permi-1.jpg

Приоритетным направлением в сфере образования детей является формирование их готовности к профессиональному самоопределению. Пермь является крупным промышленным центром, экономика которого характеризуется прежде всего такими развитыми отраслями, как нефтегазопереработка, машиностроение, электроэнергетика, химическая промышленность, нефтехимия, деревообработка, полиграфия, пищевая промышленность.

Цель проекта – выстраивание системы профессиональных проб и практик, направленных на формирование осознанного и ответственного выбора сферы профессиональной деятельности выпускниками, на обеспечение города грамотными инновационными кадрами. [>>>]

Система профессиональных проб  и практик реализуется в 3-х моделях:

  • узкоспециализированной
  • корпоративной
  • универсальной

100% школ города разработали программы по реализации системы профессиональных проб в своем учебном заведении. Количество профессиональных проб варьируется от 5 до 30 в каждом образовательном учреждении. Важной составляющей в организации профессиональных проб является предоставление школьникам возможности прохождения профессиональных проб всех сфер жизнедеятельности человека. Пермский ОКВЭД выделяет 7 таких сфер.

90% профессиональных проб организованы для учащихся на рабочем месте предприятий, организаций, в вузах и сузах. 10% проб проводятся на базе самих общеобразовательных учреждений с привлечением специалистов. [>>>]

 

Часто задаваемые вопросы


Как записаться на профпробу?

  • Записаться можно по телефону или написать на адрес электронной почты, указанные в реестре. Также можно обратиться за помощью к руководителю своего учреждения.

Как получить профессиональную пробу в школе?

  • С программами профессиональных проб можно ознакомиться на сайте школы или выбранной вами организации из реестра. Учащиеся г. Перми могут пройти профессиональные пробы после заключения соглашения о сотрудничестве общеобразовательного учреждения, где обучается ребенок на данный момент, с выбранной школой или организацией. [>>>]

 

Нормативно-правовые документы (региональные)


 

А также

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
  2. Методические рекомендации по разработке и проведению профессиональных проб в рамках проекта профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
  3. Профессиональная проба – путь в профессию: Методическое пособие по разработке программ практических мероприятий (профессиональных проб) для организации профориентационной работы с обучающимися / сост.: Т. В. Шатина, Н. Н. Малова, Т. Ю. Морозова. – Саранск : ЦНППМ «Педагог13.ру», 2022 – 240 с.
  4. Сайт ЦОПП Пермский край - https://copp59.ru/
  5. КГАУ «ЦОПП Пермского края» приглашает педагогических работников общеобразовательных организаций Пермского края...  // ЦОПП Пермский край в ВК - https://vk.com/copp59, 28.09.23
  6. Виртуальная проба ЦОПП АО - https://bvb-kb.ru/probes/agro
  7. Укке Ю. В. : Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников // "Вопросы психологии" №5, 1990. С. 150. (Полнотекстовый ресурс журнала 1980-1997 гг.)
  8. Профориентация в Японии. Особенности профориентационной политики в стране восходящего солнца - Скачать презентацию в формате pdf 
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно