• ноц59
  • перм край

Проект «Кто я: Зритель? Актёр? Режиссёр?»

Статус: проект не получил поддержки
 

Второй конкурс на предоставление грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий

fond.png

Тематическое направление «Нация созидателей»

Россия – страна с креативной нацией, об этом свидетельствует история и современность. Первопроходцы и миссионеры, мореплаватели, исследователи и первооткрыватели, популяризаторы науки и ученые сформировали традиции мирового лидерства российской, советской исследовательской, научной, географической, просветительской школ. Эти традиции продолжают лидеры изменений современной России (от разработки новых вакцин до цифровизации и высокотехнологических производств) – люди, меняющие мир к лучшему. 

 

Видеовизитка проекта 

  • Кто я: Зритель? Актёр? Режиссёр? Методика самораскрытия творческого потенциала личности (на примере школьного театра) [Заявка № ПФКИ-23-2-006628
 

Проект «Кто я: Зритель? Актёр? Режиссёр?» - это проект созидательный.

Во-первых, он объединяет в одну творческую команду людей, которые уже активно меняют мир к лучшему. Это лидеры в системе дополнительного образования, креаторы и новаторы в культурно-творческой среде, успешные представители техносферы.

Во-вторых, целевой группой проекта являются школьные учителя, руководители детских объединений, кружков и секций, психологи, методисты, то есть работники сферы культуры и образования, созидатели, люди неравнодушные к своему делу.

В-третьих, проект направлен на творческую, созидательную деятельность, результатом которой станет трансляция инновационного передового педагогического опыта по раскрытию творческого потенциала личности ребёнка через театральную деятельность.

Наконец, главным благополучателем проекта станет не просто школа или образовательное учреждение, а конкретный ребёнок, школьник, подросток, который получит возможность раскрыть свой талант, увидеть свою роль среди сверстников, в кругу своей семьи, в школе, в обществе, в городе и стране, то есть стать гражданином, созидателем будущего своего края и страны. 

 

Участники и эксперты

boronnikov_pa_300.jpg

Павел Боронников

Филолог, психолог, методист дополнительного образования, директор «Пермского научно-образовательного центра»

ekspert_boyarkina_300_1.jpg

Ольга Бояркина

Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
руководитель образцового детского
коллектива «Фотостудия «Атмосфера»
ДЮЦ «Рифей» г. Перми

kataev_lb.jpg titlyanova_gn.jpg

Катаев Лев Борисович

Художественный руководитель
Пермского театра «Арлекин», режиссер, заслуженный работник культуры РФ

Титлянова Галина Николаевна

Директор МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми, почетный работник общего образования РФ

 

 

Школьные театры в Перми

 

 

 

Актуальность проекта

  • Видеообращение к экспертам «Президентского фонда культурных инициатив»

 

В ролике принимали участие:

Статус:  проект не получил поддержки. Подробнее на сайте «Президентского фонда культурных инициатив» - фондкультурныхинициатив.рф 

 

Организации-партнеры

logo_rifej_maks.jpg 7b527b64287321.Y3JvcCw4OTcsNzAyLDIsMA
МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми -  perm-rifey.narod.ru

Пермский театр "Арлекин"

logo_1_logo_kakadu.jpg logo_rezon_2.jpg
Издательский дом «Какаду» основан в 2006 году дизайнером и иллюстратором Анастасией Красновой, имя и работы которой известны многим компаниям в России, а также в Европейских странах, США и Канаде. 

Типография «РЕЗОН» | Пермь
Широкоформатная и интерьерная печать. Ламинирование. Плоттерная резка. Цифровая печать. УФ-лакировка. 

logo_kalkulejt.jpg

logo.jpg

Лидер в сфере производства качественной картонной упаковки в РФ. Разработка и производство POS-материалов и упаковки из картона простых и сложных конфигураций.
www.calculate.ru


newlaser.ru

megagroup.png logo_kama_kontrakt.jpg
Веб студия Мегагрупп занимается разработкой сайтов для России и зарубежных рынков с 1997 года - megagroup.ru

ООО КАМА-Контракт— контрактное производство электроники 
kama-contract.ru

капитал фд

 
ООО Финансовый Дом «КапиталЪ» — широкий спектр бухгалтерских и юридических услуг.
kapital-fd.perm.ru

 

 

Социальное партнёрство

Наши авторы, со-авторы, коллеги и единомышленники, оказывающие консультационные, информационные, редакторские, дизайнерские, полиграфические и другие важные услуги и содействие 

kasatkni_dn_300.jpg

fomin_1_300.jpg

Касаткин Дмитрий Николаевич – директор и главный конструктор ОКБ "Маяк", член Ученого совета ПГНИУ,  "изобретатель, конструктор, поэт, фантазер, безудержный оптимист и просто невероятно светлый человек".

Эдуард Фомин – кандидат филологических наук (2000), доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин БОУ ВО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Минкультуры Чувашии, член Союза журналистов Российской Федерации, заместитель главного редактора журнала «Этническая культура».

eksperty_krasnova.jpg

cvetkov.jpg

Анастасия Краснова – графический дизайнер, иллюстратор, директор Издательского дома «Какаду»

Сергей Цветков – видеограф. Видеосъемка и монтаж – от обучающих роликов до представительских фильмов

zhukov_dd_300.jpg

malyutina_i_300.jpg

Дмитрий Жуков – директор типографии Резон (г. Пермь)

Ирина Малютина – директор издательского дома «Козерог», редактор журнала «ОсобаЯ»

 

Социальное партнерство

logo_pkff.jpg

federaciya_kerlinga_permskij_kraj.jpg

Региональная спортивная общественная организация «Пермская краевая федерация фехтования»

Региональная общественная организация «Федерация кёрлинга Пермского края» - curlingperm.ru
   
Региональная физкультурно-спортивная общественная организация «Федерация гонок дронов (беспилотных воздушных судов) Пермского края»   

 

 

Список использованных источников и литературы


1. Всероссийский проект «Школьная классика» на сайте рдш.рф
2. План работы («Дорожная карта») по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации на 2021-2024 годы [ https://rckum.ru/wp-content/uploads/2022/04/план.pdf ]
3. План работы («Дорожная карта») по созданию и развитию школьных театров на 2022-2024 годы в Пермском крае на сайте minobr.permkrai.ru
4. О создании и развитии школьных театров в субъектах Российской Федерации. Протокол расширенного совещания от 27 декабря 2021 года N СК-31/06пр // Электронный текст документа подготовлен АО "Кодекс" и сверен по: Администратор образования, N 4, 2022
5. Министерство просвещения Российской Федерации в сети ВКонтакте, 28 июн 2022 в 17:55
6. Сергей Кравцов в программе «Поздняков» на НТВ // официальный канал Министерство Просвещения на РУТУБ, 19 янв 2023 в 16:20
 
 
 
 

 

 

 

Сергей Кравцов о развитии школьных театров и проекте «Знание.Театр»

О развитии школьных театров и проекте «Знание.Театр» на пресс-конференции в ТАСС рассказал министр просвещения Сергей Кравцов. Он отметил, что театры помогают развивать таланты школьников, и призвал молодёжные театральные коллективы принять участие в конкурсе на лучшую постановку спектакля по пьесе победителя. 

111

«Мы ставим задачу к 2024 году в каждой школе создать школьный театр, сегодня их уже 12 000. Проект «Знание.Театр» мы поддерживаем, мы будем рекомендовать пьесы финалистов и обязательно покажем их во всех школах нашей страны – у нас есть все возможности. И я уверен, что ребятам это будет очень интересно. Надеюсь, что проект будет развиваться и дальше, уверен, что в следующем году в нём примут участие все регионы», – подчеркнул министр. [1]

 

Карта школьных театров Перми и края 


На 1 июля 2023 года в реестре школьных театров на сайте «ВЦХТ» по Пермскому краю зарегистрировано 298 записей, в том числе по г. Перми – всего 51 запись. При этом 12 записей в реестре – это  программы, разработанные в МАУ ДО «ДЮЦ «Рифей» г. Перми.  

Карта школьных театров Перми и края составлена на основании реестра "ВЦХТ" и содержит 294 записи на 1.06.2023 г.

 

 

Региональные ресурсные центры в Пермском крае:

building1340.jpg

logo_21_ИРОПК

ГАУДО «Краевой центр художественного образования «Росток»

РМЦ ДОД ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края»

 

План работы («Дорожная карта») по созданию и развитию школьных театров на 2022-2024 годы в Пермском крае

Из раздела III. "Развитие кадрового потенциала"

  • Проведение курсов переподготовки, повышения квалификации, семинаров, мастер-классов для руководителей театральных детских коллективов, театров моды, кукольных театров, театров пантомимы и других театральных направлений

  • Информационно-методическая поддержка педагогов дополнительного образования, реализующих программы школьных театров, по мотивации и сопровождения участия во всероссийских конкурсах профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования детей, проводимых Министерством просвещения РФ в координации с официальным оператором ФГБУК «ВЦХТ» («Сердце отдаю детям», «Панорама методических кейсов ДОД художественной направленности», «Конкурс лучших образовательных практик»)

 

Количество школьных театров в Перми и Пермском крае

При составлении таблицы использованы сведения о школьных театрах с сайта ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий»

Дата

Российская Федерация

Пермский край

город Пермь

1.09.2021 3 877 школьных театров -
2022 февраль 8 108 школьных театров - -
2022 июнь более 12 000 записей - -
31.07.2022 17 335 записей - -
5.09.2022 18 503 записи - -
2023 январь более 28 000 записей - -
1.02.2023 28 136 записей - -
19.02.2023 30 076 записей 268 записей 42 записи
12.03.2023 30 090 записей 268 записей 42 записи
1.04.2023 31 154 записи 280 записей 46 записей
1.05.2023 31 790 записей 289 записей 48 записей
1.06.2023 31 876 записей 294 записи 50 записей
1.07.2023 32 796 записей 298 записей 51 запись
5.08.2023 32 252 записи 310 записей 53 записи
8.08.2023 30 768 записей 314 записей 53 записи
7.09.2023 30768 записей 314 записей 53 записи
2.10.2023 32 632 записи 322 записи 54 записи
17.01.2024 37 859 записей 390 записей 62 записи
1.06.2024 39 954 записи 645 записи 141 запись
  •  

 

О создании и развитии школьных театров в субъектах Российской Федерации

Протокол расширенного совещания от 27 декабря 2021 года N СК-31/06пр - скачать pdf

Prilozhenie-1

<...>

1.2. Обсудив вопросы развития школьных театров, в том числе в системе дополнительного образования, решили:

1.2.1. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации:

- разработать план совместных мероприятий по реализации проекта "Школьный театр", предусмотрев в том числе мероприятия по увеличению охвата детей в возрасте от 8 до 17 лет, занимающихся по направлению "Искусство театра", а также для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, вовлечению их в конкурсные мероприятия и олимпиады по направлению "Искусство";

Срок - ежегодно, начиная с 2022 года.
- синхронизировать содержание программ школьных театров с содержанием примерных общеобразовательных программ;
- проработать вопрос о проведении акции, посвященной Всемирному дню театра;
- предусмотреть размещение в федеральной государственной информационной системе "Моя школа" (далее - ФГИС "Моя школа") контента с постановками спектаклей российских театров;
- утвердить Положение о Всероссийской Большой олимпиаде "Искусство-Технологии-Спорт";

- на базе федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова" (Щукинское театральное училище) при участии Российского движения школьников создать учебно-методический центр по развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации для обучения педагогических работников по образовательным программам дополнительного профессионального образования и дальнейшего их методического сопровождения и консультирования.

Срок - 1 марта 2022 года.

1.2.2. Рекомендовать федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова" (Щукинское театральное училище) совместно с Российским движением школьников:

- проанализировать и обобщить опыт лучших практик по созданию школьных театров в субъектах Российской Федерации;

- разработать методические рекомендации для общеобразовательных организаций по созданию и развитию школьных театров, в которых предусмотреть программы мероприятий для обучающихся, реализуемые театрами, в том числе с использованием Пушкинской карты, возможность использования онлайн-просмотров спектаклей, постановок от ведущих театров России;

- разработать программы дополнительного профессионального образования для обучения педагогических работников общеобразовательных организаций и центров дополнительного образования;

- разработать учебно-методический комплекс по проекту "Школьный театр";

- провести повышение квалификации и(или) профессиональную переподготовку педагогических работников общеобразовательных организаций и центров дополнительного образования - участников Всероссийского проекта "Школьная классика".

Срок - 1 февраля 2022 г ., далее - до конца 2022 года.

1.2.3. Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий" (далее - ФГБУК "ВЦХТ") провести повторный мониторинг создания школьных театров.

Срок - декабрь 2021 года.

1.2.4. ФГБУК "ВЦХТ" обеспечить:

- методическое сопровождение и поддержку педагогов по разработке и внедрению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности по направлению "Театральное творчество";

- отбор, анализ и трансляцию лучших образовательных практик по развитию театрального творчества детей дошкольного возраста, обучающихся различных возрастных категорий в образовательных организациях разных типов;

- организацию цикла мастер-классов и встреч с заслуженными деятелями театра, театральных режиссеров, актеров с широким педагогическим сообществом, заинтересованных в развитии школьных театров, кружков, студий по разным видам и жанрам театрального искусства, по согласованию с Минкультуры России;

- проведение профориентационных каникулярных школ, организованных образовательными организациями в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", по профильным сменам по театральным профессиям, специальностям и направлениям подготовки для сферы культуры и искусства;

- развитие кадрового потенциала педагогов в вопросах совершенствования профессиональных компетенций по разработке и внедрению дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности по направлению "Искусство театра".

Срок - 2022 год.

1.2.5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры:

- разработать дорожную карту по реализации проекта "Школьный театр", предусмотрев мероприятия по созданию условий для увеличения охвата детей в возрасте от 8 до 17 лет, занимающихся по направлению "Театральное творчество", в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, вовлечения их в конкурсные мероприятия и олимпиады по направлению "Искусство";

- определить ответственных лиц в субъекте Российской Федерации за координацию развития школьных театров со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере культуры;

- поддержать Российское движение школьников и федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова" (Щукинское театральное училище) в реализации проекта "Школьная классика", направив лучшие школьные театры региона для участия в "продвинутом уровне" и прохождения творческого отбора на итоговое событие проекта;

- проработать вопрос об использовании инфраструктуры театров, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования в сфере культуры и искусств по согласованию с Минкультуры России для совместной реализации проекта "Школьный театр";

- проработать вопрос о возможности реализации программы "Школьный театр" в форме сетевого взаимодействия с организациями дополнительного образования, выполнения муниципального задания в рамках внеурочной деятельности, при наличии такой возможности у детских школ искусств;

- рассмотреть возможность открытия "школьных театров" в случае получения федеральной субсидии на создание новых мест в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование";

- рассмотреть возможность использования в образовательном процессе контента с постановками спектаклей российских театров, размещенных на платформе ФГИС "Моя школа";

- рассмотреть возможность создания школьных театров в субъектах Российской Федерации через поиск региональных театров-партнеров, готовых в разных формах оказывать содействие становлению и развитию школьных театров (дни открытых дверей, встречи с актерами, режиссерами и другими работниками театра, экскурсии в закулисье, посещение спектаклей в рамках программы "Пушкинская карта" и другое);

- рассмотреть возможность участия образовательных организаций в комплексе мероприятий, приуроченных к Всемирному дню театра, организованных Российским движением школьников и федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова" (Щукинское театральное училище).

Срок – март 2022 года.
Министр С.С.Кравцов [1]

 

 

Сергей Кравцов о воспитательной работе и школьных театрах

Минпросвещения совместно с Минкультуры сегодня активно развивает школьные театры. Сегодня в стране их уже 28 000, к 2024 году такие театры появятся во всех школах. В 19 000 школ введена должность советника директора по воспитанию.

222

«Помните, раньше говорили о том, что вот, некий комиссар вводится, пионервожатый. Когда увидели, что, действительно, это молодые люди, у которых глаза горят, которые занимаются внеучебной деятельностью с ребятами, ходят в театры, кино, которые помогают в том числе и в создании театрального кружка в школе, спортивной секции, – эти разговоры ушли в небытие», – отметил Сергей Кравцов в интервью для программы «Поздняков» на НТВ. [3]

 

 

Реестр школьных театров на сайте «ВЦХТ»

sajt_vhct_2023.jpg

Школьные театры в РФ

Дата

Российская Федерация

Пермский край

город Пермь

2022 июнь более 12 000 записей - -
2023 январь более 28 000 записей - -
12.03.2023 30 090 записей 268 записей 42 записи
1.04.2023 31 154 записи 280 записей 46 записей
1.05.2023 31 790 записей 289 записей 48 записей
1.06.2023 31 876 записей 294 записи 50 записей
1.07.2023 32 796 записей 298 записей 51 запись
5.08.2023 32 252 записи 310 записей 53 записи
7.09.2023 30768 записей 314 записей 53 записи
2.10.2023 32 632 записи 322 записи 54 записи
17.01.2024 37 859 записей 390 записей 62 записи
1.04.2024 37 859 записей 390 записей 62 записи
1.06.2024 39 954 записи 645 записи 141 запись

При составлении таблицы использованы открытые данные мониторинга и сведения о школьных театрах, включаемые во Всероссийский перечень (реестр) школьных театров.

 

Внешний вид сертификата

Чтобы получить сертификат нужно заполнить Анкету на включение Школьного театра в перечень (реестр)

Сертификат_23-1373117416

Пожалуйста, будьте внимательны при заполнении и перед отправкой обязательно проверьте... 

  • полное наименование образовательной организации (по Уставу) и наименование школьного театра - именно так они будут отображаться в Реестре и на Сертификате. 
  • адрес электронной почты на которую вам будет направлен Сертификат.
  • ссылку на сайт школьного театра в сети Интернет или страницу на сайте образовательной организации.
  • ответы на все вопросы (16 форм) включая: дату основания, направления, количество обучающихся, педагогический состав, участие в конкурсах, материально-техническая база и имеющееся оборудование и др.
  • прикрепите скан письма в формате jpg или pdf  на бланке организации в свободной форме: «Данные внесены корректно. Достоверность подтверждаю. ФИО руководителя, печать, подпись.»  

Обновление реестра происходит раз в 10-14 рабочих дней в зависимости от количества анкет, поступивших на включение в Реестр. Анкета на каждый театр заполняется один раз. 

 

Документы с сайта «ВЦХТ»

 

Методические материалы с сайта «ВЦХТ»

 

Список использованных источников

1. Всероссийский проект «Школьная классика» на сайте рдш.рф
2. План работы («Дорожная карта») по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации на 2021-2024 годы [ https://rckum.ru/wp-content/uploads/2022/04/план.pdf ]
3. План работы («Дорожная карта») по созданию и развитию школьных театров на 2022-2024 годы в Пермском крае на сайте minobr.permkrai.ru
4. О создании и развитии школьных театров в субъектах Российской Федерации. Протокол расширенного совещания от 27 декабря 2021 года N СК-31/06пр // Электронный текст документа подготовлен АО "Кодекс" и сверен по: Администратор образования, N 4, 2022
5. Министерство просвещения Российской Федерации в сети ВКонтакте, 28 июн 2022 в 17:55
6. Сергей Кравцов в программе «Поздняков» на НТВ // официальный канал Министерство Просвещения на РУТУБ, 19 янв 2023 в 16:20
 

 

Карта фиджитал-активностей Перми и края


На фиджитал-карте будут отмечаться организации-партнеры Федерации фиджитал-спорта Пермского края, места проведения соревнований по фиджитал спорту и иных фиджитал-мероприятий в Перми и крае. 

 

Школьные театры в городе Перми

Наименования «город Пермь» и «Пермский городской округ» равнозначны. Город краевого значения Пермь делится на семь внутригородских районов, которые расположены в Перми. [>>>]

Районы г. Перми

Население (чел.)*

Кол-во школ

Кол-во записей
в реестре ВЦХТ

Свердловский
215 209
 
 
Мотовилихинский
185 793
 
 
Дзержинский
174 720
 
 
Индустриальный
169 483
 
 
Кировский
128 685
 
 
Орджоникидзевский
114 566
 
 
Ленинский
45 546
 
 
Итого (на 1.10.2021 г.)
1 034 002
 
 

 

* Таблица 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов с населением 3000 человек и более. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (XLSX).

 

 

Школьные театры в Пермском крае

  • Административно-территориальное устройство Пермского края образуют: 33 административных района, в том числе:  6 районов в Коми-Пермяцком округе; 51 городской населённый пункт, в том числе: 14 городов краевого значения, 11 городов районного значения, 26 рабочих посёлков, 7 городских районов Перми. Территории муниципальных образований по большей части совпадают с соответствующими единицами административно-территориального устройства. [>>>]

 

Городские округа

Административный центр

Население (чел.) *

 Кол-во школ

Кол-во записей
 реестре ВЦХТ

1
Пермский
Пермь
1034006
 
 
2
Березниковский
Березники
151797
 
 
3
Верещагинский
Верещагино
39250
 
 
4
Горнозаводский
Горнозаводск
22604
 
 
5
Добрянский
Добрянка
47834
 
 
6
Ильинский
Посёлок Ильинский
17641
 
 
7
Кизеловский
Кизел
17782
 
 
8
Красновишерский
Красновишерск
18113
 
 
9
Краснокамский
Краснокамск
67905
 
 
10
Лысьвенский
Лысьва
62622
 
 
11
Нытвенский
Нытва
38889
 
 
12
Октябрьский
Пгт Октябрьский
24770
 
 
13
Осинский
Оса
26797
 
 
14
Оханский
Оханск
14555
 
 
15
Очёрский
Очёр
22629
 
 
16
Соликамский
Соликамск
101558
 
 
17
Суксунский
Пгт Суксун
18603
 
 
18
Чайковский
Чайковский
95458
 
 
19
Чердынский
Чердынь
15595
 
 
20
Чернушинский
Чернушка
50738
 
 
21
Чусовской
Чусовой
65560
 
 
22
ЗАТО Звёздный
Посёлок Звёздный
7469
 
 

 

Таблица 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов с населением 3000 человек и более. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (XLSX).

 

 

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно