• ноц59
  • перм край
  • Видеозал

Педагогические технологии по ФГОС

Модель образования, направленная лишь на получение знаний, безнадежно устарела

Методы, формы и средства обучения прошлого века больше не работают. 

Очевидно, что необходима трансформация самой парадигмы образования и пересмотр существующих подходов и моделей обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности, социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире.

mem_net.jpg

«Традиционная модель образования» - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации.

 

Почему человек, только начинающий познавать мир, очень быстро теряет интерес к знаниям, которые ему дает школа?

Знаменитый эксперт в сфере образования Кен Робинсон дает исчерпывающий ответ: потому что школа безнадежно устарела. Современное образование возникло еще в эпоху промышленной революции XIX века. Фабрики нуждались в квалифицированной рабочей силе, и школы их ею обеспечивали. Обучение строилось на передаче необходимых знаний и навыков. Но времена изменились. Рабочих у станка вытесняют роботы и искусственный интеллект. Обладание одним-единственным навыком больше не является гарантией не то что успеха, а пожизненного дохода.

 

schety_v_klasse_niderlandy_1930_god_nationaal_archief_spaarnestad_photo_sfa001008027.jpg

 

Так чему же сейчас всё-таки надо обучаться?

Обучаться надо самостоятельной исследовательской и инженерной деятельности. То есть умению вести пусть лёгкий проект, но преимущественно самому. И самому же разбираться со всем необходимым для осуществления этого проекта.

Причём именно разбираться, а не «помнить со времён обучения» — почти наверняка то, что вам дали во время обучения, не пригодится, поскольку оно-то как раз уже скорее всего и исследовано, и детально описано, и даже запрограммировано. 

От вас требуется ваш навык самостоятельно разбираться с задачей, самостоятельно находить способы её решения и интегрировать всё это с теми частями более масштабного решения, которые делали не вы. Самостоятельно вести проект или его часть. Пусть лёгкие, но самостоятельно — только так вы полезны. Но вот этому-то в «классической системе» вас как раз не учили.

 

Педагогическая технология это...

Педагогическая система - это организованная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного и преднамеренного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

 

В чем отличие методики от технологии?

В педагогике различают методики и технологии (например, авторская технология преподавания литературы - система В.Л. Ильина, технология парного обучения и др.). Отличительными чертами педагогической технологии являются:

  • универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебного «предмета»);
  • воспроизводимость, то есть независимость от квалификации и личности учителя; от личностей детей; от богатства или бедности школы;
  • тиражируемость, то есть воспроизводимость результатов; управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур;
  • системность в выборе компонентов.

Существуют различные подходы к классификации педагогических технологий:

Классификация технологий (дидактических систем) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося (Беспалько В.П., 1989)

  • классическое лекционное обучение;
  • обучение с помощью аудиовизуальных средств;
  • система «консультант»;
  • обучение с помощью учебной книги;
  • система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;
  • компьютерное обучение;
  • система «репетитор» – индивидуальное обучение;
  • «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.

Три основные группы педагогических технологий (Ксензова Г.Ю., 2000)

  1. Технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью разработки у них общеучебных умений и навыков;
  2. Личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся и развития индивидуальных особенностей школьников;
  3. Технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Иерархия технологий (И.П. Подласый, 2003) по уровням

1 уровень: общепедагогический, к которому относятся технологии догматическая, отражающая идеалы, господствующие взгляды, средства своей эпохи; трудовая как мировое течение со своими подходами, теориями и концепциями, средствами достижения запланированного результата; социалистическая как ветвь мирового педагогического процесса, отразившая идеологию и возможности питавшего ее общественного строя и др.

2 уровень: частно-методический (отраслевой уровень), включающий технологии трудового обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; эстетического воспитания и др.

3 уровень: узконаправленный, куда относятся авторские технологии, например, саморазвития М. Монтессори, «победного» обучения Шаталова и др. 

 

 

 


Организация учебного процесса в условиях новых ФГОС


 

В условиях внедрения с систему российского образования принципов системно-деятельностного подхода, способствующего воспитанию компетентных, ответственных и социально адаптированных выпускников, возникла необходимость широкого применения образовательных технологий по ФГОС третьего поколения, для которых характерно:

- обеспечение перехода от объект-субъектного взаимодействия педагога с учащимися к субъект-субъектному;
- проектирование ситуаций поиска, открытия и анализа знаний;
- последовательная передача учебной инициативы от педагога детям;
- сознательный отказ от формирования широкой понятийной базы в пользу метапредметных компетенций;
- учет индивидуальных показателей развития и работа на деятельностный результат.

Новый ФГОС ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений). 

 

Метапредметные результаты и УУД

В Федеральном государственном стандарте ООО указано, что при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися ООП «должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач».

По идее разработчиков ФГОС – ученический проект станет индикатором достижения метапредметных результатов образования в контексте ФГОС.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Универсальные учебные действия (УУД) — это и есть мета-умения, которые в стандарте являются основой метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

 

Взаимоотношения педагога и обучающегося в формате системно-деятельностного подхода 

Системно-деятельностный подход - это переход к построению стандартов с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

Деятельность - Это система, нацеленная на результат. - Результат может быть улучшен в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

 

В чем отличия первого и второго поколения ФГОС?

Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.

Позиция сравнения
Первое поколение ФГОС
Второе поколение ФГОС
Знание
Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают
Ученик активно участвует в процессе получения знаний
Обучение
Система знаний как бы существует в вакууме
Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни
Учение
Односторонняя коммуникация учитель → ученик
Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу 
Сотрудничество
Единоличное руководство учителя
Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения

 

Изменения ФГОС в 2022 году

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034

fgos2022-1.jpg fgos2022-2.jpg
 

 

Изменения ФГОС: было - стало

osnovnye_izmeneniya_novyh_fgos_2023_1.jpg

 

osnovnye_izmeneniya_novyh_fgos_2023_2.jpg

 

osnovnye_izmeneniya_novyh_fgos_2023_3.jpg

 

 

Ключевые отличия новых ФГОС:

Конкретизация

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.

В обновленных  ФГОС среднего общего образования конкретизированы требования к предметным, метапредметным и личностным результатам реализации образовательных программ, учтены  перспективные направления научно-технологического развития России, приоритеты государственной политики, утвержденные концепции преподавания учебных предметов, а также универсальные кодификаторы проверяемых элементов содержания, которые распределены по классам, и требования к результатам освоения основных образовательных программ. 

Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни. Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

Вариативность

Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.

Деление учеников на группы

Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.

Информационно-образовательная среда

Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Сейчас новые ФГОС определяют, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.

 

 

Перечень технологий, актуальных в условиях реализации новых ФГОС:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • обучение в сотрудничестве;
  • коллективная система обучения (КСО);
  • технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
  • исследовательские и проектные методы;
  • технология модульного и блочно-модульного обучения;
  • технология «дебаты»;
  • технология развития критического мышления;
  • лекционно-семинарская система обучения;
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • система инновационной оценки «портфолио»;
  • технологии интерактивного обучения;
  • технологии дистанционного обучения
  • Информационно–коммуникационная технология.
  • Технология развития критического мышления.
  • Проектная технология.
  • Технология развивающего обучения.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Технология проблемного обучения.
  • Игровые технологии.
  • Модульная технология.
  • Технология мастерских.
  • Кейс–технология.
  • Технология интегрированного обучения.
  • Педагогика сотрудничества.
  • Технологии уровневой дифференциации.
  • Групповые технологии.
  • Традиционные технологии (классно-урочная система).

 

 

Список источников


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (Россия)
  2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)  на сайте https://fgos.ru/
  4. ФГАУ «Центр просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации» - URL: https://mpcenter.ru/national-project/informacionnoe-soprovozhdenie/ 
  5. Особенности реализации ФГОС 3.0: методические аспекты внедрения и организации учебно-воспитательного процесса в контексте обновленных ФГОС - скачать pdf
  6. Информационно-методическая справка «Сравнительный анализ (включая методические рекомендации) ФГОС НОО и ООО второго и третьего поколения»  [электронный ресурс]
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно