«Пермский научно-образовательный центр», ООО
Методы, формы и средства обучения прошлого века больше не работают.
Очевидно, что необходима трансформация самой парадигмы образования и пересмотр существующих подходов и моделей обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности, социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире.
«Традиционная модель образования» - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации.
Знаменитый эксперт в сфере образования Кен Робинсон дает исчерпывающий ответ: потому что школа безнадежно устарела. Современное образование возникло еще в эпоху промышленной революции XIX века. Фабрики нуждались в квалифицированной рабочей силе, и школы их ею обеспечивали. Обучение строилось на передаче необходимых знаний и навыков. Но времена изменились. Рабочих у станка вытесняют роботы и искусственный интеллект. Обладание одним-единственным навыком больше не является гарантией не то что успеха, а пожизненного дохода.
Обучаться надо самостоятельной исследовательской и инженерной деятельности. То есть умению вести пусть лёгкий проект, но преимущественно самому. И самому же разбираться со всем необходимым для осуществления этого проекта.
Причём именно разбираться, а не «помнить со времён обучения» — почти наверняка то, что вам дали во время обучения, не пригодится, поскольку оно-то как раз уже скорее всего и исследовано, и детально описано, и даже запрограммировано.
От вас требуется ваш навык самостоятельно разбираться с задачей, самостоятельно находить способы её решения и интегрировать всё это с теми частями более масштабного решения, которые делали не вы. Самостоятельно вести проект или его часть. Пусть лёгкие, но самостоятельно — только так вы полезны. Но вот этому-то в «классической системе» вас как раз не учили.
Педагогическая система - это организованная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного и преднамеренного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами.
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.
В педагогике различают методики и технологии (например, авторская технология преподавания литературы - система В.Л. Ильина, технология парного обучения и др.). Отличительными чертами педагогической технологии являются:
Существуют различные подходы к классификации педагогических технологий:
1 уровень: общепедагогический, к которому относятся технологии догматическая, отражающая идеалы, господствующие взгляды, средства своей эпохи; трудовая как мировое течение со своими подходами, теориями и концепциями, средствами достижения запланированного результата; социалистическая как ветвь мирового педагогического процесса, отразившая идеологию и возможности питавшего ее общественного строя и др.
2 уровень: частно-методический (отраслевой уровень), включающий технологии трудового обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; эстетического воспитания и др.
3 уровень: узконаправленный, куда относятся авторские технологии, например, саморазвития М. Монтессори, «победного» обучения Шаталова и др.
В условиях внедрения с систему российского образования принципов системно-деятельностного подхода, способствующего воспитанию компетентных, ответственных и социально адаптированных выпускников, возникла необходимость широкого применения образовательных технологий по ФГОС третьего поколения, для которых характерно:
Новый ФГОС ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
В Федеральном государственном стандарте ООО указано, что при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися ООП «должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач».
По идее разработчиков ФГОС – ученический проект станет индикатором достижения метапредметных результатов образования в контексте ФГОС.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Универсальные учебные действия (УУД) — это и есть мета-умения, которые в стандарте являются основой метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Системно-деятельностный подход - это переход к построению стандартов с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
Деятельность - Это система, нацеленная на результат. - Результат может быть улучшен в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.
Позиция сравнения
|
Первое поколение ФГОС
|
Второе поколение ФГОС
|
---|---|---|
Знание
|
Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают
|
Ученик активно участвует в процессе получения знаний
|
Обучение
|
Система знаний как бы существует в вакууме
|
Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни
|
Учение
|
Односторонняя коммуникация учитель → ученик
|
Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу
|
Сотрудничество
|
Единоличное руководство учителя
|
Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения
|
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034
![]() |
![]() |
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни. Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.
Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.
Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.
Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Сейчас новые ФГОС определяют, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.