Педагогические технологии по ФГОС
Традиционная модель образования, направленная лишь на получение знаний, безнадежно устарела.
Очевидно, что необходима трансформация самой парадигмы образования и пересмотр существующих подходов и моделей обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности, социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире. [1]
- Методы, формы и средства обучения прошлого века больше не работают.
Почему человек, только начинающий познавать мир, очень быстро теряет интерес к знаниям, которые ему дает школа?
Знаменитый эксперт в сфере образования Кен Робинсон дает исчерпывающий ответ: потому что школа безнадежно устарела. Современное образование возникло еще в эпоху промышленной революции XIX века. Фабрики нуждались в квалифицированной рабочей силе, и школы их ею обеспечивали. Обучение строилось на передаче необходимых знаний и навыков. Но времена изменились. Рабочих у станка вытесняют роботы и искусственный интеллект. Обладание одним-единственным навыком больше не является гарантией не то что успеха, а пожизненного дохода. [2]
Так чему же сейчас всё-таки надо обучаться?
Обучаться надо самостоятельной исследовательской и инженерной деятельности. То есть умению вести пусть лёгкий проект, но преимущественно самому. И самому же разбираться со всем необходимым для осуществления этого проекта.
Причём именно разбираться, а не «помнить со времён обучения» — почти наверняка то, что вам дали во время обучения, не пригодится, поскольку оно-то как раз уже скорее всего и исследовано, и детально описано, и даже запрограммировано.
От вас требуется ваш навык самостоятельно разбираться с задачей, самостоятельно находить способы её решения и интегрировать всё это с теми частями более масштабного решения, которые делали не вы. Самостоятельно вести проект или его часть. Пусть лёгкие, но самостоятельно — только так вы полезны. Но вот этому-то в «классической системе» вас как раз не учили. [3]
Педагогическая технология это...
Педагогическая система - это организованная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного и преднамеренного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами.
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.
В педагогике различают методики и технологии (например, авторская технология преподавания литературы - система В.Л. Ильина, технология парного обучения и др.).
Отличительными чертами педагогической технологии являются:
- универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебного «предмета»);
- воспроизводимость, то есть независимость от квалификации и личности учителя; от личностей детей; от богатства или бедности школы;
- тиражируемость, то есть воспроизводимость результатов; управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур;
- системность в выборе компонентов. [4]
Существуют различные подходы к классификации педагогических технологий
Классификация технологий (дидактических систем) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося (Беспалько В.П., 1989):
- классическое лекционное обучение;
- обучение с помощью аудиовизуальных средств;
- система «консультант»;
- обучение с помощью учебной книги;
- система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;
- компьютерное обучение;
- система «репетитор» – индивидуальное обучение;
- «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.
Три основные группы педагогических технологий (Ксензова Г.Ю., 2000):
- технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью разработки у них общеучебных умений и навыков;
- личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся и развития индивидуальных особенностей школьников;
- технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.
Иерархия технологий (И.П. Подласый, 2003) по уровням:
1 уровень: общепедагогический, к которому относятся технологии догматическая, отражающая идеалы, господствующие взгляды, средства своей эпохи; трудовая как мировое течение со своими подходами, теориями и концепциями, средствами достижения запланированного результата; социалистическая как ветвь мирового педагогического процесса, отразившая идеологию и возможности питавшего ее общественного строя и др.
2 уровень: частно-методический (отраслевой уровень), включающий технологии трудового обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; эстетического воспитания и др.
3 уровень: узконаправленный, куда относятся авторские технологии, например, саморазвития М. Монтессори, «победного» обучения Шаталова и др. [5]
Технологии по ФГОС третьего поколения
В условиях внедрения с систему российского образования принципов системно-деятельностного подхода, способствующего воспитанию компетентных, ответственных и социально адаптированных выпускников, возникла необходимость широкого применения образовательных технологий по ФГОС третьего поколения, для которых характерно:
- обеспечение перехода от объект-субъектного взаимодействия педагога с учащимися к субъект-субъектному;
- проектирование ситуаций поиска, открытия и анализа знаний;
- последовательная передача учебной инициативы от педагога детям;
- сознательный отказ от формирования широкой понятийной базы в пользу метапредметных компетенций;
- учет индивидуальных показателей развития и работа на деятельностный результат.
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
В обновленных ФГОС среднего общего образования конкретизированы требования к предметным, метапредметным и личностным результатам реализации образовательных программ, учтены перспективные направления научно-технологического развития России, приоритеты государственной политики, утвержденные концепции преподавания учебных предметов, а также универсальные кодификаторы проверяемых элементов содержания, которые распределены по классам, и требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни. Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.
Вариативность
Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
Деление учеников на группы
Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.
Информационно-образовательная среда
Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Сейчас новые ФГОС определяют, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.
Перечень технологий, рекомендованных в материалах национального проекта «Образование»
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- обучение в сотрудничестве;
- коллективная система обучения (КСО);
- технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
- исследовательские и проектные методы;
- технология модульного и блочно-модульного обучения;
- технология «дебаты»;
- технология развития критического мышления;
- лекционно-семинарская система обучения;
- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- технологии интерактивного обучения;
- технологии дистанционного обучения.
В условиях реализации новых ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно–коммуникационная технология.
- Технология развития критического мышления.
- Проектная технология.
- Технология развивающего обучения.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технология проблемного обучения.
- Игровые технологии.
- Модульная технология.
- Технология мастерских.
- Кейс–технология.
- Технология интегрированного обучения.
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации.
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система).
См. также:
- Модульно-рейтинговая технология. Организует самостоятельную познавательную деятельность на основе модулей, шкалированных по рейтинговой системе.
- Технология естественного обучения. Организация самостоятельной деятельности в продвижении по индивидуальному маршруту, при доминировании естественного вида общения.
- Контрольно-корректирующая технология обучения. Организация самостоятельной деятельности в процессе продвижения по индивидуальной траектории осуществляется с помощью корректирующего контроля.
- Парацентрическая технология обучения. Самостоятельная деятельность индивидуализирована, учебный процесс осуществляется с помощью средств обучения, которых предлагается множество для выбора обучающегося, реализация принципа завершения осуществляется обязательным собеседованием с учителем.
- Технология индивидуальных образовательных траекторий. Одновременно для изучения предлагается несколько тем, за ними закрепляются учащиеся, успешно освоившие их. Они выступают в роли помощника учителя.
- Технология полного усвоения знаний. Предполагает выделение таксономии целей усвояемого учебного материала и обеспечение завершенности усвоения при решении такмономических задач.
- Индивидуально-бригадная технология обучения. Сущность ее сводится к тому, что первоначально учащиеся самостоятельно осваивают учебный материал, затем в бригадах помогают друг другу в устранении пробелов, обнаруженных в ходе ответов на вопросы.
- Бригадно-индивидуальная технология обучения. Сначала учащиеся работают в группе, затем индивидуально завершают процесс изучения до его завершения.
- Технология диалоговой взаимопомощи. Организация процесса обучения осуществляется в диалоге.
- Кооперативная технология обучения. Предполагает совместное обучение как форму взаимопомощи.
- Индивидуальная технология обучения (Макарова). Организация индивидуального обучения осуществляется с помощью специально разработанных структур учебного материала
- Технология индивидуального обучения (Ю.Даля). Организация индивидуального обучения осуществляется с помощью методического материала.
- Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Предполагает организацию на основе проблемы, но с индивидуальным образовательным маршрутом, позволяющим каждому ученику реализовать свой потенциал в удобном для него режиме.
- Интегративно-модульная технология обучения. Сущность ее сводится к организации модульного обучения, которое интегрируется с элементами других технологий. Интегрированный подход.
- Дуальная технология обучения. Обучение в контакте с зарубежными программами.
- Технология критического мышления. Направленная на формирование собственной позиции ученика, критического мышления к знанию.
- Метод проектов. Создание и осуществления совокупности проектов, направленная на коллективную, самостоятельную деятельность в процессе учения.
- Технология персонального обучения. Предполагает организацию индивидуального обучения с помощью совокупности учебных программ, видеозаписей, тестового материала, которые выбирается обучающимися персонально в процессе продвижения по индивидуально-образовательному маршруту.
- Технологии модерации. Коллективная работа под руководством модератора по организации учебного процесса.
- Технология супервизии. Технология включения третьего лица в процессе рефлексии выполняемых действий двух сторон с целью убеждения в их правильности.
- Технология "образовательный ретренинг". Самостоятельная работа обучающихся, направленная на восполнение пробела в знаниях за счет восстановления в памяти при помощи наводящих вопросов.
- Технология коучинг. Технология само организующей деятельности субъектов, осуществляется различными техниками.
- Технология краудсорсинг. Технология, позволяющая найти точку соприкосновения с широким кругом представителей внешней аудитории, не имеющего прямого отношения к деятельности субъекта (конференции, круглые столы).
- Технология трансерфинг. Многовариативность решения задач.
- Технология "Открытое Пространство". Групповая работа.
- Технология парного обучения. [8]
Образовательные технологии и электронное обучение
Список литературы и использованных источников
-
-
Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 11. – С. 1055-1072. – doi:
10.18334/et.7.11.111073.
-
-
Авторские методики преподавания год за годом вытесняют традиционное образование, 18 июля 2019 - URL: https://
www.skolkovo.ru
-
-
-
-
-
Жанна Хачатуровна Степанян. Система Е.Н. Ильина // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 29.04.2023. - URL https://spravochnick.ru/pedagogika/sistema_e_n_ilina/ (дата обращения: 02.02.2024).
-
-