«Пермский научно-образовательный центр», ООО
Педагогический дизайн помогает не просто создавать обучающие курсы, а решать с их помощью актуальные задачи бизнеса. В этом случае обучение сотрудников превращается в мощный инструмент повышения эффективности и в конкурентное преимущество компании.
Педагогический дизайн - относительно молодая дисциплина. Если разбираться в значении термина Instructional Design, он образован от двух слов, Instruction и Design. В буквальном значении Instruction означает ряд мероприятий, способствующих обучению. Слово Design - это общий термин, обозначающий любой «образец творчества». Чтобы получить уникальный продукт процесса дизайна, мы используем знания, наблюдение и творческие способности.
Педагогический дизайн в образовании Применение принципов педагогического дизайна связано с использованием современных сервисов и образовательных платформ.
Педагогический дизайн основывается на следующих основных принципах:
Instructional Design (Педагогический дизайн) - это учебная дисциплина, которая за последние сорок лет развилась в науку. Это новая профессия, теория и содержание которой основываются на психологии, теории мультимедиа сред и т. д. Многие авторы дают свои, различные определения педагогического дизайна. Некоторые из них приведены ниже:
1) Педагогический дизайн обозначает использование систематического процесса для понимания проблем обучения, осознания, что нужно сделать для решения этих проблем, и затем осуществление этого решения (McArdle);
2) Педагогический дизайн - это наука создания подробного описания условий разработки, оценки и реализации ситуаций, способствующих обучению (Richey);
3) Педагогический дизайн — это целостный процесс анализа потребностей и целей обучения и разработка системы способов передачи знаний для удовлетворения этих потребностей (Briggs).
Проще говоря, педагогический дизайн - это педагогический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными, результативными. Утверждение «в то время, как врачи проектируют здоровье, а архитекторы - пространство, педагогические дизайнеры проектируют образование человека» (van Patten) подчеркивает важность педагогического дизайна.
Для того чтобы люди учились, необходимо обеспечить соответствующее наличие практики, предоставить структуры знаний, а также обеспечить правильное руководство обучением. Верное использование указанных подходов для организации обучения и есть педагогический дизайн.
Существует несколько слов и словосочетаний со словом «Instruction» (рус. - обучение). Наиболее распространенные - Instructional Science (рус. — педагогическая наука), Instructional Technology (рус. - образовательные технологии), Instructional Design (рус. - педагогический дизайн). Педагогическая наука обеспечивает теоретическое обоснование построения процесса обучения.
Instructional Science (Педагогическая наука) - знания, полученные путем систематического исследования. Следовательно, педагогическая наука является знанием о процессе преподавания и обучения и основано на систематическом исследовании и изучении того, что работает в обучении. Значительная часть этих знаний производится посредством проведения исследований, и практики педагогических разработок, также приобретают полезные знания через опыт.
Instructional Technology (Образовательные технологии) - это прикладной аспект педагогической науки, в основе которого лежит педагогический дизайн. Значение выражения Instructional Design/Педагогический дизайн определяется самим словом Design. Дизайн сам по себе считается наукой и означает «план действий, осуществляемых с определенной целью». Выделяется три типа основных образовательных технологий и инструментов:
1. Образовательная теория - совокупность предписаний, описывающих, каким должно быть образование, когда оно завершится. Учебные теории предлагают четкие указания о том, как лучше помочь людям учиться и развиваться;
2. Процесс педагогического дизайна - систематическое руководство о конкретных шагах, которым нужно следовать, чтобы обучение было высокого качества;
3. Физические технологии и инструменты - физические объекты, используемые для создания и представляющие знания, которые могут преподаваться в обучении. Эти технологии используются педагогическими дизайнерами для создания обучения.
Цель педагогического дизайна заключается в планировании и создании ситуаций, которые расширяют возможности обучения для отдельных учащихся. Это означает, что обучение нужно планировать так, чтобы оно было эффективно и систематически спроектировано.
Выделим качества, которыми, должен обладать образовательный разработчик (педагогический дизайнер):
Модели педагогического дизайна используются в самых разнообразных областях деятельности, например, в военном деле, в маркетинге и т. д. Некоторые сравнивают процесс разработки курса в рамках педагогического дизайна с программированием. Дело в том, что здесь также используется последовательность логических блоков, которые связаны между собой, имеют задачи и способы их решения.
Для того, чтобы превратить процесс обучения в чёткий и понятный алгоритм, используют технологии педагогического дизайна. Они просты: понять потребности компании, сформулировать на их основе цели обучения и максимально быстро обучить сотрудников. Для этого нужно выполнить целый комплекс шагов, причём, делать это должен не один человек, а команда специалистов.
Вот что нужно сделать:
Для руководителя компании важно не просто дать сотрудникам обучающую информацию, а добиться того, чтобы полученные знания применяли на практике. Чтобы этого достичь, используют принципы педагогического дизайна, которые сформулировал американский психолог Роберт Ганье:
То, из каких блоков будет состоять разработка программы обучения, зависит от выбранной модели педагогического дизайна. Сегодня есть минимум десяток популярных и проверенных решений. К моделям педагогического дизайна относятся ADDIE, SAM, модель Дика и Кэри, модель дизайна, модель SMART и другие.
Модель считается классикой, её линейная структура понятна и удобна, однако, она лишена гибкости. Основной недостаток ADDIE в том, что разработка обучающего курса не делится на временные блоки. Нельзя сделать один, протестировать, а потом перейти к следующему. Тем не менее модель пользуется популярностью.
В основе ADDIE — простой и логичный процесс из пяти пунктов:
SAM или модель последовательного приближения — это более гибкий вариант ADDIE. Разработка курса по модели SAM состоит из коротких шагов с постепенным добавлением новых качеств продукта. Результат каждого шага можно сразу проанализировать и улучшить.
Например, сначала прописывают основные блоки курса, потом наполняют их тезисами, выбирают подходящий формат обучения, детализируют и т.д.
В SAM проект разделён на 3 фазы:
Модель обратного дизайна названа так потому, что курс разрабатывают «с конца». Формулируют результат обучения, выбирают способ оценки достижения этого результата, продумывают форму обучения и наполняют курс контентом.
Такой подход помогает отталкиваться от результата, а не сосредотачиваться на процессе. Хотя разрабатывать курс по модели обратного дизайна сложнее, в перспективе он может принести больший эффект.
Модель учитывает связь между контентом, контекстом, поведением сотрудников и методикой передачи знаний. Работа над курсом по модели Дика и Кэри тоже начинается с постановки измеримой цели. Все последующие этапы проходят параллельно, что отличает этот подход от линейных моделей.
Цели обучения не только формулируют, но и доносят до сотрудников. После этого идёт анализ имеющихся знаний и навыков, предпочтений, привычек и других моментов, которые будут влиять на получение знаний.
Затем выбирают, как контролировать процесс достижения целей. Это могут быть тесты, деловые игры и т.д. Только после этого начинают разрабатывать стратегию, которая поможет достичь цели, создают обучающий контент. В конце обязательно проводят оценку качества обучения.
Некоторые модели педагогического дизайна предлагают начинать с конца.
Модель Смита и Рейгана также описывает весь процесс разработки в некоторых деталях, но при разработке образовательных продуктов полагается в большой степени на образовательную психологию и познавательные стратегии. Три важных фазы этой модели:анализ образовательной среды, стратегия и оценка. Модель Смита и Рейгана описывает цели обучения, то, как уроки должны быть выполнены, и именно поэтому преимущества этой модели должны быть замечены.
Преимущества:
Недостатки:
Модель Morrison, Ross and Kemp (далее MRK) ориентирована на обучение в классе/школе, и описывает целостный подход к разработке учебных программ, которая учитывает все факторы в окружающей сфере. Эта модель предусматривает, что процесс разработки является повторяющимся, цикличным, и подлежащим постоянному пересмотру. Эта чрезвычайно гибкая модель для сосредоточения на содержании и обращается к учителям. Эта модель состоит из трёх элементов, которые отличают её от других моделей: обучение рассматривается с точки зрения перспективы для обучающегося; компоненты модели не зависят друг от друга, педагогическое проектирование представляется как непрерывный цикл; и, модель подчеркивает важность управления процессом педагогического проектирования. Используя эту модель, образовательный разработчик начинает задавать шесть вопросов, связанных с:
Далее разработчик обращается к девяти элементам модели. Эти элементы не зависят друг от друга, и не нужно ни рассматривать их в каком-то определенном порядке, ни начинать проектирование с конкретного элемента. Элементы модели МРК:
• определение методической проблемы и постановка целей для проектирования образовательной программы;
• составление характеристики учащихся, которая будет влиять на образовательные решения;
• идентификация предметов содержания и анализ компонентов задачиЮ связанных с поставленными целями и задачами;
• указание образовательных целей;
• последовательное содержание каждого учебного блока для логического обучения;
• проектирование учебных стратегий таким образом, чтобы каждый учащийся смог добиться цели;
• планирование учебного сообщения и развитие обучения;
• разработка инструментов для анализа и оценки целей;
• выбор ресурсов для поддержки преподавания и обучения.
Модель признает, что не все элементы необходимы для всех проектов. Из-за отсутствия связи между элементами и возможности запуска проектирования с любого элемента модели, проектировщик в любом случае может использовать модель эффективно.
Необходимо рассмотреть стандартный набор шагов для создания курса.
• Анализ имеющихся проблем. На этом этапе компания проверяет, каких знаний не хватает сотрудникам для эффективной работы. На платформе Эквио можно провести тестирование, результаты которого автоматически превратятся в понятный и удобный отчёт. Чтобы выявить уязвимые места, можно смотреть статистику по отдельным людям или по целым отделам.
• Формулирование целей и задач обучения. С помощью Эквио сформулированные цели можно легко донести до сотрудников. Например, записать и выложить видеообращение или опубликовать новость, где её увидят все члены команды.
• Создание образовательных материалов. В Эквио есть собственный встроенный видеоредактор, в который можно быстро загружать обучающие ролики и добавлять в них вставки-тесты. Также можно легко собрать контент в разных форматах в единую программу обучения.
• Загрузка курса на электронную обучающую платформу. Можно загрузить готовый курс в Эквио или создать его на самой платформе. В корпоративной базе знаний можно хранить любые материалы и предоставлять к ним выборочный доступ для сотрудников.
• Оценка. Тестирование сотрудников и подробная статистика в Эквио помогут оценить, достигли ли вы целей обучения.
Педагогический дизайн при проектировании электронного обучения
Так как направление обучения связано с информационными технологиями, необходимо рассмотреть взаимосвязь между педагогическим дизайном и его применением в области e-leaming.
В1998 г. один из ведущих идеологов использования информационных технологий в образовании Девид Меррилл (М. David Merrill) заявил о том, что «информация сама по себе еще не обучение» («Information is not instruction»). Хотя Меррилл, профессор образовательных технологий Университета штата Юта, прокомментировал непригодность многих сетевых образовательных ресурсов, его утверждение отражает тот факт, что всегда очень легко увлечься «технологической» стороной обучения, основанного на новых информационных технологиях - в ущерб настоящим результатам обучения.
С появлением интерактивных мультимедийных технологий разработчики получили возможность использовать графику, анимацию, аудио и видео. Все эти эффекты могут хорошо удерживать внимание обучаемых, но все же, во многих таких образовательных ресурсах не прослеживаются педагогические принципы.
Большинство ранних программ сетевого обучения представляли собой не что иное, как онлайн документы. Преподаватели создали электронные версии традиционных печатных учебников, статей, инструкций и библиографических справочников. Хотя они и являются ценными и доступными ресурсами, результаты подобных преобразований нельзя считать настоящими обучающими программами.
В последние годы обучение через компьютер, преимущественно сетевое, принято обозначать e-learning. Очевидно, даже из поверхностной оценки образования, предлагаемого через Интернет, что существует слишком много веб-сайтов, утверждающих, что они предлагают e-learning, хотя на самом деле таковыми не являются. Простые в использовании программы подготовки материалов и недорогое размещение на серверах позволяет любому человеку с минимальными компьютерными умениями без разбора сложить информацию в Интернет и назвать ее обучающим ресурсом.
Неужели такие хранилища текстов, ссылок, презентаций и видео действительно являются обучающим ресурсом? Наивно предполагать, что преподаватели и учителя знают, как создавать эффективные электронные ресурсы.
Слишком много так называемого «e-Learning» - это просто информация, перенесенная в Интернет без соответствующей демонстрации, практики, обратной связи и руководства обучением студентов. А как уже говорилось, информация, как таковая, обучением не является. В противоположность таким электронным ресурсам, ресурсы, построенные на основе теорий обучения, позволяют осуществлять настоящее е-learning - обучение, которое будет эффективным, результативным и увлекательным.
Чтобы гарантировать эффективность, результативность и увлекательность любой образовательной программы, следует помнить, что технологии меняются, а принципы, физиологические и психологические возможности человека к обучению - нет. Для того чтобы люди учились, необходимо обеспечить соответствующее наличие практики, предоставить структуры знаний, а также обеспечить правильное руководство обучением. Верное использование указанных подходов для организации обучения рассматривается в науке, называемой педагогический дизайн.
Классическую линейную схему педагогического дизайна приходится уточнять, добавляя к ней соответствующие «обратные переходы» (см. рис. 1).
Рис. 1. Схема педагогического дизайна
В последние годы при разработке учебных материалов происходит смещение интереса разработчиков и потребителей учебных материалов с подхода, «ориентируемого на явно заданные цели обучения», к подходу, «ориентируемому на конструктивистские модели обучения». В результате процедуры педагогического дизайна становятся менее жесткими, органически включая в себя элементы кооперации и рефлексии. В общем случае, как заметил Виллис, все этапы и отдельные шаги разработки переплетаются подобно ребрам в «безумном треугольнике» Эшера (см. рис. 2).
Рис. 2. Треугольник Эшера
Педагогический дизайн охватывает всю деятельность по форматированию содержания, подготовленного специалистом- предметником, с целью сделать его доступным и понятным для обычного пользователя (учащегося). Дизайнеры должны уметь интерпретировать новую информацию и представлять ее в самой ясной форме. В мультимедийном формате для представления учебной информации может использоваться текст, аудиозаписи, графические изображения, видео или другие экранные элементы. Так как указанные отдельные элементы часто формируются узкими экспертами, специализирующимися на разработке конкретных средств обучения, то специалист в области педагогического дизайна должен быть способен эффективно наладить взаимодействие как со специалистами-предметниками, так и со специалистами, занятыми в производстве отдельных средств обучения.
Итак, педдизайнер тесно взаимодействуют со всей командой специалистов, чтобы в итоге облегчить учащимся и использование разработанных командой учебных продуктов, и усвоение знаний с их помощью. Специалисты по педагогическому дизайну делают это, направляя деятельность проектной команды в рамках всего процесса проектирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Краснянский, М. Н., Радченко, педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов [Электронный ресурс] /, // Учебно-методическое пособие. - Режим доступа: http://window. edu. ru/catalog/pdf2txt/394/47394/23512?p_page=1
2) Нагаева, дизайн и педагогическое проектирование проблемы и перспективы / // Информатизация и связь. - 2012. - №4. - С. 61-64.