• ноц59
  • перм край
  • россия

Обучение БПЛА в школах

Андрей Белоусов: Федеральная образовательная программа по управлению беспилотниками должна быть полностью запущена в школах и колледжах страны с 1 сентября 2024 года

  • http://government.ru/news/51418/, 23.04.24

В рамках проекта будут закуплены специальные обучающие беспилотники, оборудованы классы и полётные зоны.

Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов провёл заседание правкомиссии по развитию беспилотных авиационных систем. Обсуждался вопрос проведения закупок беспилотных авиационных систем и оснащения ими школ и колледжей в рамках государственного гражданского заказа, а также вопрос разработки образовательных программ.

Представитель Минпросвещения доложил, что 1 июля в рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные БАС» в 523 школах откроются специализированные кружки и в 30 колледжах – центры практической подготовки для обучения управлению беспилотниками. Учебные заведения, участвующие в проекте, будут оснащены учебными беспилотниками и кадровым составом для организации обучения. В проекте участвуют 30 субъектов Российской Федерации. Всего для этих целей будет закуплено более 17 тыс. учебных беспилотников. Закупки должны быть объявлены до 1 мая.

«Полная готовность программы должна быть обеспечена с 1 сентября, когда учащиеся начнут следующий учебный год. Для этого уже с июля необходимо запустить программу», – прокомментировал Андрей Белоусов.

Первый вице-премьер отметил, что учебные заведения должны быть не только оснащены беспилотниками, но и иметь соответствующие площадки для тренировочных полётов. Также в рамках проекта в школах и колледжах будут оборудованы специализированные классы, малые и основные полётные зоны, ремонтные станции и зоны 3D-печати. Андрей Белоусов поручил Минпросвещения дополнительно проработать с Росавиацией вопрос аттестации подготовленных образовательных программ и педагогов. [government.ru]

 

См. также 

  • Работе с беспилотными летательными системами начнут обучать в колледжах и школах 30 регионов - https://firpo.ru/, 18.01.2024

 

 

Изменения в содержании учебного предмета «Труд (технология)» в 2023-2024 гг.

logvinova.jpg

В содержание модуля "Робототехника" (8-9 класс) включили изучение беспилотных летательных аппаратов

Изменения в содержании учебного предмета «Труд (технология)» (). 
Модуль «Робототехника» разработано (дополнительно) содержание:

8 классКлассификация беспилотных летательных аппаратов. Конструкция беспилотных летательных аппаратов. Правила безопасной эксплуатации аккумулятора. Воздушный винт, характеристика. Аэродинамика полёта. Органы управления. Управление беспилотными летательными аппаратами. Обеспечение безопасности при подготовке к полету, во время полета.

9 класс: Конструирование и моделирование автоматизированных и роботизированных систем. Управление групповым взаимодействием роботов (наземные роботы, беспилотные летательные аппараты).Управление роботами с использованием телеметрических систем. Мир профессий. Профессии в области робототехники. 

 

 

 

Вместо ОБЖ в школах появятся "Основы безопасности и защиты Родины"

Минпросвещения России утвердило новый образовательный стандарт. Предмет "Основы безопасности и защиты Родины" по сути представляет собой курс ОБЖ, только более расширенный и углубленный.

С 1 сентября 2024 года школьникам будут рассказывать о роли России в современном мире и объяснять, что делает наше государство, чтобы обеспечить национальную безопасность и защитить жителей от внешних и внутренних угроз.

Из нового курса (*) ребята узнают, как себя вести при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера, возникновении военной угрозы. Кроме того, школьников научат правильно реагировать при сигнале "Внимание всем!".

Детям расскажут о безопасности в быту, на транспорте и общественных местах, а также о том, как важно соблюдать правила дорожного движения. Преподаватели будут учить юных граждан страны бережно относиться к природе, а также правильно вести себя при чрезвычайных ситуациях природного характера, оказывать первую помощи при неотложных состояниях и угрозе пожара.

Предусмотрены практические занятия, в ходе которых школьники овладеют навыками тактической, огневой, инженерной, военно-медицинской и технической подготовки. Им расскажут о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя, в том числе способах боевого применения беспилотных летательных аппаратов.

Большое внимание будет уделяться безопасности в цифровой среде и умению распознавать опасность, в том числе криминального характера и попытки вовлечения в деструктивную деятельность. Преподаватели постараются сформировать у школьников негативное отношение к вредным привычкам и объяснят важность здорового образа жизни.

* С текстом приказа Министерства просвещения РФ от 27 декабря 2023 г. № 1028 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования" можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202402050004).

 

Минпросвещения утвердило образовательные стандарты для «Основ безопасности и защиты Родины»

Минпросвещения опубликовало финальную версию образовательных стандартов для предмета «Основы безопасности и защиты Родины». В отличие от редакции документа, опубликованной для общественного обсуждения в ноябре прошлого года, здесь не содержится требования к освоению старшеклассниками «представлений об общевойсковом бое». Зато повышенное внимание уделено изучению свойств и действия оружия массового поражения.

Минпросвещения утвердило поправки к образовательным стандартам основного и среднего образования (ФГОС). В них окончательно закреплены требования к освоению дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР), которая с 1 сентября 2024 года заменит «Основы безопасной жизнедеятельности» (ОБЖ). В рамках базового курса школьники будут осваивать элементы начальной военной подготовки, правила оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий и способы защиты от оружия массового поражения.

Напомним, в ноябре 2023 года ведомство выложило проект предполагаемых изменений для общественного обсуждения. Один из пунктов освоения дисциплины для старших классов предполагал «сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя, в том числе способах боевого применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)».

+

«Составителям учебного курса придется строго подойти к формированию содержания, чтобы не нарушить требования закона,— отмечал партнер юридического агентства "Правовое содействие" Алексей Винокуров.— Программа не должна содержать сцены насилия, учитывая, например, распространенность в сети нечеловеческого контента, связанного с применением БПЛА, когда идет охота даже за отдельными бойцами».

В самом Минпросвещения заявили “Ъ”, что предметные результаты «в целом не являются нововведением и ранее в отдельных модулях предмета ОБЖ школьники получали соответствующие знания об НВП, вооруженных силах страны и службе в армии». Необходимость изменений в пресс-службе министерства связали со стандартным процессом «актуализации школьной программы».

+

Вместо этого 5-й пункт требует от старшеклассников «сформированности представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него». БПЛА же переехали в отдельный, 6-й пункт «Сформированность представлений о применении БПЛА и морских беспилотных аппаратов». Причины изменения текста поправок в финальной версии “Ъ” в ведомстве не прокомментировали.

Помимо освоения начальной военной подготовки и первой помощи во время боевых действий школьники будут изучать на ОБЗР ряд привычных тем из бывших ОБЖ: правила дорожного движения и безопасного поведения на транспорте, основы пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях и в природной среде. Также школьникам преподадут основы конструктивного общения, привьют навыки отличать опасные явления в социальном взаимодействии и способы противодействия экстремистской и террористической деятельности. Один из пунктов предполагает «сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии» и умение противодействовать опасности в цифровой среде.

В преподавательском сообществе же больше ждут не обновленный ФГОС, а анонсированный главой Минпросвещения Сергеем Кравцовым макет учебника по предмету и сомневаются, что укомплектовать удастся все школы к новому учебному году. []

 

 

В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание круглого стола на тему «Государственная поддержка развития кружков технического творчества молодежи в области развития беспилотных летальных систем». 23.11.2023.

af_1.jpg

«Беспилотные технологии занимают все больше места в жизни. Отрасль беспилотных летательных аппаратов находится на стыке профессий оператора, инженера и программиста, является одной из самых перспективных и востребованных. В ближайшие годы потребность в таких специалистах будет возрастать. Наша главная задача сегодня — системно вовлечь, заинтересовать школьников кружками с таким направлением, формировать у них мотивацию. Для этого необходимо создать «бесшовную» систему сопровождения детей: от старшей школы до конструкторского бюро, помогать им преодолевать все барьеры на пути, синхронизировать работу школьных кружков с предприятиями. Так мы сможем сформировать инженерную элиту нашей страны», — сказала Дарья Лантратова.

«При подготовке специалистов важно понимать, что это должна быть комплексная работа: это не только операторы по управлению, но и конструкторы, программисты. Технологии меняются очень быстро, буквально каждые полгода, поэтому тут нужен гибкий подход»,- подчеркнула сенатор.

По словам Дарьи Лантратовой, в верхней палате парламента тема государственной поддержки развития кружков технического творчества молодежи остается на контроле. [>>>]

 

Cформулированы рекомендации Совета Федерации по развитию кружков по изучению беспилотников

По итогам «круглого стола» участники рекомендовали:

  1. Принять к сведения информацию о развитии отрасли БАС в Российской Федерации.

  2. Министерству просвещения Российской Федерации:
    2.1. Учесть при обеспечении образовательных организаций учебным оборудованием по направлению БАС важности использования оборудования российского производства, включая цифровые симуляторы конструирования, программирования и управления БАС;
    2.2. Рассмотреть возможность выделения в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» направления БАС;
    2.3. Рассмотреть возможность разработки новой специальности среднего профессионального образования по разработке автономных (программируемых) беспилотных авиационных систем;
    2.4. Рассмотреть возможность внедрения модуля по направлению БАС в урок «Технология» с 2024/2025 учебного года;
    2.5. Рассмотреть возможность на базе профильных площадок обеспечить обучение педагогических работников по направлениям БАС, а также руководителей организаций общего и дополнительного образования, с учетом лучших региональных практик подготовки педагогов;
    2.6. Рассмотреть возможность предоставления школам, имеющим подтвержденные компетенции в сфере БАС, возможности гибкой организации образовательных программ в профильных классах (возможно наделив их специальным статусом федеральных инновационных площадок);
    2.7. Рекомендовать региональным органам исполнительной власти в сфере общего образования рассмотреть возможность организации подготовки команд для участия в соревнованиях БАС, в том числе по сценариям экономического применения в соответствующих отраслях и направить делегации для участия в Национальных соревнованиях БАС «Архипелаг 2024» в июле 2024 г., на о. Сахалин;
    2.8. Рассмотреть возможность использовать организациями общего и дополнительного образования материалы онлайн-курсов, размещённых на платформе АНО «Университет 20.35» в процессе подготовки школьников к инженерным соревнованиям по БАС и к участию в Национальной технологической олимпиаде;
    2.9. Рассмотреть возможность включения в показатели эффективности ССУЗов наличие секций БПЛА (в зависимости от показателя количества занимающихся).

  3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
    3.1. Проработать меры поддержки для молодежных (студенческих) конструкторских бюро в сфере БАС на базе университетов, определив в качестве показателя эффективности этих мер увеличение количества студентов, трудоустроенных в эти бюро для выполнения заказа рыночных компаний;
    3.2. Рассмотреть возможность создания экспериментальной модели поступления на профильные образовательные программы университетов для школьников, проявивших талант к БАС (возможно, в формате совершенствования модели целевого набора) без учета результатов ЕГЭ;
    3.3. Рассмотреть возможность разработки стандарта стимулирования создания вузами лабораторий и центров коллективного пользования по летающей робототехнике, проведения научных исследований по тематике беспилотных авиационных систем;
    3.4. Совместно с Российскими вузами рассмотреть возможность организации подготовки команд для участия в соревнованиях БАС, в том числе по сценариям экономического применения в соответствующих отраслях и направить делегации для участия в Национальных соревнованиях БАС «Архипелаг 2024» в июле 2024 г., на о. Сахалин;
    3.5. Предусмотреть при поступлении абитуриентов в вузы в качестве индивидуального достижения учет наличия компетенций в сфере беспилотных авиационных систем;
    3.6. Рассмотреть возможность включения в показатели эффективности ВУЗов наличие секций БПЛА (в зависимости от показателя количества занимающихся).

  4. Федеральному агентству по делам молодёжи (Росмолодёжь):
    4.1. Рассмотреть возможность выделения отдельных категорий (трэков) грантовой поддержки молодежных проектов в сфере БАС;
    4.2. Рассмотреть возможность организации программы подготовки наставников кружков по БАС и молодежных инженерных команд в области БАС в подведомственных образовательных центрах, включая «Машук»;

  5. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть возможность предоставления в рамках грантовой программы по проектам разработки и внедрению цифровых решений, поддержки разработчиков аппаратного и программного обеспечения для обучения в области БАС с акцентом на обучение программированию, роевому взаимодействию, использованию технического зрения и машинного обучения («искусственного интеллекта»).

  6. Министерству транспорта Российской Федерации:
    6.1. Рассмотреть возможность совершенствования региональных правил испытаний беспилотных аппаратов («открытое небо»), увязать поддержку региона в рамках нацпроекта по БАС с качеством этих правил, совместно с Платформой НТИ проработать вопрос о «рейтинге открытости неба»;
    6.2. Рассмотреть вопрос о возможности в рамках усовершенствования нормативно-правовой базы (экспериментальный правовой режим) создания в каждом регионе РФ площадки, где в научно-образовательных целях будет разрешен запуск беспилотников и дронов с упрощенным (в порядке уведомления) согласованием с властями. [https://dronus.ru/]

 

Состоялся семинар по вопросам проведения обучения педагогических работников в рамках БАС

07.03.2024 г. состоялся семинар по вопросам проведения обучения педагогических работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы в рамках реализации федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем». На семинаре обсудили вопросы организации обучения, познакомили с планом мероприятий по обучению и подготовке квалифицированных педагогических кадров для обеспечения функционирования специализированных классов (кружков) и центров практической подготовки. 

Видеозапись семинара можно посмотреть на информационно-образовательной платформе Челябинской области «Отличная школа 74.ru» в разделе "Учителю" Проекты/Национальный проект «Беспилотные авиационные системы»

 

В школах с 1 сентября 2024 года станет обязательным учебный предмет «Труд (технология)», включающий модуль по изучению БПЛА 

 

22_yanvarya_2024_g_31.png

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 января 2024 г. № 31 вступает в силу с 1 сентября 2024 года. - скачать pdf

Учебный план 2024 года будет включать в себя предмет "Труд (технология)". В соответствии с приказом, в учебных планах школ будет внесено изменение: учебный предмет "Технология" теперь будет называться "Труд (технология)". Это изменение вступит в силу с 1 сентября 2024 года, что означает, что начиная с нового учебного года, ученики будут изучать тот же предмет, но под обновленным названием. 

 

Изучаемый сейчас предмет «Технология» предметной области «Технология», с 1 сентября будет называться «Труд (технология)»

Так как изменения в основном коснулись переименования предмета и не значительного и не принципиального изменения содержания образования действующей ФРП ООО «Технология», утвержденной в 2023 году.

"Деление на подгруппы осуществляется по запросу, по заказу, по решению самой образовательной организации, и это, как правило, решается с родительским сообществом. Самое важное - учесть возможность изучения модулей всеми желающими. (подробнее про деление на подгруппы в карточках)

Гендерного деления на уроках технологии давно нет. Но такие разделы как «Технологии обработки конструкционных материалов» и «Технологии обработки текстильных материалов» могут изучаться раздельно , но с частичным ознакомлением и 1 и 2 группой (и девочек и мальчиков), что и отражено в действующей ФРП в 4 варианте примерного распределения часов (т.е этот вариант близок к тому, когда было гендерное деление) [>>>]

 

Правительство утвердило правила проведения пилотного проекта по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотников

Решение принято по поручению Президента.

С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект, цель которого – создать систему непрерывной подготовки специалистов в сфере разработки и производства беспилотников, а также эксплуатации летательных аппаратов весом до 30 кг. Постановление, утверждающее правила реализации такого проекта, подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

В рамках «пилота», который будет идти до конца 2029 года, планируется разработать учебные программы в области беспилотных систем, а также протестировать механизмы обучения и аттестации слушателей по этим программам. Разработчиком программ обучения станет Университет Национальной технологической инициативы 2035, на базе которого и будет идти пилотный проект.

Соавторами новых программ станут эксперты ассоциации предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» и сотрудники АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». Методическую поддержку «пилоту» окажут Минтруд, Минобрнауки и Минпромторг. По окончании обучения слушатели будут сдавать квалификационные экзамены в Российском университете транспорта.

Подписанное постановление необходимо для исполнения поручения Президента. Перечень поручений, касающихся вопросов развития беспилотных авиационных систем, был утверждён главой государства в декабре 2022 года. [http://government.ru/docs/51161/, 22/03/24]

 

postanovlenie_pravitelstva_rf_ot_21032024_348.png

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2024 № 348 "О реализации пилотного проекта по созданию системы непрерывной подготовки специалистов в сфере разработки и производства беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, а также в сфере эксплуатации беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и контроля за уровнем квалификации указанных специалистов". - скачать pdf 

 

В 2024 году в 30 регионах школы и колледжи оснастят для обучения работе с беспилотными авиационными системами

  • https://edu.gov.ru/ 18 января 2024, 17:44

Колледжи и школы 30 пилотных регионов в 2024 году будут оснащены необходимым оборудованием для организации обучения разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Об этом сообщил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов на совещании с министрами образования субъектов РФ, в образовательных организациях которых планируется соответствующее оснащение.

«Перед нами очень высокая планка: до 2030 года необходимо подготовить не менее 1 миллиона специалистов, чтобы решить те задачи, которые поставил Президент. Эта работа предполагает три ключевых направления. Первое – подготовка кадров, второе – создание образовательных программ, и в эту работу уже активно включилось профессиональное сообщество. Третье направление – оснащение школ и колледжей необходимым оборудованием», – приветствовал участников совещания первый заместитель Председателя Правительства России Андрей Белоусов.

 

0d64ebf29847dee3fdbc_2000x.jpg

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что в регионах на базе колледжей будут созданы центры подготовки по обращению с беспилотными авиационными системами.

«Много регионов прислали нам заявки на участие в проекте, в качестве пилотных мы выбрали 30 наиболее подготовленных, где будут созданы Центры практической подготовки по беспилотным авиационным системам. Важно соединить в школе эту работу с такими предметами, как основы безопасности и защиты Родины и труд. В колледжах это направление необходимо тесно связать с проектом «Профессионалитет». Все образовательные организации должны работать в единой системе», – отметил Сергей Кравцов.

В каждом регионе – участнике проекта к колледжу будут прикреплены от 17 до 20 школ для организации совместной работы.

Для полноценного функционирования центров и кружков будет организовано повышение квалификации педагогических работников. В 2024 году планируется подготовить 2450 педагогов для школ и колледжей.

Кроме того, будет разработано 20 различных учебных модулей с использованием цифрового образовательного контента для внедрения их в образовательные процессы.

В совещании приняли участие представители Центра военно-спортивной подготовки «ВОИН», некоммерческой организации «Федерация гонок дронов России» и других организаций.

Справочно

По поручению Президента России разработан национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Он включает пять федеральных проектов. Нацпроект направлен на развитие в стране отрасли беспилотных авиационных систем, их разработку и серийное производство, а также подготовку соответствующих кадров. [>>>]

 

Методические рекомендации по созданию и оснащению специализированных классов (кружков) на базе общеобразовательных организаций 

Минпросвещения намерено создать общие для всех школ условия, позволяющие обеспечить массовый доступ учащихся к новой дисциплине — разработка, производство и использование беспилотных авиасистем. Подробнее: https://www.pnp.ru/, 18.12.2023 

 

bas_metodichka_ot_12_2023.jpg

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию и оснащению специализированных классов (кружков) на базе общеобразовательных организаций и центров практической подготовки на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях реализации образовательных процессов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем 

 

К 2030 году в России должно быть подготовлено около 1 миллиона специалистов в сфере беспилотной авиации

Президент Владимир Путин заявил, что к 2030 году в России должно быть подготовлено около 1 миллиона специалистов в сфере беспилотной авиации, но даже этого количества может не хватить на фоне бурного развития отрасли: "По госпрограмме до 2030 года мы должны подготовить миллион специалистов в этой области. Но не знаю, даже, может быть, и этого не хватит, потому что развивается очень быстро", - сказал глава государства. [ www.kremlin.ru, 1.09.2023]

 

К 2030 году более 20 тысяч педагогов в сфере беспилотных авиационных систем появятся в колледжах и школах

2023-09-18_13-47-50.png

 

Более 20 тыс. педагогов в сфере беспилотников появится в России к 2030 году

МОСКВА, 1 сен  РИА Новости. Более 20 тысяч педагогов в сфере беспилотных авиационных систем появятся в школах и колледжах к 2030 году, при этом в следующем году планируют обучить почти 2,5 тысячи таких специалистов, рассказали РИА Новости в пресс-службе Университета Национальной технологической инициативы (НТИ) 2035.

"Согласно цифрам федпроекта "Кадры для беспилотных авиационных систем (БАС)", для обучения навыкам проектирования, производства и эксплуатации беспилотников к 2030 году в России будут обучено, в том числе в рамках профессиональной переподготовки, 23 800 педагогических работников школ и колледжей. При этом в 2024 году планируется провести обучение 2 450 таких специалистов", – следует из сообщения пресс-службы.

Отмечается, что потребность в таких педагогических работниках связана с тем, что число учебных организаций, реализующих программы общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей в сфере беспилотников, вырастет почти в десять раз к 2030 году. Количество учащихся по таким программам за этот период увеличится почти в 9,5 раз – с 126 тыс. до 1,2 млн человек.

"В рамках реализации федпроекта "Кадры для БАС" создается большое количество мероприятий, поддерживающих задачу обеспечения формирующейся отрасли специалистами в сфере проектирования, производства и эксплуатации дронов. Соревнования – один из ключевых инструментов вовлечения настоящих и будущих квалифицированных специалистов отрасли", – поделился советник ректора Университета НТИ 2035 Олег Подольский.

В конце июня правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации до 2035 года, согласно которой в течение шести с половиной лет в России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. [sn.ria.ru, 1.09.2023]

 

 

 

 

Школьники на уроках по начальной военной подготовке будут изучать беспилотники

По итогам курса учащиеся должны иметь представление об особенностях применения БПЛА на поле боя, сказано в программе дисциплины

МОСКВА, 21 августа. /ТАСС/. Школьники в 10-11-х классах в рамках занятий по начальной военной подготовке (НВП) будут изучать основы управления и применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), следует из опубликованной на сайте Минпросвещения программы курса.

"Модуль № 3 "Основы технической подготовки и связи": иметь представление о способах боевого применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и ведения разведки местности с помощью БПЛА; знать алгоритм противодействия БПЛА противника; выполнять практические действия по управлению БПЛА", - говорится в документе. Отмечается, что по итогам курса школьники должны иметь представление об особенностях применения БПЛА на поле боя.

В декабре 2022 года Минпросвещения РФ утвердило федеральные образовательные программы для российских школ. Ранее в министерстве сообщали, что школы могут ввести модуль по начальной военной подготовке в рамках ОБЖ после одобрения родителей. Модуль "Элементы НВП" также был включен в учебники ОБЖ для 10-х и 11-х классов.

Ранее подполковник, эксперт Главного военно-политического управления Минобороны России Михаил Бородин рассказал, что Минобороны РФ совместно с Минпросвещения разработали курс начальной военной подготовки, в рамках которого старшеклассники пройдут подготовку на уровне военнослужащего мотострелковых войск, научатся приемам тактической медицины и управлению беспилотниками.

По его словам, для старшеклассников была разработана программа курса внеурочной деятельности начальной военной подготовки как дополняющая и расширяющая знания, получаемые в рамках школьных занятий. Упор сделан на практические занятия, активное использование военно-тактических и военно-спортивных игр. Учебный план составлен с учетом опыта специальной военной операции. Занятия будут идти по девяти учебным модулям: тактическая подготовка, огневая подготовка, впервые был введен предмет "Основы технической подготовки и связи", в рамках которого обучающиеся знакомятся с техникой вооруженных сил, с основами управления беспилотными летательными аппаратами, работой по связи. Также включена инженерная подготовка, предмет "Радиационная, химическая и биологическая защита" и военно-медицинская подготовка. [tass.ru, 23.08.2023]

 

 

Совещание по развитию беспилотной авиации, 27.04.2023

27 апреля 2023 года Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совещание по развитию беспилотной авиации. (сайт Президента РФ, 28.04.2023)

В.В. Путин о важности ранней профориентации:

Необходимо включить учебные курсы и модули по управлению беспилотными системами в образовательные программы в самых разных областях, именно в самых разных областях. О чём идёт речь? Например, в таких, как сельское хозяйство, агрономы должны обладать соответствующими навыками и знаниями, строители, работники энергетики и, разумеется, транспорта.

И конечно, полностью поддерживаю прозвучавшее со стороны наших компаний предложения, чтобы уже со школы ребята могли учиться управлять, собирать, конструировать дроны. Уверен, это, во-первых, ребят займёт полезным, интересным делом, отвлечёт от того, чем не надо было бы заниматься, а во-вторых, эта так называемая ранняя профориентация пойдёт на пользу в конечном итоге и стране.

И в завершение вновь хотел бы подчеркнуть: формат национального проекта, о котором мы говорим, осознанно, целенаправленно выбран для развития беспилотных авиасистем. Достигнутый здесь успех будет означать качественное изменение нашей экономики и качественные изменения в жизни наших людей, сильное, уверенное, поступательное движение вперёд всей страны – вот что такое развитие беспилотной авиации.

И, конечно, беспилотные авиасистемы, как и целый ряд новых высокотехнологичных сфер, очевидно, будут одним из ключевых направлений в развитии России не только до 2030 года, но и далеко за горизонтом текущего десятилетия."  [>>>]

 

 

С 1.09.2023 году тема БПЛА включена в программу курса начальной военной подготовки

  • Письмо Минпросвещения России от 14.02.2023 № 03-287 "О направлении инструктивного письма" (об организации изучения вопросов начальной военной подготовки в образовательных организациях в рамках освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования) - pdf

 

programma_nvp-1.jpg

Модуль 3 «Основы технической подготовки и связи»

  • иметь представления об основных образцах вооружения и военной техники, классифицировать виды боевых машин;
  • знать основные тактико-технические характеристики боевых машин;
  • иметь представление о способах боевого применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и ведения разведки местности с помощью БПЛА;
  • знать алгоритм противодействия БПЛА противника;
  • выполнять практические действия по управлению БПЛА;
  • иметь представление о видах, предназначении, тактико-технических характеристиках средств связи;
  • классифицировать средства связи отделения;
  • иметь представление об устройстве радиостанций и подготовке их к работе;
  • знать порядок перехода на запасные и резервные частоты радиостанций;
  • знать основные требования к ведению радиопереговоров;
  • иметь представление о способах обмана противника при ведении радиопереговоров;
  • выполнять практические действия по подготовке радиостанции к применению и ведению радиопереговоров. [ скачать pdf ]

 

 

Минпросвещения России разработало единую модель профориентации школьников

22 марта 2023 Министр просвещения Сергей Кравцов представил единую модель профориентации школьников на Всероссийском фестивале профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее» в Екатеринбурге.

Он заявил, что в России создана уникальная профориентационная программа. Разработанная Минпросвещения России единая модель профориентации школьников уже со следующего учебного года будет рекомендована для всех образовательных организаций страны.

«Подчеркну, что профориентация имеет колоссальный воспитательный потенциал. Благодаря профессионализму и активной позиции педагогов-навигаторов формируется интерес к выбору будущей профессии. Она дает молодежи возможность увидеть свое место в будущем страны, внести личный вклад в развитие науки, промышленности, экономики. Именно поэтому работа по профориентации проводится в школах в рамках внеурочной деятельности, охватывает всю систему дополнительного образования. Очень ценно, что сегодня к ней активно присоединяется профессиональное сообщество, те, кто напрямую взаимодействует с нашими замечательными и талантливыми ребятами», – заявил Сергей Кравцов. (edu.gov.ru, 21.11.2022)

 

 

Курс начальной военной подготовки появится в школах РФ с 1 сентября 2023 года

Москва. 22 декабря 2022. INTERFAX.RU - Минпросвещения утвердило программы образования по шести предметам, курс основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) дополнен начальной военной подготовкой (НВП), следует из приказа ведомства, которое опубликована на портале правовой информации.

Согласно документу, содержание учебного курса ОБЖ представлено двумя вариантами содержания. Первый вариант включает следующие модули: основы комплексной безопасности; основы обороны государства; военно-профессиональную деятельность; защиту населения в условиях ЧС; безопасность в природной среде; основы противодействия терроризму и экстремизму; основы здорового образа жизни; основы медицинских знаний и оказания медпопомощи, элементы НВП.

В ходе модуля "Элементы НВП" предается изучать строевую подготовку и воинское приветствие, оружие, в том числе автомат Калашникова, гранаты Ф-1 и РГД-5, а также действия в современном стрелковом бою и средства индивидуальной защиты.

Второй вариант курса ОБЖ более углубленно изучает различные вопросы безопасности.

Ожидается, что новый курс ОБЖ с элементами начальной военной подготовки будут изучать в школах с 1 сентября 2023 года, вместе с обновленными программами по истории, куда включили события 2022 года, обществознанию, литературе, окружающему миру и географии.

Школы должны будут перейти на реализацию единых образовательных программ до 1 сентября 2023 года.

В ноябре текущего года министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что курс, включающий начальную военную подготовку, появится в школах в следующем учебном году.

"Курс будет уже со следующего года в школах. Сейчас он, действительно, готовится. До 1 января мы его подготовим, затем пройдет апробация, и школы со следующего года могут в своей работе использовать", - сказал министр.

В Минпросвещения позже уточнили, что модули, посвященные начальной военной подготовке, уже входят в программу учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности". Во время уроков школьники обсуждают права и обязанности гражданина во время призыва и прохождения военной службы, изучают вопросы военно-профессиональной деятельности гражданина, оказания первой помощи.

В России этой весной началось обсуждение идеи вернуть в школы предмет НВП, отмененный в начале 1990-х годов.

13 сентября Кравцов отмечал, что НВП включена в школьный курс обучения Основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), при этом Минпросвещения РФ готово обсуждать расширение и дополнение курса. [22 декабря 2022. INTERFAX.RU]

 

 

 

«Оператор беспилотных аппаратов» с 2015 года входит в ТОП-50 - список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий

Подробнее см.:

  1. Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования»
  2. Приказ Минтруда России от 30.12.2022 N 831 «Об утверждении списка наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования»
  3. «Атлас новых профессий» (АНП) на сайте new.atlas100.ru
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно