• ноц59
  • инфоурок
  • перм край
  • россия

Про фехтование

4566347.jpg

 

Фехтование – это огромный интересный мир. Открывая его, понимаешь, что он тебя полностью поглощает, с ним уже невозможно расстаться - и он остаётся с тобой навсегда.

Фехтование принято считать cпортом, искусством, военной наукой, средством воспитания. Как вид спорта, он выделяется среди прочих своей эcтетикой, романтизмом и богатством истории, уходящей в далёкие тысячелетия.

Фехтование – это умение наносить уколы, посредством атак и защит в определённые моменты боя, используя свой интеллект. Фехтовальный поединок очень похож на сражение: в нем присутствуют маневрирование, разведка и маскировка, наступление и оборона.

В современном спортивном фехтовании существует три вида оружия – рапира, шпага и сабля. Различия между ними заключаются в правилах судейства и размерах поражаемой поверхности, варианты которой для разного оружия можно посмотреть ниже:

2024-01-23_09-46-17.png

2024-01-23_09-46-25.png

2024-01-23_09-46-28.png

Рапира

Шпага

Сабля

 

Виды оружия для фехтования

Оружие состоит из стального гибкого клинка с наконечником, гарды с мягкой прокладкой, рукоятки и гайки.

Рапира Клинок рапиры четырёхгранного сечения, утончённый к концу, длиной не более 90 см, диаметр гарды от 9,5 до 12 см. Длина собранной рапиры не более 110 см и вес не более 500 г.


Рапира – колющее спортивное оружие. В отличие от других видов оружия, поражаемая поверхность рапириста самая маленькая – туловище и шея. В правилах фехтования на рапирах существует приоритет, т.е. "тактическая правота". Нанося укол, необходимо иметь приоритет. Например, рапирист имеет приоритет в атаке. Противник должен сначала взять защиту и только после этого у него появится приоритет, чтобы нанести ответный укол сопернику. Если атаки выполняются одновременно, то нанесённые уколы не засчитываются.

ШпагаШпага – тоже колющее спортивное оружие. Клинок шпаги массивнее рапирного, имеет трёхгранное сечение. Общая длина шпаги не более 110 см и вес не более 770 г. Диаметр гарды 13,5 см.



У шпажистов наибольшая поражаемая поверхность для нанесения уколов: практически всё тело от головы до пят – туловище, руки, ноги, голова. В бою на шпагах отсутствует фактор тактической правоты, т.е. одновременно нанесённые уколы засчитываются обоим противникам.Сабля

Сабля имеет трёхгранный клинок, длина которого не более 88 см. Максимальная длина сабли 105 см, вес не более 500 г.


В фехтовальном бою на саблях разрешается наносить как рубящие удары, так и уколы. Поражаемой поверхностью являются голова, руки и туловище до линии пояса. В фехтовании на саблях, как и на рапирах, решающим фактором при присуждении укола является "тактическая правота".

 

Современный фехтовальный бой проводится с использованием электрооборудования для фиксации уколов.

apparat

Аппарат сигнализирует нанесение укола спортсменом зажиганием ламп различного цвета. Если спортсмен нанёс укол, на аппарате зажигается лампа, находящаяся на его стороне. В фехтовании на рапирах и саблях действительными считаются только уколы, нанесённые в поражаемую поверхность. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (красной или зелёной), а недействительные - белой лампой. Когда зажигаются одновременно цветная и белая лампы – это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтовании на шпагах зажигаются только цветные лампы. Поскольку все уколы считаются действительными, то засчитывается каждый нанесённый укол. Когда лампы зажигаются с двух сторон одновременно, каждому спортсмену присуждается по уколу.

 

Спортивное фехтование


Спортивное фехтование — один из пяти видов спорта, входящих в программу всех летних Олимпийских игр современности. В зависимости от используемого оружия подразделяется на фехтование на рапирах, фехтование на саблях и фехтование на шпагах. Соревнования проводятся среди индивидуальных спортсменов и среди команд. [>>>]

 

История фехтования


Фехтование на рапирах появилось в программе Олимпийских игр 1896 года. В программу Олимпийских игр 1900 года входило фехтование уже во всех трёх видах оружия.

29 ноября 1913 в Париже была основана Международная федерация фехтования. Первый международный турнир по фехтованию, организованный под её эгидой, прошёл в 1921 году в Париже. В 1937 году Международная федерация фехтования придала турниру статус чемпионата мира, одновременно признав чемпионатами мира турниры, начиная с 1921 года. Чемпионаты проводились ежегодно за исключением лет, выпадающих на Олимпийские игры. Олимпийские соревнования засчитывались как чемпионаты мира соответствующего года. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года. Соревнования на рапирах среди женщин проводятся с 1929 года. Женская шпага появилась в 1989 году, а женская сабля — в 1999 году.

Первые командные соревнования прошли у мужчин на рапирах в 1929 году, а командные соревнования на саблях и шпагах у мужчин прошли в 1930 году. В 1932 году появились командные соревнования у женщин на рапирах. Командные соревнования у женщин на шпагах и саблях появились в расписании чемпионатов мира одновременно с введением этих видов в программу чемпионатов в 1989 и 1999 годах соответственно.

Чемпионаты Европы по фехтованию проводятся с 1981 года под эгидой Европейской конфедерацией фехтования. С 1972 года проводится Кубок мира по фехтованию. Также проводятся национальные чемпионаты. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья.

Первоначально фиксация уколов осуществлялась четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки. Начиная с 1936 года, в соревнованиях на шпагах вместо боковых судей применяется электрическая система регистрации уколов. В соревнованиях на рапирах электронная система применяется с 1956 года, а в фехтовании на саблях с 1988 года. [>>>]

 

Правила


Главная цель спортивного состязания — нанести укол (или удар в фехтовании на саблях) сопернику. Победа присуждается тому, кто первым нанесёт определённое количество уколов или большее их количество за определённое время. Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются электрической схемой, которая подаёт звуковой сигнал и зажигает лампу нужного цвета при касании соперника. Провода проходят через оружие фехтовальщика и его одежду. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата с учётом правил боя в каждом виде фехтования. Бои в разных видах оружия отличаются правилами, позволяющими засчитывать уколы и удары. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определённым цветом показывается также, был ли этот укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность. Рефери может не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол, если он был нанесён с нарушением правил. Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять не менее 4,9 Н (500 гр) и 7,35 Н (750 гр). После команды «стоп» уколы (удары) не засчитываются, за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался ещё до команды.

720px-piste_descrimesvg.png

  • Рис. 1. Фехтовальная дорожка: С — центральная линия. G — линия исходной позиции спортсменов. D — (оранжевый участок) — конец дорожки

Поединок в фехтовании происходит на сделанной из электропроводящего материала фехтовальной дорожке шириной 1,5—2 м и длиной 14 м, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата. На дорожку нанесена разметка в виде проходящей перпендикулярно дорожке центральной линии, двух линий исходной позиции, которые расположены на расстоянии 2 м от центральной линии, боковых и задних границ дорожки. С каждой стороны дорожки выделяются отрезки длиной в 2 м (по всей ширине дорожки), которые во время поединка предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

 

720px-fechtstellungsvg.png

  • Рис. 2. Начальная стойка

 

Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесённые после этого уколы аннулируются.

В командных соревнованиях бой также проводится между двумя фехтовальщиками. Каждый член команды проводит свой поединок, результаты суммируются. Победителем считается команда, совершившая большее количество уколов.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Перед началом боя проверяются оружие спортсменов и их экипировка. Оружие проверяется на жёсткость, длину, наличие микротрещин, экипировка и маска проверяются на прочность (костюм должен выдерживать нагрузку до 800 Н), а также на электропроводимость.

 

Команды в фехтовании

Как пра­ви­ло, судья от­да­ёт ко­ман­ды во время со­рев­но­ва­ния на фран­цуз­ском языке. Раз­ли­ча­ют­ся сле­ду­ю­щие ко­ман­ды:

  • Ан гард (фр. En guarde — «к бою»). Сигнал о подготовке к соревнованию. Участники поединка должны занять позиции каждый за своей линией начала боя.
  • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt? — «вы готовы?»). Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам. Участник, не готовый к бою, должен подать сигнал судье, топнув ногой и подняв оружие вверх.
  • Алле! (фр. Allez! — «начинайте»). Сигнал о начале боя. Участники вправе начать движение.
  • Альт! (фр. Halte! — «стой»). Остановка боя.
  • А друа (фр. A droit — «направо»). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
  • А гош (фр. A gauche — «налево»). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
  • Па конте! (фр. Pas compter! — «не считать»). Укол не присуждается никому.
  • Дубль! (фр. Double! — «Двойной»). Укол присуждается обоим участникам (Применим в бою на шпагах).

 

Фехтование на рапирах (фр. fleuret)

220px-fencing_foil_valid_surfaces_2009svg.png

  • Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах

Засчитываются лишь уколы, нанесённые в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок. Нельзя поворачиваться к противнику спиной или закрывать от укола части тела незащищенной рукой.

 

 

Фехтование на саблях (фр. sabre)

220px-Fencing_saber_valid_surfaces.svg

  • Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях

Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрёстный шаг вперёд», но назад разрешён.

 

Фехтование на шпагах (фр. épée)

220px-Fencing_epee_valid_surfaces.svg

  • Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах

Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,05 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

 

Оружие


sport-swords.png

  • Используется три вида оружия: рапира, сабля, шпага. Фехтовальное оружие состоит из клинка и гарды.

 

Рапира представляет собой колющее оружие (удары можно наносить только остриём клинка) массой не более 500 г и длиной не более 110 см с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной не более 90 см; кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

Шпага более тяжёлое колющее оружие, массой не более 770 г и длиной не более 110 см, похожа по конструкции на рапиру с более жёстким и чуть более длинным клинком трёхгранного сечения. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

Сабля — рубяще-колющее оружие массой не более 500 г и длиной не более 105 см с гибким клинком трапециевидного сечения длиной не более 88 см. Наносить можно не только уколы остриём, но и удары клинком, удары гардой запрещены. Гарда овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, замыкающая электрическую цепь, образованную проводом, проходящим под курткой спортсмена и в клинке, и прибором, фиксирующим уколы; к гарде прикрепляется разъём — двойник в случае рапиры и сабли или тройник в случае шпаги для подсоединения провода. Сабля наконечника не имеет.

 

Экипировка

final_trophee_monal_2012_n08.jpg

  • Фехтовальщики на турнире в Париже, 2012

В экипировку фехтовальщика входит защитный костюм белого цвета из облегченного кевлара, состоящий из куртки (колет) и брюк по колено на подтяжках. На ноги надеваются длинные белые гетры и специальная фехтовальная обувь, с плоской подошвой. Голову защищает маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На вооруженную руку надевают перчатку.

У шпажистов сетка маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

 

Сценическое (артистическое) фехтование


Артистическое фехтование давно вышло за пределы театральных подмостков и съемочных площадок, перестало быть только учебной дисциплиной театральных студий и вузов и исключительной привилегией артистов театра, кино, актеров и каскадеров. Арт-фехтование стало достоянием широчайшего круга энтузиастов и поклонников, увлекательным и исключительно зрелищным видом спорта.

Артистическое фехтование – это гармоничный сплав совершенной техники фехтования и артистизма, света и музыки, режиссерского замысла и воплощенного образа, упорной работы в тренировочном зале и волшебства сцены... Такое сочетание позволяет его поклонникам подняться как до вершин спортивного мастерства, так и до уровня высокого искусства.

Артистическое фехтование не является единоборством. На суд зрителей и судейской коллегии выносятся заранее отрепетированные сольные и групповые (синхронные) упражнения, постановочные бои с двумя участниками (дуэты) и постановочные групповые бои (участвуют от 3 до 8 человек). Выступление спортсменов оценивается судейской коллегией. Результат складывается из оценки за технику фехтования (базовая техника, уровень мастерства владения оружием, сложность композиции и др.) и оценки за представление (учитывается артистизм, эмоциональность и выразительность исполнения, соответствие выбора оружия, сюжета, костюмов и оформления выступления заявленной временной эпохе). 

История арт-фехтования как спортивной дисциплины началась в нашей стране не так давно – в мае 2004 года профессор кафедры теории и методики фехтования РГУФК А.Д. Мовшович как представитель ФФР присутствовал на конгрессе Международной академии оружия и на чемпионате мира по сценическому фехтованию (Stage Fencing) во французском городе Сабл д`Олоне (Sables d'Olonne).

В 2004 году мы впервые узнали, что существуют 3 временных эпохи и 4 категории, по которым уже более 15 лет проходят соревнования в Европе. В том же году началась активная работа по развитию артистического фехтования в нашей стране, созданию клубов, разработке методики подготовки спортсменов и тренеров, правил проведения соревнований…

Первый турнир по артистическому фехтованию был проведен в Москве в 2006 году. Количество участников подтвердило большой интерес россиян к новому виду фехтования, и сам собой стал вопрос о создании структуры, координирующей развитие артистического фехтования на территории всей страны. Первым шагом в этом направлении стало создание комиссии по артистическому фехтованию при ФФР, возглавил которую известный постановщик фехтовальных сцен кино и театра, в прошлом рапирист, известный актер В.Я. Балон. Следующим важным этапом в развитии арт-фехтования стало признание в феврале 2008 года Федеральным агентством по физической культуре и спорту (Росспорт) артистического фехтования новой спортивной дисциплиной. И теперь соревнования по арт-фехтованию включаются в Единый календарь спортивных мероприятий России, а участники соревнований имеют возможность получать спортивные разряды и звания.

Для более успешного объединения усилий по развитию арт-фехтования в том же 2008 году в ФФР было решено создать федерацию артистического фехтования (МОО ФАФ). Усилиями ФАФ регулярно организуются и проводятся чемпионаты России, фестивали по арт-фехтованию, различные турниры, научно-практические конференции и семинары для тренеров и судей. Уже создано 10 региональных отделений, разрабатывается методическая литература, ведется активная популяризационная работа, налаживаются международные контакты.

Уровень подготовки российских спортсменов очень высок, и это отмечают все наши зарубежные коллеги и соперники. Со всех международных соревнований российские арт-фехтовальщики возвращаются с медалями. На последнем чемпионате мира сборная России по арт-фехтованию завоевала три золотых, одну серебряную и одну бронзовую награды.

ФАФ ставит перед собой задачи развития и популяризации артистического фехтования в России, укрепления авторитета российского арт-фехтования на международной арене, организации широкого соревновательного движения по всей территории России, помощи тренерам, судьям и спортсменам в повышении их мастерства и в участии в соревнованиях внутри страны и за рубежом. В планах ФАФ стоит создание широкой сети региональных отделений, развитие арт-фехтования на местах, создание детских и юношеских секций и клубов и многое другое.

 

В арт-фехтовании у спортсменов есть возможность реализовать себя в 8 дисциплинах:

  • Арт-фехтование – Дуэт – античность
  • Арт-фехтование – Дуэт – от XVI века
  • Арт-фехтование – Дуэт – свободный стиль 
  • Арт-фехтование – Группа – античность
  • Арт-фехтование – Группа – от XVI века
  • Арт-фехтование – Группа – свободный стиль
  • Упражнение Соло
  • Упражнение Группа

 

Несложно заметить, что соревнования проводятся по четырем категориям в трех временных эпохах. Наиболее распространенной можно назвать категорию «Дуэт». Дуэль является самой привычной формой фехтовального боя и в спорте, и на театральной сцене. Поединок «один на один» во все времена был лучшим способом выяснить все недоразумения. 

 

Фото: Александр Арифулин

Категория «Соло» представляет собой связку приемов фехтования, выполняемую одним человеком, «бой с Тенью». Тренеры находят необыкновенные и парадоксальные идеи, чтоб эта категория стала настоящим спектаклем. 

Фото: Александр Егоров

В категории «Упражнение Группа» спортсмены должны одновременно и согласованно исполнять связки приемов фехтования. Без единого соприкосновения клинков выступающим необходимо передать атмосферу боя и намерение героев действовать сообща. 

Фото: Александр Арифулин

Самой зрелищной категорией является «Группа». Здесь можно увидеть самые яркие, неожиданные и фантастические групповые бои. 

Фото: Александр Егоров

Первая временная эпоха – это «Античность». Она охватывает временной период от античности до средневековья. Ее герои – крестоносцы и русские витязи, гладиаторы и шотландские горцы. Выступления, относящиеся к этой эпохе, создаются исходя из тактико-технических особенностей боя на мечах – тяжелом инерционном оружии. 

Фото: Александр Егоров

Вторая временная эпоха – «от XVI века». Основным оружием этой эпохи являются все виды шпаг: от тяжелых испанских 16 века до невесомых рапир 19 века. В постановках используется техника и тактика боя на легком безынерционном оружии. 

Фото: Александр Егоров

Третья временная эпоха носит название «Свободный стиль». Она открывает большие возможности для творчества и позволяет воплотить в постановке самые смелые фантазии. Сюжетная линия, выбор персонажей, подбор костюмов и музыкального сопровождения не ограничены историческими рамками. При этом требования к уровню владения оружием не снижаются, а оригинальность замысла учитывается судьями при выставлении оценок. 

Фото: Александр Турецкий

Артистическое фехтование – явление уникальное. Каждый может найти в нем свое направление, выбрать свою эпоху, свою номинацию, подобрать себе оружие по руке и по душе, найти свою технику, свой образ. Этот вид фехтования доступен людям всех возрастов, практически любого телосложения и физических данных. Он может быть увлекательным хобби, средством активного отдыха, способом поддержания великолепной спортивной формы. При этом артистическое фехтование дает возможность испытать напряжение спортивной борьбы и радость спортивных побед. Оно же позволяет освоить и вполне реальные фехтовальные навыки, приемы активной обороны и нападения подручными средствами и в тоже время развивает пластику, музыкальность, выразительность и художественный вкус, может служить действенным средством военно-патриотического и культурного воспитания молодежи, формирует личностные качества, позволяет глубже проникнуть в историю и культуру европейских стран и народов...

Используя средства фехтования и художественной выразительности, артистическое фехтование дает своим последователям возможность не только совершенствоваться во владении оружием и своим телом, но и вживаться в образы литературных героев и исторических персонажей, ощущать себя то Сирано де Бержераком, то Д`Артаньяном, то лихим пиратом, то могучим богатырем. Оно позволяет испытать чувства Гамлета и Лаэрта, неукротимого Буревоя и слепого Гакона, причем в обстановке боя, в момент наибольшего накала страстей.

Но это уже результат. Яркий, красивый, захлестывающий эмоциями и участников и зрителей. И чтобы его достичь, спортсменам приходится проделывать колоссальную работу. Поединок в арт-фехтовании – это не только «техническая связка, составленная из боевых приемов фехтования», но еще и образы, характеры, сюжет, драматургия, которую необходимо донести до зрителя, применяя самые разнообразные средства.

Подготовка спортсменов арт-фехтовальщиков складывается из многих составляющих. С первых занятий им приходится осваивать не только технику владения холодным оружием, причем самым различным, но и пластику, танец, актерское мастерство, рукопашный бой. Развиваясь, арт-фехтование охотно вбирает в себя все лучшее из единоборств, акробатики, спортивных и бальных танцев, художественной гимнастики и фигурного катания. Поэтому уровень мастерства российских арт-фехтовальщиков заметно возрастает с каждым годом.

Даже не будучи фехтовальщиком, вы и сами можете это заметить, ведь с уровнем нашего мастерства растет и популярность красивого фехтования. 

Со сцен театров не сходят пьесы Ростана и Лопе де Веги, в Россию приехал мюзикл Зорро. На крупных праздниках с участием первых лиц государства и на больших концертах на первом канале вы можете видеть постановочные дуэли. О наших турнирах говорят в новостях, об арт-фехтовании пишут в журналах и рассказывают в развлекательных программах. 

Люди хотят видеть нас на своих торжествах и праздниках. Арт-фехтование превращается в «гвоздь программы» детских оздоровительных лагерей. Люди, работающие в крупных компаниях, не раз звали студии арт-фехтования для проведения тим-билдингов – игр на сплочение команды. 

Еще больше людей имеют возможность узнать, что такое наш вид спорта, когда мы выступаем и даем мастер-классы под открытым небом – будь то арт-фестиваль на бульварном кольце или народные гуляния в парке Горького или на Арбате. 

  

Фото: Наталья Карпова

Фото: Павел Сарычев

Фото: Павел Сарычев

 Фото: Павел Сарычев

В последние годы в России много говорится об оздоровлении нации, о традициях и духовном возрождении. За всеми высокопарными фразами и сухими фактами, которые сопровождают путь развития спорта в нашей стране – стоит то, ради чего люди приходят в арт-фехтование. 

«В тот день, когда последний учитель фехтования окончит свой земной путь, все благородное и святое, что таит в себе извечное противоборство человека с человеком, уйдет в могилу вместе с ним... И останутся лишь трусость и жажда убивать, драки и поножовщина»  

Артуро Перес-Реверте. 

В наш вид спорта приходят люди, которые не верят в мрачные пророчества. Они из года в год фехтуют, выступают и совершенствуют свое мастерство. Просто наш спорт на грани искусства делает жизнь ярче, а людей лучше.

Подробнее об артистическом фехтовании Вы можете узнать на официальном сайте МОО ФАФ

 

Паралимпийское фехтование


  •  

Паралимпийское фехтование — вид спорта, в котором соревнуются инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата. Современная история реабилитации фехтованием начинается с 1952 года, когда данный вид спорта стал доступным и для людей, прикованных к инвалидным креслам. С 1960 года фехтование было включено в программу Паралимпийских игр, где разыгрывается 15 комплектов олимпийских наград. С этого времени среди паралимпийцев регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы, а также Кубки мира. В соревнованиях по паралимпийскому фехтованию, или, как его ещё называют, фехтование в инвалидных колясках, принимают участие атлеты с поврежденным спинным мозгом, ампутированными конечностями и другими травмами.

 

В 1780 году доктор Тиссо (Франция) разработал методику, которую описал в книге под названием «Медицинская хирургическая гимнастика в гигиеническом аспекте. Упражнения с оружием». А в 1895 году француз Селестин Леконт разработал теорию, согласно которой занятия фехтованием обладают большим лечебным эффектом. Он описал пятнадцать болезней, вылеченных с помощью этого вида спорта.

Современная история паралимпийского фехтования начинается с 50-х годов прошлого века, когда сэром Людвигом Гатманном была предложена идея этой спортивной дисциплины. В те годы прошли и первые официальные соревнования по этому виду спорта.

В 1960 году фехтование было включено в программу первых Паралимпийских игр в Риме. С тех пор среди паралимпийцев регулярно проводятся чемпионаты Европы и мира, разыгрываются Кубки мира. И если в 1960 году в Риме фехтовальщики-паралимпийцы соревновались в трех видах: в личных и командных соревнованиях по сабле среди мужчин и в личных соревнованиях по рапире среди женщин, — то в 2004 году, на Паралимпийских играх в Афинах, они разыграли в общей сложности 15 комплектов наград в категориях «A» и «B» (представители категории «C» в Играх не участвуют). И мужчины, и женщины разыгрывают личное и командное первенство по рапире и шпаге, соревнования по сабле проводятся только среди мужчин. Командные соревнования имеют открытый характер — в них могут участвовать как представители категории «А», так и спортсмены, относящиеся к категории «В».

С развитием соответствующей техники менялись и правила соревнований. В отличие от классического фехтования, здесь бой ведется в статичном положении на дорожке длиной 4 метра, при этом коляски при помощи специальных металлических конструкций фиксируются на месте. По правилам, тот из участников боя, у кого короче руки, выбирает дистанцию, на которой будет идти поединок. Во время схватки фехтовальщик должен держаться свободной рукой за кресло. Правилами не разрешается также приподниматься в кресле или отрывать ноги от подножки. [>>>]

 

 

Ветеранское фехтование


  •  

 

   fencing-logo

 

Обращение президента Федерации ветеранского фехтования РФ

Ветеранское фехтование молодо, оно зародилось в Германии в 70-х годах прошлого столетия. В 80-е годы начинают проводить ветеранские турниры в Великобритании, позднее во Франции, Италии, Венгрии. В 1991 году образовывается Европейский комитет ветеранского фехтования (EVFC), президентом которого стал Генри де Силва (Henry de Silva),  который позднее возглавит  ветеранское фехтование в Европе.

Почему люди присоединяются к движению ветеранского фехтования? Потому, что они любят этот прекрасный вид спорта, их покоряет дух и атмосфера ветеранских соревнований. Фехтовальный поединок – это прежде всего противоборство интеллектов. Регулярные занятия фехтованием позволяют отодвинуть приближение старости. Это великолепное средство сохранить надолго подвижность суставов, гибкость тела, остроту ума и бодрость духа.

Фехтование действительно является пожизненным видом спорта.  Любовь к фехтованию   увлекает ветеранов желанием путешествовать по миру, проверить уровень своего мастерства, поддерживать свою физическую форму, встречаться со старыми и новыми друзьями.

Ветераны соревнуются в своих возрастных группах: 40-49, 50-59, 60-69, 70+ лет.

С 1991 года проводятся Чемпионаты Европы личные и командные по нечетным и четным годам соответственно. Чемпионаты мира (личные)  проводятся ежегодно начиная с 1997 в категориях 50-59, 60-69 а позднее и в категории  70+ лет под эгидой Международной Федерации Фехтования (FIE).

Россия присоединилась к растущему числу стран культивирующих ветеранское фехтование в 1997 г. когда на первый чемпионат мира по фехтованию среди ветеранов  в далекий южноафриканский город Кейптаун отправились двое россиян – Анатолий Лыков и Александр Капустин, занявшие соответственно третье и пятое место в соревнованиях на шпаге.

В последующие годы ветеранское фехтование становится все более популярным в нашей стране. В 2000 г. при Федерации фехтования России была сформирована Комиссия ФФР по ветеранскому фехтованию, руководитель которой Вице-президент Федерации Сергей Колганов вложил немало сил в развитие ветеранского фехтования.

С 2001 года ветеранские соревнования официально были включены в спортивный календарь ФФР, и с этого времени ветераны ежегодно разыгрывают своё Первенство и Кубок России. Год от года ширилось ветеранское движение,  Чемпионаты и Кубки России стали проводиться регулярно, собирая большое количество участников.  Сейчас  в этих соревнованиях принимают участие до 150 спортсменов из трех десятков регионов нашей страны. На наши соревнования регулярно приезжают спортсмены из Беларуси и Украины, в них также  участвовали представители Италии, Германии, Израиля и Франции.

Росли спортивные успехи  россиян и на  международных соревнованиях, без медалей они не оставались никогда. Так в командных чемпионатах Европы российские ветераны завоевали 3 золотые, 3 серебряные и 6 бронзовых медалей. В личных чемпионатах Европы было выиграно 9 золотых, 7 серебряных и 11 бронзовых медалей.

В последние годы ветеранское фехтование в нашей стране сделало мощный скачок вперед и вышло в разряд ведущих в мировом и европейском ветеранском фехтовании. Выражением признания успехов российских ветеранов явилось проведение в Москве индивидуального чемпионата Европы 2003 года. В 2009 году  в Москве был организован и проведен чемпионат мира по фехтованию среди ветеранов. Этот чемпионат собрал рекордное количество участников- 455 спортсменов из 34 стран. Чемпионат прошел  на  высоком уровне и получил положительные отзывы во многих странах. На этом чемпионате наши ветераны показали значительное превосходство российской команды, заняв в неофициальном командном зачете 1 общекомандное место, а наш спортсмен Гари Афтандилов стал первым в мире среди ветеранов – фехтовальщиков, который сумел на одном чемпионате мира завоевать звание чемпиона во всех трех видах оружия: сабле, рапире и шпаге. Две золотые медали завоевала Людмила Чернова в рапире и шпаге. Серебряную награду получила Арская Н., бронзовых наград удостоились Белкина Е., Рыжкова Л. и Федоров Н.

В январе 2010 года при поддержке ФФР ветеранами-фехтовальщиками была создана  Федерация Ветеранского Фехтования (ФВФ), президентом которой был  избран  вице-президент ФФР А. Капустин. ФВФ ставит перед собой задачу развития и популяризации ветеранского фехтования в России, укрепления   позиций   российского ветеранского  фехтования   на международной арене, оказание помощи  спортсменам-ветеранам  и их командам для участия в соревнованиях внутри страны и за рубежом. В планах ФВФ стоит создание филиалов, отделений и представительств Федерации Ветеранского Фехтования во всех регионах, развивающих фехтование. Мы с оптимизмом смотрим в будущее ветеранского фехтования, уверены в том, что с каждым годом будут расти ряды желающих вести здоровый образ жизни и продлить свою  молодость.

Президент Федерации ветеранского фехтования,
Вице-президент Федерации фехтования России
А. Капустин

 

 

 

 

О Федерации фехтования России (Russian Fencing Federation)


  • сайт ФФР - https://www.rusfencing.ru
  • сообщество ФФР в ВК - https://vk.com/public46016516
  • канал ФФР на YouTube - https://www.youtube.com/@RussianFencingFederation/featured

 

Проморолик

 

архив 

В общероссийскую спортивную общественную организацию «Федерация фехтования России» (ФФР) входят 35 региональных организаций. ФФР признана Международной федерацией фехтования (FIE) и Олимпийским комитетом России (ОКР) единственной организацией, обладающей правом представлять отечественное фехтование во всех государственных органах и общественных организациях России, международном спортивном и олимпийском движении, а также правом координировать развитие фехтования на территории Российской Федерации.

Руководящими органами федерации являются конференция и исполнительный комитет. 
 

 

МАМЕДОВ Ильгар Яшарович

 

Родился 15 ноября 1965 года.  Окончил Азербайджанский государственный университет. Выступал за ЦСКА (Москва). Заслуженный мастер спорта. Чемпион Олимпийских игр 1988, 1996 годов в командном первенстве по фехтованию на рапирах. Чемпион мира 1989 года. Победитель Кубка Европы 1995, 1996, 1998, 2000 годов. Неоднократный чемпион России. В настоящее время член судейской комиссии Международной федерации фехтования (FIE), председатель судейско-технической комиссии и член тренерского совета ФФР.

[ ист: http://www.rusfencing.ru/cntnt/federaciya/lichnye_st/mamedov_il1.html]

 

Центр развития фехтования Приволжского федерального округа 


Ссылки на региональные федерации фехтования с сайта www.rusfencing.ru:

 

 

Ссылки на сайты (архив)


 

СПОРТИВНОЕ ФЕХТОВАНИЕ:


РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФЕДЕРАЦИИ ФЕХТОВАНИЯ:


ТУРНИРЫ:


ПАРАЛИМПИЙСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ:


АРТИСТИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ:


ПЕРСОНАЛЬНЫЕ САЙТЫ:


ФЕХТОВАНИЕ КАК ОНО ЕСТЬ:


ДРУГИЕ ССЫЛКИ: 

 

Ссылки


  1. Источник: Сайт Федерации фехтования России - http://rusfencing.ru/cntnt/o_fehtovan.html
  2. Спортивное фехтование - Из Википедии — свободной энциклопедии
  3. Русско-английский словарь и разговорник  http://www.rusfencing.ru/cntnt/o_fehtovan/literatura/slovari_on/teoriya_te1.html
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Понятно