«Пермский научно-образовательный центр», ООО
В соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности, образовательные организации подразделяются на типы (см. таблицу)
Тип образовательной организации |
Основная образовательная деятельность |
Дополнительная (возможная для осуществления) образовательная деятельность |
Возможные виды образовательных организаций |
Дошкольная образовательная организация
|
образовательные программы дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми
|
дополнительные общеразвивающие программы
|
ясли, детский сад
|
Общеобразовательная организация
|
образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования
|
образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения
|
начальная школа — детский сад, прогимназия, школа, гимназия, национальная гимназия, лицей, учебно-воспитательный комплекс, школа с углубленным изучением предметов, профильная школа, кадетская школа, кадетский корпус, школа-интернат
|
Профессиональная образовательная организация
|
образовательные программы среднего профессионального образования
|
основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы
|
профессиональное училище, профессиональный лицей, колледж, техникум
|
Образовательные организации высшего образования
|
образовательные программы высшего образования, а также научная деятельность
|
основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы
|
институт, академия, университет
|
Организация дополнительного образования
|
дополнительные общеобразовательные программы
|
образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения
|
учреждения дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, станции юного натуралиста, станции юного туриста, детская школа искусств; учреждения дополнительного образования взрослых
|
Организация дополнительного профессионального образования
|
дополнительные профессиональные программы
|
программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения
|
институт повышения квалификации
|
1
Утвердили обновленные ФГОС начального и основного общего образования в 2021 году (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287). В обновленные ФГОС НОО и ООО внесли ряд изменений по сравнению предыдущими стандартами. При этом разработчики стандартов не раз подчеркивали, что концептуально ФГОС «третьего» поколения и ФГОС «второго» поколения строятся на одной целевой платформе, поэтому предлагают называть ФГОС 2021 не «новыми», а «обновленными».
2
Стандарты «первого» поколения (2004 год) имели федеральный компонент со строго определенным перечнем дисциплин и их содержанием, который в обязательном порядке должен был быть выполнен, и региональный компонент, содержание которого образовательное учреждение определяло самостоятельно. Стандарты «второго» поколения (2009-2010гг.) были ориентированы на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Разработчики стандартов «третьего» поколения, декларируют, что отбор содержания в обновленном формате происходит с учетом традиционного подхода и новых требований к учебновоспитательному процессу, а также требований органов контроля к образовательным процедурам.
3
Стандарты «первого» поколения (2004 год) имели федеральный компонент со строго определенным перечнем дисциплин и их содержанием, который в обязательном порядке должен был быть выполнен, и региональный компонент, содержание которого образовательное учреждение определяло самостоятельно. Стандарты «второго» поколения (2009-2010гг.) были ориентированы на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Разработчики стандартов «третьего» поколения, декларируют, что отбор содержания в обновленном формате происходит с учетом традиционного подхода и новых требований к учебновоспитательному процессу, а также требований органов контроля к образовательным процедурам.
4
ФГОС обеспечивает -единство образовательного пространства Российской Федерации в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования; -преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. ФГОС – это нормативно-правовой документ, база для других документов! Одна из целей: родители должны понимать ожидаемый результат обучения.
5
С 1 сентября 2022 года начнут действовать обновленные ФГОС. Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Отбор содержания происходит с учетом традиционного подхода+новые требования(практикоориентированность) + требования органов контроля В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
6
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы. Четкие содержательные ориентиры. Проблема. 2020 год – исследование рабочих программ по истории Министерством Просвещения. Приняли участие 2,5 тыс. школ. Проверяли наличие в РП следующих тем во ВОв: Брестская крепость, оборона Севастополя и Одессы, Нюрнбергский процесс. 33% школ – есть все темы 45% - эти темы отсутствовали.
7
8
освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
В Федеральном государственном стандарте основного общего образования указано, что при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися ООП «должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач».
По идее разработчиков ФГОС – ученический проект станет индикатором достижения метапредметных результатов образования в контексте ФГОС
9
Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия — это и есть метаумения, которые в стандарте являются основой метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся является системно-деятельностный подход (п. 40, ФГОС НОО и п. 41, ФГОС ООО)
10
СД - это переход к построению стандартов с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
❑ Это система, нацеленная на результат.
❑ Результат может быть улучшен в том случае, если есть обратная связь.
❑ При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности
11
12
Каждый стандарт включает 3 вида требований
13
требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
требования к результатам освоения основных образовательных программ.
14
***
Цифровые технологии – это способ организации современной образовательной среды, основанный на современных технологиях (информационно-коммуникационные, телекоммуникационные, виртуальные, мультимедийные технологии), позволяющих обеспечить сбор и представление информации о различных объектах с целью обеспечения удаленного взаимодействия между ними и (или) управления ими.
Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку технических средств, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 1 ст. 16)
Информационные и компьютерные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Школьники активно пользуются интерактивной доской; все чаще начинают пользоваться электронными учебниками. В ближайшем будущем предполагается работа обучающихся на уроке с различными современными техническими средствами: не исключая смартфоны (например, по QR-коду можно заходить на сайт информационного ресурса). Для того, чтобы ученик смог легко ориентироваться в современном компьютеризированном мире, уже в начальной школе с 2009 г. были введены в учебный процесс компьютерные технологии.
Со 2-го класса в блок русский язык введено овладение клавиатурным письмом, в предмет технология - блок работы с компьютером.
В программе УУД - блок работа с информацией.
ФГОС второго поколения не устанавливал требований использования электронных средств обучения и дистанционных технологий. Теперь обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
Школа обязана создать электронную ИОС, если применяет дистанционные технологии (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО). В ней должна быть возможность формировать и хранить электронное портфолио ученика. Также она должна позволять фиксировать информацию о ходе образовательного процесса, результатах промежуточной аттестации. Электронная ИОС должна позволять выстраивать дистанционное взаимодействие между участниками образовательного процесса, проводить занятия и контрольные работы. Обеспечить работу электронной ИОС следует поручить квалифицированным сотрудникам школы, которые ее используют. Если необходимой подготовки у работников нет, можно заключить договор с другими организациями. Электронная ИОС школы Электронная ИОС должна давать больше возможностей, чем обычная.
должна обеспечивать: • доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, учебных курсов, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах (в том числе внеурочной деятельности) посредством сети Интернет; • формирование и хранение электронного портфолио обучающегося, в том числе выполненных им работ и результатов выполнения работ; • фиксацию и хранение информации о ходе образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; • проведение учебных занятий, процедуры оценки результатов обучения; • взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе посредством сети Интернет.
В электронной ИОС надо обеспечить безопасность цифровых образовательных ресурсов, защиту детей от информации, которая может навредить (Федеральные законы от 27.07.2006 № 149-ФЗ, от 27.07.2006 № 152- ФЗ, от 29.12.2010 № 436-ФЗ). Доступ к ИОС школы В свете обновленных ФГОС доступ к информационно-образовательной среде следует обеспечить каждому ученику, родителю или законному представителю. Доступ должен сохраняться в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО). Чтобы обеспечить доступ, следует назначить ответственных за него. Задача ответственного - рассказать обучающимся и родителям об ИОС школы, объяснить, как получить к ней доступ, если он свободный, и как зарегистрироваться, если авторизованный.
Индивидуальный авторизованный доступ к электронной ИОС школы.
Доступ потребуется предоставить, если школьники учатся дистанционно. Причем его нужно обеспечить не только на территории школы, но и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО). Для этого следует определить порядок, по которому школьники будут получать доступ к электронной ИОС, и назначить ответственного за него. Работнику ОО необходимо своевременно регистрировать учеников, предоставлять им логин и пароль, помогать в технических вопросах.
Скорректированы некоторые положения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования. Внесенными изменениями наименование учебного предмета «Технология» заменено на наименование «Труд (технология)».
Настоящий приказ Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования» вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Изменения во ФГОС ООО
С 1 сентября 2025 года в школах будет преподаваться учебный курс «История нашего края». Соответствующие изменения внесены в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, утвержденные Приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. N 1897, Приказом Минпросвещения от 31 мая 2021 г. N 287. Кроме этого, исключаются предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», содержание которого интегрируется в учебный курс «История нашего края». Настоящий приказ Минпросвещения России от 19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Наименование учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" на наименование "Основы безопасности и защиты Родины"
Приказ Минпросвещения России от 27.12.2023 N 1028 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2024 N 77121)
Внесены поправки с целью реализации Федерального закона от 04.08.2023 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части замены наименования учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" на наименование "Основы безопасности и защиты Родины".
Приказом Минпросвещения России от 22 января 2024 года № 31 внесены изменения в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования.
Внесенными изменениями наименование учебного предмета «Технология» заменено на наименование «Труд (технология)». Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
Обязательные требования к образованию, которые обязаны соблюдать все организации и сотрудники сферы образования.
Обязательность принятия федерального государственного образовательного стандарта была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года.
Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ всех уровней образования в РФ (предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую).
В основу разработки Стандартов положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования.
Первое поколение ФГОС: были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат; во главу угла ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.
Второе поколение ФГОС: разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных действий, то есть способности обучающихся самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности.
Третье поколение ФГОС (обновленных ФГОС) началось ещё весной 2018. Новые ФГОС утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020-го обновились все школьные программы. Окончательный переход на новые ФГОС произошёл в сентябре 2021 года.
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.
Позиция сравнения
|
Первое поколение ФГОС
|
Второе поколение ФГОС
|
---|---|---|
Знание
|
Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают
|
Ученик активно участвует в процессе получения знаний
|
Обучение
|
Система знаний как бы существует в вакууме
|
Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни
|
Учение
|
Односторонняя комуникация учитель → ученик
|
Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу
|
Сотрудничество
|
Единоличное руководство учителя
|
Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения
|
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что министерство просвещения РФ утвердило дополнения к федеральным государственным образовательным стандартам начального и общего образования. Он пояснил, что эти изменения призваны помочь ученикам в развитии soft skills - "надпрофессиональных" навыков, помогающих решать карьерные задачи и хорошо выполнять работу.
В новые ФГОС начального и основного общего образования - приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287 - внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами.
При этом разработчики стандартов не раз подчеркивали, что концептуально ФГОС «третьего» поколения и ФГОС «второго» поколения строятся на одной целевой платформе, поэтому предлагают называть ФГОС 2021 не «новыми», а «обновленными».
Проект нового ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года. Обновленные стандарты коснулись детей, которые пошли в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
1
2
3
Переход школ на обновленные ФГОС осуществляется в следующие сроки:
Ознакомьтесь с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) соответствующего уровня образования и программой учебного предмета. Изучите содержание, цели и задачи предмета, предметные результаты, основные темы и требования к оценке знаний. Список документов для изучения представлен ниже.
Рассмотрите основную образовательную программу школы, которая разработана на основе ФГОС и федеральной рабочей программы. Изучите ее структуру, основные принципы и цели образовательного процесса, а также рекомендации по организации учебного процесса и оценке успеваемости учащихся.
Учитывайте потребности и особенности учащихся, адаптируя содержание и методы обучения в рабочей программе. Учтите разнообразные методы и подходы к обучению, используйте различные формы работы (лекции, практические занятия, проекты, исследования, групповые и индивидуальные задания и т.д.).
Определите последовательность и структуру тем и разделов в рабочей программе. Распределите учебный материал по времени, учитывая общий объем часов, предусмотренных программой, и возможности школьного расписания.
Составьте план учебного процесса, включая темы, цели и задачи занятий, методы обучения, использование учебников, пособий, дополнительных материалов и информационно-коммуникационных технологий. Определите критерии оценки и способы контроля успеваемости учащихся.
Учтите возможность сотрудничества с коллегами при разработке рабочей программы. Обсудите идеи, методы и подходы с другими преподавателями, чтобы обогатить программу и обеспечить ее согласованность с общими целями и подходами школы.
Регулярно рефлексируйте и анализируйте результаты обучения, вносите коррективы в рабочую программу, если необходимо, и совершенствуйте ее на основе опыта и обратной связи от учащихся.