В контексте междисциплинарного и социально-гуманитарного осмысления социализации личности и совершенствования новых компетентностей в инновационном образовательном пространстве Blended Learning (смешанное обучение) рассматривается как интегрированная модель цифровой и личностной коммуникации и образования на уровне Future Human-centric Phygital и Digital education. Главная задача Blended Learning как смешанного обучения состоит в создании проблемного инновационного учебного пространства для понимания глубинных сущностей процесса обучения и познания. Blended Learning — «это интегрированная среда коммуникации на стыке цифрового и физического пространств, это образовательная технология, совмещающая обучение с участием преподавателя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающая элементы самостоятельного контроля времени, места и темпа обучения»
Микс цифрового и нецифрового активно используется в образовании. Гибридное обучение, смешанное, хайфлекс — все это форматы организации учебного процесса, порождения эпохи фиджитал, отличающиеся лишь образом взаимодействия реальности и технологий. Разберем подробнее каждый формат и обозначим их различия.
Процессы цифровизации идут полным ходом, но вариантов сочетания онлайна и офлайна довольно много уже сейчас. Так, в 2021 году в образовательной среде стали популярными понятия гибридного и смешанного обучения.
В смешанном присутствуют два компонента: обучение онлайн и обучение в классе, но основной фокус — на очных занятиях. Онлайн используется в основном для асинхронных заданий, когда обмен информацией между преподавателем и учениками отсрочен по времени (это прохождение электронных курсов и тестирований, выполнение упражнений, создание интерактивных презентаций) или для домашней работы. Пример такого обучения — перевернутый класс: дома школьники изучают теорию, в том числе используя цифровые технологии, а в школе с преподавателем и другими ребятами отрабатывают практические навыки и задают вопросы, если что-то осталось неясным.
При гибридном обучении онлайн занятия и урок в классе происходят в одно и то же время. Например, сам учитель находится с ребятами, но параллельно к занятию присоединяются ученики онлайн.
Есть еще «хайфлекс» (HyFlex) — гибкое гибридное обучение. Этот формат характерен для высшего образования: все занятия проводятся параллельно очно и онлайн, но по желанию их можно посмотреть в любое другое время. Учащиеся сами решают, в каком формате участвовать и выполнять задания. [>>>]